Правовой режим водоохранных зон и прибрежных полос

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:42, автореферат

Краткое описание

Целью написания данной контрольной работы является раскрытие темы исследования «Правовой режим земель водного фонда», анализ тематики данной работы, характеристика и выдача оценки предмета исследования и проработка нормативно-правовых актов по теме контрольной работы.

Оглавление

Введение 3
1 Понятие и состав земель водного фонда в Республике Беларусь 5
1.1 Понятие земель водного фонда 5
1.2 Состав земель водного фонда Республики Беларусь 6
2. Право водопользования и его виды 8
2.1 Виды водопользования 8
3. Права и обязанности водопользователей и пользователей земель водного фонда 12
3.1 Общие положения 12
4 Правовой режим водоохранных зон и прибрежных полос 15
4.1 Правовой режим, описание 15
Заключение 17
Практическая часть 18
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

контрольная оконч.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

     Право обособленного водопользования  удостоверяется государственными актами на право водопользования, выдаваемыми республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды на основании решений соответствующих государственных органов, предоставивших водный объект в обособленное водопользование. Государственный орган, выдавший решение о предоставлении водного объекта (его части) в обособленное пользование, направляет это решение Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, на которое возложена выдача Государственного акта на право обособленного водопользования, а также органам, интересы которых предоставление этого объекта затрагивает. [6, с. 68]

     Предприятия и организации, которым водные объекты  предоставлены в обособленное водопользование (первичные водопользователи), имеют право разрешать другим юридическим и физическим лицам вторичное водопользование по согласованию с органами, предоставившими водный объект в обособленное водопользование, и органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. В разрешении указываются цели и основные условия пользования водными объектами.

     Водные  объекты предоставляются только во временное пользование. Временное  водопользование может быть краткосрочным - до пяти лет и долгосрочным - от пяти до двадцати пяти лет. Срок водопользования  устанавливается органом, выдавшим разрешение на специальное водопользование либо предоставившим водный объект в обособленное водопользование или аренду.

     При классификации использования водных объектов по основному целевому назначению, как было отмечено ранее, выделяют такие виды водопользования, как питьевое (бытовое), лечебное, курортное, оздоровительное, пользование водными объектами для нужд сельского хозяйства, промышленности, гидроэнергетики, водного транспорта, рыбного хозяйства, охоты, для нужд заповедания, для сброса сточных вод, для противопожарных и иных государственных надобностей.

     Физические  и юридические лица при пользовании водными объектами для обеспечения питьевых, хозяйственно-бытовых и иных нужд населения в порядке нецентрализованного водоснабжения вправе забирать воду из поверхностных или подземных источников в порядке общего или специального водопользования.

     Использование подземных вод питьевого качества для целей, не связанных с удовлетворением  питьевых, хозяйственно-бытовых и иных нужд населения, а также удовлетворением потребностей пищевой промышленности и животноводства, как правило, не допускается.

     Водные  объекты, отнесенные в порядке, установленном  законодательством Республики Беларусь, к категории лечебных, используются в лечебных, курортных, оздоровительных целях.

     К коммунально-бытовому водопользованию  относится использование водных объектов для купания, занятия спортом, для отдыха населения.

     Использование водных объектов для нужд сельского  хозяйства допускается как в порядке общего, так и специального водопользования. При водопользовании юридические и физические лица могут применять осушительные, обводнительные, оросительные и иные гидротехнические сооружения и устройства для создания наиболее благоприятного водного режим на землях сельскохозяйственного назначения.

     Водообеспечение сельского хозяйства подразделяется на централизованное и нецентрализованное.

     Отведение сточных, дренажных и карьерных (шахтных, рудничных) вод в водные объекты  является одним из видов специального водопользования.

      3 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ЗЕМЛЯМИ ВОДНОГО ФОНДА 

    3.1 Общие положения 

     Водопользователи вправе:

     1) осуществлять общее, специальное, обособленное, совместное или на условиях аренды водопользование водными объектами для удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых, сельскохозяйственных, промышленных и иных потребностей;

  1. возводить в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, водохозяйственные сооружения и устройства, осуществлять их реконструкцию;
  2. передавать для использования добытую воду другим водопользователям (водопотребителям) на условиях, согласованных с органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, предоставившими право специального водопользования, и местными исполнительными и распорядительными органами;
  3. получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления своей деятельности.

     Водопользователи имеют право также осуществлять иные, не запрещенные законодательством действия, связанные с пользованием водными объектами.

     Водопользователи обязаны:

  1. использовать водные объекты в целях, для которых они предоставлены, и соблюдать установленные условия водопользования;
  2. рационально использовать водные ресурсы, проводить необходимые работы по сохранению и улучшению качества вод, восстановлению водных объектов;
  3. вести учет количества забираемых и используемых вод, осуществлять контроль за качеством забираемой воды и отводимых в водные объекты сточных вод, а также представлять в установленном порядке отчеты соответствующим органам;
  4. не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда хозяйственным объектам и окружающей среде;
  5. соблюдать установленный режим содержания зон и округов санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого и лечебного водоснабжения, водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов;
  6. содержать в надлежащем состоянии очистные и другие водохозяйственные сооружения и устройства и соблюдать установленные правила их эксплуатации;
  7. проводить согласованные в установленном порядке мероприятия по охране вод от истощения и улучшению их состояния;

     своевременно информировать местные исполнительные и распорядительные органы, органы государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, органы государственного санитарного надзора о возникновении аварий и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов, и осуществлять неотложные работы по ликвидации их последствий;

     9) своевременно вносить плату за водопользование в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также выполнять другие обязанности по использованию и охране вод в соответствии с законодательством Республики Беларусь согласно статье 32 Водного кодекса Республики Беларусь. [2, ст. 32]

     Землепользование и водопользование тесно взаимосвязаны, субъекты права водопользования являются нередко и землепользователями данных земель.

     Большинство водных объектов находится в общем пользовании предприятий и организаций, граждан.

     Основные права и обязанности землепользователей на этих землях установлены земельным законодательством. Водное землепользование отличает множественность субъектов. Водные объекты охраняются от загрязнения, засорения, истощения и других вредных воздействий.

     Запрещается отведение сточных вод в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы; водные объекты, отнесенные к особо охраняемым; места нереста и зимовки ценных и особо охраняемых видов рыб; места обитания водных и околоводных животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь.

     Водопользователи и землепользователи обязаны обеспечить систематический лабораторный контроль за работой очистных сооружений, за качеством водоема выше спуска сточных вод и у ближайших пунктов водопользования наcеления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ВОДООХРАННЫХ ЗОН И ПРИБРЕЖНЫХ ПОЛОС  

     4.1 Правовой режим, описание  

     Для предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания животного и растительного мира на землях, прилегающих к руслам водотоков или акваториям водоемов, устанавливаются водоохранные зоны. Особое значение установление таких зон имеет для малых рек. К их числу относятся реки длиной до 200 км.

     Порядок установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных полос и режим ведения в них хозяйственной деятельности определяются положением, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь.

     На малых реках ширина водоохранной зоны устанавливается не менее 500 м от среднемноголетнего меженного уровня воды. Для водоохранных зон прудов, водохранилищ и озер республики минимальная ширина водоохранной зоны устанавливается не менее 500 м от нормального подпорного уровня воды.

     В зависимости от площади водоема, его хозяйственной освоенности, геоморфологии, размещения растительности максимальная ширина водоохранной зоны может устанавливаться для водоемов площадью: свыше 40 кв. км - не более 3 км, 20-40 кв. км - не более 2 км, 5-20 кв. км - не более 1,5 км. Границы водоохранной зоны по общему правилу совмещаются с естественными и искусственными рубежами (поля севооборотов, опушки лесных массивов, кваральные просеки в лесах) или препятствиями, частично перехватывающими и перераспределяющими неорганизованный поверхностный сток с вышележащих территорий.

     В водоохранной зоне рек и водоемов устанавливается специальный режим хозяйственной деятельности.

     В водоохранной зоне запрещаются:

    • применение ядохимикатов;
  • авиаопыления ядохимикатами при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками;
    • размещение животноводческих ферм и комплексов;
  • строительство и размещение складов для хранения ядохимикатов и минеральных удобрений;
  • оборудование площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, размещение и строительство складов нефтепродуктов, накопителей сточных вод животноводческих комплексов и ферм, механических мастерских, пунктов технического обслуживания и мойки техники и автотранспорта, устройство свалок мусора промышленных отходов, а также других объектов, отрицательно влияющих на качество вод.

      Основная цель использования прибрежных защитных полос - это размещение объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных и иных водохозяйственных и гидротехнических сооружений (при наличии соответствующего разрешения, а иногда -лицензии).

      Лица, виновные в нарушении режима использования территорий водоохранных зон и прибрежных полос водоемов, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. [6, с. 128] 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Актуальность тематики данной контрольной работы занимает важное место в науке земельного и аграрного права.

     Рациональное использование земель относят к числу важнейших принципов земельного права. Как принцип права рациональное использование земель выражается в требовании их эффективной эксплуатации землевладельцами, землепользователями, собственниками земли. Содержание данного принципа определяется как общими требованиями, предъявляемыми к использованию и охране земель вообще, так и спецификой правового режима той или иной категории земель. При использовании сельскохозяйственных земель данный принцип требует повышения их плодородия, увеличения урожайности сельскохозяйственных культур, организацию эффективной хозяйственной эксплуатации данных земель и одновременно предполагает надлежащую охрану земель сельскохозяйственного назначения. Использование земель несельскохозяйственного назначения с учетом принципа рациональности предполагает обеспечение их строго целевого использования с максимальным эффектом для землевладельцев, землепользователей, собственников и при учете требований охраны как земельных ресурсов, так и окружающей среды в целом.

Информация о работе Правовой режим водоохранных зон и прибрежных полос