Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:15, дипломная работа
Целью написания настоящей дипломной работы является анализ административных правоотношений, административного правонарушения как правового института.
введение
ГЛАВА 1. административное правонарушение: понятие и состав
§ 1. Понятие административного правонарушения
§ 2. Характеристика состава административного правонарушения
глава 2. административные правонарушения в сфере финансов, предпринимательской деятельности и таможенного дела
§ 1. Кодекс об административных правонарушениях РФ и валютное законодательство
§ 2. Коллизия административного законодательства РФ и законодательства о банках и банковской деятельности
§ 3. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)
глава 3. защита здоровья, прав и интересов граждан российской федерации по административному законодательству
§ 1. Административные правонарушения в области оборота наркотических средств и психотропных веществ
§ 2. Ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ
§ 3. Правовые основы легализации проституции в Российской Федерации
заключение
Список литературы
Ч. 2 ст. 10 КоАП РСФСР, озаглавленной «Понятие административного проступка», было сказано:
«Административная ответственность за правонарушения... наступает, если эти нарушения... не влекут... уголовной ответственности». В КоАП РФ прямо такой признак не назван. Но косвенно он закреплен в п. 7 ст. 24.5; в соответствии с ним производство по делу об административном правонарушении нельзя осуществлять, если по этому факту в отношении данного физического лица возбуждено уголовное дело.
Деяние не может быть одновременно преступлением и проступком. И старый, и новый законы закрепляют приоритет уголовной ответственности; если деяние содержит признаки и преступления, и административного правонарушения, то виновного следует привлечь к уголовной ответственности. Это обстоятельство не может быть признано одним из важнейших признаков административного правонарушения. Но помнить о нем юрист должен всегда.
В статье 10 КоАП РСФСР было сказано: «Административным правонарушением (проступком) признается...» Раньше законодатель допускал, что такое деяние может называться и правонарушением, и проступком. Теперь дуализм в названии исключен. Законодатель вправе поступить так. Но с точки зрения теории права этот подход к названию не бесспорен. Теория нрава подразделяет все правонарушения на преступления и проступки. Среди последних принято выделять административные, дисциплинарные. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) использует такое название: «административный проступок» (ст. 243). Слово «проступок» более соответствует положениям теории права[5].
После принятия нового Кодекса в других правовых актах можно использовать только название «административное правонарушение». Но в научной и иной литературе, в устной речи допустимо использовать и второе название — «административный проступок»[6].
Рассмотрим понятие состава административного правонарушения. Под составом административных правонарушений понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.
Как явление реальной действительности нарушение обладает огромным числом признаков. Среди них следует различать имеющие юридическое значение и его не имеющие. Первая группа, в свою очередь, делится на входящие в состав (конструктивные) административных правонарушений и не входящие в состав (обстоятельства, смягчающие, отягчающие, исключающие ответственность, совершение проступка военнослужащим, несовершеннолетним и др.)-
Проступок — факт реальной действительности. Состав проступка — логическая конструкция, правового понятие о нем, отражающее существенные свойства реальных явлений, т. е. определенных антиобщественных действий[7].
Перечень закрепленных в ней признаков — необходимое и достаточное основание для квалификации деяния как административного проступка. Состав органичен: реальное деяние только тогда считается проступком, когда оно содержит все названные нормой признаки состава, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом.
В ст. 24.5 КоАП РФ четко сказано, что отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по такому делу.
Развитие законодательной техники привело к специализации правовых норм. В частности, чтобы десятки раз не повторять общие свойства проступков, их «вынесли за скобки»: закрепили в разд. I КоАП РФ (например, ст. 2.3 закрепляет возраст наступления ответственности). Поэтому в тексте любой; нормы, устанавливающей административную ответственность, нет полного перечня всех признаков состава. Для правильного уяснения содержания конкретного состава, помимо конкретной статьи нормативного акта, необходимо рассматривать ее связи с нормами разд. I КоАП РФ и иными частями нормативной основы.
