Понятие земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:36, курс лекций

Краткое описание

В современном мире, в век научного и социального прогресса, технических достижений, человек выстроил около себя техносферу – вторую природу, забыв о первой. Получая все необходимые блага посредством машин, человечество забыло, что важнейшим объектом материального мира является земля. Не будь земли – не было бы и человечества со всеми его проблемами. Гениальные машины, изобретенные человеком, будут морально устаревать и заменяться новыми, но никогда не заменит землю никакой иной объект материального мира, ибо нет в мире такого объекта. Землю не состарит морально никакой промежуток времени.

Файлы: 1 файл

семинар 1.docx

— 208.97 Кб (Скачать)

 

учет эталонных участков земель сельскохозяйственного назначения (ст. 11).

 

Правительство РФ ежегодно представляет Федеральному Собранию РФ национальный доклад о состоянии плодородия земель (ст. 12).

 

В целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения  плодородия этих земель (ст. 13).

 

Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного  назначения осуществляется при условии  соблюдения экологических требований (ст. 21).

 

Государственный контроль за воспроизводством плодородия таких земель и их рациональное использование проводится в целях  соблюдения собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами земельных  участков требований закона.

 

Земля – важнейший компонент  природной среды, который функционирует  по законам живого организма, способствует очищению атмосферы, хранит водные ресурсы, является питательной средой для  всего живого. Земная поверхность  имеет территориальные ограничения, она не может быть произвольно  увеличена людьми в зависимости  от их потребностей. Равным образом  она не подлежит замене никаким другим средством производства, не устаревает и не изнашивается, как это происходит в отношении орудий и средств  производства. При рациональном использовании  земли ее плодородие постоянно возрастает, что, в свою очередь, влияет на ценностные характеристики данного объекта. Это, безусловно, свидетельствует о том, что земельные отношения являются отношениями особого рода и не могут, как предлагают некоторые  ученые, устанавливаться и определяться нормами гражданского права, а должны регулироваться нормами земельного права с учетом норм гражданского права только в части, не урегулированной  нормами земельного права.

 

Как известно, в новый ГК РФ включена отдельная глава (17), посвященная  земельным отношениям. С правовой и экономической точки зрения, ценность земли определяется особенностями, спецификой свойств и признаков, отличающих ее от других имущественных  объектов. Это означает, что отношения  отныне должны регулироваться и гражданским  законодательством. Однако согласно части 3 ст. 2 ГК РФ, если имущественные земельные  отношения основываются на административном акте (а таких видов земельных  отношений, как известно, немало), то эти отношения не регулируются нормами  гражданского права. Они находятся  в исключительной сфере земельного законодательства. Поэтому неправомерны высказывания некоторых ученых-цивилистов о том, что все без исключения земельные отношения должны регулироваться нормами земельного права.

 

Дело в том, что статьи 72 и 73 Конституции  РФ, определяющие предметы исключительного  ведения РФ и совместного ведения  РФ и ее субъектов, устанавливают, что  гражданское законодательство находится  в ведении РФ, а земельное законодательство – в совместном ведении РФ и  ее субъектов. Требуется более четкое разграничение сфер применения земельного и гражданского законодательства.

 

Новая Конституция РФ (ст. 5, 35, 71, 72 и  др.) и принятые в ее развитие нормативно-правовые акты, в частности Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных  природных ресурсах», положили начало делению и неделимой природной  среды по «этажам», на собственность  федеральную, субъектов РФ, муниципальную, частную, общую и др.

 

Справедливо замечание профессора Г.В. Чубукова о том, что гражданское  право не обладает правовым инструментарием  учета многообразия и специфики  земли как объекта земельных  отношений. Оно определяет единые унифицированные  правила гражданского оборота и  собственности на землю без учета  ее уникальных специфических особенностей.*

 

 

 

*Подробнее по этому вопросу  см. : Чубуков Г.В. Земельная недвижимость  в системе российского права  // Государство и право. 1995.№9. С.49,а  также: Духно Н.А. и Чубуков  Г.В. Земельный правопорядок и  ответственность. М. 1998. С. 23-30.

 

 

 

Конституция закрепила процесс  «овеществления» всех природных  ресурсов и природной среды в  целом, а Гражданский кодекс РФ в  ст.ст. 130, 214 и др. объявил все природные  ресурсы (естественную природную среду) имуществом со всеми вытекающими  из этого последствиями. Таким образом  было произведено изъятие всех природных  ресурсов и всей природной среды  в целом из сферы земельного и  экологического права, включив их в  сферу действия гражданского права.

