Понятие земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:36, курс лекций

Краткое описание

В современном мире, в век научного и социального прогресса, технических достижений, человек выстроил около себя техносферу – вторую природу, забыв о первой. Получая все необходимые блага посредством машин, человечество забыло, что важнейшим объектом материального мира является земля. Не будь земли – не было бы и человечества со всеми его проблемами. Гениальные машины, изобретенные человеком, будут морально устаревать и заменяться новыми, но никогда не заменит землю никакой иной объект материального мира, ибо нет в мире такого объекта. Землю не состарит морально никакой промежуток времени.

Файлы: 1 файл

семинар 1.docx

— 208.97 Кб (Скачать)

 

Предмет потенциального регулирования  обусловлен, как правило, пробелами  в законодательстве, отсутствием  надлежащего опыта правового  регулирования в силу новизны  общественных отношений, которые по своей природе постоянно претерпевают изменения, развиваются, усложняются, находясь в постоянной динамике, политическими  мотивами и другими причинами.

 

В отдельных случаях закон предусматривает  механизмы преодоления подобных пробелов в правовом регулировании. Так, согласно ст. 10 ГПК (Гражданско-процессуального  кодекса), суд вправе в сходных  случаях применять аналогию закона (т. е. применять закон, регулирующий сходные отношения), а иногда и  аналогию права (применять общие  начала и смысл действующего законодательства).

 

Итак, предмет потенциального правового  регулирования находится в сфере  действия не столько правовых норм, сколько практики их применения. Например, порядок возмещения убытков, возникающих в результате нарушения земельного законодательства, осуществляется по аналогии возмещения убытков в сфере промышленного производства, хотя в земельных отношениях действуют объективные законы природы, не присущие промышленному производству.

 

Перечисленные общие черты характерны для предмета регулирования любой  отрасли права. Земельное право  имеет свою специфику. Она обусловлена  тем, что объектом отношений является земля.

 

 

г) Земля как уникальный объект правового регулирования. Определение  понятия «земля» и других терминов земельного права

 

 

 

Отсутствие в российском законодательстве понятий «земля», «почва», «земельный пай» и «земельный строй» и, конечно, земельных отношений затрудняет определение предмета земельного права.

 

Для того чтобы определить предмет  земельного права, необходимо раскрыть содержание термина «земля». Он многогранен  и имеет несколько значений. В  том случае, когда мы говорим о  Земле как планете Солнечной  системы, одном из космических объектов, то она является объектом правового  регулирования международного космического права. В ином значении употребляют  слово «земля», когда говорят: «Земля является единственным местом обитания человека». Здесь речь идет об отношениях человека, которые складываются в  сфере взаимоотношений всех компонентов  природы, включая землю, а также  всей совокупности материальных и культурно-бытовых  объектов, составляющих среду обитания человека. В этом случае эти отношения  изучаются экологическим правом.

 

Широкое распространение имеет  понятие «земля» – поверхностный  слой земной коры, расположенный над  недрами, покрытый почвенным слоем, называемый территорией, над которой  осуществляется суверенитет Российской Федерации.

 

В соответствии со ст. 67 Конституции  РФ территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное  море, воздушное пространство над  ним.

 

Однако объектом земельных отношений  выступает не земля вообще, а конкретный земельный участок, часть поверхности  земли, имеющая установленные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в земельном кадастре и документах государственной регистрации.

 

Выделение земельного права в самостоятельную  отрасль права породило необходимость  разъяснения в законодательстве различных терминов земельно-правового  характера, что позволяет установить единообразие в толковании и правоприменительной  практике.

 

Часть земельного участка – определенная площадь соответствующего земельного участка, которая может быть отграничена  на местности и превращена в самостоятельный  объект земельных отношений и  гражданского оборота, в котором  может также участвовать земельная  доля – условная часть права на один и тот же земельный участок, принадлежащий нескольким лицам; не отграниченная на местности, имеющая  целевое назначение, усредненное  количественное и качественное выражение  в праве общей собственности  на землю.

 

Земельный пай – стоимостное  выражение земельной доли, внесенный  в уставный капитал коммерческой организации.

 

Земельный строй РФ – совокупность земельных отношений, сложившихся  в обществе на основе существующих в нем форм собственности на землю (частной, государственной, муниципальной  и иных) и соответствующие им формы  владения, пользования и распоряжения землей. Реформирование правового регулирования  земельных отношений не сняло  надобности в разработке понятия  «земля», а, наоборот, аккумулировало эту  потребность, так как принимаемые  в последнее время федеральные  законодательные акты имеют в  качестве обязательной вступительной  части систему понятий и их определений.

 

Выработка понятия «земля» позволит определить ее место в иерархии других природных ресурсов, тесно связанных  с землей.

 

Вопрос о критериях формирования правовых понятий природных объектов исследован в земельно-правовой науке  недостаточно и продолжает оставаться значительным пробелом, препятствующим выработке указанных понятий.

 

Анализ же земельного законодательства позволяет сделать вывод о  том, что ведущими в указанных  критериях являются такие свойства природных объектов, которые обусловливают  необходимость принятия особых мер  со стороны государства, позволяющих  обеспечить рациональное использование  этих объектов.

 

Понятие термина «земля» раскрывается лишь в ГОСТе 26640-85 «Земли. Термины  и определения», в п.1 которого сказано, что земля – это важнейшая  часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства. Это определение, безусловно, имеет практическую ценность, позволяет правильно вести земельно-кадастровую документацию и разрешать земельные споры. Однако оно не снимает потребности в разработке понятия «земля» как объекта правовых отношений. Указанное определение хотя и содержит в себе свойства земель, имеющие значение для правового регулирования земельных отношений, но в силу узкоцелевого назначения ГОСТов недостаточно раскрыть важнейшие элементы этих свойств. Кроме того, ГОСТы не имеют законодательной силы, поскольку являются лишь нормативными документами по стандартизации, и обязательные к исполнению требования в них касаются лишь ограниченного круга вопросов.

 

 

д) Особенности земли как объекта  правового регулирования

 

 

Земля как объект правового регулирования  выполняет троякую роль:

 

1. В экологическом понимании  это природный объект, составная  часть природной среды, взаимодействующая  с другими объектами природы  – лесами, недрами, водами, а в  широком смысле охватывающая  все природные ресурсы.

 

2. С экономической стороны земля  выступает как объект хозяйственной  и иной деятельности – является  материальной базой всякого производства. Она – источник (ресурс) для удовлетворения  самых разнообразных потребностей  человека.

 

3. В социальном отношении это  объект собственности. При капитализме  решающее значение земли для  регулирования земельных отношений  имеет социальная функция земли.  При социализме земля является  в одних странах исключительной  собственностью государства, а  в других наряду с государственной,  кооперативной, частной и личной  собственностью.

 

В РФ вся земля находится в  частной, государственной, муниципальной  и иных формах собственности, а земельный  фонд России в зависимости от основного  целевого назначения делится на категории.

 

Данный объект общественных земельных  отношений накладывает существенный отпечаток на предмет земельного права в силу того, что земля  имеет свойства, которые не могут  игнорироваться законом. Земля является единственным местом обитания человека. Она – наш родной дом, поэтому  человек не может покинуть Землю  и переселиться в космос или на другие планеты. Жить человек может только на Земле. Земля кормит человека и растит его, а когда-нибудь примет в свое материнское лоно. Земля – основа основ бытия. Она является своего рода всемирным общежитием, а поэтому каждое уходящее поколение оставляет в наследство потомкам следы своей деятельности.

 

Отсутствие стоимости земли  не исключает денежной оценки земли  в целях ее наиболее эффективного использования.

 

Земля – важнейший природный  ресурс, главное средство производства в сельском, лесном хозяйстве и  горном промысле и пространственный базис для размещения зданий, строений, сооружений и других объектов.

