Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:21, контрольная работа
Человек по своей природе стремится к состоянию защищенности и хочет сделать свое существование максимально комфортным. С другой стороны, мы постоянно находимся в мире рисков. Угроза исходит и от криминогенных элементов, и от правительства, способного проводить непредсказуемую политику, существует риск заболеть инфекционным заболеванием, риск возникновения военного конфликта, риск несчастного случая.
Введение
3
1
Понятие экологической безопасности и природной среды
4
2
Политика экологической безопасности
8
3
Концепции экологической безопасности
15
Заключение
18
Список использованных источников
19
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (ФГБОУ ВПО ИрГУПС)»
Факультет Менеджмента, Логистики и Таможенного Дела
Кафедра «Таможенное дело»
Экологическая безопасность России
Выполнил студент гр. Т-08-1 Черная А.А. |
Проверил преподаватель Поляков М.А |
Иркутск 2013
Содержание
Введение |
3 | |
1 |
Понятие экологической безопасности и природной среды |
4 |
2 |
Политика экологической безопасности |
8 |
3 |
Концепции экологической безопасности |
15 |
Заключение |
18 | |
Список использованных источников |
19 |
Введение
Человек по своей природе
стремится к состоянию
создание научных основ
диагностирования, мониторинга, раннего
предупреждения и предотвращения аварий
и катастроф, построение систем защиты
и реабилитации. На результатах таких
исследований формируются количественные
и качественные параметры принимаемых
управленческих решений, конструкторско-
1. Понятие экологической безопасности и природной среды
Окружающая среда как
объект использования и охраны заключает
в себе природную среду и
Искусственная (техногенная) среда представляет собой совокупность элементов среды, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека и не имеющих аналогов в естественной природе (здания, сооружения и т. п.).
В свою очередь, природная среда, или естественная среда обитания, как дифференцированный объект взаимодействия общества и природы состоит из таких компонентов, как природные объекты, природные ресурсы, природные комплексы, территории.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выделяет также природные объекты и территории, подлежащие особой охране. К особо охраняемым объектам природы относятся государственные заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, а также животные и растения, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации. Особой охране подлежат также курортные зоны, зоны отдыха, прибрежные полосы, водоохранные зоны (полосы), зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, леса зеленых зон городов и других населенных пунктов, запретные полосы лесов и иные территории. Создание государственных заповедников, национальных парков, заказников, объявление отдельных объектов памятниками природы производится в порядке, определяемом законодательством.
Таким образом, природные объекты по своему целевому назначению могут относиться к природно-хозяйственным и особо охраняемым. Из этой классификации природных объектов можно сделать вывод, что они подразделяются на природные ресурсы и природные комплексы.
Природными ресурсами
является часть природного объекта,
которая выступает в качестве
источника удовлетворения материальных,
экономических потребностей и интересов
человека (земельные ресурсы, водные
ресурсы и т. п.). Сведения о природных
ресурсах содержатся в кадастрах
природных ресурсов, которые представляют
собой систематизированные
Территория или природный комплекс – это совокупность взаимосвязанных между собой частей природных объектов, обособленных с целью заповедной охраны. При этом заповедной охране подлежат лишь те части природных объектов, относительно которых имеется решение компетентных органов государства.
Конституция Российской Федерации в совокупности с иными нормативными правовыми актами составляет правовую основу для формирования и реализации государственной политики в области охраны окружающей среды, важнейшей целью которой является осуществление права людей на благоприятную окружающую среду.
Так в Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Эта конституционная норма
лишь декларирует, т.е. провозглашает
это право. Другими словами, право
на благоприятную окружающую среду
– это неотъемлемое право человека
на существование в такой
Понятие "благоприятная окружающая среда" тесно связано с понятием "экологической безопасности".
Экологическая безопасность – состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Так же это совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающих экологический баланс в окружающей среде и не приводящих к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку.
Право на экологическую безопасность закреплено и раскрыто в законе Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", где установлены нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, обеспечивающие экологическую безопасность. К ним относятся: нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ; нормативы предельно допустимых физических воздействий (тепла, шума, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и др.);
нормативы допустимых выбросов
и сбросов химических и иных веществ;
нормативы иного допустимого
воздействия на окружающую среду
при осуществлении
Объектами экологической безопасности являются:
Основным субъектом
Субъектами обеспечения экологической безопасности также являются юридические и физические лица, в том числе граждане, организации и объединения, обладающие правами и обязанностями по обеспечению экологической безопасности в соответствии с национальным законодательством государства.
Основными принципами обеспечения экологической безопасности являются:
– приоритет безопасности для жизни и здоровья личности и общества;
– суверенитет государства над природными ресурсами;
– неотвратимость ответственности за ущерб, причиненный трансграничным загрязнением;
– солидарная ответственность за ущерб, причиненный трансграничным загрязнением;
– согласование экологической политики государств;
– согласование законодательной политики государств в области обеспечения экологической безопасности;
– взаимопомощь государств при ликвидации последствий и предупреждении экологического бедствия;
– широкое участие в международной деятельности в области экологической безопасности;
– обязательность государственной
экологической и санитарно-
– государственная поддержка мероприятий по оздоровлению среды обитания человека;
– организация системы государственного экологического мониторинга состояния окружающей природной среды;
– обеспечение полной, достоверной
и своевременной
Таким образом, право на экологическую безопасность и благоприятную окружающую среду – неотъемлемое право каждого человека, которое должно быть реализовано посредством совершенствования государственной политики в области охраны и защиты окружающей среды.
2. Политика экологической безопасности
Важнейшим элементом системы
обеспечения экологической
Существуют различные
подходы к пониманию сущности
экологической политики. Так, некоторые
исследователи отождествляют
Экологическая политика может быть представлена как взаимодействие различных экономических, политических и социальных структур, направленных на реализацию стратегии в сфере охраны природы и окружающей среды, а также рассматриваться как деятельность, с помощью которой при посредничестве государства общественных и, в первую очередь, политических организаций регулируется отношение общества к природе с целью её защиты и развития. Экологическая политика является закономерным следствием отношений между субъектами политики по поводу присвоения части экологических благ, принадлежащих всему обществу. Основными субъектами экополитики выступают государство, политические организации и общественные движения, рыночные структуры и т. д. Экологическая политика детерминируется способом производства и присвоения материальных благ, спецификой политической системы общества.