Бенчмаркинг как инструмент управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: исследовать внедрение концепции бенчмаркинга на предприятии.
Задачи курсовой работы:
– определить понятие бенчмаркинга;
– определить его принципы и этапы планирования бенчмаркингового процесса;
– раскрыть в бэнчмаркинге инструмент управления качеством;
– рассказать о деятельности предприятия ООО «РФК»;
– проанализировать его систему контроля качества продукции, определить мероприятия и направления по улучшению его деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВНЕДРЕНИЕ БЕНЧМАРКИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1 История возникновения бенчмаркинга 5
1.2 Основные принципы концепции бенчмаркингового проекта 8
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «РФК «ФИЛАТОВСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ АПТЕКИ» 14
2.1 Создание предприятия 14
2.2 Оптовая деятельность 17
2.3 Розничная сеть 22
2.4 Учет и сохранность товарно-материальных ценностей 23
2.5 Работа с кадрами 24
2.6 Система обеспечения качества продукции на предприятии 26
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

бенчмаркинг как инструмент управления качеством.docx

— 116.37 Кб (Скачать)

Итого 22 позиции (20 наименований, по двум из них минимальному уровню соответствуют цены двух фирм).

  1. Максимальные цены.

Цены ООО «РФК» ниже максимальных по всем позициям. Все  максимальные цены установлены фирмами- конкурентами.

  1. Позиция конкурентов по отношению к средним ценам.

Цены конкурентов ниже средних цен по выборке:

  • «Медфарм» - по 16 позициям из 17 зафиксированных (94%);
  • «Комимедсервис» - по 14 позициям из 17 (82%);
  • «Дакор» - по 13 позициям из 17 (76%);
  • «Оранжевая» - по 12 позициям из 18 (67%);
  • «Фарммир» - по 9 из 19 (47%);
  • РБСА №1 – по 7 из 17 (41%);
  • МУП №1 – по7 из 20 (35%);
  • №89 – по 3 из 14 (21%).
  1. Розничные цены ООО «РФК» по отношению к средним ценам аптечных учреждений г. Сыктывкара.

По 17 наименованиям из 20 (85%) цены предприятия ниже средних.

По относительному количеству наименований, цена которых ниже средней, ООО «РФК» занимает второе место  после фирмы «Медфарм». Ближайшими соперниками являются «Комимедсервис», «Дакор» и «Оранжевая».

  1. Отношение цен реализации к закупочным ценам.

Условно назовем это отношение «процент наценки». Оно показывает превышение розничных цен фирм-конкурентов над закупочными ценами «РФК». Данный показатель является условным, его нельзя использовать в качестве точного и надежного индикатора, поскольку расчет осуществлен на основе закупочных цен «РФК», в то время как закупочные цены фирм-конкурентов могут иметь значительные отклонения, что подтверждается большим разбросом значений по различным наименованиям. Тем не менее, эта величина может быть использована в качестве косвенной характеристики конкурентной позиции, а также в целях расчета ориентировочных цен конкурентов на другие виды лекарственных средств в краткосрочном периоде.

По уровню процента наценки:

  1. «РФК» - 49,7%;
  2. «Медфарм» - 51,6%;
  3. «Дакор» - 71,8%;
  4. «Комимедсервис» - 72,2%;
  5. «Фарммир» - 87,1%;
  6. МУП №1 – 90,9%;
  7. «Оранжевая» - 93,0%;
  8. аптека №89 – 94,5%;
  9. РБСА №1 – 95,2%.

По всем фирмам-конкурентам  наблюдается положительное превышение уровня наценки над уровнем «РФК». Поскольку предельная наценка по г. Сыктывкару установлена в размере 50% это превышение может объясняться  более высокими затратами конкурентов  на лекарственные средства.

Формированием цен в компании занимается отдел маркетинга, учитывая многие факторы: конкурентоспособность, спрос, товарное предложение, сезонность, реклама и многие другие факторы. Средняя наценка предприятия видна в таблице 3:

Таблица 3

Динамика уровня наценки  за 2003-2012гг

Года

Процент наценки

оптовой

розничной

2003г

16%

38,3%

2007г

8,15%

43,41%

2012г

9,7%

40,86%


2.3 Розничная сеть

 

ООО «РФК» в плане розничной  торговли сделало свои первые шаги на фармацевтическом рынке Республики Коми в мае 2000 года, когда были открыты  один аптечный киоск и аптека в  г. Емва. В последующие годы сеть росла за счет аптечных пунктов и  аптек. На сегодняшний день она насчитывает 23 аптеки и 13 аптечных пунктов. Пропорционально количеству аптечных точек растет и товарооборот. В свое время компания сделала ставку на развитие материально-технической базы – большинство аптечных точек расположено в выкупленных, реконструированных и отремонтированных помещениях, что дает дополнительные преимущества, так как арендная плата в городе постоянно растет. Аптеки и аптечные пункты предлагают ассортимент лекарственных препаратов, медицинских изделий, парафармацевтическую продукцию: предметы личной гигиены, минеральные воды, лечебное и детское питание, косметическую и парфюмерную продукцию.

Недостатка в квалифицированных  специалистах компания не испытывает. В штате аптечной сети работает 183 специалиста. Многие фармацевты продолжают учебу в Высших фармацевтических заведениях России, чтобы получить образование провизора. Коллектив молодой: средний возраст 30-35 лет. Заработная плата соответствует среднегородской и постоянно растет.

Мебель и интерьер учреждений сети выполнены в едином стиле  с преобладанием белых и зеленых  тонов. Каждый год для сотрудников  приобретается спецодежда. В последнее  время компания идет по пути открытия аптек с достаточно новой формой обслуживания населения –самообслуживания. Преимущества этой системы: значительное увеличение ассортимента, в том числе  парафармацевтики и товаров повседневного  спроса большая активность незапланированного спроса; дополнительные посетители; более активная информационная работа специалистов-консультантов. Кроме специальных знаний здесь требуется богатый опыт общения и как следствие увеличение товарооборота аптек с открытой формой обслуживания. На базе одной из таких аптек в специально оборудованном кабинете ежедневно ведут бесплатный консультативный прием врачи разных специальностей. В компании внедрена комплексная система оперативного учета товаров по технологии штрихкодирования, что позволяет спрогнозировать дефицит товаров и автоматизировать их учет.

2.4 Учет и сохранность товарно-материальных ценностей

 

Учет товарных запасов, находящихся  на хранении на складе организации, ведется в журнале поступления товаров, данные которого находятся в компьютере. Складской учет организован в программе «1С: Торговля и склад». Учетные цены (цена поступления, оптовая цена, розничная цена) товарных запасов, хранящихся на складе организации, проставляются в журнале поступления товаров. Учет движения материальных запасов (приход, расход, остаток) на складе ведется непосредственно материально-ответственным лицом – заведующим складом. Раз в месяц заведующий складом сдает в бухгалтерию товарный отчет с приложенными к нему первичными документами, исполненными по складу за соответствующий период.

В товарном отчете склада приход осуществляется по цене поступления (цена поставщика), в том числе НДС. Расход осуществляется по оптовым (розничным) ценам в зависимости от того, кому отпущен товар. В документах на отпуск товаров, которые сдаются в бухгалтерию, по каждому наименованию указывается  цена поступления и цена отпуска (оптовая или розничная).

Учет товаров в розничных  точках ведется по продажным ценам. По окончании месяца материально-ответственные  лица составляют товарный отчет унифицированной формы ТОРГ-29 для подтверждения товарного остатка. Общая сумма реализации медицинских товаров указывается в расходной части товарного отчета на основании подсчета кассовых чеков и сверяется с показателями счетчиков кассовых аппаратов. Первый экземпляр отчета сдается в бухгалтерию с приложенными к нему приходными и расходными документами. Второй остается у материально-ответственного лица.

Для проверки фактического наличия товаров на складе и в  розничной торговой сети проводятся инвентаризации. Инвентаризации проводятся в следующих случаях:

  • при смене материально-ответственного лица (заведующего складом или заведующего аптекой);
  • при установлении фактов краж, хищений, порчи ценностей.

Плановые инвентаризации проводятся перед составлением годовой  бухгалтерской отчетности.

В соответствии с Методическими  указаниями имущества и обязательств в ходе инвентаризации осуществляются мероприятия, направленные на выявление  фактического наличия товаров, сопоставление  фактического товарного остатка  с данными бухгалтерского учета.

Выявленные излишки приходуются. Недостачи в полной сумме удерживаются с материально-ответственного лица. Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации –  в годовом бухгалтерском отчете.

2.5 Работа с кадрами

 

Получение прибыли и повышение  качества работы ООО «РФК» тесно  связано с уровнем квалификации персонала. Кадровая политика направлена на то, чтобы дать возможность квалифицированным  специалистам работать и зарабатывать при неукоснительном выполнении лицензионных условий и требований нормативных документов, регламентирующих фармацевтическую деятельность. Все специалисты раз в пять лет обучаются на курсах повышения квалификации. Из 183 специалистов квалификационные категории имеют 45 человек.

На сегодняшний день заочно в высших фармацевтических заведениях обучаются 25 специалистов, что считаю немаловажным условием успешного развития компании в долгосрочной перспективе.

Движение кадров (см. Таблица  4) и движение численности персонала компании отражает стабильность его работы.

Таблица 4

Динамика движения кадров ООО «РФК» за 2001-2012гг

Год

Принято

Уволено

Специалисты

Неспециалисты

Итого

Специалисты

Неспециалисты

Итого

2001

22

17

39

-

-

-

2007

50

45

95

15

14

34

2012

111

88

199

24

20

44

Итого:

183

150

333

39

30

69


 

Из таблицы 4 следует, что за период 2001-2012гг было принято 333 работника, уволились 69 человек, текучесть кадров небольшая.

ООО «РФК» за период 2001-2012гг. увеличило численность своего штата в 5 раз, из этого в свою очередь можно сделать вывод, что организация с каждым годом расширяет границы своей деятельности. 

В компании между розничными точками проводится конкурс «Лучшая  аптека», «Лучший аптечный пункт». Итоги  подводятся ежеквартально с вручением  переходящего вымпела и премии, которой  коллектив распоряжается по своему усмотрению.

2.6 Система обеспечения качества продукции на предприятии

 

Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств» утвержден порядок осуществления государственного контроля качества лекарственных средств на территории Российской Федерации, который описывает механизм осуществления государственного контроля за качеством лекарственных средств, производимых отечественными предприятиями. ООО «РФК» действует в соответствие с ГОСТ Р 52249-2009 «Правила производства и контроля качества лекарственных средств», который является аналогом европейских Правил GMP EC на русском языке, а это означает неуклонное повышение качества лекарственных средств и сокращение доли брака.

В связи с принятием  ФЗ «О техническом регулировании» и  вступлением России в ВТО в  настоящее время проводится работа по приведению нормативной базы в  сфере организации производства и контроля качества лекарственных  средств в соответствие с международными требованиями и требованиями ВТО.

Министерством здравоохранения  России был разработан комплекс мероприятий  по введению в действие «Правил проведения сертификации в Системе сертификации лекарственных средств Системы  сертификации ГОСТ Р», утвержденных постановлением Росстандарта.

Центральным органом системы  сертификации лекарственных средств  является Министерство здравоохранения  РФ, которое в рамках данной системы  совместно с Росстандартом провели аккредитацию 8 окружных органов по сертификации: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Хабаровск. Эти центры снабжены оборудованием и программным обеспечением, которое позволяет обеспечить ведение единой информационно-учетной базы выданных сертификатов соответствия и количественный учет движения лекарственных средств по всей территории Российской Федерации. На уровне республики задачи по контролю качества поступающей продукции возложены на Государственное Учреждение Центр контроля качества Республики Коми.

Одной из важнейших задач  контрольно-разрешительной системы  Министерства Здравоохранения России является обеспечение качества и  безопасности медицинских изделий. Министерство Здравоохранения России проводит государственную регистрацию  отечественных и импортных медицинских  изделий. Но, несмотря на проводимые государством меры, отмечаются факты выявления  недоброкачественной продукции. Хотя за последние три года наблюдается  тенденция ее сокращения.

Одной из насущных проблем  в системе качества лекарственных  средств по-прежнему остается проблема распространения фальсифицированных лекарственных средств.

Информация о работе Бенчмаркинг как инструмент управления качеством