Роль педагога и психолога в защите прав и интересов несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 23:05, реферат

Краткое описание

Особенности рассмотрения уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних связаны с возрастными особенностями личности, выражающимися в незрелости и неустойчивости психики, в недостаточном самоконтроле, с особенностями восприятия окружающей действительности и отсутствием жизненного опыта, неадекватной оценкой как собственных поступков, так и поступков других лиц. Поэтому в связи с особенностями судопроизводства по делам этой категории УПК РФ выделяет статьи, регламентирующие порядок производства в отношении несовершеннолетних, в отдельную главу.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….…..3
1. Участие в процессе родителей или иных законных представителей как гарантия защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего...4
2. Обязательность участие защитника как гарантия защиты прав и законных интересов несовершеннолетних ……………………………………10
3. Роль педагога и психолога в защите прав и интересов несовершеннолетних ……………………………………………………………..16
Заключение …………………………………………………………………19
Список использованной литературы …………………………

Файлы: 1 файл

защита несовр.docx

— 59.25 Кб (Скачать)

     Содержание 
 

     Введение  ………………………………………………………………….…..3

     1. Участие в процессе родителей или иных законных представителей как гарантия защиты прав и законных интересов  несовершеннолетнего...4

     2. Обязательность участие  защитника как  гарантия защиты  прав и законных  интересов несовершеннолетних  ……………………………………10

     3. Роль педагога  и психолога в  защите прав и  интересов несовершеннолетних  ……………………………………………………………..16

     Заключение …………………………………………………………………19

     Список  использованной литературы …………………………………...21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Несовершеннолетние граждане  по разным причинам вовлекаются в уголовное судопроизводство и являются участниками процессуальных отношений. Это порождает ряд вопросов теоретического, правового и практического характера, требующих изучения и соответствующего решения.

     Психологические, социальные и биологические особенности  личности несовершеннолетних обусловливают  необходимость особенного к ним  отношения государства при привлечении их к уголовной ответственности через установление в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве своеобразных «правовых льгот».

     Особенности рассмотрения уголовных дел о  преступлениях несовершеннолетних связаны с возрастными особенностями личности, выражающимися в незрелости и неустойчивости психики, в недостаточном самоконтроле, с особенностями восприятия окружающей действительности и отсутствием жизненного опыта, неадекватной оценкой как собственных поступков, так и поступков других лиц. Поэтому в связи с особенностями судопроизводства по делам этой категории УПК РФ выделяет статьи, регламентирующие порядок производства в отношении несовершеннолетних, в отдельную главу.

     Согласно ст. 19 Конвенции о правах ребенка Генеральной ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.1, посвященной защите чести и достоинства детей от всех форм физического и психического насилия, объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства.

     Цель  работы – изучение особенностей защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. 
 
 
 

     1. Участие в процессе родителей или иных законных представителей как гарантия защиты прав и законных интересов  несовершеннолетнего 

     Законный  представитель несовершеннолетнего  подозреваемого и обвиняемого - самостоятельный  участник уголовного процесса со стороны  защиты, однако не связанный жестко ни с позицией подозреваемого, обвиняемого, ни с позицией защитника, действующий  в законных интересах подопечного  несовершеннолетнего лица так, как  он понимает эти интересы2.

     Несоблюдение  требования закона об обязательном участии  в досудебном производстве по уголовному делу законного представителя несовершеннолетнего  обвиняемого, подозреваемого влечет признание  недопустимыми доказательств, полученных при производстве следственных действий, произведенных с участием обвиняемого, но в отсутствие его законного  представителя. Сказанное относится  в первую очередь к первому  допросу подозреваемого подростка, который может иметь определяющее значение для всего последующего расследования.

     Приговор  отменен в связи с нарушением права несовершеннолетнего подозреваемого на участие в уголовном деле его  законного представителя - матери3.

