Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:56, реферат
В условиях рыночной экономики большое внимание уделяется:
1. Защите интересов потребителей.
2. Обеспечению права потребителей на государственную и общественную защиту.
3. Фиксированию права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, их прав на получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителям (исполнителях, продавцах).
Введение
1. Правовое обеспечение качества в Кыргызстане
2. Правовое обеспечение качества в России
Заключение
Список использованной литературы
- единства правил и методов испытаний и измерений при проведении оценки соответствия
- единства применения требований технических регламентов независимо от вида или осбенностей сделок;
- недопустимости ограничения конкуренции в сферах аккредитации и сертификации;
- недопустимости совмещения в одной организации функции специально уполномоченного государственного органа исполнительной власти по правилу соблюдения требований технических регламентов и органа по сертификации;
- недопустимости совмещения в одной организации функций по аккредитации и сертификации;
-
недопустимости внебюджетного финансирования
государственного надзора за соблюдением
требований технических регламентов.
2.
Правовое обеспечение
качества в России
Государственное
регулирование качества продукции,
работ и услуг осуществлено через
законодательство о качестве, призванное
обеспечивать надлежащее качество выпускаемой
продукции, выполняемых работ, предоставляемых
услуг, сооружаемых объектов строительства.
Нормативные акты и нормы законодательства
о качестве относятся к различным отраслям
права: административному, гражданскому,
уголовному.
В законодательстве закрепляются:
- компетенция органов управления, предприятий в вопросах качества;
- показатели качества, обязательные в сфере товарооборота;
- виды нормативно-технической документации и требования к ней;
- права сторон по определению условий о качестве в договоре;
- формы правовой защиты потребителей, в том числе и ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ и услуг.
В законодательстве о качестве можно выделить следующие составные части:
- законодательство о стандартизации, о метрологии и о сертификации;
- законодательство о приемке продукции по качеству, об ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ и услуг.
Центральное место в нем занимает законодательство о стандартизации и о сертификации продукции и услуг.
Законодательство о стандартизации регулирует отношения в сфере разработки, утверждения, внедрения и соблюдения стандартов.
Законодательство о сертификации регулирует отношения, связанные с деятельностью, по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям к качеству.
Указанные
отношения регламентируются законами
РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» и
«О сертификации продукции и услуг».
Особое место в регулировании стандартизации
и сертификации занимают нормативные
акты Комитета Российской Федерации по
стандартизации, метрологии и сертификации
(Госстандарт России) — органа специально
созданного для государственного управления
стандартизацией и качеством. (В соответствии
с Законом РФ «О внесении изменений и дополнений
в Закон РФ «О сертификации продукции
и услуг» от 31.07.98 № 154-ФЗ — специально
уполномоченный федеральный орган исполнительной
власти в области сертификации). Постановлением
Правительства РФ от 25 декабря 1992 г. утверждено
«положение о Комитете».
Нормативные акты о стандартизации определяют:
- общие принципы стандартизации в стране;
- систему нормативных документов по стандартизации в России;
- систему органов, осуществляющих стандартизацию и их компетенцию;
- порядок разработки, согласования, утверждения, оформления, регистрации, издания, распространения и изменения стандартов, учета, хранения и внедрения стандартов;
- систему надзора за соблюдением стандартов, а также мерь ответственности за их нарушение.
Важнейшим требованием законодательства о качестве является обеспечение при разработке и утверждении стандартов безопасности продукции, работ и услуг для жизни и здоровья потребителей, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости взаимозаменяемости продукции, качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, экономии всех видов ресурсов.
Законодательство о сертификации определяет общие правила сертификации продукции и услуг на территории России, органы, осуществляющие, сертификацию, и их компетенцию, систему надзора за соблюдением правил по сертификации, меры ответственности за их нарушение.