 

Особо следует также отметить, что  ч. 1. ст. 9 Конституции РФ, устанавливая, что земля и другие природные  ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей  территории, а вторая часть ст. 9 передает эти объекты в частную и  иные формы собственности. Разве  это не парадокс? Следует также  подчеркнуть, что объявление в ГК РФ всех природных ресурсов имуществом противоречит ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 36 и ст. 42 Конституции РФ, так как нарушает неотчуждаемые и принадлежащие  каждому от рождения права на природные  ресурсы, основу жизни и деятельности народов России, законные интересы, право каждого на благоприятную  окружающую среду.

 

Представляется, что природные  ресурсы (объекты) могут участвовать  в обороте, но не на основе частной  собственности как имущественной  категории, а на основе публичности  этой собственности, которая принадлежит  всему многонациональному народу, проживающему на территории России.

 

Однако необходимо отметить, что  проводимая с 1990 г. земельная реформа  в России, когда на смену административным методам правового регулирования  земельных отношений пришли экономико-правовые, когда конституционно было закреплено многообразие форм земельной собственности  и хозяйствования на ней, признание  земли имуществом, введение платности  землепользования, что способствовало формированию земельного рынка и  обусловило принятие нового земельного и гражданского законодательства. Все  это в корне изменило старое представление  о характере и содержании земельных  отношений.

 

Исследуя вопрос о соотношении  гражданского и земельного права, следует  отметить, что при регулировании  земельных отношений необходимо использовать понятийный аппарат и  основные принципы, установленные гражданским  законодательством, а в земельном  законодательстве должна отразиться тенденция  земельных отношений, вытекающая из того факта, что земля является особым объектом, который охраняется и используется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей  территории. Поэтому перед земельным  правом встают новые задачи в связи  с усложнением предмета этой отрасли  права.

 

В силу специфических свойств земли  ее оценка в денежном исчислении не соответствует действительной стоимости  и, возможно, будет долго отставать  от нее из-за непрерывно возрастающей ценности земли.

 

В условиях рыночной экономики цена земельных участков определяется, исходя из спроса и предложения, и имеет  постоянную тенденцию к росту.

 

Все это породило необходимость  учета земельных ресурсов в виде земельного кадастра, регистрации сделок с землей; требуются критерии рациональности землепользования на всех землях путем  кадастровых оценок.

 

С учетом указанного обстоятельства устанавливается и налогообложение. Например, налоги устанавливаются и  изменяются в зависимости от состояния  земельных участков, а не по результатам  хозяйственной деятельности (ст. 3 Закона РСФСР «О плате за землю»).

 

Так как земля является важнейшим  компонентом природной среды, необходимо усилить ответственность за преступления против земельной безопасности. В  частности, Постановление Пленума  Верховного Суда РФ от 05.11.1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические  преступления»* указывает, что в  целях обеспечения правильного  и единообразного применения законодательства необходимо обеспечить такое правильное правоприменение, т.к. высокая степень  общественной опасности преступлений в этой сфере обусловлена тем, что объектом посягательства является стабильность окружающей среды и  природоресурсный потенциал, а также  гарантированное Конституцией РФ право  каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ). В каждом конкретном деле, квалифицируя содеянное, суд должен исходить не только из стоимости  и количества потерь, но и учитывать  причиненный экологический вред, т.е. вред, нанесенный растительному  и животному миру, а также всей экосистеме в целом.

 

 

 

*Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 1.

 

 

 

Земля представляет собой весьма сложный  хозяйственный объект, обладающий множеством различных свойств и в силу этого находящийся в сфере  деятельности различных отраслей права:

 

а) государственного, нормами которого регулируются административно-государственное  устройство, государственные границы  и суверенитет народов. Так, в  местах проживания и хозяйственной  деятельности малочисленных народов  и этнических групп, может быть установлен, по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления (местной  администрацией), особый режим использования  земель;

 

б) административного, определяющего  систему и компетенцию органов  государственной власти и органов  местного самоуправления в области  регулирования земельных отношений, устанавливающего ответственность  за различные виды земельных правонарушений, и т. п.;

 

в) гражданского, нормы которого особенно расширили сферу правового регулирования  земельных отношений после принятия нового ГК РФ в 1994 г. В него включено большое количество норм, регулирующих земельные отношения по принципам  гражданского права. Восстановление категории  «недвижимое имущество», т.е. объектов, неразрывно связанных с землей (строений, сооружений, мелиоративных систем), введение купли-продажи земли, земельного рынка, ипотеки и др. – все это  должно способствовать возрастанию  норм гражданского права в регулировании  земельных отношений.

