Охрана земель в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 21:41, контрольная работа

Краткое описание

Актуальные материалы по охране земель в России

Оглавление

Введение………………………………………………………..…..…...…3
1.Содержание правовой охраны земель………………….……………4
2.Охрана земель от деградации и обеспечение рационального землепользования………………………………………………………………..6
3.Земельный контроль……………...…………………………………10
4.Защита прав граждан и организаций на землю……………………14

Заключение……...……………………..……………………..………….16

Список использованной литературы…………………………...………18

Файлы: 1 файл

Контр Земельное право.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

     Государственный земельный контроль возложен на специально уполномоченные государственные органы. Они контролируют соблюдение земельного законодательства, требований охраны и использования земель всеми организациями (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. Земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящее время действует Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. № 1362 с изменениями от 12 марта 1996 г.

     Осуществление государственного земельного контроля возложено прежде всего на Федеральную  службу земельного кадастра России (Росземкадастр), полномочия которой предусмотрены в Положении о Федеральной службе земельного кадастра России, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11 января 2001 г. № 221.

     В пределах своих полномочий Росземкадастр  имеет право:

  • проводить проверки использования земель (независимо от их ведомственной принадлежности) и видов прав на земельные участки, достоверности сведений, вносимых в кадастровую документацию, давать обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами предписания об устранении нарушений земельного законодательства;
  • в установленном порядке привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания, либо направлять материалы о нарушении земельного законодательства в правоохранительные органы и суды;
  • в установленном порядке приостанавливать промышленное, гражданское и другое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых, эксплуатацию объектов, проведение агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства, установленного режима использования земель, ведут к их загрязнению и заражению, порче плодородного слоя, засолению, заболачиванию, развитию эрозии почв и другим видам деградации земель;
  • при осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель проверять организации (в том числе в установленном порядке режимные), составлять протоколы по результатам проверок;
  • запрашивать, в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацию, необходимую для решения возложенных на Росземкадастр задач.

     Определенные  функции по контролю за рациональным использованием и. охраной земель осуществляют некоторые другие федеральные органы и их органы на местах. Так, определенные полномочия возложены на Министерство природных ресурсов РФ Положением о  Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2000 г. № 7251.

     Данное  Министерство формирует систему  особо охраняемых природных территорий, осуществляет государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и иных особо охраняемых природных территорий, находящихся в его ведении.

     Министерство  здравоохранения РФ и центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в пределах своих полномочий осуществляют контроль за выполнением санитарных правил, гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при размещении объектов промышленности, выборе земельных участков под строительство, планировке и застройке населенных пунктов, установлении санитарно-защитных зон промышленных организаций.

     Государственный комитет РФ по строительству и  жилищно-коммунальному комплексу  организует в пределах своей компетенции  контроль за рациональным использованием и охраной земель в городах и сельских поселениях. Он издает инструкции о порядке проведения такого контроля (Положение о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1999 г. № 12892).

     Муниципальный земельный контроль в области  использования земель, на территории муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления или  уполномоченными ими органами. Этот вид земельного контроля проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

     Предметом муниципального земельного контроля является проверка соблюдения правил использования земель, установленных правовыми актами. Этим он отличается от государственного земельного контроля, в предмет. Ведения которого входит также контроль за надлежащим исполнением предписаний земельного законодательства и охраной земель.

     Общественный  земельный контроль законом возложен на органы территориального самоуправления, другие общественные организации (объединения) и граждан. Они контролируют порядок  подготовки и принятия исполнительными  органами государственной власти и  органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, предусмотренные земельным законодательством, и соблюдение установленных правил использования и охраны земель.

     Производственный  земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке.

     Предметом производственного контроля является проверка правильности использования и охраны земли в пределах территории земельного участка, принадлежащего правообладателю на любом вещном праве.

     Лица, использующие земельный участок, обязаны  представлять сведения об организации  производственного земельного контроля специально уполномоченному органу государственного земельного контроля. Порядок предоставления таких сведений устанавливает Правительство РФ. 
 

     
  1. Защита прав граждан и организаций на землю
 

     В правовом регулировании земельных  отношений на современном этапе заметно усилены элементы обеспечения защиты индивидуальных прав граждан и организаций, включая права государства и местных органов самоуправления на земельные участки от незаконных действий и посягательств третьих лиц. Речь идет об охране права собственности (государственной, муниципальной, частной), пожизненного наследуемого владения, пользования и аренды.

     Механизмы охраны субъективных прав граждан и  организаций на землю включают:

  • установление порядка свободного владения, пользования и распоряжения земельным участком, принадлежащим государству, местным органам самоуправления, гражданам и организациям на праве собственности;
  • запрет на захват и самовольное использование земель;
  • установление права приобретательной давности;
  • развитие процессуальных механизмов защиты прав.

