Административные правонарушения в области связи и информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 08:18, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена растущим количеством и разновидностью правонарушений в области связи и информации и, соответственно, возросшим вниманием законодателя к упорядочению общественных отношений в данной области.
Рассмотренные в данной работе вопросы позволяют сформулировать причины, препятствующие эффективному применению статьи 13.20 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………… ………1
Глава I. Административные правонарушения и
административная ответственность

1. Понятие, признаки и состав административного правонарушения………7
2. Понятие, признаки и основания административной ответственности…….20
3. Цели, функции и стадии административной ответственности……………..27
Глава II. Административная ответственность за
административные правонарушения в области связи и информации
1. Общая характеристика составов административных правонарушений в области связи и информации……………………………………………………30
2. Теоретические и практические аспекты применения статьи 13.20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, предусматривающей ответственность за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов…………..37
Заключение………………………………………………………………………..54
Библиографический список……………………………………….......................58

Файлы: 1 файл

Административные правонарушения в области связи и информации (диплом) .doc

— 289.50 Кб (Скачать)

            Поэтому при составлении  протокола об административном правонарушении в организации ссылка на «Основные  правила работы архивов организаций» не корректна, поскольку они не имеют юридической силы.

            В соответствии с  Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении  в Конституционный Суд Российской Федерации» нормативный правовой акт - «это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм».

            На основании  п. 1 «Правил подготовки нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (в ред. от 17.03.2009 № 242) (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009) нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

            В пп. «б» п.12 Приказа  от 4 мая 2007 г. № 88 Министерства юстиции  Российской Федерации «Об утверждении  разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» ("Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 23, 04.06.2007) государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего нормативный правовой акт.

            Таким образом, при  составлении протоколов об административном правонарушении на «Основные правила  работы архивов организаций» можно  ссылаться как на нормативный  правовой акт, устанавливающий правила  хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, только после их регистрации в Министерстве юстиции РФ.

            Среди причин, снижающих  эффективность применения статьи 13.20 КоАП РФ, необходимо выделить размер административного  штрафа, который по сути имеет декларативный характер.

            К примеру, КоАП РФ за порубку леса, самовольное выкапывание  в лесах кустарников (ст. 8.28 КоАП РФ) предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. В тоже время размер административного штрафа за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20 КоАП РФ) предусмотрен  для граждан в размере от ста до трехсот рублей; для должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей. Получается, что кустарник важнее архивного документа, с помощью которого гражданин мог бы реализовать свое конституционное право.

            Согласно п. 59 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы  о административных правонарушениях  уполномочены должностные лица органов, уполномоченных в области управления архивным фондом. Перечень должностных  лиц, уполномоченных составлять протоколы  об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.20 КоАП РФ, установлен Приказом Росархива от 18 февраля 2002 г. N 18 "Об организации работы архивных органов по реализации Федерального закона "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в ред. Приказа Росархива от 25 марта 2002 г. N 25)  Российская газета. N 44. 2002. 13 марта; N 57. 30 марта.

            Данный приказ установил  перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.20, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 Кодекса:

            - руководитель  Федеральной архивной службы  России, его заместители;

руководители  структурных подразделений Федеральной  архивной службы России, их заместители;

            - руководители  архивных органов субъектов Российской  Федерации, их заместители;

            - руководители  структурных подразделений архивных  органов субъектов Российской  Федерации, их заместители.

            На практике в  полномочия руководителя не входит непосредственная работа с организациями. Только специалисты органов управления архивным делом, архивных учреждений, которые курируют организации-источники комплектования,  непосредственно выявляют  правонарушения. Но в их полномочия не входит осуществление функции по наложению административных взысканий за административные правонарушения в области архивного дела. К тому же количество организаций-источников комплектования в крупных субъектах Российской Федерации составляет 3-4 тысячи организаций.

            Одной из причин, тормозящих активное применение административного законодательства в области архивного дела можно назвать сложный процедурный порядок применения административного законодательства. Так, например, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ст. 28.5 КоАП РФ),  направление протокола судье – в течение суток с момента составления протокола (п.1 ст.28.8 КоАП РФ). Для территорий, имеющих архивные учреждения, отдаленные от центра на расстоянии тысяч километров, вопрос соблюдения установленных Кодексом сроков составления протоколов проблематичен.

            Практика создания в составе ряда  уполномоченных органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации в области  архивного дела специализированных подразделений, свидетельствует о становлении одного из действенных направлений совершенствования контроля за состоянием хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, но в целом проблему не решает.

