Экологическая безопасность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:21, контрольная работа

Краткое описание

Человек по своей природе стремится к состоянию защищенности и хочет сделать свое существование максимально комфортным. С другой стороны, мы постоянно находимся в мире рисков. Угроза исходит и от криминогенных элементов, и от правительства, способного проводить непредсказуемую политику, существует риск заболеть инфекционным заболеванием, риск возникновения военного конфликта, риск несчастного случая.

Оглавление

Введение
3
1
Понятие экологической безопасности и природной среды
4
2
Политика экологической безопасности
8
3
Концепции экологической безопасности
15
Заключение
18
Список использованных источников
19

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 53.07 Кб (Скачать)

Один из крупнейших российских экологов Н.Ф. Реймерс выделил две области в сфере экополитики: 1) глобальную — проведение международно-правовых, политических и внешнеэкономических акций с учетом экологических ограничений в социально-экономическом развитии, а также запасов имеющихся в мире природных ресурсов и их распределения между странами; 2) государственную — социально-экономическую, построенную на понимании выигрышей и недостатков, - связанных с экологическим состоянием территории, акватории и воздушного пространства страны и имеющихся в их пределах природных ресурсов.

Решающая роль в формировании и проведении экологической политики принадлежит государству. В этом смысле экологическая политика есть система концентрированных, научно обоснованных и в определенной степени  легализованных представлений о  целях, приоритетах, принципах, содержании, способах и средствах природоохранной  деятельности государства.

 Государственная экологическая  политика может быть представлена  как система специфических политических, экономических, юридических и  иных мер, предпринимаемых государством  с целью управления экологической  ситуацией и обеспечения рационального  использования природных ресурсов  на территории страны. В результате  реализации экологической политики  созидается экологическая среда  как исторически меняющаяся совокупность  природных и социальных факторов, к которой адаптируются субъекты  экологических отношений. 

В наше время формируются  еще две сферы, или уровня, экополитики: территориальная (в т.ч. муниципальная) и локальная.

Территориальная экополитика может рассматриваться и как межрегиональная (например, дальневосточная или северная, московского региона и др.) и как связанная с отдельными территориями внутри субъекта РФ (например, экополитика в курортной причерноморской зоне Краснодарского края) или как ограниченная территориями отдельных городов и других поселений.

Муниципальная экологическая политика в нашей стране находится на начальной стадии развития и по существу остается общественной, так как органы местного самоуправления по российским законам не являются государственными органами. Лишь в некоторых городах, таких, как Москва и Санкт-Петербург, имеющих статус субъекта РФ, она реализуется на государственном уровне.

Локальная экологическая политика осуществляется в рамках отдельных предприятий (фирм) и определяется как заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью. Локальная экологическая политика российских предприятий сегодня всецело зависит от государственной и определяется требованиями национального экологического законодательства, которое, в свою очередь, испытывает сильное влияние со стороны международных рекомендаций.

По сферам реализации выделяются направления государственной экологической  политики в области охраны земель, охраны и использования водных ресурсов, охраны биоразнообразия, иных природных  ресурсов или объектов, а также  политика обращения с отходами и  т.п. По используемым правовым инструментам выделяют следующие составляющие экополитики: планирование, финансирование, контроль за реализацией эколого-политических мер и т. п. Выделяются также такие направления экологической политики, как правовая, социально-экологическая (с включением в нее медико-санитарных или санитарно-эпидемиологических аспектов), эколого-экономическая и др. Правовая составляющая экологической политики охватывает политические решения в сфере законотворчества, образования структур управления, правоприменения. Социально-экологическая же связана с политическими решениями и действиями, направленными на защиту одновременно интересов отдельных социальных групп (например, коренного населения Севера, Сибири и Дальнего Востока – малочисленных народов и этнических общностей либо лиц, пострадавших вследствие радиационных катастроф) и охрану окружающей среды, снижение воздействия неблагоприятных факторов, а также на охрану здоровья как населения в целом, так и отдельного человека. Суть экономической составляющей заключается в поиске политических и экономических компромиссов при использовании природных ресурсов.