 

Из сказанного вытекают следующие  особенности правового регулирования  земельных отношений:

 

а) земля обладает уникальными, невосполнимыми человеком, только ей присущими свойствами, она для каждого человека составляет основу жизни, условие его существования, источник удовлетворения его естественных нужд и потребностей, а также место  хозяйственной и иной деятельности, способной изменить экологическую  обстановку как в регионе, так  и в планетарном масштабе, поэтому  каждый человек должен быть собственником  этого бесценного дара. В силу этого  основным субъектом земельной собственности  должны быть граждане РФ.

 

В первом случае, когда земля выступает  как важнейший природный ресурс, основа жизни и общенациональное достояние, речь должна идти о земле  как компоненте природы, биосферной категории.

 

Когда же речь идет об отношениях, возникающих  при хозяйственном использовании  земли, то этот аспект требует рассмотрения земли как пространственного  операционного базиса для размещения производительных сил, основного средства производства в сельском хозяйстве, т.е. как экономической категории;

 

б) деятельность государственных органов, организаций и граждан относительно земли осуществляется, как правило, с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений. Так, недостатки земельной реформы 1861 г. (отмена крепостного  права), при которой не учли ее экологических  последствий, привели к значительным трудностям современного земледелия, поскольку крестьяне, вытесненные  в результате реформы на худшие земли, вовлекли в неправильную систему  обработки склоны оврагов, положив  начало почвенно-эрозионным процессам. Уже в начале прошлого десятилетия  гибель почв от эрозии почти в десять раз превышала объем естественного  почвообразования (возрождения почв). Еще более удручающее положение  сложилось после четырехлетнего проведения земельной реформы в  России 1990–1994 гг., развала АПК, когда Россия оказалась на пороге экологического кризиса. Достаточно сказать, что из 134,2 млн. га пахотных земель около 55 млн. га – это земли эрозированные, и ежегодно к ним прибавляются 0,4–1,5 млн. га. Каждый год оврагов становится больше на 80–100 га;

 

в) распоряжение землей на данной территории реализуется через органы местного самоуправления (их администрации); в  результате чего должно пресекаться  преобладание частных или ведомственных  интересов над общенародными.

 

Так как земля является единственным местом обитания всего живого, государство  в публичных интересах должно осуществлять наблюдение за состоянием земель посредством мониторинга, который  должен осуществляться в целях:

 

1) своевременного выявления и  прогнозирования развития негативных  последствий, влияющих на качество  и состояние земель, разработки  и реализации мер по предотвращению  этих процессов;

 

2) оценки эффективности этих  землеохранительных мероприятий;

 

3) информационного обеспечения  управления и контроля в области  использования и охраны земель, которое должно включать:

 

– регулярные наблюдения за состоянием земель, количественными и качественными  показателями;

 

– сбор, хранение, пополнение и обработку  данных наблюдений;

 

– создание и ведение банков данных;

 

– оценку и прогнозирование изменения  состояния земель.

 

Государственный мониторинг земель является составной частью системы государственного мониторинга окружающей природной  среды. Государственный мониторинг должен осуществляться по кадастровым  категориям, угодьям, зонам. Важность земли  как места обитания и как источника  естественного богатства порождает  необходимость принятия специализированных федеральных законов в этой сфере. Например, Федеральный закон «О государственном  регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»  от 16.07.1998 г.* устанавливает правовые основы государственного регулирования  обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения при осуществлении собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами земельных участков, хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

*СЗ РФ. 1998. № 24. Ст. 3390.

 

 

 

Обеспечение плодородия этой категории  земель осуществляется по следующим  основным направлениям:

 

разработка и реализация федеральных  программ обеспечения воспроизводства  плодородия земель сельскохозяйственного  назначения;

 

проведение учета показателей  плодородия таких земель, сертификация почв;

 

государственный контроль за воспроизводством земель;

Информация о работе Понятие земельного права