Правовое обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 11:01, курсовая работа

Краткое описание

Цели: раскрыть понятие чрезвычайной ситуации, рассказать про отдельные её виды, рассказать про защиту населения при радиационном загрязнении, рассказать про работу государственных органов при чрезвычайных ситуациях.
Задачи:
1. Изучить понятие чрезвычайной ситуации
2. Раскрыть и ахарактиризовать виды чрезвычайных ситуаций

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..3
Правовое обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях …………………………………………………4
Заключение ……………………………………………………………….17
Источники ………………………………………………………………...18
Приложение 1 …………………………………………………………….19
Приложение 2 …………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

курсавая мая 2 курс.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

                                       Содержание

 

Введение …………………………………………………………………..3

Правовое обеспечение  экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях …………………………………………………4

Заключение ……………………………………………………………….17

Источники ………………………………………………………………...18

Приложение 1 …………………………………………………………….19

Приложение 2 …………………………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы: в наше время давольна часта возникают чрезвычайные ситуации экологичуского характера.Но чтоды принять правильное решение по разрешению чрезвычайной ситуации надо знать к какой категории она относится, какие правовые последствия для территории и граждан, какая опасность для окружающей среды.

 

Цели: раскрыть понятие чрезвычайной ситуации, рассказать про отдельные её виды, рассказать про защиту населения при радиационном загрязнении, рассказать про работу государственных органов при чрезвычайных ситуациях.

 

Задачи:

  1. Изучить понятие чрезвычайной ситуации
  2. Раскрыть и ахарактиризовать виды чрезвычайных ситуаций
  3. Раскрыть работу государственных органов  в области обеспечения радиационной безопасности населения

 

Правовое обеспечение  экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях

 

Чрезвычайная  ситуация – это процесс возникновения  в течение короткого периода времени экстремальных условий для человека, преодоление которых требует высокого персонального уровня физической, физиологической, психической, моральной адаптированности.

Чрезвычайные  ситуации можно сгруппировать на виды следующим образом:

  • Чрезвычайные ситуации природного происхождения;
  • Чрезвычайные ситуации техногенного характера;
  • Чрезвычайные ситуации социального происхождения;
  • Чрезвычайные ситуации экологического характера.

Чрезвычайные  ситуации экологического характера  – это экстремальные ситуации, связанные с изменением состояния суши, кризисные ситуации, связанные с изменением свойств атмосферы, водной среды.[8;c.149]

Экологические чрезвычайные ситуации могут возникать  не только при промышленных авариях, но и при резком изменении параметров окружающей среды в связи с критической массой изменений. Наиболее известные примеры этого – «желтые» дети на Алтае, массовое выпадение волос у детей в Черновцах, «пузырьковая» беременность во Вьетнаме и т.п. Для больших городов такие ситуации могут наступать при явлениях постоянного смога, массовой гибели деревьев, геологических процессов (провалы, оползни и т.д.).

При оценке экологической  безопасности необходимо иметь в  виду, что явление, удаленное во времени  и пространстве, кажется менее  существенным. В природопользовании этот принцип особенно часто становится основой неверных практических действий. То, что сегодня кажется экономически и социально значимым и целесообразным, может привести к гораздо более существенным негативным экономическим и социальным последствиям. В ходе эксплуатации природных систем нельзя переходить некоторые пределы, позволяющие этим системам сохранять свойство самоподдержания (саморегуляции). Слабые воздействия могут не вызывать у природной системы ответных реакций до тех пор, пока, накопившись они не приведут к развитию бурного динамического процесса.[9;c.45]

Зона чрезвычайной ситуации – это территория, на которой  возникла чрезвычайная ситуация.

Зонами чрезвычайной экологической ситуации могут объявляться  участки территории Республики Беларусь, где в результате хозяйственной и иной деятельности, разрушительного влияния стихийных сил природы, имевшей место аварии происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью людей, состоянию естественных экологических систем, природному генетическому фонду.[10;c.467]

Согласно Закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» отдельные участки территории Республики Беларусь, на которых в  результате хозяйственной или иной деятельности сложилась неблагоприятная  экологическая ситуация, начали происходить устойчивые отрицательные изменения окружающей среды и естественным экологическим системам, объявляются Советом Министров Республики Беларусь зонами экологического риска.

В зонах экологического риска проводятся мероприятия по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и ее восстановлению.

Отдельные участки  территории Республики Беларусь, на которых  в результате хозяйственной и  иной деятельности, аварии, катастрофы, стихийного бедствия или иных чрезвычайных и непредвиденных при данных условиях обстоятельств произошли устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, угрожающие безопасности жизни и здоровья граждан, компонентам природной среды и естественным экологическим системам, объявляются Советом Министров Республики Беларусь зонами экологического кризиса.

В зоне экологического кризиса на срок, установленный Советом  Министров Республики Беларусь, могут:

  • Приостанавливаться хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду;
  • Ограничиваться использование отдельных видов природных ресурсов;
  • Производиться реконструкция или перепрофилирование промышленных и иных объектов, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду;
  • Проводиться мероприятия по восстановлению окружающей среды.

Отдельные участки  территории Республики Беларусь, на которых  в результате хозяйственной и  иной деятельности произошли необратимые  изменения окружающей среды, угрожающие безопасности жизни и здоровья граждан и влекущие нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию компонентов природной среды, объявляются Советом Министров Республики Беларусь зонами экологического бедствия.

В зоне экологического бедствия:

  • Приостанавливается на срок, установленный Президентом Республики Беларусь, работа промышленных и иных объектов (за исключением объектов, связанных с обслуживанием проживающих на данной территории граждан);
  • Запрещается строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию новых зданий, сооружений и иных объектов, за исключением тех, которые необходимы для ликвидации последствий экологического бедствия;
  • Ограничивается природопользование;
  • Принимаются оперативные меры по восстановлению окружающей среды.

Финансирование мероприятий по оздоровлению зон экологического риска, экологического кризиса, экологического бедствия производится в первую очередь за счет средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых сложилась неблагоприятная экологическая ситуация, начали происходить устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов и иных источников в соответствии с законодательством Республики Беларусь.[4;ст.65-67]

Чрезвычайные  ситуации подразделяются на следующие  виды:

  • Локальные – чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более одной тысячи базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.
  • Местные – чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше одной тысячи, но не более пяти тысяч базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы населенного пункта, города, района.
  • Региональные – чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше пяти тысячи, но не более 0,5 миллиона на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы области.
  • Республиканские – чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 миллиона на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой выходит за пределы более чем двух областей.
  • Трансграничные – чрезвычайные ситуации, поражающие факторы которых выходят за пределы Республики Беларусь, либо чрезвычайные ситуации, которые произошли за рубежом и затрагивает территорию Республики Беларусь.[10;с.470]

Основы правого  регулирования в области обеспечения  радиационной безопасности населения  определяет Закон Республики Беларусь от 5 января 1998 года №122-З «О радиационной безопасности населения». Данный закон направлен на создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья людей от вредного воздействия ионизирующего излучения.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения» радиационная безопасность населения – состояние защищенности настоящего и будущих поколений людей от вредного воздействия ионизирующего излучения.[3;ст.1]

Основными принципами обеспечения радиационной безопасности при практической деятельности являются:

  • принцип нормирования – непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;
  • принцип обоснования – запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного превышающим естественный радиационный фон облучением;
  • принцип оптимизации – поддержание на достижимо низком уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

При радиационной аварии обеспечение радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:

  • уровни вмешательства должны обеспечивать предотвращение ранних и ограничение поздних медицинских последствий облучения;
  • предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;
  • виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.[3; ст.3]

Государственное управление в области обеспечения  радиационной безопасности населения  включает в себя разработку и организацию  выполнения экономических, социальных, организационных, научно-технических  и правовых мер, направленных на создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья людей от вредного воздействия ионизирующего излучения как в условиях нормальной жизнедеятельности, так и при возникновении радиационных аварий. Регулирование в области обеспечения радиационной безопасности населения означает осуществление системы мер по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований нормативных правовых актов, включая лицензирование соответствующих видов деятельности, инспектирование организаций, государственное нормирование, установление и совершенствование принципов и критериев, характеризующих радиационную безопасность.

Для коллегиального рассмотрения вопросов организации  государственного управления в области  радиационной безопасности населения  Советом Министров Республики Беларусь создается соответствующий межведомственный совет, в состав которого включаются представители заинтересованных министерств, других республиканских органов государственного управления. Деятельность министерств, других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, а также юридических и физических лиц, независимо от их организационно-правовой формы, по обеспечению радиационной безопасности населения осуществляется согласно требованиям Конституции Республики Беларусь, соответствующих нормативных правовых актов Республики Беларусь, Положения о государственном управлении в области, обеспечения радиационной безопасности населения.[10;с.460-461]

Государственное управление и координация деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов в области обеспечения радиационной безопасности осуществляются Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы организуют работу в области обеспечения радиационной безопасности в соответствующих отраслях (сферах деятельности), на подведомственных территориях в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности осуществляются Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.[3;ст.6)

Средствами осуществления государственного надзора и контроля в области обеспечения радиационной безопасности являются:

  • организация реализации государственной политики в области обеспечения радиационной безопасности населения республики;
  • подготовка предложений Совету Министров Республики Беларусь по совершенствованию правовых и организационных основ функционирования системы государственного управления и регулирования в соответствующей области;
  • координации деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов по обеспечению радиационной безопасности населения;
  • осуществления контроля за эффективностью проводимого республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами комплекса мер по охране жизни и здоровья людей от вредного воздействия ионизирующего излучения;
  • осуществление международного сотрудничества в области обеспечения радиационной безопасности населения;
  • организация разработки республиканских мероприятий по радиационной защите населения при чрезвычайных ситуациях, координации их выполнения и контроля за реализацией этих мероприятий;
  • организация функционирования единой системы информирования населения о состоянии радиационной безопасности.[10;c.461-462]

Информация о работе Правовое обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях