Правовое обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 11:01, курсовая работа

Краткое описание

Цели: раскрыть понятие чрезвычайной ситуации, рассказать про отдельные её виды, рассказать про защиту населения при радиационном загрязнении, рассказать про работу государственных органов при чрезвычайных ситуациях.
Задачи:
1. Изучить понятие чрезвычайной ситуации
2. Раскрыть и ахарактиризовать виды чрезвычайных ситуаций

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..3
Правовое обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях …………………………………………………4
Заключение ……………………………………………………………….17
Источники ………………………………………………………………...18
Приложение 1 …………………………………………………………….19
Приложение 2 …………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

курсавая мая 2 курс.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

Государственный санитарный надзор в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Минздрав обеспечивает разработку, утверждение и введение в действие соответствующих санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, а также осуществляет государственный надзор за их соблюдением, создает единую государственную систему контроля и учета доз облучения населения и обеспечивает ее функционирование.

Минприроды осуществляет радиационный мониторинг окружающей среды (воздух, вода, почва); разрабатывает проекты нормативных правовых актов в области радиационного мониторинга; разрабатывает предложения по отнесению населенных пунктов и объектов к зонам радиоактивного загрязнения; организует оперативный контроль радиационной обстановки для выявления аварийного радиоактивного загрязнения природной среды и информирование об этой обстановке соответствующих республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов; осуществляет прогнозирование распространения радиоактивного загрязнения при возможных авариях.

В организации обеспечения радиационной безопасности населения важное место отводится местным исполнительным и распорядительным органам. Они рассматривают и согласовывают предложения о размещении на соответствующей территории радиационно опасных объектов, участвуют в проведении экспертизы проектов размещения, реконструкции и строительства объектов, использующих источники ионизирующего излучения, и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными материалами, в том числе с отходами, а также в приемке в эксплуатацию таких объектов, организуют информирование населения об уровнях загрязнения территорий радиоактивными веществами, степени загрязненности радионуклидами пищевых продуктов и других товаров народного потребления, требованиях радиационной безопасности при возникновении радиационных аварий, разрабатывают и организуют выполнение территориальных мероприятий по радиационной защите населения при чрезвычайных ситуациях.[10;c.462-464]

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения сверх установленных нормативов, выполнения гражданами и пользователями источников ионизирующего излучения требований по обеспечению радиационной безопасности. Кроме того, граждане, общественные объединения, имеют право на получение от пользователя источников ионизирующего излучения полной, достоверной и своевременной информации о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности в пределах выполняемых ими функций.

Согласно Закона Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения» устанавливаются следующие основные пределы доз облучения на территории Республики Беларусь в результате воздействия источников ионизирующего излучения:

  • для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) – 0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта;
  • для работников (персонала) средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) – 1 зиверту; допустимо облучение в размере годовой эффективной дозы до 0,05 зиверта при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,02 зиверта.
  • Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при медицинском облучении. Указанные значения основных пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов.

В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные основные пределы доз облучения, в течение определенного промежутка времени и в пределах, установленных техническими нормативными правовыми актами.

Техническое нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем принятия уполномоченными на то республиканскими органами государственного управления нормативных правовых актов и утверждения технических нормативных правовых актов, которые не должны противоречить положениям законодательства.[3;ст.8]

Граждане, проживающие на территории зоны наблюдения, где существует возможность превышения основных пределов доз, имеют право на социальную защиту.

Например, граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную  последствиями катастрофы на Чернобыльской  АЭС, а также инвалиды, в отношении  которых установлена причинная  связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой, имеют право на:

  • пользование при выходе на пенсию или перемене места работы медицинскими учреждениями, к которым они были прикреплены в период работы;
  • выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов заработной платы независимо от непрерывного трудового стажа;
  • выплату работающим инвалидам пособия по временной нетрудоспособности до 4 месяцев подряд или 5 месяцев в календарном году;
  • определение вне очереди в учреждения социального обеспечения;
  • внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;
  • внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях, независимо от ведомственной подчиненности, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа, пионерских и других оздоровительных лагерях;
  • использование ежегодного отпуска в удобное для них время, а также получение ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью 14 календарных дней с сохранением заработной платы;
  • преимущественное оставление на работе при сокращении штата или численности работников и трудоустройство при реорганизации или ликвидации предприятия, учреждения, организации. При отсутствии условий для продолжения трудовой деятельности этих лиц на том же предприятии, в учреждении, организации администрация обязана оказать им помощь в трудовом устройстве на другое предприятие, в учреждение, организацию [6;ст.18] и другие права в соответствии с Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Вместе с тем граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны:

