Правовое обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 11:01, курсовая работа

Краткое описание

Цели: раскрыть понятие чрезвычайной ситуации, рассказать про отдельные её виды, рассказать про защиту населения при радиационном загрязнении, рассказать про работу государственных органов при чрезвычайных ситуациях.
Задачи:
1. Изучить понятие чрезвычайной ситуации
2. Раскрыть и ахарактиризовать виды чрезвычайных ситуаций

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..3
Правовое обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях …………………………………………………4
Заключение ……………………………………………………………….17
Источники ………………………………………………………………...18
Приложение 1 …………………………………………………………….19
Приложение 2 …………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

курсавая мая 2 курс.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

Выбор месторасположения  захоронений радиоактивных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами, осуществляется специальной комиссией, назначаемой  Советом Министров Республики Беларусь, с учетом всего комплекса положений  и факторов, обеспечивающих безопасное хранение радиоактивных отходов.

Захоронения должны, как правило, располагаться на загрязненных территориях с пределами активности соответственно выше радиоактивности  захороняемых отходов, загрязненных продуктов, материалов, почвы и других веществ, концентрирующихся в процессе дезактивации и образующихся в результате хозяйственной деятельности.

Статья 35. Проектирование и учреждение новых  захоронений, разработка их содержания

Решения о проектировании и учреждении новых захоронений для долгосрочного хранения радиоактивных отходов, о выполнении научных исследований, разработке регламентов по содержанию захоронений принимаются Государственным комитетом Республики Беларусь по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на основе рекомендаций Национальной комиссии Беларуси по радиационной защите при Совете Министров Республики Беларусь.

Статья 36. Отнесение затрат, связанных с  захоронением радиоактивных отходов

Захоронение радиоактивных  отходов должно производиться за счет владельцев этих отходов.

Все захоронения, связанные с ликвидацией последствий  чернобыльской катастрофы, финансируются  из специально выделяемых для этих целей бюджетных средств.

Статья 37. Контроль за захоронениями радиоактивных  отходов

Контроль за исполнением норм и технологии захоронения радиоактивных отходов осуществляется Государственным комитетом Республики Беларусь по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а надзор за содержанием захоронений и за выносом радионуклидов за пределы охранной зоны захоронения — Государственным комитетом Республики Беларусь по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике и санитарно-эпидемиологической службой республики.

 

Раздел V

КОНТРОЛЬ НА ТЕРРИТОРИЯХ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Статья 38. Задачи государственного контроля за соблюдением природоохранного (специального правового) режима, природопользования на территориях радиоактивного загрязнения

Задачи государственного контроля за соблюдением природоохранного (специального правового) режима, природопользования на территориях радиоактивного загрязнения состоят в обеспечении соблюдения всеми предприятиями (объединениями) независимо от форм собственности, учреждениями, а также гражданами требований законодательства Республики Беларусь в целях снижения радиационного воздействия на население и экологические системы, проведении природовосстановительных и защитных мероприятий, рациональном использовании хозяйственного и научного потенциала этих территорий.

Государственный контроль за охраной и использованием территорий радиоактивного загрязнения  осуществляется областными Советами народных депутатов и их исполнительно-распорядительными  органами, Государственным комитетом  Республики Беларусь по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и другими специально уполномоченными на то органами.

Порядок осуществления  государственного контроля за охраной  и использованием территорий радиоактивного загрязнения устанавливается Советом  Министров Республики Беларусь,

Статья 39. Государственный надзор за измерениями  радиоактивного загрязнения

Государственный надзор за измерениями радиоактивного загрязнения природной среды  и всех видов сырья и продукции  осуществляет Белорусский национальный центр стандартизации и метрологии и его территориальные органы.

Для определения  содержания радиоактивных веществ  допускается применять только средства измерений, прошедшие поверку или  метрологическую аттестацию в порядке, установленном Белорусским национальным центром стандартизации и метрологии.

Измерения, результаты которых используются для определения  содержания радиоактивных веществ, должны выполняться по методикам, утвержденным Белорусским национальным центром  стандартизации и метрологии.

Допустимые  нормы радиоактивного загрязнения продукции устанавливаются в стандартах или иных нормативных документах, в технологической или проектной документации; их соблюдение должен гарантировать изготовитель (поставщик) продукции

Статья 40. Органы, ответственные за контроль радиоактивного загрязнения

Заключение  об уровнях загрязнения радиоактивными веществами продукции, материалов, почв, воды, леса имеют право давать уполномоченные на то организации или их подразделения, а также независимые организации, которые занимаются радиоэкологическим мониторингом.

Координацию работ  по контролю за радиоактивным загрязнением природной среды осуществляет Государственный  комитет Республики Беларусь по проблемам  последствий катастрофы на Чернобыльской  АЭС.

Общая оценка радиационной обстановки на территории республики (радиационный мониторинг), методическое руководство возлагаются на Белорусское республиканское управление по гидрометеорологии.

Ответственность за контроль радиоактивного загрязнения  возлагается: сельскохозяйственных угодий и ведомственных лесных угодий — на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь; лесных угодий, кроме лесов Министерства обороны СССР, — на Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь; территорий населенных пунктов, мониторинг поверхностных вод — на Белорусское республиканское управление по гидрометеорологии; всех водных объектов, мелиоративных систем и водохранилищ мелиоративного назначения — на Министерство водного хозяйства и восстановления земель Республики Беларусь; подземных вод — на производственное объединение "Беларусьгеология".

Контроль уровня радиоактивного загрязнения сельхозпродукции и продуктов питания, производимых в общественном секторе, обеспечивает Министерство сельского хозяйства  и продовольствия Республики Беларусь, а в личном секторе — Министерство здравоохранения Республики Беларусь, а также министерства и ведомства, осуществляющие заготовку, переработку и реализацию продукции.

Контроль уровня радиоактивного загрязнения промышленной продукции, товаров народного потребления, которые должны соответствовать по радиационным параметрам стандартам и нормам нормативно-технической документации, осуществляется министерствами и ведомствами, предприятиями (объединениями) независимо от форм собственности, учреждениями (в том числе и общественными объединениями, чьей уставной деятельностью является оказание помощи населению, пострадавшему от чернобыльской катастрофы), которые их изготавливают и реализуют.

Контроль радиоактивного загрязнения железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта в зоне эвакуации (отчуждения) возлагается на министерства и ведомства, которым принадлежит данный транспорт, а выдача разрешений на его перемещение в зоны эвакуации (отчуждения) и первоочередного отселения производится Государственным комитетом Республики Беларусь по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и специальным органом управления.

Министерства  и ведомства, ответственные за контроль радиоактивного загрязнения, обязаны  два раза в год передавать Министерству здравоохранения Республики Беларусь сведения, необходимые для оценки доз облучения населения.

Прогнозирование величины эффективной эквивалентной  дозы облучения людей и контроль за соблюдением дозовых нагрузок возлагаются на Министерство здравоохранения  Республики Беларусь.

В зоне с правом на отселение Белорусским республиканским  управлением по гидрометеорологии  должны вестись радиационно-экологические  паспорта населенных пунктов.

В населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения, Государственный комитет Республики Беларусь по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при необходимости создает местные центры радиационного контроля при поселковых, сельских Советах народных депутатов, предназначенные для выполнения заявок граждан по обследованию продуктов питания и предметов домашнего обихода.

Статья 41. Порядок контроля продукции и  природной среды общественными  объединениями

Общественные  объединения, чьей уставной деятельностью  является оказание помощи населению, пострадавшему  от чернобыльской катастрофы, осуществляют радиационный контроль продукции и природной среды после их аттестации (регистрации) в порядке, установленном Белорусским национальным центром стандартизации и метрологии.

Статья 42. Права граждан и общественных объединений на информацию

Граждане и  общественные объединения Республики Беларусь имеют право на своевременное  получение полной и достоверной  информации по вопросам, связанным  с чернобыльской катастрофой. Информация предоставляется Государственным  комитетом Республики Беларусь по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, учреждениями и организациями, которым поручено настоящим Законом ведение надзора, контроля и измерений радиоактивного загрязнения. В этих организациях назначается ответственное лицо или группа для представления данных общественным объединениям, средствам массовой информации, населению.

Представление информации о радиационной обстановке реализуется через систему государственных, ведомственных, а также независимых  информационных центров, осуществляющих сбор, накопление, обработку данных и предоставление информационных услуг по заявкам граждан, общественных объединений и предприятий.

 

Раздел VI

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Статья 43. Ответственность за достоверность  информации

Уполномоченные должностные лица предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений и средств массовой информации несут уголовную и административную ответственность за представление неточных и неправильных результатов измерений, умышленное искажение или сокрытие данных по вопросам, связанным с чернобыльской катастрофой, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 44. Ответственность за нарушение  настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении требований настоящего Закона, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

Предприятия, организации  и граждане обязаны возместить имущественный  вред, причиненный ими в результате нарушения данного Закона.

 

Раздел VII

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ

Статья 45. Межгосударственные соглашения

Республика  Беларусь заключает межгосударственные соглашения по вопросам использования  территорий радиоактивного загрязнения  и ликвидации последствий чернобыльской  катастрофы.

Если межгосударственными соглашениями установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила межгосударственных соглашений.

 

Председатель  Верховного Совета Республики Беларусь С.ШУШКЕВИЧ

 

 

 


Информация о работе Правовое обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях