Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:05, доклад
Цели охраны земель. Предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. Обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
1.1 Цели охраны земель.
Согласно п.1 ст.12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Санитарная охрана земель.
Цели охраны
земель. Предотвращение деградации, загрязнения,
захламления, нарушения земель, других
негативных (вредных) воздействий хозяйственной
деятельности. Обеспечение улучшения
и восстановления земель, подвергшихся
деградации, загрязнению, захламлению,
нарушению, другим негативным (вредным)
воздействиям хозяйственной деятельности.
1.1 Цели охраны земель.
Согласно п.1 ст.12 Земельного кодекса РФ
земля в Российской Федерации охраняется
как основа жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории.
Эта норма базируется на положении ч.1
ст.9 Конституции РФ, согласно которому
"Земля и другие природные ресурсы используются
и охраняются в Российской Федерации как
основа жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории".
В соответствии с ч.2 п.1 ст.12 использование
земель должно осуществляться способами,
обеспечивающими сохранение экологических
систем, способности земли быть
средством производства в сельском хозяйстве
и лесном хозяйстве, основой осуществления
хозяйственной и иных видов деятельности.
Пункт 2 ст. 12 Кодекса устанавливает две
цели охраны земель. Первая - предотвращение
деградации, загрязнения, захламления,
нарушения земель, негативных (вредных)
воздействий хозяйственной деятельности.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 12 второй целью охраны
земель является обеспечение улучшения
и восстановления земель, подвергшихся
деградации, загрязнению, захламлению,
нарушению, другим негативным (вредным)
воздействиям хозяйственной деятельности.
Иными словами, охрана земель
- это система правовых, организационных,
экономических и других мероприятий, направленных
на их рациональное использование, предотвращение
необоснованных изъятий земли из сельскохозяйственного
оборота, защиту от вредных воздействий,
а также на восстановление продуктивности
земель, на воспроизводство и повышение
плодородия почв.
Понимание того, что земля как природный
ресурс нуждается в охране, пришло к современному
обществу не сразу. Опыт прошлого века
свидетельствует: подход к использованию
земли чисто утилитарным, прагматичным.
В общественном сознании не существовало
понятия последствий экологически неблагоприятного
воздействия на землю, оно не видело необходимости
выработки мер по предотвращению разрушения
земной поверхности и восстановлению
уже нарушенного. Мировое сообщество лишь
в конце XX века в политику использования
природных ресурсов внесло существенные
изменения. Приоритетным направлением
стал принцип параллельности целей использования
земли: земля как основа хозяйственной
и иных видов деятельности, земля как объект
охраны окружающей природной среды.
1.2 Предотвращение
деградации, загрязнения,
захламления, нарушения
земель, других негативных (вредных)
воздействий хозяйственной
деятельности.
Согласно Методике определения
размеров ущерба от деградации почв и
земель деградация земель определяется
как совокупность природных и антропогенных
процессов, приводящих к изменению функций
почв, количественному и качественному
ухудшению их состава и свойств, снижению
природно-хозяйственной значимости земель
(п. 2.1). Под степенью деградации (деградированности)
почв и земель понимается характеристика
их состояния, отражающая ухудшение состава
и свойств. Крайней степенью деградации
является уничтожение почвенного покрова
и порча земель (п. 2.2).
Выделяются следующие основные
типы деградации почв и земель: технологическая
(эксплуатационная) деградация (в том числе
нарушение земель), физическая деградация,
агроистощение, эрозия (в том числе водная
и ветровая), засоление (в том числе собственно
засоление), осолонцевание, заболачивание
(п. 2.3).