 

В юридической литературе шел спор, можно ли признать земельные отношения  имущественными. Еще с 60-х годов  было признано, что земельные отношения  имеют некоторый имущественный  характер. В связи с проводимой земельной реформой, принятием нового земельного законодательства, Конституции, Гражданского кодекса, который разрешает  сделки с землей, формирует земельный  рынок, вопрос о признании имущественного элемента в земельных отношениях приобретает положительное значение. ГК РФ восстановил категорию земельной  недвижимости. Но земля – недвижимость особого рода, которая требует  особого правового регулирования, отличающегося от регулирования  другого имущества. Отнесение части  земельных отношений к гражданскому праву основано на ошибочном определении, данном в ст. 128 ГК и ст. 130 ГК, где  земля называется недвижимым имуществом наряду с другим имуществом, не имеющим  уникальных особенностей земли. Поэтому  требуется работа над изменением ГК РФ и приоритета земельного права  в регулировании земельных отношений  перед нормами гражданского права. В ст. 128* следует указать, что вещами являются предметы материального мира или духовной культуры – продукты человеческого труда, а не самой  природы, удовлетворяющие потребности  людей и не имеющие устойчивых связей с природной средой. В ст. 130 необходимо отметить, что земля  является абсолютно недвижимой, а  все остальные вещи – относительно недвижимые, т.к. они, в принципе, переместимы  при желании человека.

 

Эти изменения позволяют изъять земли и природные ресурсы  из сферы правового регулирования  Гражданского кодекса и включить эти отношения в сферу регулирования  земельного права.

 

Земельные отношения имеют имущественное  содержание, но в силу своих уникальных и специфических особенностей земля  не может стать в полном смысле имуществом, потому что является продуктом  самой природы, не имеет и не может  иметь имущественной основы. В  условиях рынка земли ей придается  конъюнктурная оценка и видимость  имущественной ценности, следовательно, сделки с землёй не должны определяться по правилам имущества, которое является объектом гражданского права.

 

Объявление в ГК РФ природных  ресурсов имуществом противоречит ч.1 ст. 9, ч.2 ст. 36 и ст. 42 Конституции  РФ, так как нарушает неотчуждаемые  и принадлежащие всем от рождения права на природные ресурсы –  основу жизнедеятельности народов  России, право каждого на благоприятную  окружающую среду (ст. 2, 7,17, 18, 41,42, 58 Конституции  РФ).

 

Происходящие изменения земельного строя, замена государственной монополии  на землю частной, муниципальной  и иными формами собственности, введение купли-продажи и разрешение других сделок с землей, формирование земельного рынка вызвали появление  взглядов на пересмотр соотношения  земельного и гражданского законодательства при регулировании земельных  отношений. Эти взгляды во многом спорны, их нельзя не брать в расчет. Законодательный аспект проблемы таков: Указом Президента от 24.12.1993 г. «О приведении в соответствие земельного законодательства Конституции РФ» были отменены 63 статьи Земельного кодекса. Был создан правовой вакуум в сфере регулирования  земельных отношений, чем и воспользовались  цивилисты. В принятом Указе Президента от 27. 10. 1993 г. «О регулировании земельных  отношений и развитии земельной  реформы в РФ» проявилась тенденция  к сужению сферы регулирования  земельных норм. Статья 1 указывает, что совершение сделок с землей регулируется гражданским законодательством  с учетом земельного, лесного и  иного специализированного законодательства. Правовой беспредел поставил вопрос о пересмотре соотношения этих отраслей. Теперь ясно, что земельное законодательство осталось без правового инструмента  – Земельного кодекса, своеобразной земельной конституции. Яркий пример перехода от принципа приоритета земельного права к гражданскому являет сам  ГК РФ, в нем нормы о земельных  отношениях построены по принципу гражданских  норм (автономия воли, недопустимость вмешательства, свобода распоряжения имуществом, запрет ограничения количества имущества в собственности одного лица и т.д.), ГК РФ должен регулировать земельные отношения лишь в той  мере, в какой они не урегулированы  нормами земельного права. Земельное  право основывается на наличии у  субъекта собственности не только прав, но и обязанностей рационального  использования земель в соответствии с целевым назначением, сильным  государственным контролем за соблюдением  этой обязанности.

Информация о работе Понятие земельного права