  • соблюдать требования по обеспечению радиационной безопасности;
  • принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;
  • выполнять требования государственных органов, осуществляющих управление, надзор и контроль в области радиационной безопасности.
  • Ликвидация последствий радиационных аварий на территории Республики Беларусь осуществляется в рамках Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС). [10;с.465-466]

Основными задачами ГСЧС являются:

  • Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
  • Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • Ликвидация чрезвычайных ситуаций, и др.[10;с.469]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Чрезвычайная  ситуация – это процесс возникновения  в течение короткого периода  времени экстремальных условий  для человека, преодоление которых требует высокого персонального уровня физической, физиологической, психической, моральной адаптированности.

Чрезвычайные  ситуации можно сгруппировать на виды следующим образом:

  • Чрезвычайные ситуации природного происхождения;
  • Чрезвычайные ситуации техногенного характера;
  • Чрезвычайные ситуации социального происхождения;
  • Чрезвычайные ситуации экологического характера.

В настоящее время существуют все  предпасылки для возникнавения  чрезвычайных ситуаций .Но государства  принмает все меры для недопущения  такой ситуации. Но если такое произашло  то вводятся специальные меры для разрешения такой ситуации. Для людей оказавшихся в зонах радиационного зарожения выдаюца различного рода льготы .И на мой взгляд вапрос о недопущении чрезвычайных ситуаций должен стать одним из главных.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники

  1. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1966 г. и 17 октября 2004 г.)
  2. Закон Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» от 23 июля 2008 г. №424-З
  3. Закон Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения» от 5 января 1998 г. №122-З (с изменениями и дополнениями)
  4. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 г. №1982-XII (с изменениями и дополнениями)
  5. Закон Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12 ноября 1991 г. №1227-XII (с изменениями и дополнениями)
  6. Закон Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 22 февраля 1991 г. №634-XII (с изменениями и дополнениями)
  7. Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 20 февраля 1991 г. №617-XII (с изменениями и дополнениями)

Литература

  1. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.:Юристъ, 1998.–688с.
  2. Гоев А.В. Экологическое право. Мн.: «ПолиБиг», - 1999 г. – 64 с.
  3. Демичев Д.М. Экологическое право. Особенная часть: учебник. Минск: Выш.шк., 2007. – 494 с.

 

 

 

Приложение 1

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

6 апреля 2010 г. № 527

Об утверждении мероприятий  по реализации в 2010 году Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006–2010 годы, источников и объемов их финансирования и внесении изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 г. № 662 и от 11 января 2006 г. № 29

В целях продолжения реализации Государственной программы по преодолению  последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006–2010 годы Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые мероприятия по реализации в 2010 году Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006–2010 годы, источники и объемы их финансирования (далее – мероприятия).

2. Государственным заказчикам Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006–2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2006 г. № 29 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 9, 5/17103):

принять меры по выполнению мероприятий;

обеспечить эффективное и целевое  использование средств, выделяемых в 2010 году на реализацию мероприятий;

ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в Министерство по чрезвычайным ситуациям информацию о ходе выполнения мероприятий.

3. Министерству по чрезвычайным ситуациям:

обеспечить координацию  деятельности государственных заказчиков Государственной программы по преодолению  последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006–2010 годы и контроль за выполнением мероприятий;

по представленной государственными заказчиками этой Государственной  программы информации уточнять при  необходимости отдельные задания  мероприятий в пределах предусмотренных  бюджетных ассигнований.

4. Облисполкомам и Минскому горисполкому по согласованию с Департаментом по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям обеспечить направление средств, предусмотренных в пункте 2 мероприятий, на восстановление и развитие регионов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведение защитных мероприятий в сельскохозяйственном производстве.

5. Внести изменения в следующие постановления Совета Министров Республики Беларусь:

5.1. в абзаце четвертом части первой пункта 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 г. № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления и санаторно-курортного лечения детей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 90, 5/14341) слова «Комитетом по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь» заменить словами «Департаментом по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям»;

5.2. в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2006 г. № 29 «Об утверждении Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006–2010 годы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 9, 5/17103):

в части второй пункта 1 и пункте 5 слова «Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь» заменить словами «Министерство по чрезвычайным ситуациям»;

в пункте 2:

в части первой слова «Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь» заменить словами «Министерство по чрезвычайным ситуациям»;

Информация о работе Правовое обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях