Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:36, курс лекций
В современном мире, в век научного и социального прогресса, технических достижений, человек выстроил около себя техносферу – вторую природу, забыв о первой. Получая все необходимые блага посредством машин, человечество забыло, что важнейшим объектом материального мира является земля. Не будь земли – не было бы и человечества со всеми его проблемами. Гениальные машины, изобретенные человеком, будут морально устаревать и заменяться новыми, но никогда не заменит землю никакой иной объект материального мира, ибо нет в мире такого объекта. Землю не состарит морально никакой промежуток времени.
Предмет потенциального регулирования
обусловлен, как правило, пробелами
в законодательстве, отсутствием
надлежащего опыта правового
регулирования в силу новизны
общественных отношений, которые по
своей природе постоянно
В отдельных случаях закон
Итак, предмет потенциального правового
регулирования находится в
Перечисленные общие черты характерны для предмета регулирования любой отрасли права. Земельное право имеет свою специфику. Она обусловлена тем, что объектом отношений является земля.
г) Земля как уникальный объект правового регулирования. Определение понятия «земля» и других терминов земельного права
Отсутствие в российском законодательстве понятий «земля», «почва», «земельный пай» и «земельный строй» и, конечно, земельных отношений затрудняет определение предмета земельного права.
Для того чтобы определить предмет
земельного права, необходимо раскрыть
содержание термина «земля». Он многогранен
и имеет несколько значений. В
том случае, когда мы говорим о
Земле как планете Солнечной
системы, одном из космических объектов,
то она является объектом правового
регулирования международного космического
права. В ином значении употребляют
слово «земля», когда говорят: «Земля
является единственным местом обитания
человека». Здесь речь идет об отношениях
человека, которые складываются в
сфере взаимоотношений всех компонентов
природы, включая землю, а также
всей совокупности материальных и культурно-бытовых
объектов, составляющих среду обитания
человека. В этом случае эти отношения
изучаются экологическим
Широкое распространение имеет
понятие «земля» –
В соответствии со ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ним.
Однако объектом земельных отношений выступает не земля вообще, а конкретный земельный участок, часть поверхности земли, имеющая установленные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в земельном кадастре и документах государственной регистрации.
Выделение земельного права в самостоятельную отрасль права породило необходимость разъяснения в законодательстве различных терминов земельно-правового характера, что позволяет установить единообразие в толковании и правоприменительной практике.
Часть земельного участка – определенная
площадь соответствующего земельного
участка, которая может быть отграничена
на местности и превращена в самостоятельный
объект земельных отношений и
гражданского оборота, в котором
может также участвовать
Земельный пай – стоимостное выражение земельной доли, внесенный в уставный капитал коммерческой организации.
Земельный строй РФ – совокупность земельных отношений, сложившихся в обществе на основе существующих в нем форм собственности на землю (частной, государственной, муниципальной и иных) и соответствующие им формы владения, пользования и распоряжения землей. Реформирование правового регулирования земельных отношений не сняло надобности в разработке понятия «земля», а, наоборот, аккумулировало эту потребность, так как принимаемые в последнее время федеральные законодательные акты имеют в качестве обязательной вступительной части систему понятий и их определений.
Выработка понятия «земля» позволит определить ее место в иерархии других природных ресурсов, тесно связанных с землей.
Вопрос о критериях
Анализ же земельного законодательства позволяет сделать вывод о том, что ведущими в указанных критериях являются такие свойства природных объектов, которые обусловливают необходимость принятия особых мер со стороны государства, позволяющих обеспечить рациональное использование этих объектов.
Понятие термина «земля» раскрывается лишь в ГОСТе 26640-85 «Земли. Термины и определения», в п.1 которого сказано, что земля – это важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства. Это определение, безусловно, имеет практическую ценность, позволяет правильно вести земельно-кадастровую документацию и разрешать земельные споры. Однако оно не снимает потребности в разработке понятия «земля» как объекта правовых отношений. Указанное определение хотя и содержит в себе свойства земель, имеющие значение для правового регулирования земельных отношений, но в силу узкоцелевого назначения ГОСТов недостаточно раскрыть важнейшие элементы этих свойств. Кроме того, ГОСТы не имеют законодательной силы, поскольку являются лишь нормативными документами по стандартизации, и обязательные к исполнению требования в них касаются лишь ограниченного круга вопросов.
д) Особенности земли как объекта правового регулирования
Земля как объект правового регулирования выполняет троякую роль:
1. В экологическом понимании
это природный объект, составная
часть природной среды,
2. С экономической стороны земля
выступает как объект
3. В социальном отношении это
объект собственности. При
В РФ вся земля находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а земельный фонд России в зависимости от основного целевого назначения делится на категории.
Данный объект общественных земельных
отношений накладывает
Отсутствие стоимости земли не исключает денежной оценки земли в целях ее наиболее эффективного использования.
Земля – важнейший природный ресурс, главное средство производства в сельском, лесном хозяйстве и горном промысле и пространственный базис для размещения зданий, строений, сооружений и других объектов.
Из сказанного вытекают следующие
особенности правового
а) земля обладает уникальными, невосполнимыми
человеком, только ей присущими свойствами,
она для каждого человека составляет
основу жизни, условие его существования,
источник удовлетворения его естественных
нужд и потребностей, а также место
хозяйственной и иной деятельности,
способной изменить экологическую
обстановку как в регионе, так
и в планетарном масштабе, поэтому
каждый человек должен быть собственником
этого бесценного дара. В силу этого
основным субъектом земельной
В первом случае, когда земля выступает
как важнейший природный
Когда же речь идет об отношениях, возникающих
при хозяйственном
б) деятельность государственных органов,
организаций и граждан
в) распоряжение землей на данной территории реализуется через органы местного самоуправления (их администрации); в результате чего должно пресекаться преобладание частных или ведомственных интересов над общенародными.
Так как земля является единственным местом обитания всего живого, государство в публичных интересах должно осуществлять наблюдение за состоянием земель посредством мониторинга, который должен осуществляться в целях:
1) своевременного выявления и
прогнозирования развития
2) оценки эффективности этих
землеохранительных
3) информационного обеспечения
управления и контроля в
– регулярные наблюдения за состоянием
земель, количественными и
– сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений;
– создание и ведение банков данных;
– оценку и прогнозирование изменения состояния земель.
Государственный мониторинг земель является
составной частью системы государственного
мониторинга окружающей природной
среды. Государственный мониторинг
должен осуществляться по кадастровым
категориям, угодьям, зонам. Важность земли
как места обитания и как источника
естественного богатства
*СЗ РФ. 1998. № 24. Ст. 3390.
Обеспечение плодородия этой категории земель осуществляется по следующим основным направлениям:
разработка и реализация федеральных программ обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
проведение учета показателей плодородия таких земель, сертификация почв;
государственный контроль за воспроизводством земель;