Главная
задача законодательства о сертификации
— создание условий для
Государственное, межотраслевое управление стандартизацией осуществляет Госстандарт России, который координирует деятельность государственных органов управления в этой сфере, обеспечивает взаимодействие с органами государственной власти субъектов Федерации, а также с предприятиями, устанавливает общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и государственными органами управления;. выполняет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории России. Иные органы отраслевого управления (министерства, комитеты и ведомства) разрабатывают и принимают стандарты и участвуют в работах по стандартизации в пределах своей компетенции. Субъекты хозяйственной деятельности и общественные объединения могут разрабатывать и принимать стандарты, а также организовывать и проводить работы по стандартизации в пределах, установленных Законом «О стандартизации».
Орган
по сертификации сертифицирует продукцию,
выдает сертификаты и лицензии на применение
знака соответствия; приостанавливает
либо отменяет действие выданных сертификатов;
предоставляет необходимую информацию.
Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные
в установленном соответствующей системой
сертификации порядке, выполняют испытания
конкретной продукции и выдают протоколы
для целей сертификации. Требования, предъявляемые
к качеству продукции, работ и услуг (качественные
характеристики, параметры, размеры, требования
технической эстетики и эргономики) устанавливаются
нормативными документами по стандартизации.
Нормативные документы по стандартизации
на продукцию, работы и услуги, подлежащие
в соответствии с законодательством обязательной
сертификации, должны содержать требования,
по которым осуществляются сертификация,
методы контроля на соответствие этим
требованиям, правила маркировки и требования
к информации о сертификации, включаемой
в сопроводительную документацию. К нормативным
документам по стандартизации, действующим
на территории России относятся:
- государственные стандарты (ГОСТы);
- применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации;
- общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей (ОСТы), стандарты предприятий (СТП), стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.
ГОСТы
разрабатываются на продукцию, работы
и услуги, имеющие межотраслевое
значение. Требования, закрепленные в
ГОСТах, подразделяются на обязательные,
подлежащие соблюдению всеми государственными
органами управления и хозяйствующими
субъектами, и рекомендательные. К обязательным
требованиям ГОСТов в соответствии с
действующим законодательством относятся
требования, направленные на обеспечение
безопасности жизни, здоровья и имущества,
охраны окружающей среды, технической
и информационной совместимости, взаимозаменяемости
продукции, единства методов их контроля
и маркировки. В законодательстве могут
быть определены и другие обязательные
требования ГОСТов. Все остальные требования
ГОСТов носят рекомендательный характер.
Например, основные потребительские (эксплуатационные)
характеристики продукции, эстетические
и эргонометрические требования и др.
Если в договоре условие о качестве определено
путем отсылки к ГОСТу в целом или к технической
документации изготовителя (поставщика)
продукции, исполнителя работ или услуг,
указывается, что их качество соответствует
ГОСТу, а не его обязательным требованиям,
рекомендательные требования подлежат
соблюдению субъектами хозяйственной
деятельности.
ОСТы разрабатываются и принимаются государственными
органами управления в пределах их компетенции
на продукцию, работы и услуги определенных
видов, имеющих однородное потребительское
или функциональное назначение. ОСТы обязательны
дня соблюдения всеми субъектами хозяйственной
деятельности независимо от ведомственной
подчиненности и формы собственности.
СТП разрабатываются и утверждаются предприятиями
самостоятельно. Если в договоре на разработку,
производство и поставку продукции, на
выполнение работ и оказание услуг сделана
ссылка на СТП, их требования подлежат
обязательному соблюдению другими субъектами
хозяйственной деятельности. ОСТы и СТП
не должны нарушать обязательных требований,
установленных ГОСТами. Ответственность
за соответствие ОСТов и СТП требованиям
ГОСТов несут утвердившие их органы государственного
управления и предприятия.
Обеспечение качества продукция невозможно без установления единства величин, в которых, измеряются различные параметры; требований, предъявляемых к средствам измерения, их проверке, определения компетенции органов, обеспечивающих единство измерений; принципов их деятельности. Законодательство, регламентирующее эти вопросы, называется законодательством о метрологии. Основным нормативным актом в этой области является закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений». Государственный метрологический контроль и надзор осуществляются Государственной метрологической службой Госстандарта России в форме поверки средств измерений, в том числе и эталонов. Такую поверку проходят средства-измерения при выпуске из производства или ремонта; при ввозе по импорту, а также находящиеся в эксплуатации.
