Административные правонарушения в области связи и информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 08:18, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена растущим количеством и разновидностью правонарушений в области связи и информации и, соответственно, возросшим вниманием законодателя к упорядочению общественных отношений в данной области.
Рассмотренные в данной работе вопросы позволяют сформулировать причины, препятствующие эффективному применению статьи 13.20 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………… ………1
Глава I. Административные правонарушения и
административная ответственность

1. Понятие, признаки и состав административного правонарушения………7
2. Понятие, признаки и основания административной ответственности…….20
3. Цели, функции и стадии административной ответственности……………..27
Глава II. Административная ответственность за
административные правонарушения в области связи и информации
1. Общая характеристика составов административных правонарушений в области связи и информации……………………………………………………30
2. Теоретические и практические аспекты применения статьи 13.20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, предусматривающей ответственность за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов…………..37
Заключение………………………………………………………………………..54
Библиографический список……………………………………….......................58

Файлы: 1 файл

Административные правонарушения в области связи и информации (диплом) .doc

— 289.50 Кб (Скачать)

      Длящимся  административным проступком является длительное невыполнение требований правовой нормы в виде действия или бездействия. Например, это хранение и ношение охотничьего огнестрельного ружья без соответствующего разрешения органов внутренних дел или с разрешением, срок действия которого истек; ведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности в пограничной зоне без разрешения органов пограничной службы.

      Субъектами административного правонарушения являются как физические лица, так и юридические лица. Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16 лет граждане России. Специальным субъектом административного проступка выступают должностные лица, родители несовершеннолетних детей, находящиеся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства. Особым субъектом административного правонарушения являются военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, которые за административные проступки несут ответственность по дисциплинарным уставам и другим нормативным актам.

      Среди физических лиц различаются граждане России (государственные и муниципальные  служащие, должностные лица, руководители юридических лиц или их собственники и другие категории граждан, с  учетом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состояния здоровья, принадлежности к религиозным объединениям), иностранные граждане, лица без гражданства и другие категории физических лиц, являющиеся субъектами административного правонарушения. Для отдельных категорий физических лиц эти факторы обусловливают дополнительные основания при привлечении их к административной ответственности, для других - ограничение мер применения административной ответственности. К первой категории физических лиц применимы дополнительные основания, усиливающие меру административной ответственности. К ним можно отнести должностных лиц, водителей транспортных средств, работников торговли и др. Например, некоторые должностные лица становятся субъектами административной ответственности за несоблюдение установленных правил, обеспечение которых входит в их служебные обязанности. При этом они несут административную ответственность за действия или бездействия свои и подчиненных им лиц. За остальные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях. Вторая категория физических лиц включает военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, беременных женщин, женщин, имеющих малолетнего ребенка, инвалидов I и II групп, несовершеннолетних (не достигших 18 лет). Для этой группы существует законодательное ограничение мер применения административной ответственности. Субъект административного правонарушения не всегда подлежит административной ответственности. Военнослужащие срочной службы за ряд административных правонарушений привлекаются к дисциплинарной ответственности (ст. 2.5). Следовательно, круг субъектов административного правонарушения и круг субъектов административной ответственности не совпадают.

      Субъективная  сторона административного правонарушения - это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Вина в форме умысла или неосторожности является обязательным признаком административного правонарушения (ст. 2.2.). Действуя с умыслом, правонарушитель сознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий противоправного результата и желает его наступления (прямой умысел) или не желает, но предвидит и сознательно его допускает либо относится к нему безразлично - косвенный умысел. Таким образом, правонарушитель подлежит административной ответственности только за совершение тех общественно опасных действий или бездействия и их вредные последствия, в отношении которых установлена его личная вина.

      Содержание умышленной вины определяется характером административного правонарушения, состав которого может быть формальным или материальным. Формальным признается такой состав административного правонарушения, который не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо общественно опасного, вредного последствия. Констатируется лишь факт нарушения того или иного правила, например нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм, нарушение правил водопользования. Поэтому умышленная вина при формальных составах охватывает своим содержанием осознание нарушителем лишь общественной опасности, противоправности совершенного им действия или бездействия, что для правоприменителя, а также большинства граждан обычно является вполне очевидным. Таким образом, в подобных случаях отношение виновного к последствиям правонарушения (предвидит их или не предвидит, желает наступления последствий или не желает) остается за рамками формального состава.

      Материальный  состав административного правонарушения включает в себя помимо противоправного действия или бездействия обязательное наступление в результате их совершения общественно опасных (вредных) последствий (например, мелкое хищение, которое влечет для собственника материальные потери, нарушение водителями правил дорожного движения). В связи с этим умышленная вина предполагает осознание (понимание) нарушителем не только общественной опасности и противоправности содеянного, но и возможности наступления вредных последствий его действия либо бездействия.

      Административный  проступок может быть совершен и  по неосторожности. Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслия  и небрежности. Легкомыслие состоит  в том, что лицо предвидит возможность  наступления противоправного результата, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить. Например, водитель автомашины, подъезжая на большой скорости к перекрестку, рассчитывал остановить машину при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный свет.

