Понятие земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:36, курс лекций

Краткое описание

В современном мире, в век научного и социального прогресса, технических достижений, человек выстроил около себя техносферу – вторую природу, забыв о первой. Получая все необходимые блага посредством машин, человечество забыло, что важнейшим объектом материального мира является земля. Не будь земли – не было бы и человечества со всеми его проблемами. Гениальные машины, изобретенные человеком, будут морально устаревать и заменяться новыми, но никогда не заменит землю никакой иной объект материального мира, ибо нет в мире такого объекта. Землю не состарит морально никакой промежуток времени.

Файлы: 1 файл

семинар 1.docx

— 208.97 Кб (Скачать)

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

1.1 Введение

В современном мире, в век научного и социального прогресса, технических  достижений, человек выстроил около  себя техносферу – вторую природу, забыв о первой. Получая все  необходимые блага посредством  машин, человечество забыло, что важнейшим  объектом материального мира является земля. Не будь земли – не было бы и человечества со всеми его проблемами. Гениальные машины, изобретенные человеком, будут морально устаревать и заменяться новыми, но никогда не заменит землю  никакой иной объект материального  мира, ибо нет в мире такого объекта. Землю не состарит морально никакой  промежуток времени.

 

Адекватным ценности земли как  объекта правовых отношений должно быть и регулирование земельных  отношений, поскольку землю нельзя приравнять ни к одному имущественному объекту.

 

Особенности земельно-правового регулирования  и выделение земельного права  в особую отрасль обусловлены  специфическими свойствами земель. Земля  представляет собой единственное место  обитания всего живого, она является полностью недвижимой. Земля, обладая  свойством территорий, пространственного  базиса для размещения объектов промышленности, является базисом для размещения природных объектов. При этом она  является частью окружающей среды. Будучи частью природы, земля обладает, как  и другие природные объекты, биопотенциалом в виде плодородия почв, представляющим собой бесценное народное достояние. Поэтому практически все нормы  земельного права пронизывает обязанность  всех землепользователей и собственников  земель сохранять и увеличивать  почвенное плодородие своих земельных  участков.

 

Бесценность биопотенциала земли  не может быть выражена никакой денежной оценкой. Поэтому земельный учет осуществляется по особой государственной  системе земельного кадастра, учитывающего как специфику земель, так и  их ценность. Кадастровый учет особо  необходим в связи с устойчивой неоднородностью земли, которая  бесконечно многообразна в своих  различных проявлениях. Такое построение земельно-правового регулирования  осуществляется с учетом объективно существующих свойств и особенностей земель. Эти свойства можно типизировать в правовом плане. Данная типизация  построена по принципу основного  целевого назначения, что предполагает возможность нахождения земель в  земельном фонде России.

 

Анализ состояния земельных  ресурсов показывает, что уровень  экологически допустимого воздействия  на землю в ряде регионов превышен, существует реальная угроза полного  истощения и загрязнения земель. Серьезную опасность представляет опустынивание земель (ущерб составляет 25 млрд. рублей в год), эрозия почв (эрозированы 25% всей земли сельскохозяйственного  назначения, 44% эрозионно опасны), истощение  плодородного слоя (ежегодно теряется около 0,6 т гумуса на 1 га, на черноземных  почвах – до 0,9 т), засоление земель (около 20% сельскохозяйственных угодий), заболачивание и переувлажнение (более 19% всех земель сельскохозяйственного  назначения), деградация пастбищ и  сенокосов (около 50% их площади), массовое подтопление земель (около 1300 городов  и др. поселений в опасной зоне), техногенное загрязнение земель.

 

В целях своевременного выявления  изменений состояния земель, их оценки и прогноза, разработки мероприятий  по предотвращению и устранению негативных процессов на земле предусмотрено  разработать правовые, нормативные, технические акты, регулирующие организацию  и ведение мониторинга земель.

 

Предусматривается обеспечить:

 

своевременное выявление изменения  состояния земель и оценку этих изменений,

 

 прогноз и выработку рекомендаций  по предотвращению последствий  негативных процессов,

 

совершенствование и внедрение  новых методов дистанционного зондирования технических средств и технологий мониторинга земель.

 

 

1.2. Предмет земельного  права

 

 

а) Теоретическое определение предмета отрасли земельного права

 

 

Необходимо изучать земельное  право, особенности его предмета, метода, учитывая специфику отрасли.

