Административная правонарушения: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:15, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания настоящей дипломной работы является анализ административных правоотношений, административного правонарушения как правового института.

Оглавление

введение
ГЛАВА 1. административное правонарушение: понятие и состав
§ 1. Понятие административного правонарушения
§ 2. Характеристика состава административного правонарушения
глава 2. административные правонарушения в сфере финансов, предпринимательской деятельности и таможенного дела
§ 1. Кодекс об административных правонарушениях РФ и валютное законодательство
§ 2. Коллизия административного законодательства РФ и законодательства о банках и банковской деятельности
§ 3. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)
глава 3. защита здоровья, прав и интересов граждан российской федерации по административному законодательству
§ 1. Административные правонарушения в области оборота наркотических средств и психотропных веществ
§ 2. Ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ
§ 3. Правовые основы легализации проституции в Российской Федерации
заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

В соответствии со ст.25 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"[36] (далее - Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ) отпуск наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам производится по рецепту, выписанному на специальном бланке, и только в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения, имеющих лицензию на указанный вид деятельности. Перечни должностей медицинских и фармацевтических работников, а также организаций и учреждений, которым предоставлено право отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. При этом наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, отпускаются в медицинских целях по рецепту, в количестве и в порядке, установленных федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Аптечным организациям и учреждениям здравоохранения запрещается отпускать наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в список II, по рецепту, выписанному более пяти дней назад.

Наркотические средства - это вещества растительного или синтетического происхождения, которые при их потреблении одурманивают или вызывают эйфорию. Психотропные вещества воздействуют на психику и мотивацию поведения человека и применяются обычно при лечении психически больных. Аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, оказывающие такое же психоактивное действие.

Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681. В этот перечень входят четыре списка:

- список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

- список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

- список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

- список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что в соответствии со ст.27.10 КоАП РФ наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги как предмет правонарушения подлежат изъятию и направлению на переработку или уничтожение.

Рассмотрим статью 6.13 КоАП РФ "Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров".

Статьей 46 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ запрещается пропаганда и ограничивается реклама в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и предусматривается ответственность за нарушение данной нормы.

Пропаганда - деятельность физических или юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или совершение иных действий в упомянутых целях. Реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

В примечании к ст.6.13 КоАП РФ указано, что не является административным правонарушением распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Необходимо учитывать, что в силу ст.14 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ оборот наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список I, допускается только в научных и учебных целях, в экспертной и в оперативно-розыскной деятельности.

Оборот наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, разрешен по назначению врача в медицинских целях, а также в научных и учебных целях, в экспертной и в оперативно-розыскной деятельности.

В Российской Федерации действуют ограничения на оборот прекурсоров, внесенных в список IV. Юридические лица могут приобретать и использовать в собственном производстве прекурсоры, внесенные в список IV, при наличии лицензии на указанный вид деятельности в количествах, которые не превышают производственных нужд. При осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в список IV, любые операции, при которых изменяется количество прекурсоров, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена приказом руководителя юридического лица. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения указанных журналов устанавливается Правительством РФ. Юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, внесенных в список IV, обязаны информировать органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и иные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, о каждом случае, когда количество купленного или заказанного прекурсора превышает производственные нужды, о неоднократных случаях таких покупок или заказов.

Статья 10.4 "Непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли".

В соответствии со ст.18 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ культивирование растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, разрешается только государственным унитарным предприятиям в пределах государственных квот. На территории Российской Федерации запрещается также культивирование конопли в целях незаконного потребления или использования в незаконном обороте наркотических средств. Следует иметь в виду, что в данной статье КоАП РФ речь идет о культивируемых в законном порядке наркотикосодержащих растениях.

К административной ответственности привлекается только должностное лицо, ответственное за обеспечение установленного режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, а также конопли.

Действующее законодательство не дает развернутого определения понятия "незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ" (Статья 20.20 "Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах"). Под таковым следует понимать личное использование названных средств любым способом (прием вовнутрь, потребление путем инъекции, вдыхания, курения, жевания) без назначения врача, чтобы испытать воздействие их психоактивных свойств.

Как правило, под общественными местами понимаются улицы, площади, транспортные магистрали, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, пристани, парки, жилые микрорайоны, спортивно-зрелищные объекты и другие места общения (нахождения) людей, в которых удовлетворяются их различные жизненные потребности и которые свободны для доступа неопределенного круга лиц.

Проанализируем статью 20.22 КоАП РФ "Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах".

Статьей 1 Единой конвенции о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.), подписанной и ратифицированной СССР соответственно 31 июля 1961 г. и 14 декабря 1963 г., определено, что наркотическое средство рассматривается как потребленное, если оно было доставлено любому лицу или предприятию для розничного распределения, медицинского применения или для научно-исследовательской работы; термин "потребление" понимается соответственно.

В силу ст.1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ незаконным потреблением наркотических средств или психотропных веществ считается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Следует различать одурманивающие вещества и наркотические средства. Список наркотических средств разработан Постоянным комитетом по контролю наркотиков. Одурманивающие вещества не являются наркотическими. Как правило, это обычные лекарственные препараты (клофелин, смесь димедрола с алкоголем и т.д.), при передозировке которых у человека наступает затормаживание или расслабление психики. Указанными свойствами могут обладать и средства бытовой химии (например, ацетон, хлороформ, эфир), вдыхание паров которых также вызывает одурманивание. Одурманивающими веществами считаются: клофелин - алкогольная смесь в любых процентах; смесь димедрола с алкоголем; барбитурато-алкогольная смесь; хлороформ; эфир; толуол; хлорэтил; закись азота; спиртовые экстракты растений, содержащих алкалоиды тропановой группы; ксенон.

При появлении официальных данных об использовании новых конкретных веществ с целью получения одурманивающего эффекта Постоянным комитетом по контролю наркотиков принимается решение по этим веществам, и они включаются в приведенный Список одурманивающих веществ.

В действующем законодательстве вопрос о небольших, крупных и особо крупных размерах наркотических средств и психотропных веществ решен. Это понятие оценочное, и правоохранительные органы принимают решение в каждом случае с учетом Постановления Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 76 "Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации" (с изменениями на 08.07.2006г.)[37]. Указанное Постановление содержит списки наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен либо ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

 

 

§ 2. Ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ

Норма об административной ответственности за потребление наркотических средств без назначения врача была предусмотрена еще Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 мая 1974 г. "Об усилении борьбы с наркоманией". Впоследствии эту норму воспринял КоАП РСФСР 1984 г., ст.44 которого гласила, что потребление наркотических веществ без назначения врача влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти рублей. В этой редакции статья действовала до 12 июля 1987 г. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1987 г. внес в названную статью изменения. Дополнительно была установлена норма об административной ответственности за незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств в небольших размерах. Санкция этой нормы предусматривала наложение штрафа в размере до ста рублей либо исправительные работы на срок от 1 до 2 месяцев с удержанием 20% заработка. В исключительных случаях мог применяться административный арест на срок до 15 суток. Согласно примечанию к ст.44 КоАП РСФСР лицо, добровольно сдавшее имевшееся у него в небольших размерах наркотическое средство, которое оно приобрело или хранило без цели сбыта, а равно добровольно обратившееся в медицинское учреждение за получением медицинской помощи в связи с потреблением наркотических средств без назначения врача, освобождалось от административной ответственности.

Закон РСФСР от 5 декабря 1991 г. устранил административную ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача. Позже, впрочем, законодатель осознал свою ошибку: Федеральный закон от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах" предусмотрел ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Однако норма эта, не снабженная санкцией, фактически бездействовала.

Информация о работе Административная правонарушения: понятие и виды