Статистические методы управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:43, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность. В настоящее время в экономике наблюдается тенденция, при которой такой показатель как качество играет одну из ведущих ролей в управлении производством продукции и ее последующего движения. В развитых странах управление качеством на предприятиях притягивает особое внимание всех подразделений, которые влияют на качество выпускаемой продукции. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата на предприятиях разрабатываются различные подходы к управлению качеством.

Оглавление

Содержание
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Условия управления качеством продукции………………………………..4
2. Функции управления качеством…………………………………………....8
3. Планирование качества……………………………………………………...8
4. Контроль качества…………………………………………………………..10
5. Статистические методы контроля качества……………………………….13
Заключение…………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………………22

Файлы: 1 файл

Статистические методы контроля качества.docx

— 82.23 Кб (Скачать)

Качество – это  авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, поэтому работа по управлению качеством фирмы является важнейшим видом деятельности для  всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя. Качество можно представить в виде пирамиды (рис. 1). 
 

Рисунок 1 - Пирамида качества 
 

Современное управление качеством исходит из того, что  деятельность по управлению качеством  не может быть эффективной после  того, как продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна  также деятельность по обеспечению  качества, которая предшествует процессу производства 

Качество продукции  – важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции  в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы  научно-технического прогресса, рост эффективности  производства, экономию всех видов  ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции – характерная  тенденция работы ведущих фирм мира. Вместе с тем нельзя рассматривать  качество изолированно с позиций  производителя и потребителя. Без  обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества, определяемых техническими условиями (ТУ), не может быть осуществлена сертификация продукции, т.е. ее оценка на соответствие требованиям. 

Экономическое содержание понятия «качество продукции» базируется на том, что качество продукции формируется  в процессе ее изготовления. Поэтому  как экономическая категория  качество продукции рассматривается  как овеществленный результат производственной деятельности людей. Любые вещи создаются  для удовлетворения определенных потребностей человека и общества в целом. Это  предназначение вещей полностью  относится и к их качеству. Учитывая это социальное значение качества продукции, можно охарактеризовать его как  социально-экономическую категорию. Степень удовлетворения личных и  общественных потребностей конкретной вещью определяется ее свойствами. А качество вещи определяется совокупностью  ее свойств. Разнообразные физические свойства, важные для оценки качества, сконцентрированы в потребительной стоимости. Важными свойствами для  оценки качества являются: технический  уровень, материализующий в продукции  научно-технические достижения; эстетический уровень, характеризующийся комплексом свойств, связанных с эстетическими  ощущениями и взглядами; эксплуатационный уровень, связанный с технической  стороной использования продукции (уход за изделием, ремонт и т. п.); техническое  качество – гармоничная увязка предполагаемых и фактических потребительных свойств  в эксплуатации изделия (функциональная точность, надежность, длительность срока  службы). 

Обобщая рассмотренные  аспекты качества продукции, дадим  ему следующее определение: «Качество  продукции - это совокупность свойств  продукции, обусловливающих ее пригодность  удовлетворять определенные потребности  в соответствии с ее назначением». 

Преобладающая часть  современного мирового производства представлена производством товаров, поэтому  изготовление того или иного изделия  воплощает в себе как потребительную стоимость, так и стоимость товара. Следовательно, качество является комплексным  понятием, отражающим эффективность  всех сторон деятельности фирмы. Усиление конкуренции требует от руководителей  всех уровней целенаправленного  решения проблемы повышения качества продукции и процессов ее проектирования, производства и реализации. Для достижения этих целей широко используются идеология  и положения международных стандартов серии ИСО 9000. Основными аргументами  в пользу такого подхода является то, что указанные стандарты ориентированы  на рыночные отношения; аккумулируют положительный  опыт организации управления (менеджмента) в промышленности ведущих индустриальных держав; универсальны для применения предприятиями различных отраслей промышленности и к различным  видам деятельности; признаны практически  всеми развитыми странами в качестве основы для организации взаимовыгодных торгово-экономических взаимоотношений  предприятий. 

Внедрение стандартов серии ИСО 9000 в свою очередь создает  базу для независимой сертификации продукции, ориентированную на подтверждение  соответствующего уровня ее качества, продукции, определяющего ее конкурентные возможности. Чтобы эффективно осуществлять такую деятельность, необходимо знать  как оценивать потребительские  свойства продукции, какие условия  и процессы и в какой мере влияют на нее, как организовать людей и  управлять работой по созданию таких  условий.  

