Уголовное судопроизводство в отношении отдельных категорий лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной темы является рассмотрение особенностей производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие правила производства в отношении отдельных категорий лиц……………………………………………………………………5
Глава 2. Особенности производства уголовных дел в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления…………………………………………………………………..9

§1. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы……….9

§2. Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации………………….12

§3. Депутат…………………………………………………………….…16

§4. Член выборного органа местного самоуправления и выборное должностное лицо органа местного самоуправления……………………….19

Глава 3. Особенности судопроизводства в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации……………………...23

§1. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий…..23

§2. Кандидат в президенты РФ…………………………………………25

Глава 4. Особенности производства по уголовным делам в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации………………………………………………………………………..28

§1. Зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы…………………………………………………………………………….28

§2. Зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации……………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Курсовая УПП.docx

— 54.59 Кб (Скачать)

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. Общие правила производства в отношении отдельных категорий лиц……………………………………………………………………5

Глава 2. Особенности производства уголовных дел в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления…………………………………………………………………..9

§1. Член Совета Федерации и депутат Государственной  Думы……….9

§2. Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации………………….12

§3. Депутат…………………………………………………………….…16

§4. Член выборного органа местного самоуправления и выборное должностное лицо органа местного самоуправления……………………….19

Глава 3. Особенности судопроизводства в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации……………………...23

§1. Президент  РФ, прекративший исполнение своих  полномочий…..23

§2. Кандидат в президенты РФ…………………………………………25

Глава 4. Особенности производства по уголовным  делам в отношении зарегистрированного  кандидата в депутаты Государственной  Думы, зарегистрированного кандидата  в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации………………………………………………………………………..28

§1. Зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной  Думы…………………………………………………………………………….28

§2. Зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации……………………………………………………………………….29

Заключение……………………………………………………………….32

Список литературы……………………………………………………….34 
Введение

Одним из приоритетных направлений развития правовой системы России на современном  этапе является возведение в ранг высшей социальной ценности прав, свобод и законных интересов человека. В  связи с этим в российском законодательстве новое развитие получили отдельные  правовые институты, гарантирующие  права личности. В уголовном судопроизводстве к числу таких институтов относится  совокупность правовых норм, определяющих исключительное право не подчиняться  некоторым общим положениям закона, предоставленное для отдельной  категории лиц. В частности, существенное развитие получил порядок применения уголовно-процессуальных норм в отношении  лиц, занимающих особое положение в  государстве (депутатов, судей, прокуроров и др.). Особенность заключается  в том, что нормы, регулирующие данные отношения, нашли свое закрепление  в Конституции Российской Федерации, в ряде Федеральных законов.

УПК РСФСР  не содержал соответствующих статей, регулирующих иммунитеты различных  категорий граждан, при этом было необходимо, чтобы, «разбросанные» по различным нормативным актам  нормы права, регламентирующие иммунитеты, нашли четкий механизм реализации в  УПК.

В связи  с принятием УПК РФ ситуация с  правовым регулированием иммунитетов  в уголовном судопроизводстве изменилась. Вместе с тем возникла необходимость  в осмыслении и анализе и новых  положений, используемых законодателем.

Актуальность  данной темы заключается в том, что  в данное время в России широко распространен аппарат управления, но, к сожалению, существующие проблемы в области нарушения закона отдельными категориями граждан обязуют  законодательство реализовывать меры по восстановлению закона и призванию  нарушителей к ответственности.

Целью данной темы является рассмотрение особенностей производства по уголовным делам  в отношении отдельных категорий  лиц.

Цель  обусловила задачи:

  • Изучение общих правил судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц;
  • Рассмотрение особенностей производства уголовных дел в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;
  • Исследование особенностей судопроизводства в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;
  • Изучение особенностей производства по уголовным делам в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие правила производства в отношении отдельных категорий лиц

Производство  по уголовным делам в отношении  отдельных категорий лиц –  это обеспеченная дополнительными  гарантиями процессуальная форма расследования  уголовных дел о преступлениях, совершенных лицами, обладающими  служебным иммунитетом. Служебный  иммунитет гарантирует должностным  лицам эффективное выполнение ими  важнейших государственных и  общественных функций путем установления усложненного порядка их уголовного преследования в виде необходимости  получения разрешений определенных инстанций на проведение в отношении  этих лиц всех или некоторых процессуальных действий. Служебный иммунитет не означает приобретения такими лицами личных выгод, но составляет гарантию эффективности выполнения ими важнейших  государственных и общественных функций. Своим непосредственным юридическим  основанием он имеет не принцип равенства  граждан, а другие правовые принципы независимости судей, разделения властей  и др.

Рассматриваемый особый порядок следует отличать от процедуры ведения уголовного процесса в отношении лиц, пользующихся международным (дипломатическим, консульским  и т.д.) иммунитетом, который предоставлен им, в первую очередь, международным  правом и в целом отличается еще  большим объемом изъятий из ординарного  строя судопроизводства1.

Особый  порядок уголовного судопроизводства, предусмотренный главой 52 УПК РФ, в том или ином объеме и с  теми или иными различиями применяется  в отношении следующих категорий  лиц2:

– членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы; депутатов  законодательных (представительных) органов  государственной власти субъектов Российской Федерации; депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц органов местного самоуправления;

– судей  Конституционного Суда Российской Федерации, судей федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировых судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, присяжных или арбитражных заседателей  в период осуществления ими правосудия;

– Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя  и аудиторов Счетной палаты РФ;

– Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации;

– Президента Российской Федерации, прекратившего  исполнение своих полномочий, а также  кандидатов в Президенты РФ;

– прокуроров;

– Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ;

– руководителя следственного органа;

– следователей;

– адвокатов;

– членов избирательной комиссии, комиссии референдума  с правом решающего голоса;

– зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Особый  порядок производства в отношении  тех или иных категорий лиц  составляет четыре группы процессуальных гарантий.

1. Особенности  осуществления уголовного преследования  в виде:

а) возбуждения  уголовного дела;

б) привлечения  в качестве обвиняемого, когда уголовное  дело было возбуждено в отношении  других лиц либо по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;

в) поворота обвинения к худшему в части  квалификации преступления.

Процедура принятия этих решений включает в  себя следующие элементы:

– вынесение  решения исключительно Следственным комитетом при прокуратуре РФ соответствующего уровня;

– предварительное  получение перед принятием такого решения, заключения особой коллегии судей  о наличии в деянии соответствующего лица признаков преступления;

– предварительное  получение согласия государственного органа власти или профессиональной корпорации, к которым, как правило, принадлежит данное лицо (Совета Федерации  или Государственной Думы; Федерального Собрания РФ; Конституционного Суда РФ, соответствующих квалификационных коллегий судей);

– производство предварительного следствия в отношении  указанных лиц только следователями  Следственного комитета при прокуратуре  РФ;

– рассмотрение представления руководителя следственного  органа о даче судом заключения о  наличии или об отсутствии в действиях  лица признаков преступления проводится в закрытом судебном заседании в  срок не позднее 10 суток со дня поступления  представления в суд.

2. Особенности  задержания отдельных категорий  лиц3. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления, должны быть немедленно освобождены после установления их личности.

Исключение  из этого правила составляют лишь случаи их задержания на месте преступления.

3. Особенности  избрания меры пресечения и  производства отдельных следственных  действий4. Судебное решение об избрании заключения под стражу в отношении судьи, члена Совета Федерации, Депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ исполняется с согласия соответствующих органов. Когда уголовное дело в отношении лица, защищенного служебным иммунитетом, не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, то процессуальные действия, которые требуют судебного разрешения, могут проводиться лишь в особом порядке, а именно с согласия соответствующего суда.

4. Особенности  направления уголовного дела  в суд в отношении членов  Совета Федерации, депутатов Государственной  Думы и судей федеральных судов  состоят в том, что уголовное дело в отношении данных лиц рассматривается Верховным Судом Российской Федерации, если ими до начала судебного разбирательства заявлено об этом ходатайство5.

Таким образом, необходимо отметить, что в отношении  отдельных категорий лиц, занимающих особое положение в России, по уголовным  делам проводится особый порядок  производства с присущими ему  особенностями и отличиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности производства уголовных дел в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления.

§1. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы

Статус  депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации складывается из их прав, обязанностей и ответственности, он определяется Конституцией РФ, Федеральным законом о статусе депутата6 Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 8 мая 1995 г. (с поправками) и рядом других федеральных законов. Закрепляя такой статус, законодатель предоставляет членам парламента особую право- и дееспособность с тем, чтобы парламентарий мог участвовать в законотворчестве и осуществлении других функций парламента.

Статусы депутата Государственной Думы и  члена Совета Федерации во многом схожи, но между ними есть и различия. Различия определяются уже тем, что депутаты Думы избираются населением, а члены Совета Федерации входят в состав палаты по должности (хотя на эту должность они также избираются населением). Государственная Дума работает на постоянной основе, а Совет Федерации – на непостоянной. Депутаты Думы представляют в палате весь народ в целом, а члены Совета Федерации представляют свои субъекты РФ. В отличие от члена Совета Федерации депутат Государственной Думы работает на профессиональной постоянной основе. Он не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами Государственной Думы, приостанавливают свою службу в ранее занимаемых должностях на период осуществления депутатских полномочий. Условия и порядок приостановления военной службы и службы в органах внутренних дел и органах прокуратуры для депутата Государственной Думы устанавливаются федеральным законом. Однако в своей совокупности депутаты Думы и члены Совета Федерации образуют единый представительный и законодательный орган Российской Федерации.

Информация о работе Уголовное судопроизводство в отношении отдельных категорий лиц