Административная правонарушения: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:15, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания настоящей дипломной работы является анализ административных правоотношений, административного правонарушения как правового института.

Оглавление

введение
ГЛАВА 1. административное правонарушение: понятие и состав
§ 1. Понятие административного правонарушения
§ 2. Характеристика состава административного правонарушения
глава 2. административные правонарушения в сфере финансов, предпринимательской деятельности и таможенного дела
§ 1. Кодекс об административных правонарушениях РФ и валютное законодательство
§ 2. Коллизия административного законодательства РФ и законодательства о банках и банковской деятельности
§ 3. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)
глава 3. защита здоровья, прав и интересов граждан российской федерации по административному законодательству
§ 1. Административные правонарушения в области оборота наркотических средств и психотропных веществ
§ 2. Ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ
§ 3. Правовые основы легализации проституции в Российской Федерации
заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

Одновременно в ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" предусмотрены иные меры ответственности за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности, в том числе предписаний Банка России.

Так, на основании ст. 74 упомянутого закона в случаях, когда кредитная организация нарушает федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними нормативные акты и предписания Банка России, не представляет информацию, представляет неполную или недостоверную информацию Банк России имеет, в частности, право взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала. Кроме того, в случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе: взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала.

Практика Федерального арбитражного суда Московского округа складывается исходя из необходимости применения КоАП РФ[17]. При этом не принимаются во внимание доводы ЦБ РФ, по мнению которого в части ответственности подлежит применению более поздний Федеральный закон N 86-ФЗ от 10.07.2002 "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", предусматривающий в ст. 74 более строгую ответственность за правонарушение, совершенное Банком.

В качестве аргументов в поддержку применения ст. 15.26 КоАП РФ, как правило, приводятся следующие суждения: ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" не может устанавливать административную ответственность, поскольку законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ. При этом нельзя рассматривать ответственность по ст. 74 указанного закона как специальную публично-правовую санкцию, поскольку аналогичный состав уже предусмотрен в КоАП РФ, устанавливающем административный вид ответственности.

Другим обстоятельством, подтверждающим неприменение норм ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" служит ужесточение им административной ответственности. Между тем, в соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. То есть распространяется в том числе на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Напротив, закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Таким образом, для ужесточения ответственности требовалось внести изменения в КоАП РФ, а не принимать другой законодательный акт, вступающий в противоречие с административным кодексом. Даже в случае внесения соответствующих изменений в КоАП РФ ужесточение наказания не могло бы иметь обратной силы.

Наконец, согласно п. 1 названного выше постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ при рассмотрении дел судам следует исходить из того, что нормы, содержащиеся в федеральных законах и устанавливающие ответственность в сфере публичных правоотношений, не отмененные Вводным законом, подлежат применению после 30 июня 2002 года в части, не противоречащей Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Из этого также можно сделать вывод, что нельзя применять закон, противоречащий КоАП РФ и введенный в действие позднее. Кроме того, несмотря на "публичность" ответственности, установленной ст. 74 указанного закона, суммы штрафа по нему должны быть взысканы не в бюджет, а в пользу самого Центрального Банка Российской Федерации.

 

§ 3. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)

Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации

Объектом правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также порядок их таможенного контроля.

Под перемещением через таможенную границу РФ в Таможенном кодексе РФ понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи.

К указанным действиям относятся[18]:

при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию РФ и при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ - фактическое пересечение таможенной границы РФ;

при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории РФ и при ввозе товаров или транспортных средств с остальной части таможенной территории РФ на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады - подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства (п.7-9 ст.11 ТК РФ).

Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, а также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения. В пределах означенной территории Россия в отношении таможенного дела обладает исключительной юрисдикцией[19].

Таможенной границей является условная линия, очерчивающая пределы таможенной территории РФ. Таможенная граница может быть внешней, отделяющей таможенную территорию РФ от аналогичных территорий сопредельных государств, и внутренней, проходящей по периметру свободных таможенных зон и свободных складов[20]. Следует иметь в виду, что таможенная граница - юридическое понятие, в отличие, например, от государственной границы - реальной линии, обозначенной на местности[21].

Таможенным кодексом РФ (п.19 ст.11) таможенный контроль определяется как совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, а также законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.

Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ (за рядом исключений, определенных Таможенным кодексом РФ) подлежат таможенному контролю.

Товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем[22]:

при ввозе - с момента пересечения таможенной границы и, как правило, до их выпуска в соответствии с избранным таможенным режимом;

при вывозе - с момента принятия таможенной декларации (т.е. заявления таможенного режима, предполагающего вывоз) и до пересечения ими таможенной границы.

Предметами рассматриваемого и иных правонарушений, установленных 16 главой КоАП РФ, являются товары и транспортные средства, в отношении которых нарушены таможенные правила. Понятия "товар" и "транспортное средство" используются в специальных значениях, принятых в Таможенном кодексе РФ (п.1 и 5 ст.11).

