Административные правонарушения в области связи и информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 08:18, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена растущим количеством и разновидностью правонарушений в области связи и информации и, соответственно, возросшим вниманием законодателя к упорядочению общественных отношений в данной области.
Рассмотренные в данной работе вопросы позволяют сформулировать причины, препятствующие эффективному применению статьи 13.20 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………… ………1
Глава I. Административные правонарушения и
административная ответственность

1. Понятие, признаки и состав административного правонарушения………7
2. Понятие, признаки и основания административной ответственности…….20
3. Цели, функции и стадии административной ответственности……………..27
Глава II. Административная ответственность за
административные правонарушения в области связи и информации
1. Общая характеристика составов административных правонарушений в области связи и информации……………………………………………………30
2. Теоретические и практические аспекты применения статьи 13.20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, предусматривающей ответственность за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов…………..37
Заключение………………………………………………………………………..54
Библиографический список……………………………………….......................58

Файлы: 1 файл

Административные правонарушения в области связи и информации (диплом) .doc

— 289.50 Кб (Скачать)

      Объективная сторона большинства правонарушений в области связи заключается  в активных действиях правонарушителя, перечисленных в гипотезах статей 13.1.-13.9, 13.24. Такими действиями являются: установка, либо эксплуатация, либо установка и эксплуатация узла проводного вещания; подключение к сети электрической связи оконечного оборудования; проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств; использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи; изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам или нормам, регулирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех; самовольные строительство или эксплуатация сооружений связи; повреждение телефонов автоматов.

      Объективная сторона правонарушений в статьях 13.4, 13.5, 13.7, указывающих на нарушение  или несоблюдение правил и норм, может состоять как из действия, так и бездействия правонарушителя.

      Из  факультативных признаков объективной  стороны можно выделить предметы правонарушений - радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства, линии или сооружения связи, технические  средства связи (например, телефоны-автоматы).

      Большинство составов административных правонарушений в области связи имеют формальный характер, то есть не требуют наступления  неблагоприятных последствий. К  примеру, правонарушение считается  совершенным, когда имела место  только установка без последующей эксплуатации, а также когда лицом осуществлялась только эксплуатация узла проводного вещания, установленная иным лицом.

      Объектами правонарушений являются общественные отношения, возникающие и развивающиеся  в сфере связи и информатизации (статьи 13.1,13.2), общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование средств связи (статья 13.3);  складывающиеся при проектировании, строительстве, установке или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или в процессе эксплуатации, радиообмена, использования радиочастот, соблюдения государственных стандартов, норм или параметров радиоизлучения (статья 13.4); общественные отношения в сфере охраны линий или сооружений связи (статья 13.5); отношения, связанные с использованием не сертифицированных средств связи и предоставлением не сертифицированных услуг (статья 13.6);

      Субъектами  правонарушений в области связи  могут быть граждане, достигшие 16 лет, должностные лица, а также юридические  лица.

      С субъективной стороны почти все  правонарушения в области связи могут быть совершены только умышленно. Нарушение правил охраны линий или сооружений связи (статья 13.5), эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам или нормам, регулирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех (статья 13.8) возможны как умышленно, так и по неосторожности.

      Любая деятельность человека, как правило, сопровождается обработкой, передачей  и использованием информации. Статьи 13.10-13.23, 13.25 КоАП РФ рассматривают правонарушения в области информации.

      Согласно  статье 2 Закона Российской Федерации  от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о  защите информации» информация - это  сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

      Объектом  выступают общественные отношения,  возникающие при осуществлении конституционного права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации (при передаче почтовых, телеграфных и иных сообщений), отношения, связанные с обработкой персональных данных.

