Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:43, контрольная работа
Актуальность. В настоящее время в экономике наблюдается тенденция, при которой такой показатель как качество играет одну из ведущих ролей в управлении производством продукции и ее последующего движения. В развитых странах управление качеством на предприятиях притягивает особое внимание всех подразделений, которые влияют на качество выпускаемой продукции. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата на предприятиях разрабатываются различные подходы к управлению качеством.
Содержание
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Условия управления качеством продукции………………………………..4
2. Функции управления качеством…………………………………………....8
3. Планирование качества……………………………………………………...8
4. Контроль качества…………………………………………………………..10
5. Статистические методы контроля качества……………………………….13
Заключение…………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………………22
Функция планирования должна отвечать на три вопроса:
1) где мы находимся в настоящее время?
2) куда мы хотим двигаться?
3) как мы собираемся делать это?
Планирование
качества осуществляется, исходя из требований
заказчиков и рынков сбыта и направлено
на их удовлетворение. Планы качества
разрабатываются плановыми
Контроль качества - это одна из основных функций в процессе управления качеством. Это также наиболее объемная функция по применяемым методам, которым посвящено большое количество работ в разных областях знания.
Что же такое контроль? В ряде источников встречаются разные определения контроля. В стандарте ИСО 9 000 говорится, что контроль - это деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик.
В других источниках встречается более широкая трактовка контроля, когда в него включается три этапа: определение нормативов, сопоставление запланированных и полученных результатов и принятие корректирующих мер.
Однако
такое понимание контроля больше
соответствует термину
Поэтому представляется более обоснованным определение, данное в стандарте ИСО 9 000, где под контролем понимается измерение полученных характеристик и их сравнение с заданными. Это, кстати, соответствует позиции одного из основоположников менеджмента - А. Файоля, который предостерегал от включения в контроль распорядительных и исполнительных функций.
Например, в машиностроительных предприятиях применяются следующие виды контроля качества:
В зависимости от места контроля и этапов работ:
- контроль проектирования;
- входной контроль материалов и комплектующих изделий;
- контроль за состоянием технологического оборудования;
- операционный контроль при изготовлении;
- авторский надзор за изготовлением;
- активный контроль приборами, встроенными в технологическое оборудование;
- приемочный контроль готовой продукции;
- контроль монтажа и надзор за эксплуатацией на объектах. В зависимости от охвата контролируемой продукции:
- выборочный контроль,
- сплошной контроль.
Перечисленные виды контроля качества продукции осуществляются путем использования различных физических, химических и других методов, которые можно разделить на две группы: разрушающие и неразрушающие.
Среди разрушающих методов:
- испытания на растяжение и сжатие;
- испытания на удар;
- испытания при повторно-переменных нагрузках;
- испытания твердости.
В числе неразрушающих методов:
- магнитные (например, магнитографические методы);
- акустические (ультразвуковая дефектоскопия);
- радиационные (дефектоскопия с помощью рентгеновских и гамма-лучей);
- органолептические (визуальные, слуховые и т.п.).
Рассматривая
функцию "контроль", нельзя не сказать
о метрологическом обеспечении
производства, без которого вообще
было бы невозможно проведение какого-либо
контроля. В связи с этим метрологическая
деятельность традиционно рассматривается
как одна из составных частей в
управлении качеством. При этом, кроме
обеспечения производства необходимым
парком средств измерений, метрологическая
служба должна путем проведения их
периодической поверки
Из
нормативных документов, регламентирующих
метрологическую деятельность, в
первую очередь следует упомянуть
закон РФ о единстве измерений
и международный стандарт ИСО 10012-1:
1992 о подтверждении
Особым
видом контроля являются испытания
готовой продукции. В словаре
терминов Европейской организации
по качеству дается следующее определение:
испытание - это определение или
исследование одной или нескольких
характеристик изделия под
Испытания проводятся по соответствующим программам. В зависимости от целей существуют следующие основные виды испытаний:
предварительные испытания - это испытания опытных (головных) образцов для определения возможности приемочных испытаний;
приемочные испытания - это испытания опытных (головных) образцов для определения возможности их постановки на производство;
приемо-сдаточные испытания - это испытания каждого изделия для определения возможности его поставки заказчику;
периодические испытания - это испытания, которые проводятся один раз в 3-5 лет для проверки стабильности производства;
типовые испытания - это испытания серийных изделий после внесения существенных изменений в конструкцию или технологию.