Под товарами в Таможенном кодексе РФ понимается любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая тепловая, иные виды энергии, а также транспортные средства за исключением специально оговоренных случаев.

Транспортными средствами согласно Таможенному кодексу являются только средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование. Таким образом, те же транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ не в связи с осуществлением ими международной перевозки, а на основании договоров имущественного характера (например, купля-продажа автомобиля, лизинг воздушного судна и т.д.), рассматриваются с точки зрения таможенного законодательства в качестве товаров.

Орудиями совершения данного правонарушения являются товары и транспортные средства, используемые для сокрытия при перемещении через таможенную границу РФ предметов нарушения таможенных правил.

Объективная сторона правонарушения, по сути, содержит три самостоятельные группы противоправных действий[23].

Перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу:

помимо таможенного контроля;

с "физическим" сокрытием от таможенного контроля, т.е. путем использования способов, затрудняющих обнаружение товаров, или путем придания одним товарам вида других;

с "интеллектуальным" сокрытием от таможенного контроля, т. е. с обманным использованием документов или средств идентификации.

Перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу помимо таможенного контроля нарушает, в первую очередь, требования о том, что пересечение таможенной границы допускается в местах, определяемых таможенными органами, и во время их работы. В иных местах и вне времени работы таможенных органов товары и транспортные средства могут пересекать таможенную границу только по согласованию с таможенным органом.

Физическое сокрытие от таможенного контроля осуществляется, согласно диспозиции данной статьи, одним из следующих способов:

путем использования тайников, т.е. мест незаконного перемещения товаров, специально для этого изготовленных (например, дополнительная полость в автомобиле, не предусмотренная заводской конструкцией), а также оборудованных или приспособленных для такого перемещения (например, оборудование чемодана двойным дном);

путем использованием иных способов, затрудняющих обнаружение товара при обычном визуальном осмотре без применения специальных технических средств таможенного контроля;

путем придания одним товарам вида других, т.е. посредством такого изменения внешних характерных признаков товаров, которое позволяет отнести их к товарам иного вида.

Интеллектуальное сокрытие от таможенного контроля заключается в перемещении через таможенную границу РФ товаров и (или) транспортных средств с представлением таможенному органу перечисленных в диспозиции данной статьи документов или обманным использованием средств идентификации.

Для квалификации правонарушения по данной статье представляемые таможенному органу документы должны быть:

поддельными документами, т. е. полностью изготовленными фальшивыми документами или подлинными документами, в которых данные искажены (подправлены, подчищены, дописаны и т.д.);

документами, полученными незаконным путем, т.е. в результате сообщения уполномоченному на их выдачу лицу заведомо ложных сведений, послуживших основанием для их выдачи, либо полученными в результате злоупотребления служебным положением или халатности со стороны лица, полномочного их выдавать;

документами, содержащими недостоверные сведения, т.е. документами, фактически являющимися подлинными (изготовленными на официальных бланках и содержащими все необходимые реквизиты), но в которых внесены сведения, не соответствующие действительности;

документами, относящимися к другим товарам и (или) транспортным средствам, т.е. документами, отвечающими всем предъявляемым требованиям, но относящимися при этом к иным товарам и (или) транспортным средствам, нежели те, вместе с которыми они представляются таможенному органу;

иными недействительными документами, т.е. документами, утратившими (или не приобретавшими) юридическую силу по иным основаниям, чем перечисленные выше.

Следует иметь в виду, что состав правонарушения образует не само по себе представление таможенному органу указанных документов. Такое представление должно находиться в причинно-следственной связи с незаконностью перемещения через таможенную границу, влиять на решение таможенного органа о возможности пропуска товаров и транспортных средств.

По этим признакам также квалифицируется перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств с использованием полностью изготовленного фальшивого средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Субъектами правонарушения могут быть юридические лица, должностные лица и физические лица[24].

Наиболее распространенным субъектом данного правонарушения являются перевозчики. В таможенном законодательстве под перевозчиком понимается лицо, фактически перемещающее товары либо ответственное за использование транспортного средства (п. 16 ст. 11 ТК РФ). Практически перевозчик определяется таможенными органами исходя из соответствующих данных, содержащихся в товарно-транспортных документах.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной.

При перемещении через таможенную границу помимо таможенного контроля вина физического лица проявляется в форме умысла или неосторожности.

При физическом и интеллектуальном сокрытии от таможенного контроля у физического лица может быть только умысел.

Законодатель предоставил ему возможность назначения нескольких вариантов административного наказания:

основное наказание в виде административного штрафа, налагаемого на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, дополнительное необязательное наказание в виде их конфискации, а также дополнительное обязательное наказание в виде конфискации товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения;

Информация о работе Административная правонарушения: понятие и виды