В соответствии с Инструкцией по организации
и осуществлению государственного контроля
за использованием и охраной земель под
загрязнением земель следует понимать
ухудшение в результате антропогенной
деятельности (включая аварии) качества
земель, в том числе лишенных плодородного
слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности
и т.д.), характеризующиеся увеличением
(появлением) химических веществ или уровня
радиации по сравнению с их ранее существовавшими
значениями (фоновыми или на начало сравниваемого
периода). Загрязнение земель применяемыми
в сельском и лесном хозяйстве средствами
химизации характеризуется увеличением
их содержания свыше предельно или ориентировочно
допустимых концентраций в почве.
Захламление земель характеризуется
как размещение в неустановленных местах
предметов хозяйственной деятельности,
твердых производственных и бытовых отходов
(металлолом, стеклобой, строительный
мусор, древесные остатки и др.).
Нарушение земель является одним из основных
типов деградации почв и земель. Оно представляет
собой механическое разрушение почвенного
покрова и обусловлено открытыми и закрытыми
разработками полезных ископаемых и торфа;
строительными и геологоразведочными
работами и др. К нарушенным землям относятся
все земли со снятым или перекрытым гумусовым
горизонтом и непригодные для использования
без предварительного восстановления
плодородия, т.е. земли, утратившие в связи
с их нарушением первоначальную ценность.
Под другими негативными (вредными)
воздействиями хозяйственной деятельности
понимаются такие, как порча и уничтожение
плодородного слоя почвы, нерациональное
использование сельскохозяйственных
земель и др. Порча и уничтожение плодородного
слоя почвы - это частичное или полное
его разрушение в результате умышленных
или неосторожных действий, а также вследствие
непринятия мер по предотвращению негативных
последствий, вызванных антропогенными
и природными факторами. Характеризуется
утратой плодородного слоя почвы или ухудшением
его физических и биологических свойств,
а также снижением природно-хозяйственной
ценности земель. Нерациональное использование
сельскохозяйственных земель означает
экономически малоэффективное и экологически
необоснованное использование земельных
ресурсов, приводящее к снижению плодородия
почв и ухудшению состояния окружающей
природной среды.
1.3 Обеспечение улучшения
и восстановления земель,
подвергшихся деградации,
загрязнению, захламлению,
нарушению, другим негативным (вредным)
воздействиям хозяйственной
деятельности.
Установленные в п. 1 ст. 13 требования о
проведении мероприятий по охране земель
адресованы, в первую очередь, собственникам
земель, землепользователям, землевладельцам
и арендаторам и порождает у них ряд обязанностей.
Предусмотренные мероприятия направлены
на предотвращение естественно возникающих
и искусственно вызываемых процессов,
ухудшающих состояние земель, а также
на восстановление и повышение плодородия
почв.
Указанные мероприятия можно
разделить на две группы: по защите земель
от негативных воздействий, в результате
которых происходит деградация земель;
по ликвидации последствий негативного
воздействия на землю.
К первой группе относятся:
А) мероприятия по защите земель от водной
и ветровой эрозии, включающая:
Б) Мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий и других земель, включающие:
Ко второй группе
относятся мероприятия по ликвидации
последствий загрязнения и
2. Содержание охраны земель. Сохранению
почв и их плодородия. Защита земель от
водной и ветровой эрозии, селей, подтопления,
заболачивания, вторичного засоления,
иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными
и химическими веществами, захламления
отходами производства и потребления,
загрязнения, в том числе биогенного загрязнения,
и других негативных (вредных) воздействий,
в результате которых происходит деградация
земель. Защита сельскохозяйственных
угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими
и карантинными вредителями и болезнями
растений, зарастания сорными растениями,
кустарниками и мелколесьем, иных видов
ухудшения состояния земель. Ликвидация
последствий загрязнения, в том числе
биогенного загрязнения, и захламления
земель. Сохранение достигнутого уровня
мелиорации. Рекультивация нарушенных
земель, восстановлению плодородия почв,
своевременному вовлечению земель в оборот.
Сохранение плодородия почв и их использование
при проведении работ, связанных с нарушением
земель.