Главная идея методологии  обеспечения качества основана на том, что понятие «улучшение качества»  должно употребляться применительно  к любой сфере деятельности, поскольку  качество продукции – следствие  качественного выполнения всех видов  работ. Качество — не абстрактная  категория, а осязаемый каждым человеком  конкретный измеритель полезности, целесообразности и эффективности любого труда. Повышение  качества обязательно приводит к  снижению издержек (потерь) на всех этапах жизненного цикла продукции (маркетинг  – разработка — производство —  потребление – утилизация), а  следовательно, к снижению себестоимости, цены и повышению жизненного уровня людей. Например, японский специалист К.Исикава утверждал также, что  безнравственно говорить о повышении  цены при повышении качества продукции, так как повышение качества связано  со стабилизацией производства, уменьшением  дефектности, уменьшением издержек, а следовательно, с уменьшением  себестоимости и цены. К.Исикава  утверждал также, что о повышении  цены можно вести речь только тогда, когда потребитель получает продукцию  принципиально нового технического уровня. Но и в этом случае сразу  необходимо планировать последующее  снижение себестоимости за счет отладки, стабилизации и доводки производственного  процесса и упорядочения деятельности в цепи «поставщик — изготовитель — потребитель». В этом залог  экономического успеха фирмы, развития промышленности и состоятельности  страны. 

Разработка и внедрение  системы управления качеством —  одна из самых важных сфер деятельности предприятий. Сегодня качество становится политической, экономической и нравственной категорией. Качество — это здоровье, деньги, уровень душевного комфорта и достоинство нации и государства. Рыночная экономика в качестве одной  из важнейших характеристик включает конкуренцию - соперничество между  отдельными лицами или хозяйственными единицами, заинтересованными в  достижении одной и той же цели на каком-либо поприще. Конкурентоспособность  предприятия может оцениваться  путем сопоставления конкретных позиций нескольких предприятий  на одном и том же рынке по таким  параметрам, как: способность к адаптации  в изменяющихся условиях конкуренции, технология, разрешающая способность  оборудования, знания и практический опыт персонала, система управления, маркетинговая политика, имидж и  коммуникации. Проблема качества и  повышения конкурентоспособности  становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и к проблеме качества, а также к подходам и  методам их решения, выражаясь в  разных формах: 

сосредоточении усилий широкого круга компаний на налаживании  производства продукции конкурентоспособной  по своим характеристикам; 

изучении опыта  западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую  по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования  на своем предприятии; 

активизации деятельности по разработке и внедрению системы  менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям международных стандартов (в экономически развитых странах  эти системы являются не только источником получения конкурентных преимуществ, но и обязательной инфраструктурной основой для эффективного взаимодействия компаний в условиях стремительно углубляющегося разделения труда); 

постепенном осознании  российскими менеджерами необходимости  освоения новой философии качества и на ее основе формировании в компаниях  принципиально новой для отечественной  практики организационной культуры. 

Решение проблемы качества – неотъемлемый элемент стратегии  развития современных компаний, поэтому  начинать внедрение системы менеджмента  качества продукции следует с  определения места этой системы  в общей стратегии компании. Поскольку  деятельность по формированию системы  менеджмента качества продукции  путем реализации международных  стандартов и принципов TQM (всеобщего  управления качеством) ориентируется  на повышение качества и конкурентоспособности  продукции (услуг) компании, то все процессы, связанные с этой деятельностью, следует начинать с анализа потребностей и ожиданий потребителей этой продукции (услуг). Поэтому компания, прежде всего, должна определить маркетинговую стратегию, которая будет отражать интересы и особенности потребителей и  характер конкурентных преимуществ  ее продукции (услуг), за счет которых  она рассчитывает добиться успеха. 

В соответствии с  маркетинговой стратегией должны развиваться  активы компании и ее технологический  потенциал, поэтому необходима стратегия  технического развития. Качество продукции  и ее конкурентоспособность существенно  зависят от качества и режима поставок материалов и комплектующих, следовательно  необходима стратегия взаимодействия компании с их поставщиками. 

Таким образом, стратегия  качества должна рассматриваться как  одна из важнейших функциональных стратегий  и разрабатываться в виде неотъемлемой части общей стратегии компании. 

