Функция охраны правопорядка в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 00:56, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будет рассматриваться функция охраны правопорядка в современной России. Функция правопорядка – это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. Государство призвано предоставить каждому ее члену, с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т.д.), такой порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости. Поддержание стабильного правопорядка в стране – задача всего государства, всей системы органов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие правоохранительной деятельности……..……………….5
Глава 2. Основные функции правоохранительной деятельности и общая
характеристика органов, осуществляющих ее………………………………7
Глава3. Основные направления правоохранительной деятельности в РФ………………………………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………...11
Список использованной литературы……………………………………..13

Файлы: 1 файл

Дронова Марина но-101 ФУНКЦИЯ ПРАВОПОРЯДКА.docx

— 36.12 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Волгоградский Государственный Университет

Кафедра Теории и истории государства  и права 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Функция  охраны правопорядка в современной  России» 
 
 
 
 

              Выполнила: Дронова Марина, студентка Института Мировой  Экономики и Финансов, группы НО-101.
              Проверил: Шанин А.А.  доцент кафедры, кандидат юридических наук.
 
 
 

Волгоград, 2011

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие правоохранительной деятельности……..……………….5

Глава 2. Основные функции правоохранительной деятельности и общая

характеристика органов, осуществляющих ее………………………………7

Глава3. Основные направления правоохранительной деятельности в РФ………………………………………………………………………………….9    

Заключение……………………………………………………………………...11

Список  использованной  литературы……………………………………..13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Изучение  функций государства является не  только актуальной, но еще и насущной темой в любой период развития общества, на любом этапе развития человечества.  В первую очередь это связано с происхождением и историей развития государства. Формирование государства - это закономерный процесс, обусловленный как внутренним развитием общества, так и различными социально-экономическими, эколого-географическими,  военно-политическими, культурно-историческими, нравственно-религиозными и многими другими обстоятельствами.

     Как известно, в истории развития человечества существовало ни одно государство. В настоящее время процесс возникновения новых государств нельзя считать завершенным. Одни государства могут распадаться и на это могут быть разные причины; другие государства объединяются в более крупные.

     Таким образом, проблема появления государства полностью не решена. Причины и формы, которые способствуют формированию и зарождению  новых государств еще не исчерпаны, поэтому и в настоящее время можно ожидать появление новых государств.

     Процессы  возникновения, распада и объединения  государств, как правило, приводят к изменению их функций – а именно характеристик того, как и каким образом «живет» государство.

     Государство является сложной политической организацией со своим социально-экономическим укладом, традициями и культурой, которая выступает управляющей силой по отношению к обществу.

     В данной работе будет рассматриваться  функция охраны правопорядка в современной  России. Функция правопорядка –  это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. Государство призвано  предоставить каждому ее члену, с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т.д.), такой порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости. Поддержание стабильного правопорядка в стране – задача всего государства, всей системы органов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Понятие правоохранительной деятельности.

     Правоохранительная  деятельность — вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью обеспечения законности, правопорядка, охраны права и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями специально уполномоченными (правоохранительными) органами путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

     Признаки  правоохранительной деятельности:

  • правоохранительная деятельность осуществляется только специально-уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен определенный порядок комплектования, организации и функционирования;
  • направлена на защиту права, личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;
  • правоохранительная деятельность осуществляется строго в порядке, установленном законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо правоохранительных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан неукоснительно соблюдать определенные правила, предусмотренные для соответствующего случая законом, правила уголовного или гражданского судопроизводства, правила ведения дознания и предварительного расследования.
  • правоохранительная деятельность осуществляется только с помощью применения мер государственного принуждения или наложения взысканий, применения мер юридического воздействия;
  • применение мер юридического воздействия должно строго соответствовать закону, который определяет как основания применения указанных мер, так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае.

       Органы, составляющие систему  правоохранительных органов:

  • Федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды, мировые судьи.
  • Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные суды субъектов Российской Федерации.
  • Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов:
  • служба судебных приставов Министерства юстиции РФ;
  • иные службы Министерства юстиции РФ;
  • судебный департамент при Верховном Суде РФ.
  • Прокуратура.
  • Органы дознания и предварительного следствия (милиция, следователи органов внутренних дел и т. п.).
  • Органы, оказывающие юридическую помощь (адвокатура, нотариат).

       Значимость  охраны правопорядка состоит в том, что она:

  • позволяет обеспечивать социально-политическое взаимодействие Российского государства с государствами мирового сообщества;
  • способствует охране правопорядка внутри страны, прав и свобод личности, собственности;
  • стимулирует процессы системной самоорганизации российского права, адаптации Российского государства;
  • способствует организационной рационализации, как российского государственного механизма, так и международных (надгосударственных) институтов;
  • позволяет учесть и прогнозировать не только прогрессивные, но и регрессные тенденции международных отношений;
  • наполняет отечественное правоприменение апробированным в международной среде практическим и доктринальным опытом.
 
 
 

    Глава 2. Основные функции  правоохранительной деятельности и общая  характеристика органов, осуществляющих ее.

  Содержание  правоохранительной  деятельности    является многосложной системой. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии выполняемых  социальных   функций,   содержание   которых   предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности.  К  числу таких направлений (функций) следовало бы относить:

  • конституционный контроль;
  •   правосудие;
  • организационное обеспечение деятельности судов;
  •   прокурорский надзор;
  • выявление и расследование преступлений;
  • оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.

      Каждое из этих направлений должно работать на достижение определенных  и  конкретных результатов, а именно: устранение любых нарушений и предписаний Конституции  РФ;  справедливое разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел;  создание  условий для нормальной деятельности судов; выявление и устранение  нарушений  закона, с помощью средств  прокурорского  реагирования;  раскрытие преступлений  и изобличение  лиц,  виновных  в  их  совершении;  подготовка  материалов  для рассмотрения  конкретных  дел в суде;  предоставление   всем,   кому   это необходимо,  квалифицированной юридической помощи,  особенно  тем   лицам, которые привлекаются   к   уголовной   ответственности.   Достижение   подобных результатов в итоге обеспечивает выполнение упомянутых  выше  задач правоохранительной деятельности, несмотря  на  своеобразие и специфичность методов,   используемых   в   процессе   реализации    конкретных    функций (направлений). Существенным является и то, что все названные функции (направления) тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Также необходимо особо отметить,  что

среди них важное место занимают первые  две  –  конституционный  контроль  и правосудие.   Реализация этих двух наиважнейших функций, по своей сути,  означает  претворение в жизнь в значительной мере того, что в наши дни принято именовать  судебной  властью. Как  известно,  данная  ветвь государственной власти  должна  стать   главным атрибутом правового государства, продвижение к которому объявлено  одной  из основных  целей  переустройства  российской  государственности  в  ближайшем будущем.  Такое государство невозможно представить  без эффективного  конституционного контроля и правосудия, которому будут доверять и уважать все граждане государства. От данных функций зависит развитие и расширение  влияния в обществе и государственном механизме. Но это лишь маленькая толика.

      Правосудие — такая функция   правоохранительной  деятельности,  которая имеет  прямое  отношение  к  осуществлению  наиболее  значительных  прав   и законных   интересов    человека    и    гражданина,    государственных    и негосударственных организаций, должностных  лиц. Его целям и задачам подчинено выполнение практически всех  других  правоохранительных  функций.  Например, правосудие  по  уголовному  делу  не  может   быть   осуществлено   законно, обоснованно  и  справедливо,  если  это   дело   не   будет   предварительно расследовано компетентными органами  всесторонне  и  полно,  если  не  будут выявлены ими все необходимые доказательства. Поэтому, с полной ответственностью, о правосудии вполне можно говорить как о  сердцевине  правоохранительной  деятельности  в целом. 
 

Глава 3. Основные направления правоохранительной деятельности в РФ. 

       От  функций  необходимо  отличать  основные  направления  деятельности правоохранительных органов. Эти категории, хоть и находятся в разных  плоскостях, но взаимно  дополняют, как  общую   характеристику   организации,  так и всю  деятельность правоохранительных органов. Если  функции  связаны  с  задачами,  которые решают  правоохранительные  органы  в  борьбе  с  преступлениями   и   иными правонарушениями,  то  основные  направления  определяют  цели  деятельности правоохранительных  органов,   которые   вытекают   из   правовой   политики государства.

       Основные  направления правоохранительной деятельности:

  • выявление и расследование преступлений как деятельность, направленная на раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение их к уголовной ответственности;
  • определение правосудия, то есть разбирательство в суде уголовных и гражданских дел и вынесение по ним законных и обоснованных решений;
  • организационное обеспечение деятельности судов, направленное на обеспечение нормального функционирования судебных органов;
  • прокурорский надзор как деятельность прокуратуры по предотвращению и пресечению нарушений закона с помощью специальных мер прокурорского реагирования;
  • конституционный контроль, основной задачей которого является обеспечение соответствия Конституции РФ нормативно-правовых актов высших органов законодательной и исполнительной власти РФ;
  • оказание юридической помощи лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, а также в иных случаях.
  • охрана правопорядка, обеспечение безопасности населения;
  • оперативно-розыскная деятельность.

Информация о работе Функция охраны правопорядка в современной России