Рекультивация земель предусматривает
условия приведения земель в состояние,
пригодное для использования в сельском
и лесном хозяйстве, в тех случаях, когда
почвенный покров этих земель нарушен
при разработке полезных ископаемых и
торфа, проведению геолоразведочных, изыскательских,
строительных и иных работ. Рекультивация
предполагает также порядок использования
снимаемого при проведении указанных
работ плодородного слоя почвы в соответствии
с разработанным и утвержденным в установленном
порядке проектом рекультивации.
Земельные участки, занятые сельскохозяйственными
угодьями отводятся под разработку полезных
ископаемых:
3. Федеральные,
региональные и местные
3.1 Федеральные, региональные
и местные программы
охраны земель.
Земельным кодексом предполагается разработка
федеральных, региональных и местных программ
охраны земель, включающих перечень обязательных
мероприятий по охране земель с учетом
особенностей хозяйственной деятельности,
природных и других условий. В соответствии
со ст.ст.9-11 ЗК разработка и реализация
федеральных, региональных и местных программ
охраны земель отнесены соответственно
к полномочиям РФ, субъектов РФ и органов
местного самоуправления в области земельных
отношений.
В целях охраны земель разрабатываются
федеральные, региональные и местные программы
охраны земель, включающие перечень обязательных
мероприятий по охране земель с учетом
особенностей хозяйственной деятельности,
природных и других условий. Так, Правительством
РФ была разработана Федеральная целевая
программа "Развитие земельной реформы
в Российской Федерации на 1999-2000гг.",
утвержденная его постановление от26 июня
1999г. (СЗ РФ. - 1999. - 327. - Ст.3379), принята рассмотренная
ранее Государственная комплексная программа
повышения плодородия почв. Постановлением
главы администрации Московской области
от 7 мая 1993г. №81 утверждена Комплексная
программа повышения плодородия почв
в Московской области.
Названные программы определяют современное
состояние сельскохозяйственных угодий,
содержат комплекс мер по повышению и
сохранению плодородия почв, в число которых
входят защита почв от эрозии, агрохимическое
обеспечение (применение органических
и минеральных удобрений), химическая
мелиорация почв (фосфоритование и повышение
продуктивности засоленных земель), мелиорация
земель, коренное улучшение сельскохозяйственных
угодий и освоение новых земель. В программы
включены меры по улучшению, восстановлению
нарушенных и загрязненных земель, а именно:
рекультивация нарушенных земель; улучшение
малопродуктивных сельскохозяйственных
угодий, восстановление земель, загрязненных
нефтью и нефтепродуктами; восстановление
земель, загрязненных тяжелыми металлами,
радиоактивными веществами и другими
токсинами; консервация деградированных
и загрязненных земель.
Для реализации программ определены системы
земледелия, внутрихозяйственное землеустройство,
а также предусмотрен государственный
контроль за их осуществлением.
3.2 Порядок проведения
оценки состояния земель
и эффективности предусмотренных
мероприятий по охране
земель.
Оценка состояния земель и эффективности
предусмотренных мероприятий по охране
земель проводится с учетом экологической
экспертизы, установленных законодательством
санитарно-гигиенических и иных норм и
требований. Порядок проведения экологической
экспертизы закреплен в Федеральном законе
"Об экологической экспертизе" (СЗ
РФ. - 1995. - №48. - Ст.4556).
Для оценки состояния почвы в целях охраны
здоровья человека и окружающей среды
Правительство РФ 3 августа 1992г. утвердило
Порядок разработки и утверждения экологических
нормативов выбросов и сбросов загрязняющих
веществ в окружающую природную среду,
лимитов использования природных ресурсов,
размещения отходов (с изм. от 16 июня 2000г.).
Пунктом 3 ст. 13 Земельного кодекса запрещается
без положительного заключения санитарно-гигиенической
и экологической экспертиз внедрять новую
технику и технологии, программы по мелиорации
земель и повышению плодородия почв, строить
и реконструировать предприятия и другие
объекты.
3.3 Нормативы предельно
допустимых концентраций
вредных веществ, вредных
микроорганизмов и других
загрязняющих почву
биологических веществ.
Экологические нормативы выбросов
и сбросов загрязняющих веществ в окружающую
природную среду, лимиты использования
природных ресурсов утверждаются Минэкологии
России, другими специально уполномоченными
государственными органами Российской
Федерации в области охраны окружающей
природной среды и использования природных
ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического
надзора в соответствии с их компетенцией.
Экологические нормативы выбросов и сбросов
загрязняющих веществ, приводящих к загрязнению
на большие расстояния окружающей природной
среды в результате трансграничных (межрегиональных,
межреспубликанских, межгосударственных)
переносов этих веществ, а также нормативы
использования природных ресурсов, имеющих
федеральное и межрегиональное значение,
утверждаются Минэкологией России.
Разработка проектов указанных нормативов
организуется Минэкологией России совместно
с другими специально уполномоченными
федеральными государственными органами
в области охраны окружающей природной
среды и использования природных ресурсов,
органами санитарно-эпидемиологического
надзора в соответствии с их компетенцией,
а также совместно с органами исполнительной
власти республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, городов Москвы
и Санкт-Петербурга, автономных образований,
органами местного самоуправления.
Нормативные объемы выбросов и сбросов
загрязняющих веществ в окружающую природную
среду (предельно допустимые и временно
согласованные), предельного использования
(изъятия) природных ресурсов устанавливаются
конкретным предприятиям, учреждениям
и организациям - природопользователям
органами Минэкологии России, других специально
уполномоченных органов Российской Федерации
в области охраны окружающей природной
среды и использования природных ресурсов,
органами санитарно-эпидемиологического
надзора в соответствии с их компетенцией.
Проекты указанных нормативов разрабатываются
предприятиями, учреждениями и организациями
- природопользователями с учетом предложений
органов местного самоуправления, научных
учреждений, общественных организаций
и мнения населения.
Экологические нормативы выбросов и сбросов
загрязняющих веществ в окружающую природную
среду, лимитов использования природных
ресурсов разрабатываются с учетом положений
ФЗ РФ "Об охране окружающей среды"
2002г., требований других законодательных
и иных нормативных актов, показателей
государственных и региональных экологических
программ, экологической обстановки в
регионах, необходимости предотвращения
нарушения равновесия в окружающей природной
среде, а также обеспечения охраны жизни
и здоровья населения.
При установлении этих нормативов должны
учитываться передовые достижения науки
и техники в области рационального и комплексного
использования природных ресурсов и охраны
окружающей природной среды, технико-экономические
возможности предприятий, учреждений
и организаций - природопользователей,
природно-климатические особенности территорий.
Предприятиям, учреждениям и организациям
- природопользователям устанавливаются
нормативные объемы предельно допустимых
и временно согласованных выбросов и сбросов
загрязняющих веществ в окружающую природную
среду с указанием этапов и сроков достижения
нормативов предельно допустимых выбросов
и сбросов.
3.4 Порядок и правила
консервации земель.
Консервация деградированных
и загрязненных земель является одной
из мер защиты земель. Под консервацией
земель понимается исключение и из хозяйственного
оборота и перевод в категорию земель
запаса. Цель подобной меры - предотвращение
развития и устранение процессов деградации
почв, восстановление их плодородия и
реабилитация загрязненных земель.
Консервации подлежат сельскохозяйственные
угодья, сильно подверженные эрозии, опустыниванию,
заболачиванию, а также те, которые при
дальнейшем использовании по назначению
вызовут развитие негативных процессов
и ухудшение экологической обстановки.
Под консервацию попадают и земли, загрязненные
токсичными промышленными отходами или
радиоактивными веществами выше предельно
допустимых уровней.
Решение о консервации земель принимается
в порядке, установленном Правительством
РФ.