Управление в области использования и охраны земель

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 13:36, контрольная работа

Краткое описание

В данной контрольной работе рассмотрен вопрос управления в области использования и охраны земель.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………….3
2. Управление в области использования и охраны земель………………………4
3. Заключение…………………………………………………………………….. 18
4. Список использованных источников и литературы………………………….19

Файлы: 1 файл

Земельное право_Управление в области исп. и охр. земель.doc

— 121.00 Кб (Скачать)


19

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.      Введение………………………………………………………………………….3

2.      Управление в области использования и охраны земель………………………4

3.      Заключение…………………………………………………………………….. 18       

4.      Список использованных источников и литературы………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

Земля — важнейший для человека объект материального мира, обладая свойством территории, пространственного базиса для размещения объектов, одновременно является пространственным базисом для природных объектов: лесов, вод, растительности и др. При этом она — часть окружающей среды, и отношения по землепользованию подпадают под действие эколого-правового режима.

Современное землепользование способно вызвать негативные последствия для состояния земель. Наиболее заметны процессы загрязнения земель химическими и биологическими веществами, эрозия почв, засоление, заболачивание, подтопление, иссушение и другие виды разрушения.

Одновременно земля выступает объектом юридических прав граждан и организаций, таких, как право собственности и пользо­вания. Нарушение этих прав, например, в процессе вынесения государственных решений либо действий отдельных лиц, а также нарушение порядка землепользования самими собственниками, владельцами, пользователями способно вызвать неблагоприятные последствия финансового, экономического и социального характе­ра для третьих лиц, государства и общества.

С момента образования нового российского государства – Российской Федерации – земельный вопрос остро стоит на повестке дня. Признание прав собственности на землю после десятков лет их отсутствия породило множество злоупотреблений в области земельных отношений, что было вызвано в первую очередь неразберихой в органах власти и ощущением безнаказанности «земельных» чиновников. Проблема органов власти, контролирующих земельные отношения, актуальна и сегодня, поскольку у нас в стране они только начинают закрепляться.

В данной контрольной работе рассмотрен вопрос управления в области использования и охраны земель.

 

 

 

 

2. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

 

Понятие управления в сфере использования и охраны земель. Управление в сфере использования и охраны земель представляет собой подзаконную исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленную на обеспечение эффективного и рационального использования земель, повышение почвенного плодородия и их охрану. Правовой основой управления в рассматриваемой сфере является право территориального верховенства государства. Характер деятельности исполнительных органов государственной власти по организации рационального использования и охраны земель обусловлен принципом разделения властей, закрепленным в ст. 10 Конституции РФ. Суть этого принципа заключается в разграничении сфер деятельности и полномочий государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власти.

Содержание управления в сфере использования и охраны земель. Содержание управления в сфере использования и охраны земель состоит в выполнении соответствующими органами управленческих функций. Функции управления — особые виды деятельности по специальным направлениям и характеру, необходимые для организации эффективного использования и охраны земель.

Характер функций управления определяется социальными, экономическими, экологическими и научно-техническими требованиями, предъявляемыми к организации рационального использования и охраны земель.

К числу функций управления относятся:

1) государственный земельный кадастр;

2) территориальное планирование использования и охраны земель;

3) предоставление и изъятие земель;

4) землеустройство;

5) мониторинг земель;

6) государственный контроль за использованием и охраной земель.

Объекты земельных отношений. Согласно п. 1 ст. 6 ЗК (Земельного Кодекса РФ) объектами земельных отношений являются:

            земля как природный объект и природный ресурс;

            земельные участки — часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке;

            части земельных участков.

Среди перечисленных объектов земельных отношений на первом месте стоит земля как природный объект и природный ресурс. Такой подход отражает современные представления о земле и других природных ресурсах, прежде всего как о компонентах окружающей человека природной естественной среды. В ст. 4 Закона об охране окружающей среды в перечне конкретных объектов охраны первое место также занимает земля и только затем следуют недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд.

Под природными ресурсами понимаются природные объекты и явления, используемые в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления в качестве средств труда, способствующие созданию материальных богатств, поддержанию условий существования человечества.

К объектам гражданских (имущественных) прав отнесены земельные участки как недвижимые вещи (ст. 130 ГК). В гл. 17 ГК раскрываются право собственности и иные вещные права на землю (ст. 260—287 ГК). Деление вещей на делимые и неделимые осуществляется в ст. 133 ГК. Особенности выдела доли в праве собственности на неделимую вещь определяются правилами ст. 252 и 258 ГК.

Состав земель в Российском государстве. Земли в России по целевому назначению подразделяются на следующие семь категорий:

      земли сельскохозяйственного назначения;

      земли населенных пунктов;

      земли промышленности и иного специального назначения;

      земли особо охраняемых территорий и объектов;

      земли лесного фонда;

      земли водного фонда;

      земли запаса.

Деление всех земель в пределах Российской Федерации на категории по их целевому назначению является исключительной прерогативой российского государства, характерной чертой российского земельного права и законодательства и служит основой определения особенностей правовых режимов охраны и использования земель в зависимости от их категории и целевого назначения.

Перечисленные основные категории земель выделяются (при некоторых изменениях названий) достаточно давно. Такая классификация оправдала себя на практике для отграничения правового режима одной категории земель от другой. Не случайно Особенная часть земельного права с описанием и регулированием режимов земель строится в зависимости от их категорий.

Стабильность целевого назначения земель, сохранение прежде всего земель сельскохозяйственного назначения как незаменимых, трудновосстановимых, недопущение их необоснованного перевода в менее эффективные формы хозяйствования всегда были краеугольным принципом российской земельной политики.

В отличие от сельскохозяйственных земель, служащих главным, как правило, единственным и незаменимым средством производства сельскохозяйственной продукции,  земли других категорий являются пространственным базисом для проживания, отдыха, производственной деятельности различного характера. Земли населенных пунктов, например, используются для строительства и размещения зданий, коммунально-бытовых сооружений, удовлетворения культурных нужд населения.

Отнесение земель к категориям. Определение категорий земель — прерогатива публичных органов власти (государственной власти, органов местного самоуправления). Это позволяет им находиться у истоков определения назначения земель как важнейшей части природных ресурсов и окружающей природной среды, не допускать без достаточных оснований их перевода из условно высшей категории в менее рациональную и менее эффективную, а также осуществлять публичный (государственный, муниципальный) контроль за правовым режимом земель в зависимости от их целевого назначения.

Отнесение и перевод земель из одной категории в другую - это установленные правом порядок, условия, предел эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с их категориями. Последующий правовой режим их использования определяется совокупностью правил эксплуатации, включения в гражданский оборот, охраны, регистрации земельных участков, землеустройства, учета, оценки, мониторинга земель. Именно поэтому нарушение установленного в законе порядка влечет предусмотренные правовые последствия, т.е. санкции.

Земельно-правовые институты с их специфическими правовыми режимами земель, составляющие Особенную часть земельного права, имеют важное значение для правильного порядка использования и охраны земельного участка, в том числе как объекта купли-продажи и иных форм гражданского оборота. Отнесение земель к категориям осуществляется в отношении:

                       земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством РФ;

                       земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов РФ;

                       земель, находящихся в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления;

                       земель, находящихся в частной собственности:

                       земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов РФ;

                       земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

В ЗК предусматривается установление федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую. Категории земель указываются в актах федеральных, региональных и муниципальных органов о предоставлении земельных участков, договорах, документах государственного земельного кадастра, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др. Нарушение установленного порядка является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

 

Место государства в регулировании и реализации земельных отношений.

Основным звеном организации и регулирования земельных отношений во всех странах служит государство, поскольку земля является, прежде всего, публичным достоянием, обеспечивающим благополучие всего населения. Российское государство издавна использует свои возможности по управлению земельными отношениями — на протяжении веков в лице царского самодержавия и крестьянской общины, а в XX в. — в качестве исключительного (единственного) собственника земли.

В течение XX в. функции управления земельными ресурсами как государственной собственностью возлагались на государственные органы общей и специальной компетенции, исполнительные и законодательные органы. Ключевые функции землеустройства и земельного контроля ранее сосредоточивались в Министерстве сельского хозяйства (земледелия), поскольку главной и ничем невосполнимой задачей использования земель считалось их сельскохозяйственное предназначение.

Государство не только активно участвует в установлении правил формирования и реализации земельных правоотношений путем их регулирования с помощью нормативных правовых актов, но и само служит основным полномочным инструментом и орудием общества в обеспечении выполнения земельно-правовых требований и наведении земельного правопорядка.

Органы публичного управления земельными ресурсами.

Под публичным управлением земельными ресурсами понимается деятельность органов публичной власти, направленная на обеспечение рационального использования и охраны земельных ресурсов.

Говоря о публичном управлении земельным фондом в современных условиях, нельзя не обратить внимания на одну особенность, связанную с ликвидацией монополии государственной собственности на землю и установлением иных форм права собственности на нее. В этих условиях значительно более резко, чем раньше, проявляется разграничение государственного управления по признакам:

а) управление, когда государство выступает в роли собственника земли как недвижимого имущества;

б) управление, когда государство выступает в роли органа власти, т.е. суверена, обладающего территориальным верховенством в отношении всех земель независимо от форм собственности.

В первом случае это хозяйственное государственное управление, суть которого заключается в принятии решений по поводу сделок с землей (приватизация, передача в аренду и др.). Земля здесь выступает прежде всего как объект хозяйственной деятельности государства, осуществляемой через соответствующие государственные органы, оставаясь одновременно и объектом государственного управления.

Информация о работе Управление в области использования и охраны земель