Правовое обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 11:01, курсовая работа

Краткое описание

Цели: раскрыть понятие чрезвычайной ситуации, рассказать про отдельные её виды, рассказать про защиту населения при радиационном загрязнении, рассказать про работу государственных органов при чрезвычайных ситуациях.
Задачи:
1. Изучить понятие чрезвычайной ситуации
2. Раскрыть и ахарактиризовать виды чрезвычайных ситуаций

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..3
Правовое обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях …………………………………………………4
Заключение ……………………………………………………………….17
Источники ………………………………………………………………...18
Приложение 1 …………………………………………………………….19
Приложение 2 …………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

курсавая мая 2 курс.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

в абзаце первом части второй слово  «Комитету» заменить словом «Министерству»;

в Государственной программе по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006–2010 годы, утвержденной этим постановлением:

в паспорте, части четвертой раздела IV, абзаце втором части второй и абзаце первом части третьей раздела V слова «Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь» заменить словами «Министерство по чрезвычайным ситуациям»;

в приложениях 34, 35, 45 к этой Государственной программе слово «Комчернобыль» в соответствующих падежах заменить словом «МЧС».

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального

опубликования. 

 

Премьер-министр Республики Беларусь

С.Сидорский


 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление 
Совета Министров  
Республики Беларусь

06.04.2010 № 527


Мероприятия по реализации в 2010 году Государственной программы по преодолению  последствий катастрофы на Чернобыльской  АЭС на 2006–2010 годы, источники и  объемы их финансирования

(млн. рублей)

Наименование мероприятий

Объем финансирования

всего

передано областям, министерствам, организациям

Расходы из средств республиканского бюджета

1. Реализация Закона Республики Беларусь от 6 января 2009 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий»:

474 530,038

474 530,038

1.1. оздоровление и  санаторно-курортное лечение (Республиканский  центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения)

121 100,000

121 100,000

1.2. бесплатное питание  учащихся

123 113,275

123 113,275

в том числе:

   

Брестская область

13 800,000

13 800,000

Гомельская область

94 129,340

94 129,340

Гродненская область

1 653,900

1 653,900

Минская область

1 082,135

1 082,135

Могилевская область

12 447,900

12 447,900

1.3. предоставление льгот  и выплата компенсаций

230 316,763

230 316,763

в том числе:

   

Брестская область

11 900,000

11 900,000

Витебская область

5 000,100

5 000,100

Гомельская область

136 800,000

136 800,000

Гродненская область

8 158,068

8 158,068

Минская область

16 644,000

16 644,000

Могилевская область

10 063,300

10 063,300

г. Минск

41 553,000

41 553,000

республиканские органы государственного управления и другие организации

198,295

198,295

из них:

   

ОАО «АСБ Беларусбанк»

50,000

50,000

концерн «Белэнерго»

140,500

140,500

Минобороны

7,795

7,795

2. Расходы на целевые  мероприятия по восстановлению  и развитию регионов, пострадавших  в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и проведение защитных мероприятий в сельскохозяйственном производстве

289 060,894

282 952,403

в том числе:

   

Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской  АЭС МЧС

6 108,491

Брестская область

29 071,610

29 071,610

Витебская область

3 787,400

3 787,400

Гомельская область

162 776,644

162 776,644

Гродненская область

6 818,600

6 818,600

Минская область

16 558,043

16 558,043

Могилевская область

62 433,165

62 433,165

г. Минск

688,045

688,045

отраслевые министерства и Белкоопсоюз

818,896

818,896

из них:

   

Минприроды

43,300

43,300

Минлесхоз

170,686

170,686

Минсельхозпрод

12,175

12,175

Минздрав

444,330

444,330

Минобразование

46,405

46,405

Белкоопсоюз

102,000

102,000

3. Капитальное строительство  объектов, финансируемых в соответствии с Государственной инвестиционной программой на 2010 год, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2009 г. № 636

16 709,000

Итого

780 299,932

757 191,441

в том числе субвенции, передаваемые в бюджеты областей и г. Минска на финансирование расходов по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС

635 365,250

635 365,250

из них:

   

Брестская область

54 771,610

54 771,610

Витебская область

8 787,500

8 787,500

Гомельская область

393 705,984

393 705,984

Гродненская область

16 630,568

16 630,568

Минская область

34 284,178

34 284,178

Могилевская область

84 944,365

84 944,365

г. Минск

42 241,045

42 241,045

Расходы из средств местного бюджета (расчетно)

4. Расходы на здравоохранение  (контрактная форма найма на  работу медицинских, фармацевтических  работников, бесплатное получение  лекарственных средств и обеспечение  зубопротезирования)

25 256,871

5. Проведение диспансеризации населения, пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, приобретение медицинского оборудования

14 351,475

6. Расходы на образование  (контрактная форма найма на  работу педагогических работников, доплаты педагогическим работникам)

5 262,355

Итого

44 870,701

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

"О ПРАВОВОМ  РЕЖИМЕ ТЕРРИТОРИЙ, ПОДВЕРГШИХСЯ  РАДИОАКТИВНОМУ ЗАГРЯЗНЕНИЮ В  РЕЗУЛЬТАТЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ  АЭС"

№1227-ХП        от 12 ноября 1991 г.