            Особую категорию  организаций-источников комплектования архивных учреждений, которую сложно привлечь к административной ответственности  за нарушение правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, составляют негосударственные организации.

            Государственные и  муниципальные архивы работают с  негосударственными организациями  по договору. Как правило, негосударственные  организации расторгают договоры сотрудничества с архивами при попытке архива настоять на соблюдении правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов. К тому же правила носят для негосударственных организаций рекомендательный характер.

            Поэтому определенным достижением можно считать появление  в кодексе Российской Федерации  об административных правонарушениях  статьи 13.25., предусматривающую ответственность негосударственных структур за нарушение требований законодательства о хранении, принадлежащих им документов (введена в КоАП РФ Федеральным законом от 09.02.2009 N 9-ФЗ).

            В число субъектов  правоотношения в статью 13.25 КоАП РФ включены акционерные общества, профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированный депозитарий акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда.

            Гипотеза статьи 13.25 КоАП РФ указывает на наступление  ответственности не за нарушение  правил хранения документов (ст. 13.20), а  нарушение обязанности негосударственных организаций хранить документы, а также порядка и сроков хранения документов.

            Обязанность негосударственных  организаций хранить архивные документы  установлена в Законе Закон Российской Федерации от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах (с изм., внесенными Федеральными законом от 30.12.2008 N 306-ФЗ)   "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 1 и Законе Российской Федерации 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» "Собрание законодательства РФ", 16.02.1998, N 7, ст. 785.

            Законами установлен перечень документов,  подлежащих  хранению по месту нахождения исполнительного  органа акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью в  порядке и в течение сроков, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. К таким документам вышеназванным законом отнесены договор о создании общества; устав общества, документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе; внутренние документы общества; положение о филиале или представительстве общества; годовые отчеты; документы бухгалтерского учета и отчетности; протоколы общих собраний акционеров, списки аффилированных лиц общества и др.

            Хотя эти документы и не будут поступать на хранение в архивы, примечательно внимание законодателя к вопросам обеспечения сохранности документов негосударственных организаций.

      Необходимо  упомянуть о сложности привлечения  к административной ответственности  арбитражных управляющих, так как законодательством Российской Федерации не установлен срок исполнения конкурсным управляющим обязанностей по передаче документов организации на хранение в архивы. Кроме того, как показывает практика, на этой стадии часть документов организации уже утрачена или повреждена, а должностные лица организации, допустившие нарушения архивного законодательства, уже отсутствуют.  

      Таким образом, можно сформулировать причины, препятствующие эффективному применению уполномоченными органами управления архивным делом субъектов  статьи 13.20 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов:

      - ограниченный круг лиц, уполномоченных  составлять протоколы;

      - незначительный размер административного штрафа;

      - отсутствие на федеральном уровне  нормативного правового акта, устанавливающего  правила хранения, комплектования, учета и использования архивных  документов для организаций;

      - отсутствие в числе субъектов,  подлежащих административной ответственности, юридических лиц;

      - низкая правовая культура в  отношении документационного обеспечения  управления и архивного дела.

      Учитывая  вышеизложенное, в целях обеспечения  защиты прав и законных интересов  граждан, совершенствования правового регулирования в указанной сфере, считаю возможным рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в КоАП РФ по следующим пунктам:

      - включить в число субъектов,  подлежащих административной ответственности  по статье 13.20 КоАП РФ, юридических  лиц.

      - увеличить размер административного  штрафа за правонарушения по  статье 13.20 до размеров, установленных  в статье 13.25 КоАП РФ (для должностных  лиц в размере от двух тысяч  пятисот до пяти тысяч рублей; для юридических лиц - от двухсот  тысяч до трехсот тысяч рублей).

      - включить в число лиц, уполномоченных  составлять протоколы об административных  правонарушениях, кроме должностных  лиц органов, уполномоченных в  области управления архивным  фондом, специалистов  органов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.

      Научной разработке проблем административных правонарушений посвящены работы российских ученых Агапова А.Б., Алехина А.П., Бахраха Д.Н., Додина Е.В., Зацепиной  Е.М., Кармолицкого А.А., Козлова Ю.М., Конина Н.М., Овсянко Д.М, Попова Л.Л.,  Салищевой Н.Г., Тимошенко И.В., Хатовой Ж.М.

      Статья 2.1. Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях  определяет административное правонарушение как «противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

      Понятие административного правонарушения раскрывается через его основные юридические признаки, такие, как  противоправность, виновность и наказуемость и общественная опасность деяния (или вредоносность).

Информация о работе Административные правонарушения в области связи и информации