Прцессный подход в системе управления качесвтом

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 09:14, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является изучение процессного подхода как одного из принципов системы качества.
Задачи:
- рассмотрение сущности и содержания процессного подхода;
- изучение процессного подхода при внедрении систем менеджмента качества в организации;
- описание внедрения процессного подхода в отношении требований ИСО 9001 или о процессном подходе при управлении качеством.

Оглавление

Введение…………………………………………………
1.Сущность и содержание процессного подхода
2. Процессный подход при внедрении систем менеджмента качества в организации
3. Внедрение процессного подхода в отношении требований ИСО 9001 или о процессном подходе при управлении качеством
Заключение
Список использованной литературы…………..

Файлы: 1 файл

абусова.docx

— 36.67 Кб (Скачать)

Совершенно очевидно, что  включение процессного подхода  в новую версию стандартов ИСО  серии 9000 -  это значительный шаг  вперед, сделанный с учетом общемировой  тенденции развития менеджмента.

Переход к процессному  подходу позволяет рассматривать  деятельность, проводимую в рамках систем менеджмента качества, не в  статике, а в динамике. Ведь в предыдущих версиях стандартов ИСО серии 9000 главный методологический акцент делался  на выполнении деятельности по однажды  жестко определенным рутинным процедурам системы. В соответствии с новой  версией стандартов деятельность в  рамках системы должна постоянно  развиваться и совершенствоваться с учетом результатов соответствующих  измерений и анализов.

С современных рыночных позиций  все процессы, необходимые для  получения конечных результатов  деятельности организации и приносящие ей доход, относятся к бизнес-процессам. Любая организация, производящая продукцию или услуги, реализует n-е число бизнес-процессов, участниками которых являются высшее руководство и все подразделения организации, также заинтересованные в улучшении ее деятельности организации стороны: владельцы, партнеры, поставщики, инвесторы и др. Совокупность всех бизнес-процессов организации обеспечивает ее бизнес т.е. деятельность, приносящую доход.

Отсутствие тесной увязки менеджмента качества с бизнесом можно считать одним из самых  серьезных недостатков предыдущих версий стандартов ИСО серии 9000. И  хотя многие специалисты рассматривали  эти стандарты как фактор стратегии  бизнеса и называли их "стандартами  бизнеса", в их терминологии и  требованиях имелась явная оторванность менеджмента качества от бизнеса. Это  таило в себе опасность создания систем качества, мало чувствительных к таким "посторонним" для качества понятиям, как "добавленная ценность", "эффективность", "прибыль". Показательно следующее высказывание самого успешного бизнесмена современного мира Билла Гейтса в текущем десятилетии "скорость роста качества продукции  и скорость совершенствования бизнес-процессов  будут намного выше, а при достаточно большом значении этих показателей  произойдет изменение характера  самого бизнеса"[1].

 

3.Внедрение процессного подхода в отношении требований ИСО 9001 или о процессном подходе при управлении качеством.

 

Одной из существенных и  часто обсуждаемых проблем при  создании системы менеджмента качества (СМК) по ИСО 9001 является требование стандарта  о применении процессного подхода.

Во введении к стандарту  говорится, что он направлен на применение процессного подхода при разработке, внедрении и улучшении результативности СМК.  При этом суть процессного подхода — одного из многих подходов в науке управления — объясняется следующим образом: «Дня успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов, направленный на получение желаемого результата могут  быть определены как «процессный подход». Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает  на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии».

К сожалению  в стандарте нет четкого разделения необходимых процессов с указанием управленческих процессов (функций), которые должны выполняться системой качества (субъектом управления), и производственных, обеспечивающих и вспомогательных процессов — объектов управления. В связи с этим было бы логично изложить стандарт, содержащий  требования к системе управления, исходя из последовательности управленческих функций которые надо выполнять в процессе управления. 

Однако требования стандарта  изложены не по функциям, а почему-то по разделам: «Система менеджмента качества», «Ответственность руководства», «Менеджмент ресурсов», «Процессы жизненного цикла продукции», «Измерение, анализ и улучшение». А управленческие функции разделены на части и разбросаны по разным разделам и пунктам стандарта, как это показано в таблице. Именно в этом, в структуре самого стандарта и заключается, главная трудность внедрения процессного подхода, при котором процесс управления должен представлять собой непрерывную последовательность управленческих функций. Тем не менее в стандарте сделан особый упор на необходимость внедрения процессного подхода. В связи с этим, учитывая структуру стандарта, процессный подход в управлении качеством можно внедрить, только выйдя за пределы стандарта, чтобы использовать приведенные выше данные науки управления о процессном подходе для определения функций управления качеством и организации процесса управления. Год назад в полемике с директором ВНИИС В.Г. Версаном о путях выхода из кризиса в стандартизации систем менеджмента было отмечено, что трудности с внедрением процессного подхода связаны не с оргструктурой предприятия, а с качеством стандарта ИСО 9001 и что эти трудности преодолимы, если определить функции управления качеством и объединить их в систему качества. Рассматривая проблему более подробно, можно предложить один из возможных вариантов наглядного представления процессного подхода в виде функциональной схемы. Думаю, что такая схема будет более понятной, чем приведенный в стандарте рисунок «Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе». Предлагаемая схема показывает управленческие функции общего управления качеством, выполняемые высшим руководством, и функции оперативного управления, образующие в соответствии с процессным подходом непрерывный процесс управления, воздействующий на прозводственные и другие процессы (объекты управления), которые условно изображены в виде единого блока — «производство продукции»[5].