 

Чернобыльская катастрофа нанесла огромный ущерб Беларуси, создала опасную радиационную обстановку на значительной части ее территории. Республика объявлена зоной национального экологического бедствия.

Настоящий Закон  устанавливает правовой режим территорий Республики Беларусь, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы, и направлен на снижение радиационного воздействия на население и экологические системы, на проведение природовосстановительных и защитных мероприятий, на рациональное использование природного, хозяйственного и научного потенциала этих территорий. Закон регулирует режим территорий радиоактивного загрязнения, условия проживания, осуществление хозяйственной, научно-исследовательской и другой деятельности на этих территориях.

 

Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1 Определение понятия национального  радиационного экологического бедствия

Национальное  радиационное экологическое бедствие — это последствие глобальной ядерной аварии, приведшей к неблагоприятным  изменениям экологической обстановки и условий обитания человека вследствие выброса в окружающую среду и на территорию, составляющую более 10 процентов от общей территории республики (административно-территориальной единицы), значительного количества радионуклидов, что создает возможность возникновения острых или хронических поражений людей, животных и растений (в том числе и в форме отдаленных последствий), а также приносит материальный ущерб (включая затраты на проведение аварийных, защитных и восстановительных работ по ослаблению и смягчению последствий бедствия), превышающий годовой национальный доход.

Статья 2. Критерии классификации территорий и зон радиоактивного загрязнения

При классификации  территорий и зон радиоактивного загрязнения приняты следующие  критерии:

1) возможность проживания населения (величина эффективной эквивалентной дозы облучения населения);

  1. уровень загрязнения территории и отдельных экологических систем;
  2. возможность получения экологически чистой продукции (сельскохозяйственной, лесохозяйственной, торфа, вод и других видов продукции и сырья).

Статья 3 Территория радиоактивного загрязнения

Территория  радиоактивного загрязнения — это  часть земель Республики Беларусь независимо от того, в чьем пользовании, владении или распоряжении они находятся, на которых в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС возникло долговременное загрязнение окружающей среды радиоактивными веществами с плотностью загрязнения радионуклидами цезия-137 либо стронция-90 или плутония-238, 239, 240, 241 соответственно, 1,0; 0,15; 0,01 Ки/кв. км и более, а также иные территории, на которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения может превысить (над естественным и техногенным фоном) 1,0 мЗв (0,1 бэр) в год, и земли, на которых невозможно получение чистой продукции.

Статья 4 Зоны радиоактивного загрязнения

Территории  в зависимости от плотности загрязнения  почв радионуклидами и степени воздействия (величины эффективной эквивалентной  дозы) радиации на человека относятся  к следующим зонам:

  1. зона эвакуации (отчуждения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, с которой в 1986 году в соответствии с существовавшими нормами радиационной безопасности было эвакуировано население (30-километровая зона и территория, с которой проведено дополнительное отселение в связи с плотностью загрязнения почв 
    стронцием-90 выше 3 Ки/кв. км и плутонием-238, 239, 240, 241 - выше 0,1 Ки/кв. км);
  2. зона первоочередного отселения — территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 40 Ки/кв. км либо стронцием- 90 или плутонием-238, 239, 240, 241 соответственно 3,0; 0,1 Ки/кв. км и более;

3) зона последующего  отселения — территория с плотностью  загрязнения почв цезием-137 от 15 до 40 Ки/кв. км либо стронцием-90 от 2 до3 Ки/кв. км или плутонием-238, 239, 240, 241 от 0,05 до 0,1 Ки/кв. км, на которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения человека может превысить (над естественным и техногенным фоном) 5 мЗв (0,5 бэр) в год, и другие территории с меньшей плотностью загрязнении вышеуказанными радионуклидами, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения человека может превысить 5 мЗв (0,5 бэр) в год;

  1. зона с правом на отселение — территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км либо стронцием-90 от 0,5 до 2 Ки/кв. км или плутонием-238, 239, 240, 241 от 0,02 до 0,05 Ки/кв. км, на которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения человека может превысить (над естественным и техногенным фоном) 1 мЗв (0,1 бэр) в год, и другие территории с меньшей плотностью загрязнения вышеуказанными радионуклидами, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения человека может превысить 1 мЗв (0,1 бэр) в год;
  2. зона проживания с периодическим радиационным контролем — территория с плотностью загрязнения почв цезием- 137 от 1 до 5 Ки/кв. км либо стронцием-90 от 0,15 до 0,5 Ки/кв. км или плутонием-238, 239, 240, 241 от 0,01 до 0,02 Ки/кв. км, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр) в год.

