Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:15, дипломная работа
Целью написания настоящей дипломной работы является анализ административных правоотношений, административного правонарушения как правового института.
введение
ГЛАВА 1. административное правонарушение: понятие и состав
§ 1. Понятие административного правонарушения
§ 2. Характеристика состава административного правонарушения
глава 2. административные правонарушения в сфере финансов, предпринимательской деятельности и таможенного дела
§ 1. Кодекс об административных правонарушениях РФ и валютное законодательство
§ 2. Коллизия административного законодательства РФ и законодательства о банках и банковской деятельности
§ 3. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)
глава 3. защита здоровья, прав и интересов граждан российской федерации по административному законодательству
§ 1. Административные правонарушения в области оборота наркотических средств и психотропных веществ
§ 2. Ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ
§ 3. Правовые основы легализации проституции в Российской Федерации
заключение
Список литературы
86
введение
ГЛАВА 1. административное правонарушение: понятие и состав
§ 1. Понятие административного правонарушения
§ 2. Характеристика состава административного правонарушения
глава 2. административные правонарушения в сфере финансов, предпринимательской деятельности и таможенного дела
§ 1. Кодекс об административных правонарушениях РФ и валютное законодательство
§ 2. Коллизия административного законодательства РФ и законодательства о банках и банковской деятельности
§ 3. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)
глава 3. защита здоровья, прав и интересов граждан российской федерации по административному законодательству
§ 1. Административные правонарушения в области оборота наркотических средств и психотропных веществ
§ 2. Ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ
§ 3. Правовые основы легализации проституции в Российской Федерации
заключение
Список литературы
Дипломная работа выполнена на тему «Административная правонарушения: понятие и виды». Определим актуальность выбранной темы.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях N 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г.[1] (далее - КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях[2]. Таким образом, административная ответственность может быть установлена только в КоАП РФ и законах субъектов.
В КоАП РФ акцент сделан на защите прав и законных интересов граждан, в связи с чем детально разработана процессуальная часть Кодекса (норм по этому вопросу стало в два раза больше, чем в КоАП РСФСР). Закреплена презумпция невиновности.
С учетом социально-экономических изменений в стране субъектами административной ответственности по КоАП РФ стали не только граждане, но и юридические лица. Расширены функции суда. Существенные изменения претерпели санкции (как правило, они стали более жесткими). Четко определен предмет ведения Федерации. В КоАП РФ много и других новаций.
Вместе с тем и КоАП РФ не лишен недостатков.
В частности, согласно статье 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях на федеральном уровне должно состоять только из этого Кодекса, то есть все новые нормы этой отрасли права должны (по аналогии с Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации) включаться в этот Кодекс. Но правоотношения (правонарушения), регулируемые административным кодексом содержатся и в Налоговом и в Таможенном Кодексах РФ.
Имеются и другие проблемы. В КоАП имеется статья 14.1, предусматривающая административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Это - общий состав. Но в КоАП включено большое количество норм, предусматривающих административную ответственность за те же самые правонарушения в отдельных видах деятельности (статьи 7.3, 7.6, 7.11, 7.14, 7.15, 7.18 и др.). При этом санкции в специальных нормах зачастую ниже, чем в статье 14.1.
КоАП перегружен и другими специальными нормами, дублирующими основные составы административных правонарушений.
В КоАП нарушен паритет прав защитника и прокурора (статьи 15.5 и 25.11).Не предусмотрено возмещение издержек потерпевшим, их законным представителям (статья 24.7).
В настоящее время уже в ходе применения КоАП РФ возникла и еще одна проблема. В связи с проведением административной реформы целый ряд федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), объединены. Прошла их реорганизация, изменилась структура этих органов. В результате, чтобы КоАП РФ работал, необходимо срочно внести соответствующие коррективы.
Несколько слов о стабильности законодательства, призванной обеспечить его эффективность. Можно ли о ней говорить, если в сравнительно недавно принятый КоАП РФ уже внесено огромное количество изменений и дополнений, причем нередко необоснованных. Эти изменения содержатся в 33 федеральных законах. Такая нестабильность говорит о том, что сами законодатели не уважают ранее принятые ими же законы. Поэтому и граждане относятся к законам без уважения.
Есть случаи, когда принимаются нормы законов, которые не имеют механизма исполнения.
Например, Федеральный закон "О вреде курения табака" гласит, что за отсутствие специальных помещений для курения руководители несут административную ответственность. Проблема очень важная. По опубликованным данным (АиФ N 22, 2005 г.) в России курят почти 40% школьников, а о взрослых и говорить нечего. Курение является причиной смертности. По этому показателю Россия занимает первое место. Но кто же будет осуществлять контроль за соблюдением организациями этой нормы и составлять протоколы об этих нарушениях? Пожарники, милиция, санэпидслужба, инспекторы по охране труда? У них свои задачи. В Японии на некоторых предприятиях и в учреждениях курящим платят меньше, чем некурящим. Закон позволяет. И это гораздо эффективнее. У нас даже агитационных материалов, плакатов о вреде курения не видно. На телеэкранах, несмотря на рекомендации закона, герои непрерывно курят. Телепередач о вреде курения нет.
Представляется также, что в правовом государстве эффективность законодательства (в том числе административного) в значительной мере определяется необходимостью обеспечения прав и законных интересов граждан. А это возможно только в случае, когда имеется обратная связь граждан с властью, когда обращения граждан разрешаются властью оперативно, и заявители получают от должностных лиц или иных руководителей своевременные и мотивированные ответы на свои обращения.