Для
анализа результатов контроля качества
широкое распространение
Краткое содержание этих методов применительно к управлению качеством заключается в следующем:
Диаграмма Парето.
Диаграмма Парето (Pareto diagram), названная так по имени ее автора, итальянского ученого-экономиста Парето (1845-1923), позволяет наглядно представить величину потерь в зависимости от различных дефектов. Благодаря этому можно сначала сосредоточить внимание на устранении тех дефектов, которые приводят к наибольшим потерям. Для выяснения причин этих дефектов целесообразно дополнительно использовать причинно - следственную диаграмму.
После
выяснения причин и устранения дефектов
вновь строится диаграмма Парето
с целью проверки эффективности
принятых мер.
Рис
3. Диаграмма Парето
Причинно-следственная диаграмма.
Причинно-следственная
диаграмма (Cause and effect diagram) применяется,
как правило, при анализе дефектов, приводящих
к наибольшим потерям. Она позволяет выявить
причины таких дефектов и сосредоточиться
на устранении этих причин. При этом анализируются
четыре основных причинных фактора: человек,
машина (оборудование), материал и метод
работ. При анализе этих факторов выявляются
вторичные, а, может быть, и третичные причины,
приводящие к дефектам и подлежащие устранению.
Поэтому для анализа дефектов и построения
диаграммы необходимо определить максимальное
число причин, которые могут иметь отношение
к допущенным дефектам. Такую диаграмму
в виде рыбьего скелета предложил японский
ученый К. Исикава. Ее называют также "ветвистой
схемой характерных факторов". Иногда
ее еще называют диаграммой "четыре
М" - по составу четырех основных факторов:
Man, Method, Material, Machine.
Рис
4. Причинно-следственная диаграмма
Гистограмма.
Гистограмма (Histogram) представляет собой столбчатый график и применяется для наглядного изображения распределения конкретных значений параметра по частоте повторения за определенный период времени (неделя, месяц, год). При нанесении на график допустимых значений параметра можно определить, как часто этот параметр попадает в допустимый диапазон или выходит за его пределы.
Полученные данные анализируют, применяя другие методы:
долю дефектных изделий и потерь от брака исследуют с помощью диаграммы Парето;
причины
дефектов определяют с помощью причинно-
изменение характеристик во времени определяют по контрольным картам.
Рис
5. Гистограмма
Диаграмма разброса.
Диаграмма
разброса (Scatter diagram-корреляционная диаграмма)
строится как график зависимости между
двумя параметрами. Это позволяет определить,
есть ли взаимосвязь между этими параметрами.
И если такая взаимосвязь существует,
можно устранить отклонение одного параметра,
воздействуя на другой. При этом возможна
положительная или отрицательная взаимосвязь,
но возможно и отсутствие какой-либо взаимосвязи.
Рис
6. Диаграмма разброса
Контрольная карта.
Контрольная
карта (Control chart) - это разновидность графика,
который отличается наличием контрольных
границ, обозначающих допустимый диапазон
разброса характеристик в обычных условиях
течения процесса. Выход характеристик
за пределы контрольных границ означает
нарушение стабильности процесса и требует
проведения анализа причин и принятия
соответствующих мер.
Рис 7. Контрольная карта:
НКП - нижний контрольный предел
СЛ - средняя линия
ВКП
- верхний контрольный предел
Метод расслоения.
Метод
расслоения (послойный анализ-
Графики.
Графики используются для наглядности и облегчения понимания взаимозависимости количественных величин или их изменений во времени. Чаще всего применяются линейные, круговые, столбчатые и ленточные графики.
Перечисленные
"семь инструментов" помогают решать
подавляющее большинство
Схема отношений (Relation diagram);
Древовидная схема (Tree diagram);
Матричная схема (Matrix diagram);
Стрелочная схема (Arrow diagram) и другие.
Для
обеспечения эффективности
Информация о работе Статистические методы управления качеством