Уголовное судопроизводство в отношении отдельных категорий лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной темы является рассмотрение особенностей производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие правила производства в отношении отдельных категорий лиц……………………………………………………………………5
Глава 2. Особенности производства уголовных дел в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления…………………………………………………………………..9

§1. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы……….9

§2. Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации………………….12

§3. Депутат…………………………………………………………….…16

§4. Член выборного органа местного самоуправления и выборное должностное лицо органа местного самоуправления……………………….19

Глава 3. Особенности судопроизводства в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации……………………...23

§1. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий…..23

§2. Кандидат в президенты РФ…………………………………………25

Глава 4. Особенности производства по уголовным делам в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации………………………………………………………………………..28

§1. Зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы…………………………………………………………………………….28

§2. Зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации……………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Курсовая УПП.docx

— 54.59 Кб (Скачать)

Каждому зарегистрированному кандидату  выдается удостоверение о регистрации  с указанием даты регистрации. Сведения о зарегистрированных кандидатах в  течение 48 часов после регистрации  ЦИК РФ передает в средства массовой информации. Территориальные избирательные  комиссии не позднее, чем за 15 дней до дня голосования размещают на стендах в помещениях избирательных  комиссий информацию о зарегистрированных кандидатах. В том же порядке сообщается информация об отмене регистрации зарегистрированных кандидатов, об изменениях в составах избирательных блоков, выдвинувших  зарегистрированных кандидатов. Сведения о зарегистрированных кандидатах размещаются  в той же последовательности, что  и в избирательном бюллетене.

Кандидат  вправе в любое время, но не позднее, чем за 5 дней до дня голосования, а в случае наличия вынуждающих  к тому обстоятельств - не позднее, чем  за 1 день до дня голосования снять  свою кандидатуру, подав письменное заявление в ЦИК РФ. Политическая партия, избирательный блок по решению  органа, выдвинувшего кандидата, вправе в любое время, но не позднее, чем  за 5 дней до дня голосования на общих  выборах отозвать этого кандидата, подав письменное заявление об этом в ЦИК РФ. Указанное заявление  не подлежит отзыву. Если кандидат был  зарегистрирован, то на основании полученного  заявления ЦИК РФ в течение  суток принимает решение об аннулировании  регистрации подавшего заявление  кандидата.

Особенности уголовного судопроизводства в отношении  кандидата в президенты РФ, совершившего преступление, сходны с особенностями  судопроизводства в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.

 

 

 

Глава 4. Особенности производства по уголовным делам в отношении  зарегистрированного кандидата  в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата  в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

§1. Зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы.

Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной  Думы.

Гражданин Российской Федерации, в отношении  которого вступил в законную силу приговор суда о лишении его права  занимать государственные должности  в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в  качестве кандидата на выборах депутатов  Государственной Думы, если голосование  на выборах состоится до истечения  установленного судом срока.

Зарегистрированные  кандидаты, находящиеся на государственной  или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время  их участия в выборах депутатов  Государственной Думы освобождаются  от выполнения должностных или служебных  обязанностей. Заверенная копия соответствующего приказа (распоряжения) представляется в Центральную избирательную  комиссию Российской Федерации уполномоченным представителем политической партии не позднее чем через пять дней со дня регистрации федерального списка кандидатов, в который включен  такой кандидат.

Зарегистрированный  кандидат по инициативе работодателя (администрации образовательной  организации) не может быть уволен с  работы, со службы, отчислен из образовательной  организации или без его согласия переведен на другую работу, в том  числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу, военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу. Период участия зарегистрированного кандидата в выборах депутатов Государственной Думы засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до его регистрации кандидатом.

 Зарегистрированный  кандидат без согласия Генерального  прокурора Российской Федерации  не может быть привлечен к  уголовной ответственности, арестован  или подвергнут административному  наказанию, налагаемому в судебном  порядке. При даче такого согласия  Генеральный прокурор Российской  Федерации немедленно извещает  об этом Центральную избирательную  комиссию Российской Федерации.

Признанный  избранным зарегистрированный кандидат не вправе отказаться от дачи свидетельских  показаний по уголовному делу, возбужденному  в связи с жалобой на нарушение  избирательных прав граждан при  его избрании. Рассмотрение в суде жалобы на решение избирательной  комиссии об итогах голосования, о результатах  выборов, а равно проведение предварительного следствия не требует получения  согласия Государственной Думы на прекращение  действия неприкосновенности признанного  избранным зарегистрированного  кандидата (ч. 6 ст. 90 Закона о выборах  депутатов).

 

§2. Зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Депутаты  избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими  в соответствии с федеральным  законом активным избирательным  правом.

Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации пассивным избирательным правом.

 Выборы  проводятся на основе всеобщего  равного и прямого избирательного  права при тайном голосовании. 

Статус  депутата, срок его полномочий, порядок  подготовки и проведения выборов  регулируются настоящим Федеральным  законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Для всех кандидатов, за исключением кандидатов, находящихся на государственной  ли муниципальной службе  либо работающих в СМИ (см. раздел 6.2), освобождение от работы, учебы является правом, но не обязанностью.

Кандидат  вправе быть освобожденным от работы, службы, учебы до дня официального опубликования результатов выборов.

Кандидат  вправе быть освобожденным от работы, службы, учебы в любой день и  на любое время (несколько часов, несколько дней, несколько периодов освобождения от работы, службы, учебы) в период со дня регистрации кандидата  до дня официального опубликования  результатов выборов.

Сохранение  за работником, учащимся среднего заработка  на время освобождения от работы федеральным  законодательством не предусмотрено (за исключением случая, когда освобождение от работы пришлось на очередной оплачиваемый отпуск и было оформлено соответствующим  образом).

Сохранение  за учащимся стипендии на время освобождения от учебы федеральным законодательством  прямо не предусмотрено (для уточнения  вопроса обратитесь к положению  о стипендиальном обеспечении, действующему в вузе).

Решения о возбуждении уголовного дела в  отношении зарегистрированного  кандидата, привлечении его в  качестве обвиняемого по уголовному делу могут быть приняты с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (соответственно уровню выборов). Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении зарегистрированного кандидата может быть возбуждено с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (соответственно уровню выборов). ... При даче соответствующего согласия Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководитель следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации ... обязаны известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.

Срок  действия особого порядка: со дня  регистрации кандидата до официального опубликования (обнародования) общих  данных о результатах выборов, а  при досрочном выбытии — до даты выбытия.

Если  предстоит повторное голосование (второй тур) для кандидатов, не участвующих  во втором туре, рассматриваемая гарантия оканчивает действие в день назначения избирательной комиссией повторного голосования.

При проведении второго тура для кандидата, занявшего  место выбывшего кандидата, действие рассматриваемой гарантии возобновляется (п. 5 и 6 ст. 41 Федерального закона «Об  основных гарантиях...»).

Таким образом, необходимо отметить, что и зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной  Думы, и зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации входят в категорию лиц, по которым уголовное судопроизводство проводится с характерными особенностями.

 

Заключение

В главе 52 УПК законодателем  впервые предпринята попытка  упорядочить процедуру привлечения  к уголовной ответственности  отдельных категорий лиц, обладающих иммунитетами. С учетом ряда обстоятельств  данный труд был не из легких. Возможно, этим объясняется наличие некоторых  шероховатостей в применении законодательной  техники, определенная доля непоследовательности правового регулирования, неоднозначность  нормативных предписаний. При отсутствии практики применения закона не просто формулировать и рекомендации, могущие  оказать помощь в осуществлении  производства по делу. К тому же очень  часто поднимается вопрос о соблюдении конституционных принципов, в частности  принципа равенства всех перед законом  и судом. Многие считают, что наделение  отдельной категории лиц иммунитетом  и применение в отношении них  особого порядка уголовного производства является ущемлением прав остальных  граждан. Бесспорно одно – закон  принят, и он должен исполняться.

Таким образом, цель, поставленная вначале исследования - рассмотрение особенностей производства по уголовным делам в отношении  отдельных категорий лиц, была достигнута путем решения следующих задач:

  • Изучение общих правил судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц;
  • Рассмотрение особенностей производства уголовных дел в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;
  • Исследование особенностей судопроизводства в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;
  • Изучение особенностей производства по уголовным делам в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года;
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации  от 18 января 2001 года №174 ФЗ (с изм. и доп.  на 12. 01. 2012 г.);
  3. ФЗ № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»;
  4. Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" (с изменениями и дополнениями)
  5. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998;
  6. Карасев М.Н. О государственно-правовой ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. – 2000. – №7.
  7. Кибальник А. Иммунитеты как основание освобождения от уголовной ответственности // Российская юстиция. – 2000. – №8.
  8. Малько А.В. Правовые иммунитеты // Правоведение. – 2000. – №6.
  9. Морозова Л.А. Проблема правовой ответственности государства, его органов и служащих // Гос-во и право. – 2000. – №3, 4.
  10. Шургина Е.С. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления // Российский юридический журнал. – 2001. – №1.

 

1 Малько А.В. Правовые иммунитеты // Правоведение. - 2000. - № 6;

2 Ч.1 ст. 447 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 января 2001 года №174 ФЗ (с изм. и доп.  на 12. 01. 2012 г.)

3 Ст. 449 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 января 2001 года №174 ФЗ (с изм. и доп.  на 12. 01. 2012 г.)

4 Ст. 450 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 января 2001 года №174 ФЗ (с изм. и доп.  на 12. 01. 2012 г.);

5 Ст. 451, 452 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 января 2001 года №174 ФЗ (с изм. и доп.  на 12. 01. 2012 г.)

6 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 535

7 П.1 ч.1 ст. 448 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 января 2001 года №174 ФЗ (с изм. и доп.  на 12. 01. 2012 г.)

8 Ч.3 ст. 450 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 января 2001 года №174 ФЗ (с изм. и доп.  на 12. 01. 2012 г.);

9 Ч.4 ст. 448 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 января 2001 года №174 ФЗ (с изм. и доп.  на 12. 01. 2012 г.);

Информация о работе Уголовное судопроизводство в отношении отдельных категорий лиц