Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:20, реферат
В I части опишем общие принципы управления качеством, методы, с помощью которых происходит управление.
Во II части предложим ряд конкретных мероприятий с помощью общих принципов управления и рассмотрим влияние нововведений на улучшение качества изделий.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
I СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕХАНИЗМЕ УПРАВЛЕНИЯ................................................................................................4
1.1 Общая теория управления и управления качеством……………….…..4
1.2 Универсальная схема управления качеством продукции……………..7
1.3 Категории управления качеством……………………………………….8
II ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………..11
2.1 Цикл Деминга…………………………………………………………….11
2.2. Повышение качества с помощью новвоведений……………………….15
III CЕРТИФИКАЦИЯ…..……………………………………………………..18
3.1 Основы, цели и принципы сертификации………….………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….…………………………………..21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….22
В данном случае универсальная схема управления качеством выступает в качестве первичной схемы, первичного звена всей сложной, многообразной работы по качеству.
Однако, чем выше уровень концентрации производства, его специализации и
кооперирования,
тем выше уровень системы качества, а следовательно
сложнее механизм, обеспечивающий её функционирование.
1.3 Категории управления качеством продукции
Для эффективной организации управления качеством продукции необходимо, чтобы был не только ясно выделен объект управления, но и чтобы четко были определены категории управления, то есть явления, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс.
В отношении управления качеством продукции следует выделить как минимум следующие категории:
Объект управления – качество продукции. Иногда в качестве объекта
выступает конкурентоспособность, технический уровень или какой либо другой показатель, характеристика. Как объект управления может выступать либо вся совокупность свойств продукции, либо какая то их часть, группа или отдельное свойство.
Цель управления – уровень и состояние качества продукции с учетом
экономических
интересов производителя и
безопасности и экологичности продукции. Речь идет о том, какую совокупность свойств и какой уровень качества следует задать, а потом достигнуть и обеспечить, чтобы данная совокупность и данный уровень соответствовали характеру потребности. При этом возникают вопросы эффективности производства и потребления, доступности цены для потребителя, уровень себестоимости и прибыльности продукции для её разработчика и производителя. Нельзя также упускать из виду сроки разработки продукции, развертывания ее производства и доведения до потребителя, что напрямую связано с конкурентоспособностью.
Субъект управления – управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.
Методы и средства управления – способы, которыми органы управления
воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции. Управление качеством использует следующие четыре типа методов:
1) экономические методы, обеспечивающие создание экономических условий, побуждающих коллективы предприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы. К числу экономических методов, относятся правила ценообразования, условия кредитования, экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий, правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему
некачественной продукции;
2) методы материального стимулирования, предусматривающие, с одной
стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции (к числу этих методов относятся: создание систем премирования за высокое качество, установление надбавок к заработной плате и др.) , а с другой – взыскание за причиненный ущерб от ее не качественности;
3) организационно – распорядительные методы, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководителей. К числу организационно распорядительных методов управления качеством продукции относятся также требования нормативной документации;
4) воспитательные методы, оказывающие влияние на сознание и настроение участников производственного процесса, побуждающие их к высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций управления качеством продукции.
К их числу относятся: моральное поощрение за высокое качество продукции,
воспитание гордости за честь заводской марки и др.
Выбор методов управления качеством продукции и поиск их наиболее эффективного сочетания – один из самых творческих моментов в создании систем управления, так как они оказывают прямое воздействие на людей, участвующих в процессе создания и изготовления продукции, то есть на мобилизацию человеческого фактора.
Средства управления – включают оргтехнику (в том числе, компьютеры), средства связи, словом, все то, что используют органы и лица, управляющие выполнением специальных функций в системах управления качеством. В состав средств управления качеством продукции также включаются:
-банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций управления качеством;
-метрологические средства, включающие (в зависимости от уровня системы)
государственные эталоны физических величин, образцовые и/или рабочие средства измерений;
-государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);
государственная служба стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД).
Управленческие отношения, то есть отношения субординации (подчинения) и координации (сотрудничества).
Отношения субординации обычно характеризуются вертикальными связями от руководителя к подчиненным. Содержание этих отношений определяется степенью централизации и децентрализации функций и задач управления качеством продукции. На уровне предприятия отношения субординации по управлению качеством определяется производственной структурой предприятия и структурой действующей системы управления качеством. Управленческие отношения базируются на сочетании единоначалия, коллегиальности, активности членов трудового коллектива, на экономических, моральных и материальных стимулах.