 

Для получения профессиональной квалификации юристу необходимо правильно определить предмет правового регулирования  для того, чтобы решить, какой  конкретно нормативно-правовой акт  применим в данном случае.

 

Ошибки в определении предмета правового регулирования ведут  к значительным ошибкам в правоприменительной  практике. Бывает сложно определить предмет  правового регулирования, когда  земельные отношения находятся  в определенных связях с другими  видами отношений, в первую очередь  с гражданскими, особенно после принятия нового Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), в котором изменены приоритеты в правовом регулировании земельных  отношений и нормы гражданского законодательства выходят на первое место, а разве это допустимо? В этом случае применяется не только земельное законодательство, но и законодательство, соответствующее сложному составу регулируемых отношений в сфере пользования землей. Например, при решении вопроса о взыскании убытков, возникающих при изъятии земель, применяются наряду с нормами ЗК РФ соответствующие нормы гражданского, гражданско-процессуального и другого законодательства. Отношения платного использования земель регулируются финансовым и земельным законодательством.

 

Имущественные отношения, возникающие  при распоряжении земельными участками, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено ЗК РФ.

 

Российское право имеет сложную  структуру. Оно делится на отрасли, подотрасли, институты, субинституты, правовые нормы и другие более  дробные элементы. При этом нормы  отрасли права регулируют самостоятельный  круг волевых отношений, который  является предметом правового регулирования. Отрасль права является наиболее крупным подразделением российского  права.

 

Земельное право выступает традиционно  обособленной частью права. Как отрасль, оно представляет собой системно упорядоченную совокупность норм, выраженную государством и направленное на регулирование  общественных отношений по поводу рационального  использования земель и сбережения земли как национального богатства.

 

Основным вопросом при определении  предмета отрасли права является, выделение круга общественных отношений. Земля имеет важное значение и  является, прежде всего, первичным, естественным, вечным, саморегулирующимся средством  производства. Она – дар, данный всем людям, живущим на ней. Она –  наш единственный дом, и другого  у нас не будет. Поэтому люди должны осознать всю важность этой проблемы.

 

Изучение предмета «земельное право» должно начинаться с изучения предметам  в первую очередь его особенностей. Это позволит выработать зрелое отношение  каждого студента к поставленной проблеме, позволит избежать непоправимых последствий. Ведь на земле придется жить нам, нашим детям и внукам. Актуальность этого вопроса обусловлена  тем, что его решение направлено в будущее и зависит только от нас.

 

В соответствии с общей теорией  права, предметом отрасли являются общественные отношения, которые урегулированы  нормами права. Предмет правового  регулирования является главным  основанием для выделения определенных общественных отношений в отрасль, так как в нем заложена объективная  необходимость регламентации определенного  комплекса общественных отношений. Предмет правового регулирования  – это сформировавшаяся в системе  общественных отношений группа, требующая  самостоятельного регулирования. Раскрыть предмет отрасли права – значит раскрыть содержание и характер всех тех земельных отношений, которые  сложились в обществе на базе форм собственности хозяйствования на земле. Особенности земли как объекта  правоотношений влияют на особенности  земельных отношений, придавая им особую структуру. В предмет земельного права входят элементы административных, имущественных, финансовых и других отношений из-за специфики объекта правового регулирования земельного права – земли.

 

 

б) Земельные отношения как предмет  отрасли земельного права

 

 

 

Предметом отрасли земельного права  является особый круг общественных отношений  по поводу земли (земельных отношений).

 

Земельные отношения – отношения  между органами государственной  власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования  и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного регулирования земельных отношений. Их специфика отражает уникальность предмета, по поводу которого они возникают. Предметом земельного права являются земельные отношения, имеющие некоторое  экономическое содержание, специфика  этих отношений обусловлена уникальными, незаменимыми и другими природными свойствами земли как объекта  общественных отношений. Земельные  отношения возникают между органами государственной власти, местного самоуправления и юридическими лицами, а также  физическими лицами по поводу владения, пользования, распоряжения землей. Это  является сферой действия земельно-правовых норм и лишь отчасти гражданских.

