Административная правонарушения: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:15, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания настоящей дипломной работы является анализ административных правоотношений, административного правонарушения как правового института.

Оглавление

введение
ГЛАВА 1. административное правонарушение: понятие и состав
§ 1. Понятие административного правонарушения
§ 2. Характеристика состава административного правонарушения
глава 2. административные правонарушения в сфере финансов, предпринимательской деятельности и таможенного дела
§ 1. Кодекс об административных правонарушениях РФ и валютное законодательство
§ 2. Коллизия административного законодательства РФ и законодательства о банках и банковской деятельности
§ 3. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)
глава 3. защита здоровья, прав и интересов граждан российской федерации по административному законодательству
§ 1. Административные правонарушения в области оборота наркотических средств и психотропных веществ
§ 2. Ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ
§ 3. Правовые основы легализации проституции в Российской Федерации
заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

Ч. 2 ст. 10 КоАП РСФСР, озаглавленной «Понятие административного проступка», было сказано:

«Административная ответственность за правонару­шения... наступает, если эти нарушения... не вле­кут... уголовной ответственности». В КоАП РФ пря­мо такой признак не назван. Но косвенно он закреп­лен в п. 7 ст. 24.5; в соответствии с ним производство по делу об административном правонарушении нель­зя осуществлять, если по этому факту в отноше­нии данного физического лица возбуждено уголовное дело.

Деяние не может быть одновременно преступлени­ем и проступком. И старый, и новый законы закреп­ляют приоритет уголовной ответственности; если деяние содержит признаки и преступления, и адми­нистративного правонарушения, то виновного следу­ет привлечь к уголовной ответственности. Это обстоя­тельство не может быть признано одним из важней­ших признаков административного правонарушения. Но помнить о нем юрист должен всегда.

В статье 10 КоАП РСФСР было сказано: «Адми­нистративным правонарушением (проступком) при­знается...» Раньше законодатель допускал, что такое деяние может называться и правонарушением, и проступком. Теперь дуализм в названии исключен. Законодатель вправе поступить так. Но с точки зре­ния теории права этот подход к названию не бесспо­рен. Теория нрава подразделяет все правонарушения на преступления и проступки. Среди последних при­нято выделять административные, дисциплинарные. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) использует такое на­звание: «административный проступок» (ст. 243). Слово «проступок» более соответствует положениям теории права[5].

После принятия нового Кодекса в других правовых актах можно использовать только название «админи­стративное правонарушение». Но в научной и иной литературе, в устной речи допустимо использовать и второе название — «административный проступок»[6].

 

§ 2. Характеристика состава административного правонарушения

Рассмотрим понятие состава административного правонару­шения. Под составом административных правона­рушений понимается установленная правом сово­купность признаков, при наличии которых антиоб­щественное деяние считается административным правонарушением.

Как явление реальной действительности наруше­ние обладает огромным числом признаков. Среди них следует различать имеющие юридическое значение и его не имеющие. Первая группа, в свою очередь, делится на входящие в состав (конструктивные) адми­нистративных правонарушений и не входящие в со­став (обстоятельства, смягчающие, отягчающие, исключающие ответственность, совершение проступка военнослужащим, несовершеннолетним и др.)-

Проступок — факт реальной действительности. Состав проступка — логическая конструкция, правового понятие о нем, отражающее существенные свой­ства реальных явлений, т. е. определенных антиобщественных действий[7].

Перечень закрепленных в ней признаков — необходимое и достаточное основание для квалификации деяния как административного проступка. Состав органичен: реальное деяние только тогда считается проступком, когда оно содержит все названные нормой признаки состава, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом.

В ст. 24.5 КоАП РФ четко сказано, что отсутствие состава административного правонарушения являет­ся обстоятельством, исключающим производство по такому делу.

Развитие законодательной техники привело к специализации правовых норм. В частности, чтобы десятки раз не повторять общие свойства проступков, их «вынесли за скобки»: закрепили в разд. I КоАП РФ (например, ст. 2.3 закрепляет возраст наступления ответственности). Поэтому в тексте любой; нормы, устанавливающей административную ответственность, нет полного перечня всех признаков со­става. Для правильного уяснения содержания кон­кретного состава, помимо конкретной статьи норма­тивного акта, необходимо рассматривать ее связи с нормами разд. I КоАП РФ и иными частями норма­тивной основы.

