Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 21:41, контрольная работа
Актуальные материалы по охране земель в России
Введение………………………………………………………..…..…...…3
1.Содержание правовой охраны земель………………….……………4
2.Охрана земель от деградации и обеспечение рационального землепользования………………………………………………………………..6
3.Земельный контроль……………...…………………………………10
4.Защита прав граждан и организаций на землю……………………14
Заключение……...……………………..……………………..………….16
Список использованной литературы…………………………...………18
Земельное право
Охрана
земель в России
Содержание:
Введение……………………………………………
Заключение……...……………………..
Список
использованной литературы…………………………...………18
Введение
Земля - важнейший для человека объект материального мира, обладая свойством территории, пространственного базиса для размещения объектов, одновременно является пространственным базисом для природных объектов: лесов, вод, растительности и др. При этом она — часть окружающей среды, и отношения по землепользованию подпадают под действие эколого-правового режима.
Охрану земель обеспечивает специальная государственная служба земельного контроля, обладающая существенными правами: беспрепятственного посещения землепользования, проверки порядка соблюдения земельного законодательства, привлечения к ответственности лиц, виновных в его нарушении, изъятия по суду земельных участков, используемых нерационально и не в соответствии с их целевым назначением.1
Современное землепользование способно вызвать негативные последствия для состояния земель. Наиболее заметны процессы загрязнения земель химическими и биологическими веществами, эрозия почв, засоление, заболачивание, подтопление, иссушение и другие виды разрушения.
Одновременно
земля выступает объектом юридических
прав граждан и организаций, таких,
как право собственности и пользования.
Нарушение этих прав, например, в процессе
вынесения государственных решений либо
действий отдельных лиц, а также нарушение
порядка землепользования самими собственниками,
владельцами, пользователями способно
вызвать неблагоприятные последствия
финансового, экономического и социального
характера для третьих лиц, государства
и общества.
Для предупреждения и преодоления негативных экологических, экономических и иных последствий землепользования разрабатываются и осуществляются меры, в том числе правового характера, по охране земель и защите прав на землю.
Поддержание благоприятного экологического состояния земель, охрана земель как объекта юридических прав граждан и организаций провозглашается в качестве принципиальной основы развития земельного законодательства. В соответствии со ст. 1 ЗК РФ земельное законодательство основывается на принципах приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, приоритета сохранения особо Ценных земель и сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. На основе этих принципов осуществляются различные организационные, экономические, агротехнические, воспитательные и иные мероприятия, которые, будучи закрепленными в нормах права, составляют содержание правовой охраны земель и защиты прав на землю.
Правовая охрана земель и защита прав на землю — установленные нормами права меры, направленные на предотвращение деградации, сохранение, улучшение и восстановление земель, а также защиту прав собственности и пользования граждан и организаций, включая государство, на землю.
Охрана земель и обеспечение рационального землепользования имеют высокий приоритет в российском законодательстве. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 9) земля и другие природные ресурсы используется и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Традиционно особое значение придается землям сельскохозяйственного назначения, охрана которых и их использование для сельскохозяйственного производства ставятся выше иных хозяйственных интересов. Действует общий принцип, в соответствии с которым земли сельскохозяйственного качества используются прежде всего для сельскохозяйственных целей (ст. 79 ЗК).
Теоретическую
основу правового регулирования
охраны земель составляет принцип устойчивого
землепользования, вытекающий из общепризнанной
международно-правовой концепции устойчивого
развития. Концепция устойчивого развития
была сформулирована в международном
докладе под названием «Наше общее будущее»,
представленном на Конференции ООН по
окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро
в 1992г. Такое развитие возможно, если природопользование,
осуществляемое настоящими поколениями,
учитывает не только собственные интересы
и потребности, но также интересы и потребности
будущих поколений. По сути, речь идет
о справедливом распределении природных
благ не только по горизонтали — между
живущими людьми, но и по вертикали — между
живущими людьми и поколениями, которые
будут населять нашу планету в бесконечно
длительной перспективе. Задача современного
поколения в области обеспечения устойчивого
землепользования заключается в передаче
будущим поколениям земельных ресурсов,
достаточных в количественном и качественном
отношении для удовлетворения потребностей
растущего населения планеты. Оно предполагает
сохранение и увеличение площадей сельскохозяйственных
угодий, предотвращение загрязнения земель,
поддержание плодородия почв, рациональное
размещение жилых, социальных и иных объектов
на земельных участках, контроль за ростом
городов, борьбу с опустыниванием. В продолжение
концепции устойчивого развития в России
разработана национальная политика в
данной области, которая в концептуальном
виде сформулирована в двух нормативных
актах — «Основные положения государственной
стратегии Российской Федерации, по охране
окружающей среды и обеспечению устойчивого
развития» и «Концепция перехода Российской
Федерации к устойчивому развитию».