Резюмируя вышесказанное, можно  определить экологическую политику как совокупность стратегий политической системы вообще, отдельных ее компонентов и институтов гражданского общества, связанных с регулированием отношений в системе «природа-общество». 

Экологическая политика –  это система мероприятий, связанных  с целенаправленным воздействием общества на природу с целью предупреждения, минимизации или ликвидации отрицательных  для человека и природы последствий  такого воздействия. Экологическая  политика имеет целью не только охрану окружающей среды, рациональное использование  природных ресурсов и обеспечение  экологической безопасности, но также  сохранение и развитие социосферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность человека.

Управленческие решения  в области охраны окружающей среды  четко выделены на государственном  уровне, они включают:

  • формирование экологической политики;
  • предупреждение проявления антропогенных факторов экологической опасности;
  • минимизация последствий проявления природных факторов экологической опасности;
  • разработка и совершенствование природоохранного законодательства и методов формирования экологического мировоззрения.

Особое значение отводится  комплексной экологической оценке территории. Её цель заключается в выявлении природных и антропогенных факторов экологической опасности и определении масштабов и интенсивности их проявления на конкретной территории.

Система экологической безопасности -  это механизм, обеспечивающий допустимое негативное воздействие природных  и антропогенных факторов экологической  опасности на окружающую среду и  самого человека.

 

 

При проведении комплексной экологической  оценки территории решаются следующие  задачи: 
- разработка кадастра антропогенных и природных факторов экологической опасности, проявляющихся на оцениваемой территории;

- районирование оцениваемой территории  по допустимой антропогенной  нагрузке на компоненты окружающей  среды; 
- определение структуры антропогенной нагрузки с характеристикой воздействия объектов техносферы на компоненты окружающей среды; 
- районирование территории по состоянию компонентов окружающей среды, с выделением участков, характеризующихся сверхнормативной антропогенной нагрузкой; 
- составление и ведение кадастра объектов воздействия на окружающую среду;

Результаты комплексной экологической  оценки являются базисом, на котором  осуществляется планирование социально-экономического развития любой территории и ведение  экологического мониторинга.

Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Обычно на территории уже имеется ряд сетей наблюдений, принадлежащих различным службам, и которые ведомственно разобщены, не скоординированы в хорологическом, хронологическом, параметрическом и других аспектах. Поэтому задача подготовки оценок, прогнозов, критериев альтернатив выбора управленческих решений на базе имеющихся в регионе ведомственных данных становится, в общем случае, неопределенной. В связи с этим, центральными проблемами организации экологического мониторинга являются эколого-хозяйственное районирование и выбор «информативных показателей» экологического состояния территорий с проверкой их системной достаточности.

 

Экологический мониторинг включает:

  • нормирование воздействий на окружающую среду;
  • контроль источников воздействия на окружающую среду;
  • контроль качества компонентов окружающей среды

 

К методам обеспечения  экологической безопасности относятся:

  1. Методы контроля качества окружающей среды:
    1. Методы измерений — строго количественные, результат которых выражается конкретным числовым параметром (физические, химические, оптические и другие).
    2. Биологические методы — качественные (результат выражается словесно, например, в терминах «много-мало», «часто-редко» и др.) или частично количественные.
  2. Методы моделирования и прогноза, в том числе методы системного анализа, системной динамики, информатики и др.
  3. Комбинированные методы, например, эколого-токсикологические методы, включающие различные группы методов (физико-химических, биологических, токсикологических и др.).
  4. Методы управления качеством окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Концепции экологической  безопасности

 

 

 Решение проблемы обеспечения экологической  безопасности связано с выбором  концепции развития. В настоящее  время, несмотря на разнообразие мнений, гипотез и моделей, реально конкурируют  две концепции развития мира с  позиций возникших экологических проблем.  

