Роль педагога и психолога в защите прав и интересов несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 23:05, реферат

Краткое описание

Особенности рассмотрения уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних связаны с возрастными особенностями личности, выражающимися в незрелости и неустойчивости психики, в недостаточном самоконтроле, с особенностями восприятия окружающей действительности и отсутствием жизненного опыта, неадекватной оценкой как собственных поступков, так и поступков других лиц. Поэтому в связи с особенностями судопроизводства по делам этой категории УПК РФ выделяет статьи, регламентирующие порядок производства в отношении несовершеннолетних, в отдельную главу.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….…..3
1. Участие в процессе родителей или иных законных представителей как гарантия защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего...4
2. Обязательность участие защитника как гарантия защиты прав и законных интересов несовершеннолетних ……………………………………10
3. Роль педагога и психолога в защите прав и интересов несовершеннолетних ……………………………………………………………..16
Заключение …………………………………………………………………19
Список использованной литературы …………………………

Файлы: 1 файл

защита несовр.docx

— 59.25 Кб (Скачать)

     Решая вопрос об участии законных представителей несовершеннолетних, необходимо принимать  во внимание два момента: 1) чувства, испытываемые несовершеннолетним к  данным лицам; 2) возможность их отрицательного влияния на несовершеннолетнего  в процессе допроса. Считаем, что  в УПК РФ следовало бы оговорить  возможность участия законного  представителя в следственных действиях с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми с учетом прежде всего мнения несовершеннолетнего.

     К несомненным достоинствам российского  уголовно-процессуального законодательства следует отнести закрепление  обязательности участия защитника  при производстве по уголовным делам  в отношении несовершеннолетних.

     Защитником в уголовном процессе является лицо, осуществляющее защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу. Законодатель не вводит каких-либо дополнительных требований к лицу, выполняющему функции защиты несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве. Поэтому в подавляющем большинстве случаев в качестве защитников несовершеннолетних допускаются только адвокаты. Достаточно дискуссионным является вопрос о возможностях непрофессиональной защиты несовершеннолетних.

     Считаем, что механизм реализации функций защиты непрофессиональным защитником в отношении несовершеннолетнего видится нам недостаточно эффективным.

     Полагаю, закон не в полной мере раскрыл  процессуальное положение педагога (психолога).

     В законе должно быть указано, что в  качестве педагога (психолога) приглашаются специалисты с дипломом педагога или психолога, и, как правило, знакомые с несовершеннолетним. В УПК РФ должна быть самостоятельная статья, регламентирующая процессуальное положение педагога. В законе необходимо предусмотреть возмещение педагогу (психологу) его расходов, связанных с явкой на допрос и участием в нем.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

  1. Конвенция о правах ребенка Генеральной ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. // Международное публичное право: Сборник документов. Т.1.- М.,1996. - С.149-152;
  2. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета.  - 1993. – 25 декабря;
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ  (по сост. на 7 февраля 2011 г.) // СЗ РФ.  - 2001. - № 52 (ч. 1). - Ст. 4921; 2011.- № 7. – Ст. 901;
  4. Гецманова И.В. Особенности предварительного следствия по делам о преступлениях несовершеннолетних. - М., 2010;
  5. Гуляев А.П. Следователь в уголовном процессе. - М., 2006;
  6. Дремов В. Г. Показания несовершеннолетнего обвиняемого в советском уголовном процессе: Автореф. дисс.: канд. юрид. наук. - М., 1970;
  7. Каневский Л.Л., Лузгин И.М., Миньковский Г..М. Организация и методика расследования дел о преступлениях несовершеннолетних. - М.: Юрист, 2008;
  8. Карнеева Л. М., Ордынский С. С., Розенблит С. Я. Тактика допроса на предварительном следствии. - М.: Юрист, 2009;
  9. Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Этика уголовного процесса. - Воронеж, 2005;
  10. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (постатейный) / Под ред.  Б.Т. Безлепкина. – М.: Кнорус, 2010;
  11. Костицкий М.В. Использование специальных психологических знаний в советском уголовном процессе: Дис. ... докт. юрид. наук. Львов, 1990;
  12. Курмаева Н. Проблемы участия специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых // Мировой судья. - 2009. - № 5;
  13. Любичев С.Г. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних на современном этапе // Проблемы отправления правосудия по уголовным делам в современной России: теория и практика: Сб. науч. статей: В 2 ч. Ч. 1 / Отв. ред. Т.К. Рябинина, А.А. Козявин. - Курск, 2007;
  14. Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007;
  15. Матвеев С.В. УПК РФ об участии законных представителей, близких родственников в расследовании уголовных дел, совершенных несовершеннолетними // Журнал российского права. - 2006. - № 5;
  16. Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. - М.: Дело, 2005;
  17. Миньковский Г. М. Особенности расследования и судебного разбирательства дел о несовершеннолетних. -  М.: Приор, 2003;
  18. Попов А.Н. Правоведение. Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних: Учебное пособие. Книга 1. Красноярск, 2010;
  19. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: Учебник. - СПб.: Питер, 2009;
  20. Тетюев С.В. Случаи участия педагога и психолога в допросе несовершеннолетних правонарушителей по УПК РФ // Ученые записки: Сборник научных трудов юридического факультета Оренбургского государственного университета. Выпуск 5. - Оренбург, 2010;
  21. Черных Э. А. Психологические основы допроса несовершеннолетних на предварительном следствии: Дисс. : канд. юрид. наук. М., 1969;
  22. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. № 1 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (ред. от 23 декабря 2008 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2009. - № 3;
  23. Определение Верховного Суда РФ от 25 июля 2009 г. № 64-О09-9 // СПС Консультант Плюс;
  24. Определение Волгоградского  областного суда от 11 марта 2009 г. по делу № 22-2235/2009 // Архив Волгоградского  областного суда, 2009.

Информация о работе Роль педагога и психолога в защите прав и интересов несовершеннолетних