Административные правонарушения в области связи и информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 08:18, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена растущим количеством и разновидностью правонарушений в области связи и информации и, соответственно, возросшим вниманием законодателя к упорядочению общественных отношений в данной области.
Рассмотренные в данной работе вопросы позволяют сформулировать причины, препятствующие эффективному применению статьи 13.20 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………… ………1
Глава I. Административные правонарушения и
административная ответственность

1. Понятие, признаки и состав административного правонарушения………7
2. Понятие, признаки и основания административной ответственности…….20
3. Цели, функции и стадии административной ответственности……………..27
Глава II. Административная ответственность за
административные правонарушения в области связи и информации
1. Общая характеристика составов административных правонарушений в области связи и информации……………………………………………………30
2. Теоретические и практические аспекты применения статьи 13.20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, предусматривающей ответственность за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов…………..37
Заключение………………………………………………………………………..54
Библиографический список……………………………………….......................58

Файлы: 1 файл

Административные правонарушения в области связи и информации (диплом) .doc

— 289.50 Кб (Скачать)

      Ведомственное хранение архивных документов  - хранение архивных   документов  в ведомственных  архивах,  осуществляемое государственными и муниципальными организациями  в течение периода, установленного нормативными документами.

      Депозитарное  хранение архивных документов - хранение  в архиве, музее,  библиотеке  архивных документов Архивного фонда Российской Федерации на условиях,  определяемых договором между собственником  документов и соответствующим архивом,  музеем,  библиотекой,  с сохранением за  собственником права собственности на  архивные    документы.

      Комплектование архива - это систематическое пополнение  архива документами в   соответствии   с   его профилем  и действующим законодательством.

      Учет архивных документов - это установление  количества  и состава архивных документов  в единицах учета и фиксация принадлежности  каждой  единицы учета к определенному комплексу и общему их количеству в учетных документах.

      Использование архивных документов означает применение  информации архивных   документов в культурных, научных, политических, экономических целях и для обеспечения законных  прав  и  интересов граждан.

            Хранение, комплектование, учет и использование архивных документов осуществляют государственные архивы (федеральные архивы, архивы субъектов), муниципальные архивы, а также архивы, созданные организациями всех форм собственности для хранения документов, откладывающихся в их деятельности.

            Субъектами правонарушений в составе правонарушения по статье 13.20 КоАП РФ являются:

            - граждане, достигшие 16 лет (например, пользователи архивных документов, пользующиеся услугами читальных залов архивных учреждений);

            - должностные лица (например, руководители организаций, осуществляющих временное хранение архивных документов; руководители архивных учреждений).

            Статья 13.20 КоАП РФ не предусматривает ответственности  юридических лиц за нарушение  правил хранения, комплектования, учета  и использования архивных документов. В данном случае законодатель не предусмотрел, что решения, нарушающие архивное законодательство, могут приниматься коллективно, например советом директоров или экспертной комиссией организации.

            В соответствии со статьей 2.4. КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать «лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».

            Учитывая содержание понятий «организационно-распорядительные функции» и «административно-хозяйственные  функции», которыми наделяется должностное лицо, можно сделать вывод о том, что специалист организации, нарушивший правила хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, не будет являться субъектом административного правонарушения. При наличии состава административного правонарушения административную ответственность будет нести должностное лицо - руководитель организации1.

            С субъективной стороны правонарушения по статье 13.20 КоАП РФ могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

            Например, пользователь архивных документов, работая в читальном зале, умышленно вырвал страницу из просматриваемого архивного дела. Неосторожность присутствует в действиях делопроизводителя организации, который неправильно определил срок хранения документа и включил его в акт о выделении документов временного хранения к уничтожению, в результате чего документ постоянного хранения был уничтожен.

            С появлением в 2002 году Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях  в ряде субъектов Российской Федерации  деятельность архивных учреждений по реализации статьи 13.20 КоАП РФ предусматривает следующий порядок. Факты нарушения правил хранения, комплектования, учета и использования документов выявляются сотрудниками архивных учреждений, как правило, в ходе комплексных и тематических проверок в организациях-источниках комплектования государственных и муниципальных архивов.

            При установлении факта нарушения об этом письменно  информируется руководитель организации, указывается конкретное нарушение, предлагаются меры по его устранению, указывается срок устранения выявленного нарушения. Затем сотрудниками соответствующих архивов проводится проверка работы по устранению выявленных недостатков по истечении указанного срока. В случае неисполнения выявленных недостатков архивные учреждения информируют об этом письменно орган управления архивным делом субъекта Российской Федерации. Руководитель органа управления архивным делом или его заместитель направляет руководителю организации письменное предписание по устранению выявленных нарушений. Если предписание не исполняется в установленный срок, то составляется протокол об административном правонарушении.