Как законодательная модель административного правонарушения состав проступка является важной частью его нормативного, юридического основания. Он образует гипотезу нормы, устанавливающей адми­нистративную ответственность. Совершение деяния, содержащего все признаки состава, — фактическое основание наступления ответственности, юридиче­ский факт, влекущий возникновение правоотноше­ний ответственности. Иными словами, если лицо со­вершило нарушение, которое содержит все признаки состава, значит, есть фактическое основание для при­менения административных наказаний.

Совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения, — это юридический факт, способный вызвать административные правоотноше­ния.

Всякое целесообразное деяние выступает как ор­ганичное единство внешней деятельности человека и его сознания, объективных и субъективных момен­тов. В нем различают объект деятельности, ее внеш­ние проявления, субъекта и его психическое отноше­ние к деянию. В проступке также имеются четыре части (стороны): объект, объективная сторона, субъ­ект, субъективная сторона. Отражая это реальное яв­ление, состав проступка конструируют как совокуп­ность четырех сторон (элементов): объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны состава.

Каждый элемент состава, в свою очередь, пред­ставляет собой систему признаков. Соответственно последние принято делить на четыре группы, харак­теризующие объект и субъект проступка, его объек­тивную и субъективную стороны.

Признаки выступают как наипростейшие части состава, их группы образуют его элементы (сторо­ны), а органичное единство четырех сторон — это состав проступка. Взаимосвязь, взаимодействие всех признаков образуют целостные (системные) свойства права: общественную вредность и противоправность, которые, будучи интегративными признаками, сами не входят ни в одну из его сторон. Общест­венная вредность и противоправность — вторичные, производные свойства состава, на существование которых особым образом влияет каждый первичный признак любой его стороны.

Состав правонарушения можно рассматривать к трехуровневую систему: первичные признаки «место, субъект и др. интегративные, системные признаки (именно их включают законодатель и ученые в определение административного правонарушения), состав в целом.

Виды составов административных правонарушений следует различать две группы признаков состава: конструктивные признаки состава и призна­ки юридической техники, использованные законодателем при конструировании составов. Все эти признаки можно использовать при делении составов виды.

Начиная группировку составов по их конструктивным признакам, следует отметить, что прежде его сам законодатель группирует составы по признакам родового объекта, разделяя их в КоАП РФ по славам. Составы принято делить по наличию в них признака вреда на материальные и формальные.

Можно при группировке составов использовать и другие признаки объективной стороны. Например, месту совершения (общественное место и т. д.), по составам (наркотические, транспортные и т. д.), действию (действие, бездействие). В КоАП РФ много статей, которые устанавливают ответственность за действие.

Большое значение имеет разграничение правонарушений по признакам субъекта (гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), формам вины и др.

По признакам юридической техники нужно раз­личать составы общие (общая норма) и специальные (специальная норма). Если одно и то же деяние под­падает под признаки общей и специальной нормы (например, ст. 14.1 и 20.16), то действует специаль­ная.

Составы могут быть поделены по нормативной ос­нове: кодексам, нормативным актам (включены в Налоговый, Бюджетный кодексы, в КоАП РФ и за­коны субъектов РФ).

Для глубокого изучения полезно различать со­ставы с определенными и неопределенными призна­ками. Неопределенные признаки делятся на блан­кетные и оценочные. Из бланкетных можно назвать такие: нарушение санитарных правил, законода­тельства о рекламе, нарушение сроков. Оценочные признаки предполагают их выведение правоприме­нителем из конкретной ситуации (например, ненад­лежащее управление, грубое нарушение, оскорби­тельное приставание, злостное неповиновение, преднамеренное банкротство).

Составы можно поделить и по признакам, связан­ным с их социальной значимостью. Полезно раз­личать составы широко распространенных правонарушений (например, мелкое хищение, мелкое ху­лиганство) и составы правонарушений, которые встречаются крайне редко. Есть составы новые, свя­занные с современным развитием общества, а есть традиционные, существующие многие годы. Как правило, состав способствует развитию обществен­ных отношений. Но бывает и наоборот, потому что состав устарел, а его не отменили вовремя, или пото­му, что законодатель допустил ошибку, принимая соответствующую норму.

