Административные правонарушения в области связи и информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 08:18, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена растущим количеством и разновидностью правонарушений в области связи и информации и, соответственно, возросшим вниманием законодателя к упорядочению общественных отношений в данной области.
Рассмотренные в данной работе вопросы позволяют сформулировать причины, препятствующие эффективному применению статьи 13.20 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………… ………1
Глава I. Административные правонарушения и
административная ответственность

1. Понятие, признаки и состав административного правонарушения………7
2. Понятие, признаки и основания административной ответственности…….20
3. Цели, функции и стадии административной ответственности……………..27
Глава II. Административная ответственность за
административные правонарушения в области связи и информации
1. Общая характеристика составов административных правонарушений в области связи и информации……………………………………………………30
2. Теоретические и практические аспекты применения статьи 13.20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, предусматривающей ответственность за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов…………..37
Заключение………………………………………………………………………..54
Библиографический список……………………………………….......................58

Файлы: 1 файл

Административные правонарушения в области связи и информации (диплом) .doc

— 289.50 Кб (Скачать)

      3) Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения. Основаниями других видов ответственности являются: уголовной - совершение преступления; дисциплинарной - совершение дисциплинарного проступка; материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.

      4) К административной ответственности  привлекают органы, которые являются  субъектами функциональной власти.

      5) К ней привлекаются индивидуальные  субъекты и юридические лица.

      6) Санкции (то есть меры юридической  ответственности за правонарушение), предусмотренные за административные правонарушения, - административные взыскания. Санкции при других видах ответственности: за преступления - уголовные наказания; за дисциплинарные проступки -дисциплинарные взыскания; при материальной ответственности - имущественные санкции.

      Административные  взыскания применяются весьма широким  кругом уполномоченных органов и  должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а  также судами (судьями). При других видах ответственности применяются: уголовные наказания - только судом; дисциплинарные взыскания - наделенными дисциплинарной властью органами (администрацией) и должностными лицами, в пределах их компетенции; имущественные санкции, как мера материальной ответственности, - судами общей юрисдикции и арбитражными судами и, в отдельных случаях, в административном порядке.

      Административные  взыскания налагаются уполномоченными  органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. Дисциплинарные взыскания и меры материальной ответственности применяются к работникам в основном в порядке их подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом.

      Применение  административного взыскания не влечет за собой судимости и увольнения с работы, а лицо, к которому оно  применено, считается имеющим административное взыскание только в течение установленного срока. При других видах ответственности: лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым до погашения или снятии судимости; в число дисциплинарных взысканий включено увольнение с работы, а лицо, к которому применено дисциплинарное взыскание (кроме увольнения), считается имеющим его только в течение установленного срока.

      Дела  об административной ответственности  рассматриваются, и административные взыскания налагаются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях, т.е. существует особый порядок привлечения к административной ответственности. При других видах ответственности: уголовные дела - в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные дела - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

      Основаниями административной ответственности  следует считать совокупность факторов, наличие которых может повлечь  за собой данный вид юридической  ответственности1.

      Анализ  признаков административной ответственности  позволяет выделить три ее основания:

      - нормативное: систему норм, регулирующих  ее;

      - фактическое: деяния конкретного  субъекта, нарушающие правовые предписания,  охраняемые административными санкциями  (административное нарушение);

      - процессуальное: акт компетентного  субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение.

      Для наступления реальной ответственности  необходимо, чтобы были все три  основания и именно в такой  последовательности. Прежде всего должна быть норма, устанавливающая обязанность  и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание - противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленный законом порядке вправе определить взыскание за административное правонарушение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Цели, функции и  стадии административной  ответственности 

      Цель  административной ответственности  опосредуется через функции, которые  она выполняет: превентивную (или  предупредительно-воспитательную), репрессивную (именуемую еще карательной или  штрафной) и сигнализационную1.

      Превентивная функция призвана осуществлять общее предупреждение правонарушений, то есть побуждать субъектов права к соблюдению и уважительному отношению к закону; ее неотъемлемой частью является нравственная перестройка личности, в основе которой лежит моральное воздействие на субъекта правоотношения, предотвращающее его противоправное поведение. Репрессивная функция проявляется в тех неблагоприятных последствиях, которые выражены в санкциях правовых норм и которые должен претерпевать правонарушитель в силу совершенного им противоправного деяния. Сигнализационная функция находит свое отражение при характеристике правонарушителя. Так, например, продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, либо повторное в течение года совершение однородного административного правонарушения лицом, ранее уже привлекавшимся к административной ответственности, являются обстоятельствами, отягчающими административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ), и сигнализируют о необходимости применения наиболее строгих мер административного наказания к виновному лицу.

      Еще одну функцию юридической ответственности - восстановительную, понуждающую правонарушителя  к правомерному поведению - выделяет Д.А. Липинский1.

