Административная правонарушения: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:15, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания настоящей дипломной работы является анализ административных правоотношений, административного правонарушения как правового института.

Оглавление

введение
ГЛАВА 1. административное правонарушение: понятие и состав
§ 1. Понятие административного правонарушения
§ 2. Характеристика состава административного правонарушения
глава 2. административные правонарушения в сфере финансов, предпринимательской деятельности и таможенного дела
§ 1. Кодекс об административных правонарушениях РФ и валютное законодательство
§ 2. Коллизия административного законодательства РФ и законодательства о банках и банковской деятельности
§ 3. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)
глава 3. защита здоровья, прав и интересов граждан российской федерации по административному законодательству
§ 1. Административные правонарушения в области оборота наркотических средств и психотропных веществ
§ 2. Ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ
§ 3. Правовые основы легализации проституции в Российской Федерации
заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

И только с 1 июля 2002 г. после вступления в силу ныне действующего КоАП РФ немедицинское потребление наркотических средств в России вновь стало административно наказуемо. Статья 6.9 КоАП РФ устанавливает, что потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача влечет по общему правилу наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до 15 суток. Примечание к ст.6.9 КоАП сохранило возможность освобождения правонарушителя от административной ответственности при условии его добровольного обращения в лечебно-профилактическое учреждение. Предусмотрено также, что лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть добровольно направлено на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение, в связи с чем освобождается от административной ответственности.

Основанием административной ответственности за немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ является наличие в действиях лица состава правонарушения, предусмотренного ст.6.9 КоАП РФ. Непосредственным объектом правонарушения является нормальное состояние организма людей, здоровье человека. Под здоровьем здесь понимается состояние полного физического и психического благополучия человека.

Некоторые специалисты считают, что немедицинское потребление наркотических и психотропных веществ помимо здоровья граждан посягает еще и на общественный порядок. Более того, отдельные авторы предлагают рассматривать в качестве единственного непосредственного объекта названного правонарушения общественную безопасность.

Представляется, однако, что и общественный порядок, и общественная безопасность могут в анализируемом составе пониматься лишь как факультативные объекты. Иначе придется признать, что причинение вреда данным объектам является обязательным условием наступления административной ответственности во всех случаях немедицинского потребления наркотических средств или психотропных веществ. Но ст.6.9 КоАП РФ этого не предусматривает.

Предметом предусмотренного ст.6.9 КоАП РФ правонарушения являются наркотические средства (вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения) и психотропные вещества (вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы), включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действия - потреблении наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. При этом самостоятельной квалификации будет требовать их потребление без назначения врача в общественных местах (ч.2 ст.20.20 КоАП РФ - в отношении совершеннолетних и ст.20.22 КоАП РФ - несовершеннолетних правонарушителей).

Однако ни действующее законодательство, ни разъяснения Верховного Суда РФ не дают развернутого определения самого понятия "незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ". Полагаю, что под этим следует понимать личное использование названных средств любым способом (прием вовнутрь, путем инъекции, вдыхания, курения, жевания) без назначения врача для извлечения их психоактивных свойств.

Субъект правонарушения, предусмотренного ст.6.9 КоАП РФ, должен подходить под общие требования, предъявляемые к физическим лицам: достигнуть возраста 16 лет (ст.2.3 КоАП РФ), быть вменяемым (ст.2.8 КоАП РФ). С субъективной стороны деяние характеризуется умыслом, прямым или косвенным.

Несмотря на различные мнения, высказываемые по поводу установления ответственности за потребление наркотических средств, большинство ученых и специалистов придерживается мнения, поддержанного и российским законодателем.

Согласно этой позиции, которая представляется мне наиболее обоснованной, установление уголовной ответственности за потребление наркотических средств и психотропных веществ нецелесообразно, ибо объективно ведет лишь к более глубокому сокрытию наркотизма, отпугивает потребителей от добровольного обращения за медицинской помощью. Медицинские же исследования между тем свидетельствуют, что принудительное излечение больных наркоманией едва ли возможно.

Справедливым представляется и опасение, что введение уголовно-правовой нормы об ответственности за потребление наркотических средств способно создать лишь видимость эффективной деятельности органов внутренних дел по борьбе с наркоманией, поскольку данная норма позволяет им без малейших усилий отчитываться необходимым количеством уголовных дел, требуемых для доказательства эффективности их работы[38]. Однако административный запрет на потребление наркотических средств все же необходим, в подтверждение чего можно, между прочим, сослаться и на успешный зарубежный опыт, и на положительный в данном вопросе опыт Советского Союза.

В заключение отмечу, что установление административной ответственности за потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача логически завершило формирование правовых основ государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков. Теперь любые незаконные действия с наркотическими средствами или психотропными веществами влекут юридическую ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Правовые основы легализации проституции в Российской Федерации

Оставим за рамками публикации исторический, антиобщественный, аморальный и асоциальный характер такого социального явления, как проституция[39]. Не будем и давать ему оценку, так как по данной проблематике было написано немалое количество фундаментальных научных работ по философии, социологии, медицине, психологии, криминологии, виктимологии и др.[40]

Возьмем за основу исключительно неизбежность существования проституции, несмотря на всевозможные способы ее запрета в разные исторические периоды разных государств, независимо от их общественного строя[41]. Так, например, после революции 1917 г., в период беззакония, проституток относили к классовым врагам, приравнивая их к тунеядцам. Судили их не по закону, а по революционной совести судебных и иных соответствующих административных органов. В.И. Ленин призывал к массовому террору в виде расстрелов и концентрационных лагерей в отношении как царского офицерства, так и нетрудовых слоев населения - художников, священников, артистов и: проституток[42]. 30-е годы в СССР также характеризовались активной борьбой против проституток, выраженной в ликвидации паразитизма и тунеядства[43]. Вместе с тем проституция не исчезла, существовали тайные притоны[44]. Более того, как отмечают в своем исследовании И.А. Голосенко и С.И. Голод, ссылаясь на исторические материалы Е. Осокиной, "сеть "торгсиновских" магазинов, баров, ресторанов, созданная в начале 30-х годов для энергетической откачки валюты у иностранцев, имела в качестве своей составной части, особенно в портовых городах, проституцию, внесшую свой посильный вклад в сталинскую индустриализацию всей страны"[45]. Таким образом, проституция существовала и развивалась с разрешения государства[46].

Проблема такого социального явления, как проституция, безусловно, неоднозначная и противоречивая, но с точки зрения права, особенно если рассматривать ее сквозь призму обеспечения прав и свобод лиц, осуществляющих и потребляющих платные сексуальные услуги, занимательная. Рассмотрим проституцию исключительно с правовой точки зрения и не сквозь призму запретительных правовых и организационных мер, являющихся не слишком эффективными, а именно в части правовой легализации проституции.

Главный аргумент в пользу легализации - ее неизбежность прежде всего по следующим социально-экономическим причинам:

заработная плата ниже прожиточного минимума;

сильный и разветвленный преступный бизнес по вовлечению в проституцию несовершеннолетних;

попустительство органов внутренних дел развитию проституции (образование псевдо-"досуговых" компаний, извлечение прибыли из их работы, иными словами "крышевание").

Следует отметить, что на проституцию всегда существовал и существует спрос, поэтому представляется целесообразным в целях минимизации ее вредоносности и общественной опасности, обеспечения защиты прав лиц (женщин, мужчин)[47], оказывающих и потребляющих платные сексуальные услуги в силу разных жизненных обстоятельств, предотвращения попрошайничества, вовлечения несовершеннолетних в проституцию и развития наркомании, минимизации распространения венерических заболеваний, СПИДа и т.д. создать правовые предпосылки для легализации проституции посредством осуществления за ней государственного контроля.

В настоящее время такой государственный контроль отсутствует, что ведет к превращению проституции в высокодоходный бизнес. Необходимо на государственном уровне установить эффективный механизм контроля за данным явлением.

Следует отметить, что в обществе существуют некие социальные явления, чаще всего негативные, с которыми государство неспособно справиться, лишь устанавливая запреты. Заставить на государственном уровне людей отказаться от алкоголя и табака, производства абортов невозможно, более того, каждый гражданин вправе самостоятельно распоряжаться собственными правами, свободами, здоровьем. Тотальные запреты на данные виды деятельности характерны для автократичных государств. Поэтому оптимальным решением для нормального цивилизованного государства является создание системы государственного контроля за различными видами деятельности, связанной с обеспечением здоровья граждан, защиты прав потребителей, посредством введения соответствующих государственных требований и ограничений, а в некоторых случаях установлением государственной монополии на них. Государство, например, может бороться и борется с незаконными абортами, некачественной водкой, иными спиртосодержащими алкогольными напитками, некачественными табачными изделиями. Известно, что алкоголь и табак негативно влияют на здоровье людей в отдельности и нации в целом. Как показывает исторический опыт разных стран, введение "сухих законов" не способствовало искоренению алкоголизма, как раз наоборот, формировался подпольный "черный" рынок сбыта алкогольной продукции, не всегда являющейся качественной. Из-за некачественных продуктов, продуктов, произведенных в антисанитарных условиях, с нарушениям соответствующих требований и ГОСТов, погибали люди.

Государство посредством, в частности, режима лицензирования, сертификации, аккредитации, введения акцизных марок и т.д. осуществляет контроль за конкретными видами деятельности, например за оборотом качественной алкогольной и табачной продукции (федеральные законы от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курении табака"[48], от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"[49]). Тем самым обеспечивается качество производимой продукции, работ и услуг. На основании введения правовых ограничений - запрет на распитие алкогольной продукции и курения табака в общественных местах, запрет продажи данной продукции несовершеннолетним, продажа порнографической продукции в специально отведенных для этого местах - государство устанавливает юридическую ответственность за несоблюдение законных требований и оснований.

В юридической литературе, посвященной изучению проституции, существует два научных направления: аболиционизм и регламентизм. Главными доводами противников регламентации проституции, именуемых аболиционистами, являлось то, что узаконение разврата рассматривалось не столько как купля-продажа тела, сколько как совершение этого факта с ведения администрации[50]. Более того, аболиционисты полагали, что регламентация деятельности проституток ведет к умалению их прав (в случае незаконной деятельности они подвергались аресту, принудительному медицинскому освидетельствованию и т.д.). Так, женщины в дореволюционной России не имели паспорта. Документом, удостоверяющим их личность, являлся вид на жительство. Если женщина решила заняться проституцией, то она должна была дать подписку о согласии подчиниться особым полицейским предписаниям, существенно ограничивающим ее гражданские права. Например, такие женщины вносились в полицейские учетные списки и вместо вида на жительства получали "желтый билет", своего рода медицинскую карточку, без которой невозможно было поменять жилье, найти работу и т.д.

Таким образом, появилась своего рода каста платных женщин. В принудительном порядке женщины подвергались медицинскому освидетельствованию два раза в неделю, в случае заболеваний лечились за государственный счет. Известная феминистка того времени М.И. Покровская называла такую регламентацию деятельности проституток "их гражданской смертью"[51]. Аболиционисты также полагали, что укрепление семьи, повышение уровня экономических условий, культуры сексуального воспитания людей, начиная с детского возраста, способствует ликвидации проституции. К сожалению, данное утверждение не гарантирует абсолютное искоренение проституции из общества.

Регламентисты полагали, что необходимо упорядочить государственный контроль за проституцией, узаконить ее. Таким образом, идеи о легализации оказания платных услуг не новы.

Опыт современных цивилизованных государств также показывает, что необходимо на законодательном уровне регулировать вопросы оказания платных сексуальных услуг. Так, например, Голландия в 2000 г. исключила из Уголовного кодекса запрет на организацию и содержание публичных домов. В Германии принят Закон "О регулировании правовых отношений в области проституции", действующий с 1 января 2002 г. В Израиле существует Закон о наказаниях, который разделяет проституцию на две категории. Первая - это систематическое вступление человека в половые контакты с различными партнерами за плату. Вторая предполагает вступление человека в единичные половые контакты за плату. Следует отметить, что по российскому законодательству (ст. 6.11 КоАП РФ) проституция определяется как систематические сексуальные контакты, именуемыми в законе термином "занятие". В отечественной юридической литературе и комментариях к УК РФ и КоАП РФ в части проституции достаточно подробно изучены и истолкованы нормы соответствующих статей. Поэтому на оценочном факторе данного явления с точки зрения действующего законодательства останавливаться не будем. Каков же возможный механизм легализации проституции в настоящее время?

Информация о работе Административная правонарушения: понятие и виды