  

2. Статистические  методы управления качеством 

В соответствии с  положением стандартов ИСО серии 9000 статистические методы рассматриваются  как одно из высокоэффективных средств  обеспечения качества и являются основой для эффективного распознавания  проблем и их анализа. Они ориентированы  на разработку сквозного механизма  на всех этапах жизненного цикла продукции, начиная с исследования требований рынка к качеству продукции и  кончая ее утилизацией после использования. Внедрение статистических методов  должно быть направлено на создание гарантий непрерывности процесса обеспечения  качества в соответствии с требованиями потребителя. Применение этих методов, не требуя больших затрат, позволяет  с заданной степенью точности и достоверности  судить о состоянии исследуемых  явлений (объектов, процессов) в системе  качества, прогнозировать и регулировать проблемы на всех этапах жизненного цикла  продукции и на основе этого вырабатывать оптимальные управленческие решения.Применение статистических методов – весьма действенный путь разработки новой  технологии и контроля качества производственных процессов.  

Основной задачей  статистических методов контроля является обеспечение производства пригодной  к употреблению продукции и оказание полезных услуг с наименьшими  затратами. Одним из основных принципов  контроля качества при помощи статистических методов является стремление повысить качество продукции, осуществляя контроль на различных этапах производственного  процесса. 

Все статистические методы базируются на понятии разброса. Применение на рабочем месте статистических методов для контроля за разбросом  параметров изготавливаемого изделия  является представлением в графическом  виде простых для понимания статистических величин, характеризующих разброс. Оценка разброса данных часто дает возможность понять характер процесса. Если разброс данных мал, можно ослабить контроль, если велик – это следует  воспринимать как сигнал к необходимости  регулирования процесса для повышения  его стабильности, повышения качества исходных материалов, выявления и  устранения неполадок оборудования и пр. Собранные данные могут быть использованы не только для принятия решений в момент их получения  и анализа, но и для оценки различных  проблем, рассматриваемых в течение  более долгого срока, например, в  течение месяца или года. 

Статистические методы классифицируют по признаку общности на три основные группы: 

а) Графические методы. Это так называемые «семь инструментов контроля качества». К ним относятся: 

-          контрольные листки, позволяющие  усовершенствовать процесс сбора  данных и упорядочить данные  для облегчения их дальнейшего  использования. 

-          диаграммы Парето, позволяющие выяснить  причины появления немногочисленных  существенно важных дефектов  и сосредоточить усилия на  ликвидации именно этих причин. С помощью диаграмм Парето  анализируют виды брака, суммы  потерь от брака, затраты времени  и материальных средств на  его использование, содержание  рекламаций и затраты, связанные  с рекламациями, число случаев  поломок. Диаграммы Парето используются  также для анализа временных  факторов, себестоимости, безопасности  труда, спроса на разные виды  продукции, для определения эффективности  мероприятий по устранению причин  возникновения дефектов. 

-          диаграммы причин и результатов  (диаграмма Исикавы), показывающие  отношение между показателем  качества и воздействующими на  него факторами. Использование  диаграмм Исикавы эффективно  при решении вопросов обеспечения  качества продукции, повышения  производительности труда, разработки  рационализаторских предложений,  повышения эффективности использования  оборудования, совершенствования техники  безопасности, разработки и внедрения  стандартов на технологические  операции и др. 

-          гистограммы, отражающие условия  процесса за период, в течение  которого были получены данные. Сравнение вида распределения  гистограммы с контрольными нормативами  дает важную информацию для  управления процессом. Гистограммы  удобны при составлении месячных  отчетов о качестве выпускаемой  продукции, о результатах технического  контроля, при демонстрации изменения  уровня качества по месяцам  и т.д. 

-          диаграммы рассеяния, позволяющие  выявить причинно-следственные связи  показателей качества и влияющих  факторов при анализе диаграммы  Исикавы. Диаграмма рассеяния  (разброса) строится как график  зависимости между двумя переменными  х и у. 

-          контрольные карты, позволяющие  отделить вариации показателя  качества, обусловленные определенными  причинами, от вариаций, обусловленных  случайными причинами. Контрольная  карта представляет собой специальный  бланк, на котором проводится  центральная линия и две линии  выше и ниже средней, называемые  верхней и нижней контрольными  границами. На карту точками  наносятся данные измерений или  контроля параметров и условий  производства. Исследуя изменение  данных с течение времени, следят, чтобы точки графика не вышли  за контрольные границы. Если  обнаруживается выброс одной  или нескольких точек за контрольные  границы это воспринимается как  информация об отклонении параметров  или условий процесса от установленной  нормы. Для выявления причины  отклонения исследуют влияние  качества исходного материала  или деталей, методов, операций, условий проведения технологических  операций, оборудования. 

Информация о работе Статистические методы управления качеством