Как законодательная модель административного правонарушения состав проступка является важной частью его нормативного, юридического основания. Он образует гипотезу нормы, устанавливающей административную ответственность. Совершение деяния, содержащего все признаки состава, — фактическое основание наступления ответственности, юридический факт, влекущий возникновение правоотношений ответственности. Иными словами, если лицо совершило нарушение, которое содержит все признаки состава, значит, есть фактическое основание для применения административных наказаний.
Совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения, — это юридический факт, способный вызвать административные правоотношения.
Всякое целесообразное деяние выступает как органичное единство внешней деятельности человека и его сознания, объективных и субъективных моментов. В нем различают объект деятельности, ее внешние проявления, субъекта и его психическое отношение к деянию. В проступке также имеются четыре части (стороны): объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Отражая это реальное явление, состав проступка конструируют как совокупность четырех сторон (элементов): объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны состава.
Каждый элемент состава, в свою очередь, представляет собой систему признаков. Соответственно последние принято делить на четыре группы, характеризующие объект и субъект проступка, его объективную и субъективную стороны.
Признаки выступают как наипростейшие части состава, их группы образуют его элементы (стороны), а органичное единство четырех сторон — это состав проступка. Взаимосвязь, взаимодействие всех признаков образуют целостные (системные) свойства права: общественную вредность и противоправность, которые, будучи интегративными признаками, сами не входят ни в одну из его сторон. Общественная вредность и противоправность — вторичные, производные свойства состава, на существование которых особым образом влияет каждый первичный признак любой его стороны.
Состав правонарушения можно рассматривать к трехуровневую систему: первичные признаки «место, субъект и др. интегративные, системные признаки (именно их включают законодатель и ученые в определение административного правонарушения), состав в целом.
Виды составов административных правонарушений следует различать две группы признаков состава: конструктивные признаки состава и признаки юридической техники, использованные законодателем при конструировании составов. Все эти признаки можно использовать при делении составов виды.
Начиная группировку составов по их конструктивным признакам, следует отметить, что прежде его сам законодатель группирует составы по признакам родового объекта, разделяя их в КоАП РФ по славам. Составы принято делить по наличию в них признака вреда на материальные и формальные.
Можно при группировке составов использовать и другие признаки объективной стороны. Например, месту совершения (общественное место и т. д.), по составам (наркотические, транспортные и т. д.), действию (действие, бездействие). В КоАП РФ много статей, которые устанавливают ответственность за действие.
Большое значение имеет разграничение правонарушений по признакам субъекта (гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), формам вины и др.
По признакам юридической техники нужно различать составы общие (общая норма) и специальные (специальная норма). Если одно и то же деяние подпадает под признаки общей и специальной нормы (например, ст. 14.1 и 20.16), то действует специальная.
Составы могут быть поделены по нормативной основе: кодексам, нормативным актам (включены в Налоговый, Бюджетный кодексы, в КоАП РФ и законы субъектов РФ).
Для глубокого изучения полезно различать составы с определенными и неопределенными признаками. Неопределенные признаки делятся на бланкетные и оценочные. Из бланкетных можно назвать такие: нарушение санитарных правил, законодательства о рекламе, нарушение сроков. Оценочные признаки предполагают их выведение правоприменителем из конкретной ситуации (например, ненадлежащее управление, грубое нарушение, оскорбительное приставание, злостное неповиновение, преднамеренное банкротство).
Составы можно поделить и по признакам, связанным с их социальной значимостью. Полезно различать составы широко распространенных правонарушений (например, мелкое хищение, мелкое хулиганство) и составы правонарушений, которые встречаются крайне редко. Есть составы новые, связанные с современным развитием общества, а есть традиционные, существующие многие годы. Как правило, состав способствует развитию общественных отношений. Но бывает и наоборот, потому что состав устарел, а его не отменили вовремя, или потому, что законодатель допустил ошибку, принимая соответствующую норму.
Объектом административного проступка являются общественные отношения. Определенные деяния потому признаются антиобщественными и (запрещаются под угрозой применения административных взысканий, поскольку они причиняют вред чествующим общественным отношениям. Объект административного проступка считается не всякое, а лишь такое общественное отношение, которое наказывается административным взысканием.
