Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:47, курсовая работа
Целью данной темы является рассмотрение особенностей производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие правила производства в отношении отдельных категорий лиц……………………………………………………………………5
Глава 2. Особенности производства уголовных дел в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления…………………………………………………………………..9
§1. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы……….9
§2. Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации………………….12
§3. Депутат…………………………………………………………….…16
§4. Член выборного органа местного самоуправления и выборное должностное лицо органа местного самоуправления……………………….19
Глава 3. Особенности судопроизводства в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации……………………...23
§1. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий…..23
§2. Кандидат в президенты РФ…………………………………………25
Глава 4. Особенности производства по уголовным делам в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации………………………………………………………………………..28
§1. Зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы…………………………………………………………………………….28
§2. Зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации……………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………….34
§1. Член
Совета Федерации и депутат
§2. Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации………………….12
§3. Депутат……………………………………………………………
§4. Член выборного органа местного самоуправления и выборное должностное лицо органа местного самоуправления……………………….19
Глава 3. Особенности судопроизводства в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации……………………...23
§1. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий…..23
§2. Кандидат в президенты РФ…………………………………………25
Глава 4.
Особенности производства по уголовным
делам в отношении
§1. Зарегистрированный
кандидат в депутаты Государственной
Думы……………………………………………………………………
§2. Зарегистрированный
кандидат в депутаты законодательного
(представительного) органа государственной
власти субъекта Российской Федерации………………………………………………………
Одним из приоритетных направлений развития правовой системы России на современном этапе является возведение в ранг высшей социальной ценности прав, свобод и законных интересов человека. В связи с этим в российском законодательстве новое развитие получили отдельные правовые институты, гарантирующие права личности. В уголовном судопроизводстве к числу таких институтов относится совокупность правовых норм, определяющих исключительное право не подчиняться некоторым общим положениям закона, предоставленное для отдельной категории лиц. В частности, существенное развитие получил порядок применения уголовно-процессуальных норм в отношении лиц, занимающих особое положение в государстве (депутатов, судей, прокуроров и др.). Особенность заключается в том, что нормы, регулирующие данные отношения, нашли свое закрепление в Конституции Российской Федерации, в ряде Федеральных законов.
УПК РСФСР не содержал соответствующих статей, регулирующих иммунитеты различных категорий граждан, при этом было необходимо, чтобы, «разбросанные» по различным нормативным актам нормы права, регламентирующие иммунитеты, нашли четкий механизм реализации в УПК.
В связи с принятием УПК РФ ситуация с правовым регулированием иммунитетов в уголовном судопроизводстве изменилась. Вместе с тем возникла необходимость в осмыслении и анализе и новых положений, используемых законодателем.
Актуальность
данной темы заключается в том, что
в данное время в России широко
распространен аппарат
Целью данной
темы является рассмотрение особенностей
производства по уголовным делам
в отношении отдельных
Цель обусловила задачи:
Глава 1. Общие правила производства в отношении отдельных категорий лиц
Производство
по уголовным делам в отношении
отдельных категорий лиц –
это обеспеченная дополнительными
гарантиями процессуальная форма расследования
уголовных дел о преступлениях,
совершенных лицами, обладающими
служебным иммунитетом. Служебный
иммунитет гарантирует
Рассматриваемый особый порядок следует отличать от процедуры ведения уголовного процесса в отношении лиц, пользующихся международным (дипломатическим, консульским и т.д.) иммунитетом, который предоставлен им, в первую очередь, международным правом и в целом отличается еще большим объемом изъятий из ординарного строя судопроизводства1.
Особый
порядок уголовного судопроизводства,
предусмотренный главой 52 УПК РФ,
в том или ином объеме и с
теми или иными различиями применяется
в отношении следующих
– членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы; депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц органов местного самоуправления;
– судей
Конституционного Суда Российской Федерации,
судей федерального суда общей юрисдикции
или федерального арбитражного суда,
мировых судей конституционных (уставных)
судов субъектов Российской Федерации,
присяжных или арбитражных
– Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ;
– Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
– Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидатов в Президенты РФ;
– прокуроров;
– Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ;
– руководителя следственного органа;
– следователей;
– адвокатов;
– членов избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;
– зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
Особый порядок производства в отношении тех или иных категорий лиц составляет четыре группы процессуальных гарантий.
1. Особенности
осуществления уголовного
а) возбуждения уголовного дела;
б) привлечения в качестве обвиняемого, когда уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц либо по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;
в) поворота обвинения к худшему в части квалификации преступления.
Процедура принятия этих решений включает в себя следующие элементы:
– вынесение
решения исключительно
– предварительное
получение перед принятием
– предварительное
получение согласия государственного
органа власти или профессиональной
корпорации, к которым, как правило,
принадлежит данное лицо (Совета Федерации
или Государственной Думы; Федерального
Собрания РФ; Конституционного Суда РФ,
соответствующих
– производство предварительного следствия в отношении указанных лиц только следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ;
– рассмотрение представления руководителя следственного органа о даче судом заключения о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления проводится в закрытом судебном заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления представления в суд.
2. Особенности
задержания отдельных
Исключение из этого правила составляют лишь случаи их задержания на месте преступления.
3. Особенности
избрания меры пресечения и
производства отдельных
4. Особенности
направления уголовного дела
в суд в отношении членов
Совета Федерации, депутатов
Таким образом, необходимо отметить, что в отношении отдельных категорий лиц, занимающих особое положение в России, по уголовным делам проводится особый порядок производства с присущими ему особенностями и отличиями.
Глава 2. Особенности производства уголовных дел в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления.
§1. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы
Статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации складывается из их прав, обязанностей и ответственности, он определяется Конституцией РФ, Федеральным законом о статусе депутата6 Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 8 мая 1995 г. (с поправками) и рядом других федеральных законов. Закрепляя такой статус, законодатель предоставляет членам парламента особую право- и дееспособность с тем, чтобы парламентарий мог участвовать в законотворчестве и осуществлении других функций парламента.
Статусы депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации во многом схожи, но между ними есть и различия. Различия определяются уже тем, что депутаты Думы избираются населением, а члены Совета Федерации входят в состав палаты по должности (хотя на эту должность они также избираются населением). Государственная Дума работает на постоянной основе, а Совет Федерации – на непостоянной. Депутаты Думы представляют в палате весь народ в целом, а члены Совета Федерации представляют свои субъекты РФ. В отличие от члена Совета Федерации депутат Государственной Думы работает на профессиональной постоянной основе. Он не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами Государственной Думы, приостанавливают свою службу в ранее занимаемых должностях на период осуществления депутатских полномочий. Условия и порядок приостановления военной службы и службы в органах внутренних дел и органах прокуратуры для депутата Государственной Думы устанавливаются федеральным законом. Однако в своей совокупности депутаты Думы и члены Совета Федерации образуют единый представительный и законодательный орган Российской Федерации.
Информация о работе Уголовное судопроизводство в отношении отдельных категорий лиц