Административная правонарушения: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:15, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания настоящей дипломной работы является анализ административных правоотношений, административного правонарушения как правового института.

Оглавление

введение
ГЛАВА 1. административное правонарушение: понятие и состав
§ 1. Понятие административного правонарушения
§ 2. Характеристика состава административного правонарушения
глава 2. административные правонарушения в сфере финансов, предпринимательской деятельности и таможенного дела
§ 1. Кодекс об административных правонарушениях РФ и валютное законодательство
§ 2. Коллизия административного законодательства РФ и законодательства о банках и банковской деятельности
§ 3. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)
глава 3. защита здоровья, прав и интересов граждан российской федерации по административному законодательству
§ 1. Административные правонарушения в области оборота наркотических средств и психотропных веществ
§ 2. Ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ
§ 3. Правовые основы легализации проституции в Российской Федерации
заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

основное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

Статьей 188 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за контрабанду. Из диспозиции названной статьи следует, что контрабандой, в частности, является перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов (стоимость перемещенных товаров превышает 500 минимальных размеров оплаты труда), совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации.

Контрабандой также признается перемещение через таможенную границу РФ наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации.

Статья 16.3. КоАП РФ рассматривает перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации и других запретов и ограничений[25].

Объектом правонарушения является порядок ввоза в РФ или вывоза из нее товаров и (или) транспортных средств, в отношении которых применяются меры по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами, и другие ограничения и запреты, установленные в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ.

В соответствии с Таможенным кодексом РФ:

товары и транспортные средства, запрещенные к ввозу в РФ или вывозу из РФ, подлежат соответственно немедленному вывозу за пределы территории РФ либо возврату на территорию РФ, если не предусмотрена конфискация этих товаров и транспортных средств (ст. 13 ТК РФ);

при установлении ограничений на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств выпуск подпадающих под их действие товаров и транспортных средств производится таможенными органами РФ только при условии соблюдения требований, установленных актами законодательства РФ и международными договорами РФ (ст. 13 ТК РФ).

В качестве мер по защите экономических интересов РФ в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1998 г. "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" могут применяться:

специальные защитные меры - меры по ограничению ввоза товара на таможенную территорию РФ для свободного обращения на ее внутреннем рынке, которые применяет Правительство РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе временной специальной пошлины;

антидемпинговые меры - меры по ограничению демпингового импорта товара, которые применяет Правительство РФ посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной антидемпинговой пошлины, либо принятия ценовых обязательств;

компенсационные меры - меры по ограничению импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств), которые применяет Правительство РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной компенсационной пошлины.

Кроме перечисленных мер, в сфере внешней торговли существует достаточно обширный перечень нетарифных ограничений. Ниже отметим наиболее значимые из них.

Запрет на ввоз и вывоз из страны ряда товаров, вводимый из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров, исходя из международных обязательств РФ.

Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, обусловленная наличием определенного перечня товаров, в отношении которых государство, исходя из интересов национальной безопасности и своих международных обязательств, обязано полностью контролировать как их производство и внутреннее потребление, так и реализацию на внешних рынках[26]. Перечни товаров, на которые распространяется монополия (наркотические средства и психотропные вещества, необработанные алмазы и т. д.), устанавливаются федеральными законами, а внешнеэкономические операции с такими товарами производятся на основании лицензий Минэкономразвития России, выдаваемых государственным унитарным предприятиям.

Экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного Федеральным законом от 18 июля 1999 г. "Об экспортном контроле" и принятыми на его основе иными правовыми актами порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются Президентом РФ.

Квотирование и лицензирование экспортно-импортных операций заключается в установлении квот на ввоз или вывоз ряда товаров, в пределах которых экспортно-импортные операции осуществляются на основании выданных лицензий. Перечни лицензируемых товаров определяются Правительством РФ, а лицензии выдаются Минэкономразвития России.

Контроль за качеством ввозимых товаров (меры технического контроля) обеспечивают соответствие импортируемых в страну товаров установленным российским законодательством техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным, экологическим и другим стандартам и требованиям. Документами, подтверждающими такое соответствие, являются: сертификат соответствия, сертификат качества хлебной продукции и др.

Маркировка ввозимой на таможенную территорию РФ алкогольной продукции, табака и табачных изделий акцизными марками установлена в целях обеспечения полноты сбора акцизов и предотвращения нелегального ввоза и реализации на территории РФ подакцизных товаров.

Объективную сторону правонарушения образует ввоз или вывоз товаров и (или) транспортных средств, в отношении которых применяются меры по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами и другие ограничения и запреты, в нарушение порядка применения этих мер, ограничений или запретов (например, ввоз лицензируемых товаров без представления таможенному органу импортных лицензий).

При привлечении к ответственности по данной статье следует устанавливать, какие меры, ограничения и запреты применялись к конкретному ввозимому или вывозимому товару (транспортному средству) и в чем заключалось их нарушение.