Общим объектом административных проступков признаются общественные отношения, которые регулируются различными отраслями права, а охраняются административными взысканиями. Родовым актом проступков признается блок общественных отношений, составляющий неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта. В качестве критерия деления общего объекта на части может быть ста отрасль общественной деятельности, где складываются общественные отношения. Соответственно южно различать такие родовые объекты, как отношения в сельском хозяйстве, в таможенном деле, на транспорте и т. д. Распространенный критерий выделения родовых групп — содержание охраняемых общественных отношений. По этому критерию различают такие родовые объекты, как собственность, общественный порядок, права и здоровье населения, порядок государственного управления. В Особенной части КоАП РФ при создании родовых общностей законодатель использовал одновременно оба названных признака родового объекта: отрасль и объект обязательства.
Видовой объект — разновидность родового, специфическая группа общественных отношений, для ряда проступков одного рода. Видовой объект широко используется законодателем, который становил административную ответственность, например, за нарушение правил паспортной системы, рынка ценных бумаг, оборота оружия.
Административный проступок причиняет вред какому-то конкретному общественному отношению, охраняемому административной санкцией, непосредственному объекту проступка. Законодательство в ряде случаев признает непосредственным объектом предмет посягательства как элемент конкретного общественного отношения (телефон-автомат, домашнее животное, запорное устройство и т. д.).
Объективная сторона проступка — это система предусмотренных нормами административного права признаков, характеризующих его внешние проявления. Важнейший среди них тот, который определяет само деяние (хищение, торговля, хранение, уклонение и т. п.), разновидностями которого могут быть действие и бездействие[8].
Деяния бывают неоднократными, систематическими, длящимися и др. Большое значение для административной ответственности имеют особенности неправомерного поведения в длящихся и продолжаемых проступках.
Длящимся проступком следует признать действие или бездействие, после которого длительно не исполняется правовая обязанность. В основе длящегося нарушения лежит не выполняемая лицом в течение длительного времени правовая обязанность не нарушать правовой запрет или, наоборот, совершить обусловленное нормой права действие. Для него характерно непрерывное осуществление нарушения, чаще всего путем длительного бездействия. Начальным моментом проступка является действие или бездействие, повлекшее длительное нарушение правового запрета, или длительное невыполнение обязанности (сокрытие прибыли, неявка в военкомат, проживание без регистрации и т. д.). Оно оканчивается фактически — прекращением нарушения или юридически — привлечением виновного к ответственности.
Продолжаемые проступки состоят из ряда тождественных неправомерных деяний, направленных к единой цели и составляющих в своей совокупности (единый проступок (нарушение порядка объявления выходных данных, грубое нарушение правил учета расходов и расходов и др.). Продолжаемый проступок это несколько действий, каждое из которых называется проступком, но, как правило, все они объединены единым умыслом, а зачастую и совершаются одном месте, с использованием одних и тех же средств. Продолжаемое деяние начинается с момента довершения первого неправомерного акта, а оканчивается фактически — прекращением неправомерной деятельности, поэтому несколько таких нарушений тоже рассматриваются как единый проступок, или юридически — привлечением лица к административной ответственности.
Деяние — стержень, вокруг которого группируются иные признаки объективной стороны (способ, I время, место и др.). Очень часто в составе проступка присутствуют признаки места (общественное место, пограничная зона, железнодорожный путь, грузовой двор, пригородный поезд, крыша и др.) и времени (ночное, запрещенное и т. п.). Способ совершения проступка представляет собой порядок, форму, последовательность действий, приемы, применяемые нарушителем (скрытая от досмотра передача, хищение путем кражи и т. п.).
Очень часто в числе признаков объекта называются средства совершения проступков (транспортные средства, огнеопасные, взрывчатые, ядовитые вещества, огнестрельное оружие, спиртные напитки[9].
Информация о работе Административная правонарушения: понятие и виды