Согласно  первой концепции, которую условно  можно назвать ресурсной или  техногенной, человечество может решить все экологические проблемы и  обеспечить экологическую безопасность чисто технологическими средствами, т.е. меняя и исправляя хозяйство на основе новых технологий и не устанавливая ограничений по объему используемых ресурсов, экономическому росту и росту населения. Она имеет широкий спектр оттенков начиная от полного отрицания существования какой-либо экологической опасности, кроме локальных случаев (это прямо противоречит наблюдаемым и документированным глобальным изменениям), провозглашение отсутствия пределов развития, и кончая призывами перейти к устойчивому развитию, понимаемому как удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей, т.е. фактически попытками совместить сохранение естественной окружающей среды с экономическим ростом (в его традиционном понимании) и естественным ростом населения.

Экологические проблемы в рамках этой концепции нередко представляются временным явлением, обусловленным "несбалансированным использованием технологий", которое будет преодолено в близком или отдаленном будущем. Именно в рамках этой концепции сформировалось современное направление конкретной природоохранной деятельности; как системы локальных очисток среды от загрязнения и нормирования показателей качества окружающей среды по узкому (несколько десятков) набору показателей, а таксе внедрения ресурсосберегающих технологий.       

 

Техногенная концепция не имеет разработанной теоретической базы. Она представляет лишь распространение имеющегося у человечества опыта на ближайшее и отдаленное будущее. Модели, создающиеся в рамках этой концепции, в экологическом аспекте задают произвольные начальные условия с некоторыми предположениями относительно будущего развития. Подобные предположения используются и для других входных параметров - ресурсов, продовольствия, населения, региональных особенностей и т.д. Однако даже эти модели с той или иной степени отдаленности предсказывают тупик в развитии, его физическую ограниченность.

Вторую концепцию, которую условно можно назвать  биосферной, отличают от первой попытки  теоретического обоснования и осмысления понятия экологического императива. Еще в первой четверти XX века были высказаны идеи о роли "живого вещества" в формировании нашей планеты, роли биохимических круговоротов в этом процессе и, наконец, значении человека как геологической силы. Однако теоретическая реализация концепции состоялась только в последней четверти XX века, сначала в виде гипотезы Гея, в рамках которой был сформирован основной принцип - биотическая регуляция, но не был выявлен механизм, с помощью которого биота осуществляет регуляцию окружающей среды и обеспечивает ее устойчивость в целях собственного развития. Выявление и описание этого механизма и оформление теории биотической регуляции и устойчивости окружающей среды в целом завершено в последнее десятилетие нашего века в России.      

Теоретическая биосферная концепция представляет собой эмпирическое обобщение всего накопленного экспериментального материала на основе известных законов физики и биологии. Она отвечает на вопрос, как обеспечивается устойчивость жизни, естественный и правомерный при утверждении о биотической устойчивости окружающей среды. Теория определяет, что устойчивость - это способность биоты компенсировать

 

внешние возмущения благодаря действию отрицательных обратных связей, возбуждаемых этими возмущениями, и возвращать окружающую среду к состоянию, которое  именно в этом смысле является устойчивым или динамически равновесным.

Таким образом, главная причина  глобальных экологических нарушений и развивающегося экологического кризиса, угрожающего  существованию человечества, это  опасность разрушения стабилизирующего окружающую среду механизма - естественной биоты. Следовательно, в глобальных и региональных масштабах главным должно быть сохранение естественной, регулирующей окружающую среду биоты в необходимом для этого объеме, т.е. решение современных экологических проблем и обеспечение экологической безопасности не сводится к очистке среды от контролируемых загрязнителей и малоотходным технологиям, а также к ресурсосбережению. Все это остается весьма актуальным на локальном уровне, в местах наибольшей концентрации населения, т.е. в первую очередь в местах расположения крупных населенных и промышленных центров, но в отношении планетарных процессов явно недостаточно.

Информация о работе Экологическая безопасность России