            Такой схеме сотрудничества архивов с организациями предшествовал  подготовительный этап: рассылка информационных писем с разъяснением ответственности за нарушение правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, проведение семинаров-совещаний с работниками ведомственных архивных, экспертных и делопроизводственных служб организаций, мониторинг сложившейся ситуации.

            Таким образом, принятие превентивных мер в некоторой  степени оказало положительное  влияние на состояние ведомственного хранения документов.

            Концепцией административной реформы в Российской Федерации  на 2006 - 2010 гг.1 с целью повышения качества и эффективности административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти,  предусмотрена разработка и внедрение административных регламентов по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг.

            Под административным регламентом исполнения государственных функций в Концепции понимается нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяющий последовательность действий органа исполнительной власти (административные процедуры), обеспечивающую исполнение государственных функций, эффективную работу структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан и организаций.

            То есть, государственная  функция  по составлению протоколов об административных правонарушениях должна быть прописана органами управления архивным делом субъектов Российской Федерации в административных регламентах.

            Федеральный закон  от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» регламентирует общие вопросы хранения, комплектования, учета и использования документов:

            - устанавливает  обязанность государственных органов,  органов местного самоуправления, организаций и граждан, занимающихся  предпринимательской деятельностью без образования юридического лица обеспечивать сохранность архивных документов (п. 1, статья 17); передавать документы на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы (п. 1 статья 21),

            - устанавливает,  что документы Архивного фонда  РФ подлежат государственному учету (статья 19),

            - закрепляет право  пользователей на доступ и  использование архивных документов (статьи 24,26).

         Согласно вышеназванного закона правила хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ устанавливаются специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

            В соответствии с  п. 13 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 25.12.2008) "О системе и  структуре федеральных органов исполнительной власти" ("Собрание законодательства РФ", N 11, 15.03.2004, ст. 945) образовано Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, которому переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности преобразуемой Федеральной архивной службы России. Федеральная архивная служба России преобразована в Федеральное архивное агентство.

            В соответствии с  п. 6 Указа Президента РФ от 12.05.2008 N 724 (ред. от 31.12.2008) "Вопросы системы  и структуры федеральных органов исполнительной власти" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2009) "Собрание законодательства РФ", 19.05.2008, N 20, ст. 2290) Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации преобразовано в Министерство культуры Российской Федерации. В ведении Министерства культуры Российской Федерации находится Федеральное архивное агентство.

            В соответствии с  п. 7 Постановление Правительства  РФ от 17.06.2004 N 290 (ред. от 07.11.2008) "О Федеральном  архивном агентстве" ("Собрание законодательства РФ", 21.06.2004, N 25, ст. 2572) Федеральное архивное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

            Деятельность государственных  и муниципальных архивов в  области хранения, комплектования, учета и использования архивных документов регламентируется:

            - «Правилами организации  хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук», утвержденные приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18 января 2007 г. № 19;

            - «Правилами работы  пользователей в читальных залах  государственных архивов Российской  Федерации», утвержденные приказом  Федеральной архивной службой  России от 6 июля 1998 г. № 51 (зарегистрированы в Минюсте РФ 16 декабря 1998 г. № 1660).

            - «Регламентом  государственного учета документов  Архивного фонда Российской Федерации», утвержден приказом Государственной  архивной службы России от 11 марта  1997 г. № 11, (зарегистрирован Минюстом России 8.07.1997 г. № 1344). "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 17, 1997.

            - «Перечнем типовых  управленческих документов, образующихся  в деятельности организаций, с  указанием сроков хранения», утвержденный Росархивом 6 октября 2000 г. (с изменениями от 27 октября 2003 г.).

            Таким образом, для  государственных и муниципальных  архивов перечень нормативных правовых документов исчерпывающий.

            Иначе решен вопрос законодательного регулирования деятельности организаций, осуществляющих ведомственное хранение документов до передачи на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы.

            В 2002 году решением коллегии Росархива одобрены «Основные  правила работы архивов организаций». Во введении к правилам указано, что правила являются нормативно-методическим документом и распространяются на архивы государственных организаций, а также обязательны для всех негосударственных организаций в части обеспечения сохранности, описания, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, отнесенных к государственной собственности. Государственные организации, не отнесенные к составу источников комплектования государственных архивов, а также негосударственные организации могут руководствоваться вышеназванными правилами при организации и обеспечении работы своих архивов. Правила не распространяются на документы, работа с которыми регламентируется Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне" и Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".

            В соответствии с  положением коллегия Росархива является совещательным органом и ее решения  носят рекомендательный характер.  Акты рекомендательного характера не подлежат представлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации (пп. «д» п. 15 «Правил подготовки нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (в ред. от 17.03.2009 № 242) (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009).

Информация о работе Административные правонарушения в области связи и информации