Кстати, авторы стандарта  ИСО 9001 забыли включить в него важнейшую  функцию управления качеством — мотивацию персонала, которая входит в один из восьми принципов менеджмента качества, приведенных в стандарте ИСО 9000, — «вовлечение работников». Мотивация направлена на формирование заинтересованности персонала в хорошей работе, что является основным фактором обеспечения качества.

В сложившейся ситуации для внедрения в СМК, создаваемую по стандарту ИСО 9001, процессного подхода необходимо составить таблицу с перечнем разделов (подразделов) стандарта, в которых нужно выделить производственные и другие процессы выполняемые высшим руководством, и функции оперативного управления, образующие в соответствии с процессным подходом непрерывный процесс управления, воздействующий на производственные и другие процессы (объекты управления), которые условно изображены в виде единого блока — «производство продукции».

Кстати, авторы стандарта  ИСО 9001 забыли включить в него важнейшую  функцию управления качеством — мотивацию персонала, которая входит в один из восьми принципов менеджмента качества, приведенных в стандарте ИСО 9000, — «вовлечение работников». Мотивация направлена на формирование заинтересованности персонала в хорошей работе, что является основным фактором обеспечения качества.

В сложившейся ситуации для внедрения в СМК, создаваемую по стандарту ИСО 9001, процессного подхода необходимо составить таблицу с перечнем разделов (подразделов) стандарта, в которых нужно выделить производственные и другие процессы (объекты управления) и элементы управленческих функций с указанием их исполнителей и критериев оценки их выполнения. Это даст возможность определить функции системы качества и построить процесс управления качеством. Возможно, в чем-то здесь может помочь ИСО/ТК 176/ПК 2/N 544 R 2 «Пакет введения и поддержки ИСО 9000. Руководство по концепции и применению процессного подхода к системам менеджмента». На основе функций управления качеством далее можно будет четко определить права, обязанности и ответственность работников службы качества в их должностных инструкциях, чтобы управленцы не подменяли и не дублировали обязанности исполнителей производственных процессов[2].

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рассмотрев процессный подход к системе менеджмента качества, можно сделать следующие выводы:

Процесс - последовательность исполнения функций (работ, операций), направленных на создание результата, имеющего ценность для потребителя.

Процессы должны быть:

- непрерывными, последовательными,  документально оформлены,

- нацеленными на создание результата, имеющего ценность для потребителя,

- контролируемы, то есть, обеспечены точками, методами и средствами контроля,

- рационально выстроены,  чтобы исключить "возвраты" или лишние и неэффективные  операции,- снабжены каналами передачи  информации и пр.

Говоря о роли процессного  подхода к системе менеджмента  качества необходимо отметить, что  роль процессов в любой системе  достаточно велика. Поскольку СМК  является объектом управления - предприятие  должно контролировать все процессы связанные с ней.

Процессный подход можно  внедрить и при действующем стандарте ИСО 9001. Но для этого придется выйти за пределы стандарта, чтобы в соответствии с наукой управления разделить процессы, необходимые для системы качества, на управленческие и производственные и объединить разрозненные элементы управления качеством, приведенные в стандарте, в целостные функции управления качеством, из которых можно будет построить непрерывный процесс управления качеством.

Таким образом, можно считать, что основная задача производства - нормативное увеличение добавленной  ценности продукта при минимальных  отклонениях от нормативных затрат на процесс.

 

 

   Список использованной  литературы

 

Ким Рахлин Сущность и содержание процессного подхода // Стандарты и качество. 1?2001. Стр. 45

Владимирцев А. В., Марцынковский О. А., Шеханов Ю.Ф. Системы менеджмента качества и процессный подход // Методы менеджмента качества. 2?2001. Стр. 4

Иванова Г. Н., Полоцкий Ю. И. Использование процессного подхода в

системе менеджмента качества // Методы менеджмента качества. 9?2001.Стр. 14

Михаил Свиткин. Процессный подход при внедрении СМК в организации // Стандарты и качество. 3?2002. Стр. 74

Александр Шадрин. Некоторые  аспекты практической реализации процессного  подхода // Стандарты и качество. 6?2003. Стр. 52

Зворыкин Н. М. Реализация процессного подхода на промышленном предприятии // Методы менеджмента качества. 1?2004. Стр. 35

Новицкий А. Л., Болотина Т. Э. Идентификация процессов СМК // Методы менеджмента качества. 4?2005. Стр. 7

Елена Илюшина, Александр  Шадрин. О системном подходе к  менеджменту качества // Стандарты и качество. 4 ?2010. Стр. 74

Лариса Скрипко. Процессный подход к менеджменту качества спустя 10 лет // Стандарты и качество. 6?2010. Стр. 80

Виталий Огвоздин. О процессном подходе в управлении качеством // Стандарты и качество. 11?2010. Стр. 36


Информация о работе Прцессный подход в системе управления качесвтом