     В судебное заседание должны быть вызваны родители или иные законные представители несовершеннолетнего подсудимого, которые имеют право: 1) заявлять ходатайства и отводы; 2) давать показания; 3) представлять доказательства; 4) участвовать в прениях сторон; 5) приносить жалобы на действия (бездействие) суда; 6) участвовать в заседании судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

     Участие законного представителя в судебном заседании может способствовать выяснению обстоятельств, относящихся как к событию преступления, так и к личности несовершеннолетнего, условиям его жизни и воспитания, уровню интеллектуального развития.

     Если  несовершеннолетний не имеет родителей  и проживает один или у лица, не назначенного надлежащим образом  его опекуном или попечителем, в  качестве законного представителя  несовершеннолетнего суд должен вызвать представителя органа опеки  или попечительства, неявка которого не приостанавливает рассмотрения дела, если суд не найдет его участие необходимым.

     Вопрос  о вызове законного представителя  в суд решается судьей при назначении дела к рассмотрению в судебном заседании. По достижении подсудимым 18 лет функция законного представителя прекращается. Однако суд может вызвать родителей подсудимого для допроса в качестве свидетелей.

     Права законному представителю разъясняются в подготовительной части судебного  заседания. Отдельно законному представителю  разъясняются положения ч. 4 ст. 56 УПК РФ.

     Суд может отстранить законных представителей от участия в судебном разбирательстве, если их участие в нем способно причинить вред интересам несовершеннолетнего. Об этом суд (судья) выносят соответственно мотивированное определение или постановление.

     Суд (судьи) вправе полностью отстранить законного представителя несовершеннолетнего от участия в судебном заседании либо ограничить его участие при проведении конкретных судебных действий. В последнем случае законный представитель несовершеннолетнего удаляется из зала судебного заседания на период проведения соответствующих судебных действий.

     Основная задача участия в судебном заседании представителей учебно-воспитательных учреждений и общественных организаций - усиление воспитательного воздействия процесса на самого несовершеннолетнего и его сверстников, которые с ним учились либо работали. Представители указанных учреждений и организаций вправе с разрешения суда участвовать в исследовании доказательств. Однако если данное лицо вызывается в суд в качестве свидетеля, то оно не может одновременно рассматриваться как представитель учебно-воспитательного учреждения.

     Российское  уголовно-процессуальное законодательство в целом отражает требование международных  стандартов о повышенной правовой охране несовершеннолетних. Это обеспечивается различными способами, в том числе и участием законных представителей, близких родственников в производстве по уголовному делу. Как справедливо отмечает Э. Б. Мельникова, участие законного представителя несовершеннолетнего в российском уголовном процессе связано с двумя обстоятельствами: 1) с неполнотой процессуальной дееспособности несовершеннолетнего; 2) с тем, что законный представитель (родители, усыновители, опекуны, попечитель) несет ответственность за воспитание и поведение несовершеннолетнего.4

     Обратимся вначале к нормам УПК РСФСР, которые, как нетрудно убедиться, предоставляли  достаточно широкие полномочия законным представителям. Объем этих полномочий вполне совместим с соответствующими правами законных представителей несовершеннолетних в судах для несовершеннолетних англосаксонской и континентальной систем.5

     Статья 159 УПК РСФСР предусматривала, что  при допросе несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего в ходе предварительного следствия в случае необходимости вызываются законные представители или близкие родственники (родители, усыновители, родные братья, сестры, дед, бабка). Согласно статье 285 УПК РСФСР в ходе судебного следствия также могли быть вызваны родители или иные законные представители свидетеля и потерпевшего. Участие и законных представителей, и близких родственников несовершеннолетнего, подозреваемого в уголовном деле, вообще не было предусмотрено, а применительно к несовершеннолетнему обвиняемому допуск к участию в деле был связан лишь с окончанием предварительного следствия и предъявлением ему материалов уголовного дела для ознакомления (ст.398 УПК РСФСР). Это означает, что участие законного представителя в допросе подозреваемого несовершеннолетнего, предъявление последнему обвинения в иных следственных действиях закон не предусматривал. Участие в судебном заседании законных представителей несовершеннолетнего подсудимого регулировала статья 399.

