Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 09:14, реферат
Целью данного реферата является изучение процессного подхода как одного из принципов системы качества.
Задачи:
- рассмотрение сущности и содержания процессного подхода;
- изучение процессного подхода при внедрении систем менеджмента качества в организации;
- описание внедрения процессного подхода в отношении требований ИСО 9001 или о процессном подходе при управлении качеством.
Введение…………………………………………………
1.Сущность и содержание процессного подхода
2. Процессный подход при внедрении систем менеджмента качества в организации
3. Внедрение процессного подхода в отношении требований ИСО 9001 или о процессном подходе при управлении качеством
Заключение
Список использованной литературы…………..
Совершенно очевидно, что включение процессного подхода в новую версию стандартов ИСО серии 9000 - это значительный шаг вперед, сделанный с учетом общемировой тенденции развития менеджмента.
Переход к процессному
подходу позволяет
С современных рыночных позиций все процессы, необходимые для получения конечных результатов деятельности организации и приносящие ей доход, относятся к бизнес-процессам. Любая организация, производящая продукцию или услуги, реализует n-е число бизнес-процессов, участниками которых являются высшее руководство и все подразделения организации, также заинтересованные в улучшении ее деятельности организации стороны: владельцы, партнеры, поставщики, инвесторы и др. Совокупность всех бизнес-процессов организации обеспечивает ее бизнес т.е. деятельность, приносящую доход.
Отсутствие тесной увязки
менеджмента качества с бизнесом
можно считать одним из самых
серьезных недостатков
3.Внедрение процессного подхода в отношении требований ИСО 9001 или о процессном подходе при управлении качеством.
Одной из существенных и часто обсуждаемых проблем при создании системы менеджмента качества (СМК) по ИСО 9001 является требование стандарта о применении процессного подхода.
Во введении к стандарту говорится, что он направлен на применение процессного подхода при разработке, внедрении и улучшении результативности СМК. При этом суть процессного подхода — одного из многих подходов в науке управления — объясняется следующим образом: «Дня успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов, направленный на получение желаемого результата могут быть определены как «процессный подход». Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии».
К сожалению в стандарте нет четкого разделения необходимых процессов с указанием управленческих процессов (функций), которые должны выполняться системой качества (субъектом управления), и производственных, обеспечивающих и вспомогательных процессов — объектов управления. В связи с этим было бы логично изложить стандарт, содержащий требования к системе управления, исходя из последовательности управленческих функций которые надо выполнять в процессе управления.
Однако требования стандарта изложены не по функциям, а почему-то по разделам: «Система менеджмента качества», «Ответственность руководства», «Менеджмент ресурсов», «Процессы жизненного цикла продукции», «Измерение, анализ и улучшение». А управленческие функции разделены на части и разбросаны по разным разделам и пунктам стандарта, как это показано в таблице. Именно в этом, в структуре самого стандарта и заключается, главная трудность внедрения процессного подхода, при котором процесс управления должен представлять собой непрерывную последовательность управленческих функций. Тем не менее в стандарте сделан особый упор на необходимость внедрения процессного подхода. В связи с этим, учитывая структуру стандарта, процессный подход в управлении качеством можно внедрить, только выйдя за пределы стандарта, чтобы использовать приведенные выше данные науки управления о процессном подходе для определения функций управления качеством и организации процесса управления. Год назад в полемике с директором ВНИИС В.Г. Версаном о путях выхода из кризиса в стандартизации систем менеджмента было отмечено, что трудности с внедрением процессного подхода связаны не с оргструктурой предприятия, а с качеством стандарта ИСО 9001 и что эти трудности преодолимы, если определить функции управления качеством и объединить их в систему качества. Рассматривая проблему более подробно, можно предложить один из возможных вариантов наглядного представления процессного подхода в виде функциональной схемы. Думаю, что такая схема будет более понятной, чем приведенный в стандарте рисунок «Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе». Предлагаемая схема показывает управленческие функции общего управления качеством, выполняемые высшим руководством, и функции оперативного управления, образующие в соответствии с процессным подходом непрерывный процесс управления, воздействующий на прозводственные и другие процессы (объекты управления), которые условно изображены в виде единого блока — «производство продукции»[5].
Кстати, авторы стандарта ИСО 9001 забыли включить в него важнейшую функцию управления качеством — мотивацию персонала, которая входит в один из восьми принципов менеджмента качества, приведенных в стандарте ИСО 9000, — «вовлечение работников». Мотивация направлена на формирование заинтересованности персонала в хорошей работе, что является основным фактором обеспечения качества.