     Свобода владения, пользования, распоряжения означает поведение, определяемое собственными, выраженными без принуждения  потребностями и интересами. Свобода  всегда относительна и юридически ограничивается рамками закона, в пределах которого реализуются потребности и интересы6.

     В качестве гарантий защиты этой свободы  установлены права собственников  земельных участков, землевладельцев, землепользователей, арендаторов использовать для собственных нужд находящиеся  в границах земельных участков общераспространенные полезные ископаемые и некоторые другие природные объекты, возводить строения, проводить мелиоративные работы, выращивать сельскохозяйственные культуры, приобретая на них право собственности (ст. 40 ЗК). Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению (ст. 43 ЗК).

     Свобода владения, пользования и распоряжения выражается также в праве свободного хозяйствования на земле. Члены садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений имеют право самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием, а также распоряжаться своим земельным участком и иным имуществом, если они на основании закона не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

     Защита  права собственности, владения, пользования, аренды земельных участков обеспечивается требованием о недопустимости самовольного захвата и самовольного использования земельного участка. У лица, осуществившего самовольную постройку на не принадлежащем ему земельном участке, не возникает на нее права собственности.

     Самовольно  захваченные или самовольно используемые земельные участки возвращаются по принадлежности без возмещения затрат, произведенных во время незаконного  пользования. Собственник незаконно  возведенного строения может приобрести право на земельный участок при условии надлежащего оформления этого права. Запрещается использование земель на основе незаконно заключенных сделок. Купля, продажа, дарение, самовольный обмен земельных участков, а также другие сделки, совершенные в нарушение установленного порядка, признаются недействительными.

     Одним из новых правовых механизмов защиты прав на самовольно используемые земельные  участки является институт приобретательной давности. Статья 234 ГК РФ предусматривает, что гражданин, добросовестно, открыто и непрерывно владеющий не принадлежащим ему земельным участком в течение 15 лет, начиная с 1 января 1995 г. приобретает на него право собственности.

     Эффективным инструментом защиты юридических прав, в том числе прав собственности, владения, пользования и аренды земельных участков, являются процессуальные механизмы. В частности, определение максимальных сроков и последовательности выполнения тех или иных действий, процедур предоставления земельных участков, сроков рассмотрения документов, оснований отказа наиболее распространены.

     В интенсивно развивающемся земельном  законодательстве значительно усилены механизмы защиты прав граждан и организаций на земельные участки при изъятии земель, а также при возникновении земельных споров. Ощутимо обновлены и пересмотрены меры юридической ответственности за земельные правонарушения, включая нарушения прав на землю. 

     Заключение 

     Земля всегда занимала главенствующее место в перечне национальных богатств любого государства.

     К большому сожалению, на сегодняшний день основными причинами уменьшения площади сельхозугодий являются проявления эрозии почв, недостаточно продуманный отвод земель для несельскохозяйственных нужд, затопление, подтопление и заболачивание, зарастание лесом и кустарниками.

     Улучшение положения возможно только при условии ведения сельского хозяйства на строго научных принципах с учетом экологических последствий.

     Почва играет большую роль для человечества, помогая работать самой природе, мы можем получить немало продукции, к тому же здоровой, без вредных примесей. Структура почв, отражая характер почвообразовательного процесса, является одним из существенных факторов почвенного плодородия. Общеизвестно, что многие свойства почв, особенно физические, находятся в тесной коррелятивной зависимости от почвенной структуры.  К числу важнейших факторов почвообразования относится климат. С ним связаны тепловой и водяной режимы почвы, от которых зависят биологические и физико-химические почвенные процессы. Под тепловым режимом понимают совокупность процессов теплообмена в системе «приземный слой воздуха — почва — почвообразующая порода». Тепловой режим обуславливает процессы переноса и аккумуляции тепла в почве. Характер теплового режима определяется главным образом соотношением поглощения радиационной (лучистой) энергии солнца и теплового излучения почвы. Он зависит от окраски почвы, характера поверхности, теплоемкости, влажности и других факторов. Заметное влияние на тепловой режим почвы оказывает растительность. Осуществление земельных преобразований, изменение форм собственности и хозяйствования не привели к улучшению землепользования, повышению плодородия почв.

     С учетом сложившейся ситуации политика земельных отношений должна быть направлена не столько на смену земельной собственности, сколько на создание условий для эффективного экологически безопасного землепользования, повышения плодородия почв и роста сельскохозяйственного производства, современной и качественной рекультивации нарушенных и загрязненных земель. 
 
 
 
 
 
 

 

      Список использованной литературы: 

     
  1. Конституция РФ.
  2. Земельный кодекс РФ
  3. Гражданский кодекс РФ.
  4. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" 10.01.2002 N 7-ФЗ.
  5. Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ.
  6. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. № 1362 с изменениями от 12 марта 1996 г.
  7. Ерофеев Б.В. Земельное право. Учебник 2006 г.
  8. Краснова И.О. Земельное право: элементарный курс. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003.

Информация о работе Охрана земель в России