      Небрежность состоит в не предвидении возможности  противоправных последствий, хотя при  данных обстоятельствах лицо должно было и могло их предвидеть. Административное правонарушение, совершенное по неосторожности, является менее опасным по сравнению  с правонарушением, совершенным умышленно.

      Неосторожную  вину необходимо отличать от невиновного  причинения вреда, когда лицо не должно было и не могло предвидеть общественно  опасные (вредные) последствия своих  действий, при этом административная ответственность лица не наступает.

      Субъективную  сторону наряду с умыслом и  неосторожностью могут характеризовать  мотив и цель правонарушения. Они  иногда включаются в конкретные статьи Кодекса об административных правонарушениях  и тогда становятся признаками состава, обязательными для признания того или иного действия или бездействия административным правонарушением. Цель выступает в качестве признака состава, а ее отсутствие исключает возможность признания названных действий административными правонарушениями. В иных случаях, когда в КоАП или в других законах упоминание о конкретных целях и мотивах отсутствует, эти признаки должны учитываться правоприменителем при определении вида и размера административного наказания, назначаемого виновному лицу. 
 

    2. Понятие, признаки и основания

    административной  ответственности

      Юридический словарь определяет административную ответственность как самостоятельный  вид юридической ответственности  физических и юридических лиц, установленной  законодательными актами в целях  защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций, охраны природных ресурсов, всех форм собственности, безопасности, охраны общественного порядка, а также порядка осуществления государственной власти.

      В данном определении анализируемое  понятие рассматривается как один из видов юридической ответственности, где субъектами могут выступать как физические, так и юридические лица. Кроме этого, указывается, что административная ответственность устанавливается законами и направлена на охрану различных объектов: собственности, общественного порядка, прав и свобод граждан.

      КоАП  РФ не акцентирует внимание на особенностях административной ответственности, дающих возможность отграничить ее от иных видов юридической ответственности, можно лишь догадаться, что под административной ответственностью понимается результат совершения административного правонарушения (ст. 2.1. КоАП РФ).

      Разработка  определения понятия «административная  ответственность» является одной из актуальных проблем современной  науки административного права. Принимая во внимание сложность проблемы, исследователи предпринимают попытки осмысления и обобщения точек зрения, касающихся понятия юридической ответственности.

      Д.Н. Бахрах определяет административную ответственность  как «особый вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением)»1.

      По  мнению, Л.Л. Попова «административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение»2.

      С вышеуказанными точками зрения согласен И.В. Тимошенко: «Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней и которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение (административный проступок)»3.

      В.С. Четвериков рассматривает административную ответственность как «применение  судьей, уполномоченным органом или  должностным лицом установленных  государством мер административного наказания на основании закона и в порядке, определяемом законом к физическим и юридическим лицам за административные правонарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, а также осознанная готовность виновного лица понести это наказание»4.

      Н.М. Конин полагает, что «административная  ответственность - разновидность правовой ответственности, предусмотренной  законодательством за совершенное  административное правонарушение и  связанной с применением административных наказаний (санкций). Как основная форма и наиболее распространенный вид административного принуждения она имеет свои цели и определенное предназначение в общей системе правовой ответственности»1.

      Свое  понимание этого вопроса выдвигает Д.М. Овсянко, считающий, что административная ответственность - это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного наказания к гражданам, а в соответствующих случаях и к организациям за нарушение законности и государственной дисциплины2.

      Таким образом, в отечественной юридичекой литературе не сложилось общего представления  о юридической ответственности. В российской научно-исследовательской  и учебной литературе рассматривают юридическую ответственность в одних случаях как предусмотренную правовыми нормами обязанность претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, в других - это мера государственного принуждения за совершенное правонарушение, связанная с претерпеванием лишений личного или имущественного характера. Самое упрощенное представление о юридической ответственности сводится к необходимости применения предусмотренных законом мер в установленном порядке. Представленные подходы отнюдь не взаимоисключают друг друга, более того, даже согласуются, поскольку отражают различные аспекты природы юридической ответственности.

      Поскольку административная ответственность  представляет собой вид юридической  ответственности, то, с одной стороны, ей присущи все признаки последней, а, с другой стороны, она обладает определенными отличиями от прочих видов юридической ответственности.

      Как разновидность юридической ответственности  административная ответственность  обладает всеми признаками, присущими юридической ответственности в целом:

      - представляет собой меру государственного  воздействия (принуждения);

      - наступает при совершении правонарушения  и наличии вины;

      - применяется компетентными органами  и должностными лицами;

      - состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;

      - применяемые санкции строго определены  законом.

      В то же время выделяются следующие  характерные черты и основные отличительные признаки административной ответственности в сопоставлении  с другими видами юридической  ответственности:

      1) Административная ответственность  имеет собственную нормативно-правовую  основу, отличную от нормативно-правовых  основ других видов ответственности,  а ее нормы образуют самостоятельный  институт административного права.

      2) Административная ответственность устанавливается законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Другие виды ответственности устанавливаются: уголовная - только законами; дисциплинарная - законодательством о труде, а также законами, подзаконными актами, устанавливающими особенности положения отдельных категорий работников; материальная - законодательством о труде, гражданским законодательством и, в отдельным случаях, нормами административного права.

Информация о работе Административные правонарушения в области связи и информации