В сложившейся ситуации для внедрения в СМК, создаваемую по стандарту ИСО 9001, процессного подхода необходимо составить таблицу с перечнем разделов (подразделов) стандарта, в которых нужно выделить производственные и другие процессы выполняемые высшим руководством, и функции оперативного управления, образующие в соответствии с процессным подходом непрерывный процесс управления, воздействующий на производственные и другие процессы (объекты управления), которые условно изображены в виде единого блока — «производство продукции».
Кстати, авторы стандарта ИСО 9001 забыли включить в него важнейшую функцию управления качеством — мотивацию персонала, которая входит в один из восьми принципов менеджмента качества, приведенных в стандарте ИСО 9000, — «вовлечение работников». Мотивация направлена на формирование заинтересованности персонала в хорошей работе, что является основным фактором обеспечения качества.
В сложившейся ситуации для внедрения в СМК, создаваемую по стандарту ИСО 9001, процессного подхода необходимо составить таблицу с перечнем разделов (подразделов) стандарта, в которых нужно выделить производственные и другие процессы (объекты управления) и элементы управленческих функций с указанием их исполнителей и критериев оценки их выполнения. Это даст возможность определить функции системы качества и построить процесс управления качеством. Возможно, в чем-то здесь может помочь ИСО/ТК 176/ПК 2/N 544 R 2 «Пакет введения и поддержки ИСО 9000. Руководство по концепции и применению процессного подхода к системам менеджмента». На основе функций управления качеством далее можно будет четко определить права, обязанности и ответственность работников службы качества в их должностных инструкциях, чтобы управленцы не подменяли и не дублировали обязанности исполнителей производственных процессов[2].
Заключение
Рассмотрев процессный подход
к системе менеджмента
Процесс - последовательность исполнения функций (работ, операций), направленных на создание результата, имеющего ценность для потребителя.
Процессы должны быть:
- непрерывными, последовательными, документально оформлены,
- нацеленными на создание результата, имеющего ценность для потребителя,
- контролируемы, то есть, обеспечены точками, методами и средствами контроля,
- рационально выстроены, чтобы исключить "возвраты" или лишние и неэффективные операции,- снабжены каналами передачи информации и пр.
Говоря о роли процессного подхода к системе менеджмента качества необходимо отметить, что роль процессов в любой системе достаточно велика. Поскольку СМК является объектом управления - предприятие должно контролировать все процессы связанные с ней.
Процессный подход можно внедрить и при действующем стандарте ИСО 9001. Но для этого придется выйти за пределы стандарта, чтобы в соответствии с наукой управления разделить процессы, необходимые для системы качества, на управленческие и производственные и объединить разрозненные элементы управления качеством, приведенные в стандарте, в целостные функции управления качеством, из которых можно будет построить непрерывный процесс управления качеством.
Таким образом, можно считать, что основная задача производства - нормативное увеличение добавленной ценности продукта при минимальных отклонениях от нормативных затрат на процесс.
Список использованной литературы
Ким Рахлин Сущность и содержание процессного подхода // Стандарты и качество. 1?2001. Стр. 45
Владимирцев А. В., Марцынковский О. А., Шеханов Ю.Ф. Системы менеджмента качества и процессный подход // Методы менеджмента качества. 2?2001. Стр. 4
Иванова Г. Н., Полоцкий Ю. И. Использование процессного подхода в
системе менеджмента качества // Методы менеджмента качества. 9?2001.Стр. 14
Михаил Свиткин. Процессный подход при внедрении СМК в организации // Стандарты и качество. 3?2002. Стр. 74
Александр Шадрин. Некоторые аспекты практической реализации процессного подхода // Стандарты и качество. 6?2003. Стр. 52
Зворыкин Н. М. Реализация процессного подхода на промышленном предприятии // Методы менеджмента качества. 1?2004. Стр. 35
Новицкий А. Л., Болотина Т. Э. Идентификация процессов СМК // Методы менеджмента качества. 4?2005. Стр. 7
Елена Илюшина, Александр Шадрин. О системном подходе к менеджменту качества // Стандарты и качество. 4 ?2010. Стр. 74
Лариса Скрипко. Процессный подход к менеджменту качества спустя 10 лет // Стандарты и качество. 6?2010. Стр. 80
Виталий Огвоздин. О процессном подходе в управлении качеством // Стандарты и качество. 11?2010. Стр. 36
Информация о работе Прцессный подход в системе управления качесвтом