      Некоторые авторы, например А.Б. Агапов,  выделяют и такую функцию административной ответственности, как создание предпосылок  ограничения последствий вреда  возможного правонарушения - ограничительная  функция: она проявляется в самом  характере и свойствах таких мер административного наказания, как лишение специального права, административный арест, административное выдворение2.

      В то же время, цели административной ответственности  можно определить и через цели административного наказания как  меры этой ответственности. А данные цели имеют предупредительную и профилактическую направленность, о чем прямо сказано в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ: «Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами». Можно сказать, что профилактическая (предупредительно-воспитательная) функция административной ответственности в настоящее время выводится законодателем на передний план.

      Рассматривая  юридическую, в том числе и  административную ответственность  как некое материальное охранительное  отношение, можно сделать вывод  о том, что это правоотношение, являясь по своей природе длящимся, имеет определенные стадии своего развития. Причем за основу выделения определенных стадий юридической ответственности следует брать соотношение степени познания совершенного правонарушения уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами и изменений, происходящих в правовом статусе правонарушителя (т. е. в объекте правоотношения ответственности).

      В этой связи различные авторы выделяют свои концепции о стадиях юридической  ответственности. Основное различие в  этих концепциях состоит в том, что их авторы по-разному определяют момент возникновения правоотношения ответственности, и если их объединить воедино, то наиболее уместное деление административной, как и любой другой юридической ответственности, на отдельные самостоятельные стадии будет, пожалуй, следующим1

      - стадия возникновения юридической  ответственности (начинается с  момента совершения правонарушения  и длится до момента обнаружения  его должностными лицами компетентных  государственных органов);

      - стадия конкретизации юридической  ответственности (начинается с момента обнаружения правонарушения должностными лицами компетентных органов государства и заканчивается вступлением в законную силу акта применения права, признающего факт правонарушения, совершенного конкретным лицом);

      - стадия реализации юридической ответственности (начинается с момента вступления в законную силу правоприменительного акта государственного органа, признающего факт совершения правонарушения конкретным лицом, и заканчивается моментом окончания исполнения наказания (взыскания). 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Административная ответственность  за административные правонарушения в  области связи  и информации 

  1. Общая характеристика составов административных правонарушений в области связи  и информации
 

      Глава 13 КоАП РФ посвящена административным правонарушениям в области связи и информации. Можно предположить, что законодатель объединил в одной главе два различных понятия «связь» и «информация» потому, что развитие информационных процессов в обществе в определенной мере зависит от их технической обеспеченности, в том числе средствами связи.

      Статьи 13.1.-13.9, 13.24 перечисляют составы правонарушений в области связи.  Закон Российской Федерации от 7 июля 203 года № 126-ФЗ «О связи» не содержит законодательно закрепленного  понятия «связь». Можно сказать, что связь является составной частью хозяйственной и социальной инфраструктуры страны. Связь функционирует как системный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения потребности населения, органов государственной власти, хозяйствующих субъектов и иных юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи.

      Отношения в области связи регулируются как Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи», так и нормативными правовыми актами Правительства  РФ и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.

      Согласно  Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области  связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 110  государственный надзор за деятельностью  в области связи осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций непосредственно и через свои территориальные органы.  Федеральная служба по надзору в сфере связи находится в ведении Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации.

      «Перечень должностных лиц Федеральной  службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных  органов, уполномоченных составлять протоколы  об административных правонарушениях»  в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, в сфере телевизионного вещания и радиовещания, в сфере связи и информационных технологий утвержден приказом от 7 апреля 2009 г. N 52 Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.  Перечень включает в себя, кроме руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и его заместителей, начальников управлений и их заместителей, начальников отделов и их заместителей, главных государственных инспекторы, старшие государственные инспекторы, государственные инспекторов, других должностных лиц, в обязанности которых входит осуществление государственного контроля и надзора. В территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в перечень таких ли включены руководитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и его заместители;

начальники  отделов и их заместители, главные государственные инспекторы, старшие государственные инспекторы, государственные инспекторы, другие должностные лица, в обязанности которых входит осуществление государственного контроля и надзора.

      В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»  возмездное оказание услуг связи  возможно только на основе лицензии, которая  может быть выдана на срок от трех до двадцати пяти лет. Лицензированию подлежит, к примеру, использование радиочастотного спектра, оказание услуг связи для целей телевизионного вещания, радиовещания. В случае отсутствия лицензии оказание на услуги связи оказание любых услуг связи физическим и юридическим лицам подпадают под статью 171 Уголовного кодекса РФ, а именно «Незаконное предпринимательство».

      Пользователь  услуги связи может установить узел проводного вещания и подключить к нему оконечное оборудование только при  наличии специального разрешения уполномоченных  органов. Это обстоятельство имеет значение при квалификации составов, указанных в статьях 13.1, 13.2 КоАП РФ.

      В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ "О  связи" для обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации все средства связи подлежат обязательной сертификации на соответствие установленным стандартам и техническим требованиям технических регламентов, разрабатываемых в соответствии со ст. 9  Федеральным законом 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Информация о работе Административные правонарушения в области связи и информации