 

Регулирование земельных отношений  основывается на сочетании регулирования  использования земли в качестве природного ресурса, объекта недвижимости и основного средства производства: многообразии форм собственности на землю и другие природные ресурсы: широких правомочиях субъектов  РФ и органов местного самоуправления на регулирование земельных отношений  на своих территориях; признания  равенства участников земельных  отношений в защите своих прав на землю; недопустимости противоречащего  закону вмешательства государства  в деятельность граждан и юридических  лиц по владению, пользованию и  распоряжению землей; государственном  управлении землями независимо от форм собственности и иных прав на землю.

 

Участниками земельных отношений  является Российская Федерация: субъекты РФ, муниципальные образования, предприятия, организации, учреждения и граждане РФ.

 

Иностранные граждане, лица без гражданства  и иностранные юридические лица могут выступать участниками  земельных отношений на условиях, предусмотренных ЗК РФ.

 

Объектами земельных отношений  являются земельные участки и  права на них.

в) Специфика земельных отношений

 

 

При определении предмета правового  регулирования в области земельных  общественных отношений необходимо помнить, что:

 

1. В него входят не всякие, а лишь волевые общественные  отношения, т.е. такие, которые  зависят от воли людей и  могут быть изменены ими. Например, проведение или непроведение  работ по повышению плодородия  почв зависит от воли людей,  а значит, они входят в предмет  правового воздействия.

 

Вместе с тем не всегда человек  волен немедленно восстановить земли, загрязненные сверх допустимых концентраций химическими или иными веществами. В связи с этим ЗК РФ дает право  пользователям земли консервировать указанные земля в порядке, установленном  Правительством РФ.

 

2. Предмет правового регулирования  составляют не всякие волевые  общественные отношения, а лишь  те, которые возможно урегулировать  правовыми нормами. Так, законом  невозможно обязать исполнителей  создать благоприятную окружающую  среду и выгодное людям состояние  природных ландшафтов, так как  это зависит не только от  их воли, но и от многих факторов  состояния очистных сооружений, для которых не всегда можно  приобрести необходимое оборудование; состояния окружающей среды соседних  регионов, на которые не может  распространяться юрисдикция органов  данной административно-территориальной  единицы; последствий, возникающих  в результате деятельности предыдущих  поколений, от других обстоятельств.  В этой связи ЗК РФ определяет  лишь цели землеустройства: улучшение  (а не создание) природных ландшафтов.

 

3. К предмету правового регулирования  относятся также волевые и  поддающиеся правовому регулированию  общественные отношения, которые  нуждаются (с позиций государства  и общества) в урегулировании  правовыми средствами. Например, невозможно  оставить без правового регулирования  отношения по установлению нормативов  предельно допустимых концентраций  химических веществ в почве,  в связи с чем земельное  законодательство определяет обязанности  для всех пользователей земли  в интересах охраны плодородия  почв, охраны здоровья человека  и окружающей среды.

 

4. В предмет правового регулирования  включены не всякие общественные  отношения, а лишь такие, которые  могут быть урегулированы правовым  путем. Эта допустимость регламентируется  нормами международного права.  Так, недопустимо применять российское  законодательство в противоречии с международными договорами РФ или законодательный орган РФ не вправе превысить свои полномочия, определенные Конституцией РФ.

 

5. Наконец, в предмет правового  регулирования входят лишь те  общественные отношения, которые  подпадают под действие правовых  норм. Например, правовой обязанностью  всех пользователей землей является  повышение плодородия почв, однако  они не обязаны искусственно  создавать почвенный гумус, поддерживать  необходимые условия для жизнедеятельности  почвенных организмов, создавать  какой-то новый тепловой, воздушный,  солевой, водный и иной режим  почв. Это все является средством,  обеспечивающим предусмотренный  законом уровень плодородия почв, и вопрос о том, как применять  эти средства, законом не регламентируется.

 

Следовательно, предметом правового  регулирования земельного права  являются волевые общественные отношения, которые нужно, возможно и допустимо  урегулировать правовыми нормами  и которые подпадают под действие правовых норм.

 

Предмет правового регулирования  можно подразделить на фактически находящийся  в сфере правового регулирования  и потенциальный.

 

Первый включает в себя земельные  отношения, предусмотренные в действующем  законодательстве.

 

Предмет второго составляют те общественные отношения, которые не урегулированы  законом, хотя и остро в этом нуждаются. Например, законом следовало бы урегулировать  критерии мелиоративных мероприятий, пределы воздействия на окружающую среду, ответственность за последствия  неправильных мелиоративных мероприятий  и т.п.

Информация о работе Понятие земельного права