Отношения
координации характеризуются
отдельными работниками и организациями, вступающими во взаимодействие ради обеспечения определенного уровня качества продукции или его улучшения.
2.1 Цикл
Деминга
Комплексная система управления качеством продукции- это применение
статистических методов на всех этапах производства, которая в наивысшей степени способствует экономичному производству продукции. УКП, развиваясь циклически, проходит через определенные этапы. Этот цикл называется циклом Деминга, а его реализация - оборотом цикла Деминга .
Понятие цикла Деминга не ограничивается только контролем качества изделий, его можно распространить на все управление производством. А именно, управление любыми процессами, включая управление качеством продукции, можно рассматривать как последовательность прохождения следующих важных этапов:
· План (PLAN)
· Реализация (DO)
· Проверка (CHECK)
· Исправление (ACTION)
На рисунке 1 приведен пример прохождения этапов по схеме PDCA. Цикл PDCA обеспечивает качественный рост услуг, управления и контроля. Цикл Деминга всегда имеет не один , а несколько оборотов. Реализация этого цикла группой специалистов обеспечит повышение качества продукции. При умелой реализации цикла Деминга на предприятии можно ожидать наибольшей эффективности их работы при минимальных затратах
Прохождение этапов PDCA
| |||
Управление следует организовать на основе шести комплексов мероприятий,
которые доказали свою эффективность
P: (PLAN)
1. Определение целей и задач.
2.
Определение способов (путей стратегий)
достижений целей. План
3. Обучение и подготовка кадров.
D: (DO)
4. Выполнение работ.
C: (CHECK)
5.
Проверка результатов
A: (ACTION)
6.
Осуществление соответствующих
управляющих воздействий.
Остановимся подробно на каждом комплексе.
Р: Определение целей и задач
Определяя задачи необходимо установить конечный срок их выполнения. Задачи следует определять на основании стоящих перед фирмой проблем и они должны определяться таким образом, чтобы обеспечить совместные действия всех подразделений.
Определение способов достижения целей
Получение определенных показателей качества является целью реализации
системы. Факторы и причины, которые формируют данные показатели, можно определить с помощью диаграммы Исикавы. Такой подход помогает предвосхитить проблемы и предотвратить их возникновение, это- прогрессивное управление. В процессе поисков следует консультироваться с теми, кто знаком с конкретным процессом, а именно: с рабочими инженерами и исследователями. Ключ к успеху- в решительной стандартизации очевидных вещей и передачи их подчиненным.
Обучение и подготовка кадров
На всех этапах прохождения цикла Деминга существует острая необходимость в квалифицированных и подготовленных работниках. Поэтому руководители несут ответственность за обучение и воспитание своих подчиненных. Обучение не ограничивается формальными заседаниями руководитель должен учить своего подчиненного индивидуально на практике. Получив образование и подготовку, человек становиться работником на которого можно положиться и которого можно облечь властью.
D: Выполнение работ
Можно
заставить подчиненных
распоряжения, но такой процесс никогда не будет протекать гладко. Условия
постоянно меняются, и распоряжения никогда не будут точно поспевать за
изменяющимися условиями. По этой причине следует обращать особое внимание на добровольное начало в управлении качеством.
Например, есть много причин, объясняющих неудачу программы бездефектного производства. Одна из них заключается в том, что программа превратилась в сплошное теоретизирование. При этом забывали , что каждый человек- личность.
Неудача также объяснялась тем, что бытовало мнение, согласно которому число дефектов будет равно нулю, если строго следовать требованиям стандартов.
Однако, как уже отмечалось стандарты и регламенты всегда несовершенны. Только опыт и квалификация работников помогают компенсировать несовершенство стандартов и качества.
C: Проверка результатов выполнения работ
Если все идет в соответствии с поставленными задачами и согласно требованиям стандартов, никакого вмешательства не требуется. Но когда имеют место необычные явления или нарушается заведенный порядок, должен вмешаться руководитель. Цель контроля заключается в обнаружении таких отклонений. Для того чтобы обнаружить отклонения необходимо: проверить сначала причины, а затем выполнить проверку работы по ее результатам. Прежде всего, необходимо установить, контролируются ли все причинные факторы, следует проверить каждый процесс- проектирования, материально- техническое снабжение, изготовление- и убедиться в правильном понимании причинных факторов в соответствие с заданными техническими требованиями. Проверку причинных факторов следует