     В науке на этот счет высказывались  различные точки зрения. Так, по мнению Э.А. Черных, привлечение родителей  либо иных законных представителей или близких родственников к допросу несовершеннолетних вытекает из необходимости учета их возраста и индивидуальных особенностей и является дополнительной процессуальной гарантией охраны прав несовершеннолетних, установления истины, обеспечения воспитательного и предупредительного воздействия судопроизводства.6

     Иной  позиции придерживались Л. М. Карнеева, С. С. Ордынский, С. Я. Розенблит, которые  высказали мнение, что родители должны приглашаться только в том случае, если они не связаны с совершенным  преступлением и если известно, что  подлежащий допросу несовершеннолетний относится к ним с уважением.7 Этот тезис вполне можно отнести к любому несовершеннолетнему, допрашиваемому следователем, независимо от его процессуального статуса. Г. М. Миньковский отмечал, что вызов родителей для участия в допросе несовершеннолетнего обвиняемого представляется в большинстве случаев нецелесообразным. Обвиняемый в ряде случаев будет испытывать в присутствии родителей чувство страха, стыда и так далее, будет чутко реагировать на эмоции отца и матери, следить за их мимикой, движениями, улыбками и в соответствии с этим давать свои ответы.8 Такой точки зрения придерживается и В. Г. Дремов, считая, что законные представители всегда заинтересованы в определенном исходе дела и могут отрицательно влиять на поведение несовершеннолетнего обвиняемого во время допроса9. Аналогичные взгляды высказывали многие другие ученые.

     В Уголовно-процессуальном кодексе РФ законодатель подошел к этому  вопросу с несколько иных позиций. Статья 426 УПК РФ закрепляет положение, регулирующее участие законного  представителя несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого в досудебном производстве по уголовному делу, что само по себе очень важно. Момент допуска законного представителя связан с моментом первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. Процессуально это оформляется постановлением следователя, дознавателя. Законодатель в этой же статье обозначает права законного представителя: 1) право знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний; 2) право присутствовать при предъявлении обвинения; 3) право участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также, с разрешения следователя, - в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника; 4) право знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей; 5) право заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия и решения дознавателя, следователя, прокурора; 6) право предоставлять доказательства; 7) право по окончании расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме.

     Полагаем, однако, что в перечне прав законного  представителя столь категоричная формулировка о его присутствии при предъявлении обвинения, а также об участии в допросе несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого вряд ли целесообразна. Это во многом ограничивает возможности следователя в установлении психологического контакта как универсального подхода, используемого в целях оптимизации следственных действий, выбора тактических приемов их проведения. А значит, неизбежно отразится на объеме доказательственной информации, которую мог бы получить следователь, проводя допрос. Трудно не согласиться с Э. Б. Мельниковой, которая пишет, что интересы несовершеннолетнего могут не совпадать с интересами его законного представителя. И суть таких возможных противоречий не обязательно в обстоятельствах конкретного дела, а в двойственном положении законного представителя. Ведь фактически он защищает не только интересы несовершеннолетнего, но и свои собственные.10

     Думается, что, решая вопрос об участии законных представителей при предъявлении обвинения, в допросе подозреваемых и  обвиняемых несовершеннолетних, необходимо принимать во внимание два момента: 1) чувства, испытываемые несовершеннолетним к данным лицам; 2) возможность их отрицательного влияния на несовершеннолетнего в процессе допроса. Считаем, что в УПК РФ следовало бы оговорить возможность участия законного представителя в следственных действиях с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми с учетом прежде всего мнения несовершеннолетнего11. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Роль педагога и психолога в защите прав и интересов несовершеннолетних