Под деградацией земель понимается ухудшение качественного состояния земель под воздействием хозяйственной деятельности. Деградация выражается в загрязнении земель отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, заражении карантинными вредителями и болезнями растений, зарастании сорняками, кустарником и мелколесьем, ухудшении плодородия почв, эрозии почв, подтоплении, заболачивании, иссушении, уплотнении, образовании селей2.
Обеспечение рационального (устойчивого) землепользования означает землепользование, которое не ухудшает количественных характеристик земель. Обеспечить рациональное землепользование — значит организовать такое использование земель, при котором сохраняются площади сельскохозяйственных угодий и не допускается снижение их плодородия, обеспечивается надлежащее, т.е. в соответствии с требованиями законодательства, использование земель, осуществляется компактная застройка, не вызывающая ухудшение состояния других природных объектов, обеспечивается целевое и своевременное использование земель, наилучшим образом отвечающее природно-климатическим и географическим свойствам конкретных земельных участков. Рациональное землепользование также означает эффективное использование земельных участков, под которым понимается получение максимальной экономической пользы с единицы площади.
Понятия охраны земель от деградации и обеспечения их рационального использования неразрывно связаны и дополняют друг друга, и в реальной жизни грань между ними фактически отсутствует. Мероприятия по борьбе с загрязнением повышают эффективность землепользования, а нерациональное землепользование влечет эрозию почв и другие виды деградации земель.
Меры охраны земель включают:
Права и обязанности собственников, владельцев, пользователей и арендаторов определяются как в законодательстве, так и в индивидуальных правоустанавливающих документах. Земельный кодекс предусматривает, что собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защищать земли от загрязнения отходами, химическими веществами, эрозии и от других форм деградации, поддерживать достигнутый уровень мелиорации, ликвидировать последствия загрязнения и захламления земель, рекультивировать нарушенные земли и обеспечивать их своевременное вовлечение в оборот, использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, использовать и сохранять плодородный слой почвы при работах, связанных с нарушением земель. Землепользователи не имеют права внедрять новые технологии, проводить мелиорацию либо осуществлять мероприятия по повышению плодородия почв, если они не соответствуют экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.
В
целях повышения плодородия почв
сельскохозяйственного
Типовой договор аренды земель сельскохозяйственного назначения предусматривает обязанность арендаторов эффективно использовать полученные земельные участки, повышать плодородие почв, осуществлять комплексные мероприятия по рациональному использованию и охране земель.
Охрана и рациональное использование земель обеспечиваются также мероприятиями государственных и муниципальных органов. В целях охраны земель предусматривается разработка федеральных, региональных и местных программ охраны земель, включающих проведение необходимых мероприятий государственными ведомствами и организациями, местными органами самоуправления. Так, Государственная программа повышения плодородия почв предусматривает проведение государством организационных, агротехнических, мелиоративных, культуртехнических и агротехнических работ, а также защиту почв от эрозии.
В интересах оценки состояния почв, а также охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.
Источником опасного загрязнения земель являются применяемые в сельском хозяйстве пестициды и агрохимикаты. Охрана земель от их негативного воздействия обеспечивается рядом мер контроля за их производством, обращением и применением, включая стандартизацию.
Охрана и рациональное использование земель обеспечиваются мерами, направленными на распределение земель по категориям исходя из целевого назначения и установлением для каждой категории соответствующего целевому назначению режима землепользования. Для каждой категории земель характерны свои особенности правового режима, включая меры охраны. К примеру, предусматривается выделение различного рода охранных зон на землях промышленности и иного специального назначения, в пределах которых ограничиваются некоторые виды землепользования. Наиболее строгие меры охраны и обеспечения рационального землепользования установлены для земель сельскохозяйственного назначения. В интересах сохранения ценных площадей сельскохозяйственных угодий запрещено их изъятие для несельскохозяйственных нужд, за исключением некоторых случаев. В целях сохранения особо ценных продуктивных сельскохозяйственных земель органами субъектов РФ устанавливаются перечни земель, использование которых для других, т.е. несельскохозяйственных, целей не допускается (ст. 79 ЗК)4.
Для
обеспечения охраны земель применяются
финансовые рычаги. Так, в интересах повышения
заинтересованности граждан и организаций
в сохранении и улучшении состояния закрепленных
за ними земельных участков, обеспечения
их рационального использования предусматривается
экономическое стимулирование охраны
и использования земель в соответствии
с бюджетным и налоговым законодательством.
В этом случае могут применяться, положения
Бюджетного кодекса РФ (ст. 78) о выделении
из бюджетов грантов и материальной поддержки
в случаях, предусмотренных законами,
целевыми программами, решениями органов
местного самоуправления.
Действующее земельное законодательство5 ввело понятие «земельный контроль», дифференцировав его по видам на государственный, муниципальный, общественный и производственный, уточнив предмет ведения каждого из них.