Уголовное судопроизводство в отношении отдельных категорий лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной темы является рассмотрение особенностей производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие правила производства в отношении отдельных категорий лиц……………………………………………………………………5
Глава 2. Особенности производства уголовных дел в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления…………………………………………………………………..9

§1. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы……….9

§2. Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации………………….12

§3. Депутат…………………………………………………………….…16

§4. Член выборного органа местного самоуправления и выборное должностное лицо органа местного самоуправления……………………….19

Глава 3. Особенности судопроизводства в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации……………………...23

§1. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий…..23

§2. Кандидат в президенты РФ…………………………………………25

Глава 4. Особенности производства по уголовным делам в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации………………………………………………………………………..28

§1. Зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы…………………………………………………………………………….28

§2. Зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации……………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Курсовая УПП.docx

— 54.59 Кб (Скачать)

После возбуждения  уголовного дела либо привлечения депутата в качестве обвиняемого в порядке, установленном статьей 448 настоящего Уголовно-процессуального Кодекса, следственные и иные процессуальные действия в отношении него производятся в общем порядке с изъятиями, установленными статьей 449 УПК.

 

§4. Член выборного органа местного самоуправления и выборное должностное лицо органа местного самоуправления.

Члену выборного органа местного самоуправления и выборному должностному лицу органа МСУ гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

Гарантии  могут быть правовыми, организационно - правовыми и социальными. Кроме  того, федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации призвано определить меры охраны прав, чести и достоинства  указанных лиц. Их личность защищена, как и личность любого гражданина Российской Федерации. Однако, будучи выборными лицами, представляющими  интересы многих людей, они должны пользоваться особой защитой со стороны прежде всего правоохранительных, а также  других органов, в том числе самих  органов местного самоуправления - представительных и исполнительно - распорядительных.

Срок  полномочий члена выборного органа местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Это существенная гарантия эффективной деятельности указанных  лиц. Опыт местных Советов, избиравшихся, как известно, на два года, показал, что люди, впервые попавшие в состав этих органов, начинали осваивать новые  для них полномочия лишь к концу  первого года своей депутатской  деятельности и субъективно были готовы к активной работе только на второй год, то есть на пороге ухода из Совета. Вот почему законы о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образований определяют, как правило, четырехлетний срок полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления.

Полномочия  члена выборного органа местного самоуправления и должностного лица органа МСУ начинаются со дня их избрания. Старый орган еще действует, он может собираться на сессии, но вновь избранный депутат уже начинает работу в своем округе, знакомится с документами, принятыми представительным органом прежнего созыва. И только когда депутаты нового созыва собираются на свою первую сессию, прекращаются полномочия депутатов, избранных несколькими годами ранее. Нельзя в этой связи признать соответствующими Федеральному закону нормы некоторых уставов, согласно которым полномочия депутатов прекращаются в день официального объявления результатов выборов представительного органа.

Отзыв выборного  должностного лица местного самоуправления или члена выборного органа местного самоуправления - это санкция против указанного лица, ненадлежащим образом выполняющего свои обязанности. Если применительно к членам парламента она концептуально неприемлема по причине отсутствия у парламентариев императивного мандата и в связи с тем, что парламентарии осуществляют волю всех граждан, а не только избирателей соответствующего округа (если они избирались по одномандатным округам), то по отношению к выборным лицам местного самоуправления ее осуществление вполне оправданно. Местное самоуправление - это свободная самоорганизация населения городов и сел, и избиратели вольны в выборе путей и способов воздействия на тех, кому они доверяют вести дела местного сообщества. Отзыв - мера демократическая. Логично, что судьбу выборного должностного лица решают те, кто его выбирал. И тут не нужны посредники в лице каких-то органов, которые могут "более обоснованно", "квалифицированно" определить, годится выборное должностное лицо для продолжения выполнения своих обязанностей или нет.

Говоря  об уголовной ответственности указанных категорий лиц, необходимо отметить ряд присущих ей особенностей:

В отношении члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления решение о возбуждении уголовного дела, либо о привлечении их в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

Члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления) без согласия прокурора субъекта Федерации (ч. 7 ст. 18 Закона об организации местного самоуправления). В случае фактического задержания указанных в данной статье лиц они по выяснении личности подлежат немедленному освобождению, за исключением случаев задержания их на месте преступления.

После возбуждения  уголовного дела либо привлечения лица в качестве обвиняемого в порядке, установленном статьей 448 настоящего УПК, следственные и иные процессуальные действия в отношении данных лиц производятся в общем порядке с изъятиями, установленными статьей 449 настоящего УПК.

Члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы без согласия прокурора субъекта Федерации (ч. 2, 3 ст. 13 Закона об организации органов власти субъектов РФ; ч. 7 ст. 18 Закона об организации местного самоуправления).

Подводя итог данной главе, необходимо отметить, что каждый представитель отдельных  категорий лиц наделён большим  спектром полномочий, однако, взамен этому, при совершении данными лицами преступлений, они несут строгую уголовную  ответственность. Отдельным категориям лиц присущи разные специфические  черты и особенности производства по уголовным делам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Особенности судопроизводства в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации.

§1. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий.

Президенту  Российской Федерации, прекратившему  исполнение своих полномочий, пожизненно предоставляется государственная  охрана в местах его постоянного  или временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных Федеральным  законом "О государственной охране", включая предоставление специальной  связи и транспортного обслуживания.

За Президентом  Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, и членами его  семьи сохраняется право на медицинское  обслуживание, которое им предоставлялось  на день прекращения Президентом  Российской Федерации исполнения своих  полномочий.

Жизнь и  здоровье Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих  полномочий, подлежат обязательному  государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную годовому денежному вознаграждению Президента Российской Федерации, на случай:

  • гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью;
  • причинения увечья или иного повреждения здоровья.

Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной  или административной ответственности  за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному  досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением  им полномочий Президента Российской Федерации.

Неприкосновенность  Президента Российской Федерации, прекратившего  исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные  помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие  ему документы и багаж, на его  переписку.

Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен  неприкосновенности в случае возбуждения  уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления.

Председатель  Следственного комитета Российской Федерации в случае возбуждения  уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением  им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации направляет представление  в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Принятое  Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации постановление  о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего  исполнение своих полномочий, с представлением Председателя Следственного комитета Российской Федерации направляется в трехдневный срок в Совет  Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Совет Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  рассматривает в трехмесячный срок вопрос о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего  исполнение своих полномочий, с учетом представления Председателя Следственного  комитета Российской Федерации, принимает  по данному вопросу постановление  и в трехдневный срок извещает о нем Председателя Следственного  комитета Российской Федерации.

Решение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего  исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу и влекущим прекращение такого дела.

В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей  палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе участвовать Президент  Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, в отношении  которого внесено представление12.

Президент РФ, прекративший исполнение своих  полномочий, не может быть задержан, если указанное действие осуществляется в ходе производства по делам, связанным  с исполнением им полномочий Президента РФ (ч. 1 ст. 3 Закона о гарантиях Президенту).

 

§2. Кандидат в президенты РФ.

Президентом Российской Федерации (далее - Президент  РФ) может быть избран гражданин  РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий  в РФ не менее 10 лет. Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и  прямого избирательного права при  тайном голосовании.

Кандидаты на должность Президента РФ могут  быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право принимать участие  в выборах, в том числе выдвигать  кандидатов, избирательными блоками, а  также в порядке самовыдвижения. Гражданин РФ может выдвинуть  свою кандидатуру при условии  поддержки его самовыдвижения группой  избирателей. Не может быть выдвинут кандидатом, гражданин РФ, не имеющий  права быть избранным Президентом  РФ.

Каждый  гражданин РФ, обладающий пассивным  избирательным правом, после официального опубликования решения о назначении выборов Президента РФ вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента РФ. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом. Группа избирателей вправе поддержать самовыдвижение только одного кандидата. Политическая партия, избирательный блок вправе выдвинуть только одного кандидата.

Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру в  порядке самовыдвижения, не позднее  чем через 20 дней, со дня официального опубликования решения о назначении выборов Президента РФ обращается в  Центральную избирательную комиссию РФ с ходатайством в письменной форме  о регистрации группы избирателей. Уполномоченные представители политической партии не позднее чем через 25 дней после официального опубликования  решения о назначении выборов  Президента РФ представляют в ЦИК  РФ решение съезда политической партии о выдвижении кандидата.

Кандидат, выдвинутый политической партией, избирательным  блоком, не может выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения и наоборот.

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный  блок в поддержку выдвижения соответственно политической партией, избирательным  блоком кандидата не менее двух миллионов  подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится  на территории данного субъекта РФ. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих  за пределами территории РФ, общее  количество этих подписей не может  быть более 50 тысяч.

В случае принятия решения об отказе в регистрации  кандидата, ЦИК РФ обязана в течение  суток с момента его принятия выдать кандидату или уполномоченному  представителю политической партии, избирательного блока, выдвинувших кандидата, копию решения ЦИК РФ с изложением оснований отказа.

Информация о работе Уголовное судопроизводство в отношении отдельных категорий лиц