Субъектом правонарушения являются лица, в обязанности которых входило обеспечение порядка применения мер по защите экономических интересов РФ, других запретов и ограничений. Такие лица определяются в нормативных актах, устанавливающих те или иные меры, запреты и ограничения.

Субъективная сторона правонарушения для физических лиц характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Статьей 189 УК установлена уголовная ответственность за незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники, и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль.

Статья 16.4. КоАП РФ рассматривает проблему не уведомления при ввозе товаров и (или) транспортных средств о пересечении таможенной границы Российской Федерации

Объектом правонарушения является порядок таможенного оформления (на стадии предварительных операций) в части установленных таможенным законодательством требований об уведомлении таможенного органа о пересечении таможенной границы РФ при ввозе товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию РФ.

Требование о таком уведомлении обусловлено необходимостью осуществления таможенным органом на границе контроля за законностью ввоза товаров (транспортных средств), выявления товаров, ввоз которых запрещен либо ограничен.

В связи с этим в уведомлении, в какой бы форме оно ни осуществлялось, должна содержаться информация, касающаяся:

отправителя, получателя и перевозчика товаров;

реквизитов товаротранспортных, расчетных или коммерческих документов;

количества грузовых мест, характера и способа упаковки и маркировки товаров;

самих товаров: наименование; фактурная стоимость; коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности России (ТН ВЭД), количество единиц, вес либо объем.

Порядок и форма уведомления перевозчиком таможенного органа при ввозе товаров и (или) транспортных средств зависит от ряда факторов: характера ввозимого товара; вида транспортного средства, на котором осуществляется международная перевозка; страны ввоза и др.

В соответствии с Положением о предварительных операциях таможенного оформления в автомобильных пунктах пропуска, утвержденным приказом ГТК России от 24 февраля 2000 г. при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ автомобильным транспортом перевозчик уведомляет о пересечении таможенной границы РФ таможенный орган (либо его структурное подразделение), который расположен непосредственно в автомобильном пункте пропуска. Такое уведомление должно быть сделано лицом, управляющим транспортным средством, не позднее чем через 30 минут после завершения пограничного и транспортного контроля.

Форма уведомления при ввозе на таможенную территорию РФ железнодорожным транспортом определена в п.3.1 Временной технологии взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, утвержденной ГТК России и МПС России 20 апреля 1995 г. Согласно данному документу таможенное оформление грузов, ввозимых из-за границы на таможенную территорию РФ, начинается после уведомления работниками пограничной станции должностных лиц таможенного органа о прибытии груза из-за границы. Уведомление выражается в форме представления в таможенный орган двух экземпляров передаточной ведомости или натурного листа, а также перевозочных и товаросопроводительных документов.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ через российско-белорусскую границу уведомления (в зависимости от вида транспорта) принимаются на железнодорожных передаточных станциях или специально созданных пунктах приема уведомлений.

В качестве уведомления представляются[27]:

на железнодорожных станциях - железнодорожные накладные (с приложением товаросопроводительных документов);

в пунктах приема уведомлений - книжки МДП, документы контроля за доставкой товара (с приложением транспортных и товаросопроводительных документов).

Иной перечень документов рассматривается в качестве уведомления при ввозе в Россию из Белоруссии через общую границу товаров, подлежащих маркировке и (или) лицензированию.

В таких случаях на тех же железнодорожных станциях и пунктах приема уведомлений в качестве уведомления о ввозе товаров принимаются следующие документы:

транспортные и товаросопроводительные документы;

сертификаты о происхождении товара по форме СТ-1;

оригиналы заявления на покупку марок и обязательства о ввозе товаров или их копии, заверенные печатью уполномоченного таможенного органа (для маркированных товаров);

копии лицензий, выданных в установленном порядке, заверенные печатями таможенных органов, осуществивших прием и регистрацию лицензии (для лицензируемых при ввозе на территорию РФ товаров).

В случаях, когда форма и порядок уведомления не определены документами ГТК России, они устанавливаются пограничными таможнями самостоятельно.

Объективная сторона правонарушения выражается в противоправном бездействии, заключающемся в невыполнении перевозчиком установленной для него ст.ст. 71, 72 ТК РФ обязанности уведомить таможенные органы при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ, а также при ввозе указанных товаров с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ о пересечении таможенной границы РФ.

Указанное требование не распространяется только на морские, речные и воздушные суда, пересекающие таможенную территорию РФ без остановки в порту или аэропорту, расположенном на территории РФ.

Статья 16.5. КоАП РФ гласит "Нарушение режима зоны таможенного контроля". Объектом правонарушения является порядок перемещения товаров и (или) транспортных средств через границы зоны таможенного контроля и в ее пределах, а также порядок осуществления в ней производственной и иной коммерческой деятельности (режим зоны таможенного контроля).

Информация о работе Административная правонарушения: понятие и виды