Государственный
контроль и надзор за соблюдением
законодательства о стандартизации и
сертификации в Российской федерации
возложен на специально уполномоченные
органы исполнительной власти в области
сертификации. Госнадзор и контроль являются
вневедомственными, поскольку осуществляются
в отношении государственных органов
и не подчиненных им предприятий и организаций.
Должностные лица Госстандарта РФ, осуществляющие
надзор и контроль, вправе выдавать предписание
о запрете или приостановке реализации
(поставки, продажи), использования (эксплуатации)
проверенной продукции, а также выполнения
работ и оказания услуг в случае несоответствия
их обязательным требованиям ГОСТов; выдавать
предписания об устранении выявленных
нарушений требований ГОСТа на стадии
разработки, подготовки продукции к производству,
изготовления, реализации, использования,
хранения, транспортирования и утилизации,
при выполнении работ и оказании услуг;
запрещать реализацию продукции, выполненных
работ и оказание услуг в случае отклонения
субъекта хозяйственной деятельности
от их предъявления для проверки; принимать
постановления о применении к субъектам
хозяйственной деятельности штрафов за
нарушение обязательных требований ГОСТов;
запрещать реализацию импортной продукции
и оказание импортных услуг, не соответствующих
обязательным требованиям ГОСТов и не
прошедших государственную регистрацию.
За нарушение предписаний предприятия,
организации платят штраф в размере стоимости
реализованной продукции, выполненных
работ и оказанных услуг или в размере
до 10 тыс. руб., если стоимость реализованной
продукции, выполненных работ, оказанных
услуг определить невозможно или необходимая
отчетная документация не представлена.
В случае причинения ущерба потребителям-гражданам
товарами (работами, услугами), не отвечающим
обязательным требованиям ГОСТов по безопасности
органы госконтроля и надзора вправе налагать
штраф в размере суммы ущерба, причиненного
потребителям, а если размер ущерба определить
невозможно—до 1 тыс. руб. В связи с изменением
политики в области нормирования требований,
предъявляемых к качеству продукции (товаров,
работ, услуг), значительно повышается
роль договора в определении требований
к качеству. Если на продукцию (товары,
работы, услуги) в ГОСТах установлены обязательные
требования, стороны обязаны включать
в договор условие о соответствии продукции
(работ, услуг) обязательным требованиям
ГОСТов. Все остальные условия о качестве
— условия о потребительских свойствах
продукции, технических характеристиках,
продолжительности гарантийных сроков,
сроков годности и службы, маркировки
продукции (товаров), качестве тары и упаковки
и их маркировке, о порядке приемки продукции
(товаров, работ, услуг) по качеству и др.
определяются в договоре. Если в договоре
условия о качестве не оговорены, продукция
должна соответствовать требованиям,
обычно предъявляемым к такого рода продукции,
и быть пригодной для целей, о которых
изготовитель, продавец, исполнитель были
поставлены в известность покупателем,
заказчиком. Если же изготовитель, продавец,
исполнитель не знал о конкретной цели
их использования, то продукция (товар,
работы, услуги) должна быть пригодна для
целей, для которых подобного рода продукция
обычно используется. Для того, чтобы не
допустить продажи недоброкачественных
товаров через розничную сеть и использования
недоброкачественной продукции в производстве,
получатель проверяет качество полученных
товаров и продукции. Цель приемки продукции
(товаров) по качеству — проверка ее соответствия
требованиям нормативных документов по
стандартизации и договору. Порядок приемки
продукции и товаров по качеству может
определяться нормативными документами
по стандартизации и договором. Для отдельных
видов продукции могут быть установлены
особенности приемки. Во всех остальных
случаях приемка осуществляется в соответствии
с инструкцией о порядке приемки продукции
производственно-технического назначения
и товаров народного потребления по качеству,
утвержденной постановлением Гос арбитража
СССР от 25 апреля 1966 г.