Объектом административного проступка являются общественные отношения. Определенные деяния потому признаются антиобщественными и (запрещаются под угрозой применения административных взысканий, поскольку они причиняют вред чествующим общественным отношениям. Объект административного проступка считается не всякое, а лишь такое общественное отношение, которое наказывается административным взысканием.

Общим объектом административных проступков признаются общественные отношения, которые регулируются различными отраслями права, а охраняются административными взысканиями. Родовым актом проступков признается блок общественных отношений, составляющий неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта. В качестве критерия деления общего объекта на части может быть ста отрасль общественной деятельности, где складываются общественные отношения. Соответственно южно различать такие родовые объекты, как отношения в сельском хозяйстве, в таможенном деле, на транспорте и т. д. Распространенный критерий выделения родовых групп — содержание охраняемых об­щественных отношений. По этому критерию различают такие родовые объекты, как собственность, об­щественный порядок, права и здоровье населения, порядок государственного управления. В Особенной части КоАП РФ при создании родовых общностей законодатель использовал одновременно оба названных признака родового объекта: отрасль и объект обязательства.

Видовой объект — разновидность родового, специфическая группа общественных отношений, для ряда проступков одного рода. Видовой объект широко используется законодателем, который становил административную ответственность, например, за нарушение правил паспортной системы, рынка ценных бумаг, оборота оружия.

Административный проступок причиняет вред какому-то конкретному общественному отношению, охраняемому административной санкцией, непосредственному объекту проступка. Законодательство в ряде случаев признает непосредственным объектом предмет посягательства как элемент конкретного об­щественного отношения (телефон-автомат, домашнее животное, запорное устройство и т. д.).

Объективная сторона проступка — это система предусмотренных нормами административного права признаков, характеризующих его внешние проявле­ния. Важнейший среди них тот, который определяет само деяние (хищение, торговля, хранение, уклоне­ние и т. п.), разновидностями которого могут быть действие и бездействие[8].

Деяния бывают неоднократными, систематиче­скими, длящимися и др. Большое значение для ад­министративной ответственности имеют особенности неправомерного поведения в длящихся и продолжае­мых проступках.

Длящимся проступком следует признать действие или бездействие, после которого длительно не исполняется правовая обязанность. В основе длящегося нарушения лежит не выполняемая лицом в течение длительного времени правовая обязанность не нару­шать правовой запрет или, наоборот, совершить обусловленное нормой права действие. Для него харак­терно непрерывное осуществление нарушения, чаще всего путем длительного бездействия. Начальным моментом проступка является действие или бездействие, повлекшее длительное нарушение правового запрета, или длительное невыполнение обязанности (сокрытие прибыли, неявка в военкомат, проживание без регистрации и т. д.). Оно оканчивается фактически — прекращением нарушения или юридически — привлечением виновного к ответственности.

Продолжаемые проступки состоят из ряда тождественных неправомерных деяний, направленных к единой цели и составляющих в своей совокупности (единый проступок (нарушение порядка объявления выходных данных, грубое нарушение правил учета расходов и расходов и др.). Продолжаемый проступок это несколько действий, каждое из которых называется проступком, но, как правило, все они объе­динены единым умыслом, а зачастую и совершаются одном месте, с использованием одних и тех же средств. Продолжаемое деяние начинается с момента довершения первого неправомерного акта, а оканчивается фактически — прекращением неправомерной деятельности, поэтому несколько таких нарушений тоже рассматриваются как единый проступок, или юридически — привлечением лица к администра­тивной ответственности.

Деяние — стержень, вокруг которого группируются иные признаки объективной стороны (способ, I время, место и др.). Очень часто в составе проступка присутствуют признаки места (общественное место, пограничная зона, железнодорожный путь, грузовой двор, пригородный поезд, крыша и др.) и времени (ночное, запрещенное и т. п.). Способ совершения проступка представляет собой порядок, форму, последовательность действий, приемы, применяемые нарушителем (скрытая от досмот­ра передача, хищение путем кражи и т. п.).

Очень часто в числе признаков объекта называ­ются средства совершения проступков (транспортные средства, огнеопасные, взрывчатые, ядовитые вещества, огнестрельное оружие, спиртные напитки[9].

Информация о работе Административная правонарушения: понятие и виды