Дополнительные  критерии оценки загрязненности радионуклидами (с учетом их суммарного воздействия и других факторов) устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь на основании предложений Национальной комиссии Беларуси по радиационной защите при Совете Министров Республики Беларусь, рекомендаций Академии наук Республики Беларусь, научных учреждений Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Белорусского республиканского управления по гидрометеорологии.

 

Статья 5. Радиационно опасные земли

Радиационно опасными признаются земли, расположенные в  зонах радиоактивного загрязнения, на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей республиканским  нормам или межгосударственным экономическим  соглашениям.

Данные земли, в зависимости от уровня загрязнения радионуклидами и степени воздействия радиации на человека, исключаются из хозяйственного пользования либо на них вводятся ограничения хозяйственной деятельности.

Порядок исключения радиационно опасных земель из хозяйственного использования, а также виды ограничений хозяйственной деятельности предусмотрены статьями 12, 13, 21-25 настоящего Закона.

Статья 6. Земли отчуждения

Радиационно опасные  земли, которые подлежат изъятию  в установленном порядке у  землевладельцев и землепользователей ввиду непригодности их к использованию по основному целевому назначению, выделяются как земли отчуждения.

На указанных  землях могут проводиться научно-исследовательские  работы, работы по локализации и  утилизации радиоактивных отходов и другие виды работ, определенные Советом Министров Республики Беларусь или межреспубликанскими соглашениями.

Статья 7. Земли ограниченного хозяйственного использования

Радиационно опасные  земли, не отнесенные к землям отчуждения, переводятся в разряд земель ограниченного хозяйственного использования.

На указанных  землях допускается хозяйственная  деятельность в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом  и другим законодательством Республики Беларусь.

Статья 8. Порядок отнесения земель к  категории радиационно опасных

Отнесение земель к категории радиационно опасных  и установление их границ осуществляются Советом Министров Республики Беларусь на основании данных о плотностях загрязнения почв радионуклидами, утвержденных Белорусским республиканским управлением по гидрометеорологии, данных радиометрических исследований основных пищевых продуктов и годовых эффективных эквивалентных доз облучения, утвержденных Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Границы радиационно  опасных земель устанавливаются  и пересматриваются Советом Министров  Республики Беларусь на основе экспертных заключений Национальной комиссии Беларуси по радиационной защите при Совете Министров Республики Беларусь, Академии наук Республики Беларусь, Государственного комитета Республики Беларусь по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Белорусского республиканского управления по гидрометеорологии, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь и Государственного комитета Республики Беларусь по экологии по представлению исполнительных комитетов областных Советов народных депутатов.

Комитет по земельной реформе и землеустройству при Совете Министров Республики Беларусь на основе данных Белорусского республиканского управления по гидрометеорологии, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь обеспечивает ведение земельного кадастра.

Учет радиационно  опасных земель по зонам, составление  необходимых планово-картографических материалов по данным соответствующих  министерств и ведомств возлагаются  на Белорусское республиканское управление по гидрометеорологии.

Карты указанных  зон, перечень населенных пунктов, отнесенных к этим зонам, публикуются в республиканской  и местной печати ежегодно.

Статья 9. Порядок перевода территорий радиоактивного загрязнения из одной зоны в другую

Решение о переводе территорий радиоактивного загрязнения из одной зоны в другую принимается Советом Министров Республики Беларусь после проведения всех мероприятий по их очистке, комплексному обследованию и экспертных заключений, как это установлено статьей 8 настоящего Закона.

Раздел II

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ  ТЕРРИТОРИЙ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Статья 10 Управление территориями радиоактивного загрязнения

Управление  территориями радиоактивного загрязнения  осуществляется Советом Министров  Республики Беларусь, местными Советами народных депутатов и Государственным комитетом Республики Беларусь по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с административно-территориальным устройством, предназначением и направленностью хозяйственного, научного или иного использования.

Управление  территорией зоны отчуждения (эвакуации) осуществляется специальным органом  управления. Специальный орган управления зоны отчуждения (эвакуации) создается  Советом Министров Республики Беларусь по представлению исполнительного комитета областного Совета народных депутатов и Государственного комитета Республики Беларусь по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и подчиняется данному комитету.

Информация о работе Правовое обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях