Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 11:01, курсовая работа
Цели: раскрыть понятие чрезвычайной ситуации, рассказать про отдельные её виды, рассказать про защиту населения при радиационном загрязнении, рассказать про работу государственных органов при чрезвычайных ситуациях.
Задачи:
1. Изучить понятие чрезвычайной ситуации
2. Раскрыть и ахарактиризовать виды чрезвычайных ситуаций
Введение …………………………………………………………………..3
Правовое обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях …………………………………………………4
Заключение ……………………………………………………………….17
Источники ………………………………………………………………...18
Приложение 1 …………………………………………………………….19
Приложение 2 …………………………………………………………….26
Введение …………………………………………………………………..3
Правовое обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях …………………………………………………4
Заключение ……………………………………………………………….17
Источники ………………………………………………………………...18
Приложение 1 …………………………………………………………….19
Приложение 2 …………………………………………………………….26
Введение
Актуальность темы: в наше время давольна часта возникают чрезвычайные ситуации экологичуского характера.Но чтоды принять правильное решение по разрешению чрезвычайной ситуации надо знать к какой категории она относится, какие правовые последствия для территории и граждан, какая опасность для окружающей среды.
Цели: раскрыть понятие чрезвычайной ситуации, рассказать про отдельные её виды, рассказать про защиту населения при радиационном загрязнении, рассказать про работу государственных органов при чрезвычайных ситуациях.
Задачи:
Правовое обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях
Чрезвычайная ситуация – это процесс возникновения в течение короткого периода времени экстремальных условий для человека, преодоление которых требует высокого персонального уровня физической, физиологической, психической, моральной адаптированности.
Чрезвычайные ситуации можно сгруппировать на виды следующим образом:
Чрезвычайные ситуации экологического характера – это экстремальные ситуации, связанные с изменением состояния суши, кризисные ситуации, связанные с изменением свойств атмосферы, водной среды.[8;c.149]
Экологические чрезвычайные ситуации могут возникать не только при промышленных авариях, но и при резком изменении параметров окружающей среды в связи с критической массой изменений. Наиболее известные примеры этого – «желтые» дети на Алтае, массовое выпадение волос у детей в Черновцах, «пузырьковая» беременность во Вьетнаме и т.п. Для больших городов такие ситуации могут наступать при явлениях постоянного смога, массовой гибели деревьев, геологических процессов (провалы, оползни и т.д.).
При оценке экологической безопасности необходимо иметь в виду, что явление, удаленное во времени и пространстве, кажется менее существенным. В природопользовании этот принцип особенно часто становится основой неверных практических действий. То, что сегодня кажется экономически и социально значимым и целесообразным, может привести к гораздо более существенным негативным экономическим и социальным последствиям. В ходе эксплуатации природных систем нельзя переходить некоторые пределы, позволяющие этим системам сохранять свойство самоподдержания (саморегуляции). Слабые воздействия могут не вызывать у природной системы ответных реакций до тех пор, пока, накопившись они не приведут к развитию бурного динамического процесса.[9;c.45]
Зона чрезвычайной ситуации – это территория, на которой возникла чрезвычайная ситуация.
Зонами чрезвычайной экологической ситуации могут объявляться участки территории Республики Беларусь, где в результате хозяйственной и иной деятельности, разрушительного влияния стихийных сил природы, имевшей место аварии происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью людей, состоянию естественных экологических систем, природному генетическому фонду.[10;c.467]
Согласно Закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» отдельные участки территории Республики Беларусь, на которых в результате хозяйственной или иной деятельности сложилась неблагоприятная экологическая ситуация, начали происходить устойчивые отрицательные изменения окружающей среды и естественным экологическим системам, объявляются Советом Министров Республики Беларусь зонами экологического риска.
В зонах экологического риска проводятся мероприятия по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и ее восстановлению.
Отдельные участки территории Республики Беларусь, на которых в результате хозяйственной и иной деятельности, аварии, катастрофы, стихийного бедствия или иных чрезвычайных и непредвиденных при данных условиях обстоятельств произошли устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, угрожающие безопасности жизни и здоровья граждан, компонентам природной среды и естественным экологическим системам, объявляются Советом Министров Республики Беларусь зонами экологического кризиса.
В зоне экологического кризиса на срок, установленный Советом Министров Республики Беларусь, могут:
Отдельные участки территории Республики Беларусь, на которых в результате хозяйственной и иной деятельности произошли необратимые изменения окружающей среды, угрожающие безопасности жизни и здоровья граждан и влекущие нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию компонентов природной среды, объявляются Советом Министров Республики Беларусь зонами экологического бедствия.
В зоне экологического бедствия:
Финансирование мероприятий по оздоровлению зон экологического риска, экологического кризиса, экологического бедствия производится в первую очередь за счет средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых сложилась неблагоприятная экологическая ситуация, начали происходить устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов и иных источников в соответствии с законодательством Республики Беларусь.[4;ст.65-67]
Чрезвычайные ситуации подразделяются на следующие виды:
Основы правого
регулирования в области
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения» радиационная безопасность населения – состояние защищенности настоящего и будущих поколений людей от вредного воздействия ионизирующего излучения.[3;ст.1]
Основными принципами обеспечения радиационной безопасности при практической деятельности являются:
При радиационной аварии обеспечение радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:
Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности населения включает в себя разработку и организацию выполнения экономических, социальных, организационных, научно-технических и правовых мер, направленных на создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья людей от вредного воздействия ионизирующего излучения как в условиях нормальной жизнедеятельности, так и при возникновении радиационных аварий. Регулирование в области обеспечения радиационной безопасности населения означает осуществление системы мер по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований нормативных правовых актов, включая лицензирование соответствующих видов деятельности, инспектирование организаций, государственное нормирование, установление и совершенствование принципов и критериев, характеризующих радиационную безопасность.
Для коллегиального рассмотрения вопросов организации государственного управления в области радиационной безопасности населения Советом Министров Республики Беларусь создается соответствующий межведомственный совет, в состав которого включаются представители заинтересованных министерств, других республиканских органов государственного управления. Деятельность министерств, других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, а также юридических и физических лиц, независимо от их организационно-правовой формы, по обеспечению радиационной безопасности населения осуществляется согласно требованиям Конституции Республики Беларусь, соответствующих нормативных правовых актов Республики Беларусь, Положения о государственном управлении в области, обеспечения радиационной безопасности населения.[10;с.460-461]
Государственное управление и координация деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов в области обеспечения радиационной безопасности осуществляются Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы организуют работу в области обеспечения радиационной безопасности в соответствующих отраслях (сферах деятельности), на подведомственных территориях в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности осуществляются Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.[3;ст.6)
Средствами осуществления государственного надзора и контроля в области обеспечения радиационной безопасности являются: