Уголовное судопроизводство в отношении отдельных категорий лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной темы является рассмотрение особенностей производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие правила производства в отношении отдельных категорий лиц……………………………………………………………………5
Глава 2. Особенности производства уголовных дел в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления…………………………………………………………………..9

§1. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы……….9

§2. Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации………………….12

§3. Депутат…………………………………………………………….…16

§4. Член выборного органа местного самоуправления и выборное должностное лицо органа местного самоуправления……………………….19

Глава 3. Особенности судопроизводства в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации……………………...23

§1. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий…..23

§2. Кандидат в президенты РФ…………………………………………25

Глава 4. Особенности производства по уголовным делам в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации………………………………………………………………………..28

§1. Зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы…………………………………………………………………………….28

§2. Зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации……………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Курсовая УПП.docx

— 54.59 Кб (Скачать)

Члену Совета Федерации и депутату Государственной  Думы при осуществлении ими своих  полномочий обеспечиваются условия  для беспрепятственной и эффективной  реализации их прав и обязанностей, установленных Конституцией РФ, законами, регламентами палат. В своей деятельности члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы должны руководствоваться  Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Регламентом  соответствующей палаты Федерального Собрания, предвыборной программой и  своими убеждениями. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом  Государственной Думы. Депутат Государственной  Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной  власти и органов местного самоуправления.

Срок  полномочий. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания депутата и прекращается с момента начала работы Государственной  Думы нового созыва, за исключением  случаев, предусмотренных законом.

Срок  полномочий члена Совета Федерации  определяется сроком его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта РФ, главы исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ.

Полномочия  члена Совета Федерации начинаются с момента принятия Советом Федерации  решения о признании его полномочий в порядке, установленном Регламентом  палаты. Главы законодательного и  исполнительного органов государственной власти субъекта РФ представляют в Совет Федерации документы, подтверждающие их полномочия как главы соответствующего органа государственной власти субъекта РФ в течение семи дней со дня их избрания или назначения на указанные должности.

В случае совершения депутатом Государственной  думы или членом Совета Федерации  преступления, к ним применяются  следующие особенности судопроизводства:

  1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении названных лиц либо о привлечении их в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного суда Российской Федерации, о наличии в действиях члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы признаков преступления и с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы7.
  2. Согласно ст. 449 УПК член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. ст. 91, 92 УПК, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.
  3. Судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы8.
  4. При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления, Совет Федерации или Государственная Дума соответственно, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или Государственной Думе соответственно или связанно с другими законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по делу в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы9.
  5. Уголовное дело в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным судом Российской Федерации (ст. 452 УПК)10.

 

§2. Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Наименование  законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура  устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.

Число депутатов  законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается  конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Срок  полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта Российской Федерации  одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пяти лет.

Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законодательным (представительным) органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  самостоятельно.

Законодательный (представительный) орган государственной  власти субъекта Российской Федерации  обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Законодательный (представительный) орган государственной  власти субъекта Российской Федерации  самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально - технического и финансового обеспечения  своей деятельности.

Расходы на обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта Российской Федерации  утверждаются самим законодательным (представительным) органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  и предусматриваются отдельной  строкой в бюджете субъекта Российской Федерации.

Законодательный (представительный) орган государственной  власти субъекта Российской Федерации  является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее  двух третей от установленного числа  депутатов.

Правомочность заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется его регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим  порядок его деятельности.

Заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации являются открытыми, за исключением случаев, установленных  федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и  устанавливающим порядок его  деятельности11.

Статус  и процессуальный иммунитет депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации регулируется Законом  об организации органов власти субъектов  РФ, а также конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

В случае совершения депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации преступления, к нему применяются следующие особенности производства по уголовным делам:

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении  депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

После возбуждения  уголовного дела в отношении депутата представительного органа субъекта, либо привлечения его в качестве обвиняемого следственные и иные процессуальные действия в отношении данного лица производятся в общем порядке с изъятиями, установленными статьей 449 настоящего Уголовно-процессуального Кодекса.

Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении зарегистрированного  кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта Российской Федерации - с согласия руководителя следственного  органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Закона об организации органов  власти субъектов РФ депутат законодательного органа субъекта РФ не может быть привлечен  к уголовной ответственности  без согласия этого органа. Данное ограничение не распространяется на действия депутата, связанные с преступлениями против личности, а также на иные действия депутата, не связанные с  осуществлением им своих полномочий.

Депутат не может быть привлечен к уголовной  ответственности за высказанное  мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие  статусу депутата, в том числе  по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность  за которые предусмотрена федеральным  законом.

 Статья 14 Закона об организации органов  власти субъектов РФ о представительных  органах власти определяет порядок  лишения депутата неприкосновенности  в отношении его действий, связанных  с осуществлением им своих  полномочий. Данный вопрос решается  по представлению прокурора субъекта  РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти  субъекта РФ. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном регламентом или иным актом, определяющим порядок его деятельности, рассматривает представление прокурора субъекта РФ и не позднее чем через 14 дней со дня получения представления принимает по нему мотивированное решение. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть решен вопрос о снятии неприкосновенности со всех депутатов (ст. 14).

В соответствии с п. 7 ст. 18 Закона об организации  местного самоуправления депутаты, члены  выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть привлечены к уголовной ответственности  без согласия прокурора субъекта РФ.

 

§3. Депутат.

Депутат (от лат. deputatus — посланный) — лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть). Депутатом можно стать при выборах по партийным спискам или выборах из списка кандидатов в округах по территориям. Задачей депутата, в общем случае, является представление интересов граждан-избирателей во властных структурах, защита их прав, закрепленных в Конституции и законах.

Почти во всех странах, получая статус депутата, выбранное лицо приобретает неприкосновенность (т.е. право на защиту от уголовного или административного преследования  в виде усложнённого порядка привлечения  к ответственности) с тем, чтобы  снизить депутатские риски.

Термин  «депутат» означает «посланник». Его  задача — участвовать в законотворчестве и осуществлении парламентом  других функций. Мандат депутата свободный. Это означает, что он, представляя  интересы всего народа, связан лишь Конституцией и своей совестью, которая  должна ему подсказывать, каким образом  в конкретных случаях следует  решать те или иные общефедеральные проблемы. Никто не вправе давать депутатам обязывающих наказов и досрочно отзывать их в случае, если наказы не выполняются или выполняются плохо.

Права и  обязанности депутата довольно обширны. Депутат имеет следующие права:

  • участвовать в работе своей палаты и ее органов;
  • на выступления;
  • присутствовать на заседаниях другой палаты и ее органов;
  • на получение необходимой информации;
  • на запросы Правительству и его членам;
  • на содержание вспомогательного персонала;
  • законодательной инициативы;
  • предлагать решения палаты и ее органов;
  • вести прием граждан, принимать меры по обеспечению прав избирателей, рассматривать их жалобы;
  • информировать народ о своей работе, работе парламента, в том числе и через средства массовой информации;
  • безотлагательного приема руководителями, должностными лицами государственных органов и организаций;
  • на неприкосновенность.

Это право  имеет цель оградить депутата от административного  и уголовного преследования со стороны  исполнительной власти под ложным предлогом. Ведь если уголовное дело возбуждено и к депутату применены меры пресечения, пройдут месяцы, пока суд сделает  вывод о виновности или невиновности депутата, а депутат все это  время не сможет работать в палате. Но, с другой стороны, право на неприкосновенность депутата может стать укрытием для  преступников. Вот почему необходима дальнейшая нормативная проработка этого права депутата.

 

Депутаты  имеют также множество материально-финансовых прав для осуществления своих  полномочий, а также гарантий в  области трудовых отношений.

На депутатов  возлагаются следующие обязанности:

• соблюдать  депутатскую этику (не употреблять  в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести  и достоинству депутатов и  других лиц, не допускать необоснованных обвинений в чей-либо адрес, не использовать заведомо ложную информацию, не призывать  к незаконным действиям и др.);

  • предоставлять в налоговые органы и палату декларацию о доходах и сведения об изменении своего имущественного положения;
  • не разглашать сведения, которые могут иметь секретный характер;
  • соблюдать запрет на одновременное членство в другой палате или иных представительных органах, или в органах местного самоуправления;
  • не заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и другой творческой деятельности.

В целом  же следует отметить, что статус депутата довольно высок и для  его реализации требуются немалые  средства, поступающие от налогоплательщиков. Вот почему в процессе избирательной  кампании всем гражданам следует  внимательно изучать личность кандидатов в депутаты, чтобы определить, достойны ли они носить это высокое звание.

Однако, при наличии большого количества льгот при законной деятельности депутата, в случае совершения преступления он несет строгую ответственность. Существуют следующие особенности  производства по уголовным делам  в отношении данной категории  лиц:

Решение о возбуждении уголовного дела в  отношении депутата, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

Информация о работе Уголовное судопроизводство в отношении отдельных категорий лиц