На основании изложенного можно сделать вывод, что назрела необходимость:
обязать органы, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях, наладить учет соответствующих правонарушений;
перед принятием законов об изменении норм КоАП, усилении ответственности за те или иные правонарушения всесторонне изучать фактические причины неэффективности борьбы с ними, результаты отражать в пояснительных записках к законопроектам;
решить вопрос о едином органе, который бы вел обобщенный статистический учет по все делам об административных правонарушениях;
организовать хотя бы выборочные вневедомственные проверки практики применения мер административного воздействия (прокуратура из-за загруженности с этим явно не справляется);
определить орган, который осуществлял бы методическое руководство практикой применения этих мер;
усилить роль средств массовой информации в повышении правовой культуры населения.
Принятие и постоянное осуществление комплекса перечисленных мер, организация мониторинга способствовали бы повышению эффективности действующего законодательства, создали бы условия для принятия обоснованных законов, необходимых для совершенствования деятельности по предупреждению и пресечению административных правонарушений.
Целью написания настоящей дипломной работы является анализ административных правоотношений, административного правонарушения как правового института, в связи с этим перед автором поставлены следующие задачи:
Собрать и проанализировать нормативный материал по выбранной проблеме;
Проанализировать специальную литературу по административным правонарушениям и их видам;
Определить отраслевые особенности административной ответственности и провести соотношение с иными видами правовой ответственности;
Рассмотреть конкретные виды административных правонарушений, судебную практику;
Выработать предложения по улучшению правового состояния административного законодательства.
В дипломной работе использован широкий круг источников как нормативных, так и специальных. В частности, в работе использованы труды ведущих юристов – административистов: Астахова Д.В., Борисова А.Н., Махрова И.Е., Ю.А. Азарова, Баландиной Г.В., Козыриной А.Н., Липинского Д.А., Семеновой О., Трошкиной Т.Н., Чермянинова Д.В. и др.
Административная ответственность наступает, если совершено административное правонарушение. Юридически более точно следует сказать так: лицо может быть привлечено к административной ответственности, если в его действиях содержатся все признаки конкретного состава правонарушения — отсутствуют основания, предусмотренные ст. 24.5, исключающие ответственность.
Понятие административного правонарушения закреплено ч. 1 ст. 2.1. По закону им «признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов в Российской федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность». Это определение является формальным, поскольку содержит только юридические признаки деяния, статья 14 УК РФ в понятие преступления включила материальный признак: «общественно опасное деяние». Названные в статьях Особенной части КоАП РФ деяния потому и запрещены законом, что они общественно вредны. Об этом косвенно сказано в 2.2 КоАП РФ, которая связывает деяния с вред-аи последствиями. Противоправность — это юридическое признание антиобщественного, вредного для граждан, общества, государства поведения. Антиобщественный характер преступлений надо велик, что они признаются общественно опасными. А степень вредоносности большинства административных правонарушений невелика, они не кажется общественно опасными. Это можно сравнить с простудой, она всегда вредна, но не всегда опасна для здоровья.
Итак, первый признак административного правонарушения — общественная вредность.
Второй признак — административная противоправность. Такое деяние прямо запрещено статьей Особенной части КоАП РФ или соответствующего закона субъекта РФ.
Многие юристы говорят, что административные правонарушения — это нарушения норм административного права. Это неправильно.
Следует вспомнить, что существуют регулятивные нормы, закрепляющие правила должного поведения, и охранительные нормы, устанавливающие ответственность за нарушение этих правил.
Для борьбы с правонарушениями в Российской Федерации используются в основном три вида карательных санкций: уголовные, административные, дисциплинарные. И уголовная, и административная, и дисциплинарная ответственность охраняют все отрасли права. Административная ответственность, например, установлена за нарушение регулятивных норм конституционного, трудового, финансового, земельного, гражданского и иных отраслей права. В то же время, в зависимости от обстоятельств нарушения, например прав собственника (хищения), виновный может быть привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Кроме того, следует учесть, что некоторые административно-правовые обязанности не обеспечены ни административными, ни какими-либо иными санкциями. Например, обязанность лица, достигшего 14 лет, получить паспорт; обязанность правонарушителя, уплатившего административный штраф, направить копию документа об уплате судье, органу, должностному лицу, вынесшему постановление (ч. 4 ст. 32.2).
Третий признак административного правонарушения — это деяние, т. е. сознательное, волевое действие или бездействие одного или нескольких человек.
Четвертый признак характеризует субъектов правонарушения — это деяние, совершенное физическим или юридическим лицом. Его не может совершить неорганизованная группа граждан, сложная организация, не являющаяся юридическим лицом (партия, финансово-промышленная группа и др.), филиал и иные структурные подразделения юридического лица.
Пятый признак административного правонарушения — виновность, т.е. это деяние сознательное, волевое, совершено умышленно или неосторожно.
Необходимо различать понятия «административные нарушения» и «административные правонарушения». Первые отражают только то, что не соблюдена, нарушена норма административного права. Но такое деяние может быть совершено лицом неделиктоспособным, невменяемым, в условиях крайней необходимости, т. е. это невиновное деяние.
А правонарушение — это неправомерное, виновное деяние[3]. К тому же административное правонарушение может быть не только административным, но финансовым, земельным и т. д. нарушением. Шестой признак административного правонарушения — наказуемость. Возможность применения административных взысканий является общим свойством административных правонарушений. В большинстве случаев, если выявлен проступок, виновного[4] привлекают к административной ответственности, в ряде случаев наказание не может быть применено (истек срок давности, отменена норма и т.д.). Применение административных санкций не обязательно сопутствует административному проступку, возможность их применения — обязательный знак правонарушения.
Информация о работе Административная правонарушения: понятие и виды