      Объективная сторона составов административных правонарушений в области информации включает:

      - умышленные действия по изготовлению  в целях сбыта, а также сбыт  заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты, именных вещей, а также использование заведомо поддельных клише франкировальных машин, именных бумаг с целью подтвердить оплату услуг почтовой связи, нанести на документы и почтовые отправления оттиски с указанием наименования объекта почтовой связи, даты приема или доставки почтового отправления и иной информации, не соответствующей действительности (статья 13.10);

      - умышленные действия по сбору,  хранению, использованию и распространению  информации о частной жизни, информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан (статья 13.11);

      - нарушение условий, предусмотренных  лицензией на осуществление деятельности  в области защиты информации (например, использование не сертифицированных  информационных систем, баз и  банков данных, предназначенных  для информационного обслуживания  граждан и организаций, не сертифицированных средств электронной цифровой подписи)(статья 13.12);

      - занятие видами деятельности  в области защиты информации (за  исключением информации, составляющей  государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии) (статья 13.13);

      - действия, в результате которых  произошло разглашение информации  с ограниченным доступом (сведений, составляющих государственную, служебную,  коммерческую тайну,  конфиденциальной информации) (статья 13.14);

      - действия, злоупотребляющие свободой  массовой информации (например, использование  в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных  и художественных фильмах, а  также в информационных компьютерных  файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье) (статья 13.15);

      - действия, препятствующие распространению  продукции средств массовой информации, то есть продаже (подписке, доставке, раздаче) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляции радио-, телепрограмм посредством осуществления цензуры; вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции; незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации; незаконного изъятия, уничтожения тиража периодических изданий (статья 13.16);

      - действия, нарушающие правила распространения обязательных сообщений  (воспрепятствование выпуску в эфир оперативной информации об  угрозе  общественной безопасности) (статья 13.17);

      - действия,  создающие препятствие  приему радио- и телепрограмм (создание искусственных помех,  распространение радио-, теле- и иных технических сигналов в полосе частот, на которых осуществляется вещание по лицензии) (статья 13.18);

      - действия, нарушающие порядок представления  статистической информации (статья 13.19);

      - действия, нарушающие порядок изготовления  или распространения продукции средств массовой информации (отсутствие  у средства массовой информации регистрации, перерегистрации) (статья 13.21);

      - действия, нарушающие порядок объявления  выходных данных (не размещение   обязательных выходных данных,  распространение печатных изданий с заведомо ложными выходными данными) (статья 13.22);

      - действия, нарушающие порядок представления  обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов  и договоров (статья 13.23).

      С субъективной стороны правонарушения в области информации могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

      Субъектами  правонарушений в области информации могут быть граждане, достигшие 16 лет (работники отделений почтовой связи, органов государственной статистики, кадровых служб, СМИ), должностные лица (редакторы СМИ, руководители) и юридические лица (СМИ).

      Отношения в сфере информации и информатизации регулируются Законами Российской Федерации  от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (ред. от 25.12.2008, с изм. От 09.02.2009), от 17.07.1999 N 176-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О почтовой связи»; от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; от 29.12.1994 N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»; от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». 
 

2. Теоретические и  практические аспекты  применения статьи 13.20  Кодекса об административных  правонарушениях  Российской Федерации,  предусматривающей  ответственность  за нарушение правил  хранения, комплектования, учета или использования архивных документов 
 

     В процессе деятельности субъектов права  различных организационно-правовых форм и форм собственности образуется большое количество  архивных документов.

      Обязанность хранения документов, образующихся в  результате деятельности организаций, является элементом публичного правоотношения, возникающего в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, и корреспондирует с правом государства в лице своих уполномоченных органов требовать хранения соответствующих документов.

     Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования  документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным законом от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», вступившим в силу со дня официального опубликования - 25 октября 2004 г. (СЗ РФ. N 43. ст. 4169).

     В соответствии со статьей 3 вышеназванного закона под архивным документом понимается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства.

     В свою очередь, под документом Архивного фонда Российской Федерации понимается архивный документ, прошедший экспертизу ценности документов, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению.

     При этом под Архивным фондом Российской Федерации понимается исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению.

     В состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника  их происхождения, времени и способа  создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кино-, фото-, видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические документы, рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.

      Объектом правонарушений статьи 13.20 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в процессе хранения, комплектования, учета или использования архивных документов.

      Объективная сторона правонарушений включает действия либо бездействия при осуществлении правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов.

      Хранение документов подразделяется на государственное, ведомственное и депозитарное.

      Государственное хранение архивных документов - это  постоянное хранение архивных документов, осуществляемое архивами, рукописными отделами библиотек и музеев.

Информация о работе Административные правонарушения в области связи и информации