Понятие уголовного процесса, его сущность и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 22:36, лекция

Краткое описание

Процесс (лат. procedere) – продвигаться, т.е. процесс – это деятельность.
Уголовный процесс как сложное правовое и социальное явление представляет собой основанную на нормах уголовно-процессуального права деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (судьи), направленную на установление события преступления, лиц, виновных в его совершении, и их наказание на основе норм уголовного права.

Оглавление

1. Понятие и задачи уголовного процесса.
2. Исторические типы (формы) уголовного процесса.
3. Система стадий и система производств российского уголовного процесса.
4. Процессуальная форма. Уголовно-процессуальные документы.
5. Уголовно-процессуальное право и другие отрасли права.

Файлы: 1 файл

Лекции по УПП.doc

— 526.00 Кб (Скачать)
  • принятие уголовного дела к производству;
  • собирание доказательств путем производства следственных действий;
  • привлечение в качестве обвиняемого;
  • решение вопроса о применении меры пресечения;
  • ознакомление обвиняемого и его защитника со всеми материалами уголовного дела;
  • окончание предварительного расследование с вынесением одного из вышеуказанных процессуальных решений.

   Итак, предварительное расследование – это урегулированная уголовно-процессуальным законом, осуществляемая под надзором прокурора деятельность органов дознания и предварительного следствия по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых, по установлению путем доказывания всех обстоятельств уголовного дела для создания предпосылок судебного решения по данному уголовному делу.

 

   Традиционно выделяют два вида (формы) предварительного расследования:

   Дознание    Предварительное следствие
   Общие черты:
   Единые  цели и задачи
   Одни  и те же средства, используемые в  деятельности органов дознания и  следствия, – следственные действия, предусмотренные УПК
   Использование властных функций органов государства  и в ходе дознания, и в ходе предварительного следствия
   Возможность применения на законных основания мер, ограничивающих права и свободы граждан
   Различия:
   Проводится  органом дознания (ст. 117 УПК)    Проводится  следователем (ст. 125 УПК)
        Производство  расследования для следователя  – это его основная и единственная функция
        Следователь обладает большей процессуальной самостоятельностью и независимостью, чем орган дознания и дознаватель
   Сроки дознания меньше сроков предварительного следствия     
   В ходе дознания потерпевший, гражданский  истец и гражданский ответчик не знакомятся с материалами уголовного дела     
 

   Существуют  три возможных варианта осуществления  стадии предварительного расследования:

   1. По ряду уголовных дел закон  не требует производства предварительного  следствия, и все расследование  осуществляется в форме дознания (угон, хулиганство и т.п.).

   2. Если уголовное дело о преступлении, по которому требуется производство  предварительного следствия, возбуждено  органом дознания, то он выполняет  по нему неотложные следственные  действия в срок не более 10 суток и передает дело следователю, который и заканчивает предварительное расследование в полном объеме.

   3. Если уголовное дело возбуждено  следователем или передано ему  для производства прокурором, то  все предварительное расследование  осуществляется в форме предварительного  следствия.

   3

   Полный  перечень органов дознания дан в  ст. 117 УПК:

   1) милиция;

   2) командиры воинских частей, соединений  и начальники военных учреждений  – по делам о всех преступлениях,  совершенных подчиненными им  военнослужащими, а также военнообязанными  во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ, в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;

   3) органы федеральной службы безопасности  – по делам, отнесенным законом к их ведению;

   4) начальники учреждений исполнения  наказаний и следственных изоляторов  – по делам о преступлениях,  совершенных сотрудниками этих  учреждений в связи с исполнением  ими служебных обязанностей, а  равно по делам о преступлениях,  совершенных в расположении указанных учреждений;

   5) органы государственного пожарного  надзора – по делам о пожарах  и о нарушении противопожарных  правил;

   6) органы пограничной службы РФ  – по делам о нарушении режима  Государственной границы РФ, пограничного  режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ;

   7) капитаны морских судов, находящихся  в дальнем плавании, и начальники  зимовок в период отсутствия  транспортных связей с зимовкой;

   9) таможенные органы – по делам  о преступлениях, предусмотренных  ст.ст. 188, 189, 190, 193 и 194 УК РФ.

   Дознание  может быть двух видов:

  • Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ч. 1 ст. 126 УПК). Представляет собой расследование в полном объеме, срок которого – до 1 месяца (срок предварительного следствия – до 2 месяцев). Потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик не знакомятся с материалами уголовного дела. Орган дознания по таким делам не пользуется процессуальной самостоятельностью.
  • Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 119 УПК). Представляет собой лишь первоначальный краткий этап продолжительностью не более 10 суток, содержанием которого является выполнение неотложных следственных действий.

   4

   Подследственность – это совокупность закрепленных в законе признаков преступления, по которым его расследование относится к компетенции строго определенного органа предварительного следствия, соответствующего министерства или ведомства.

   Подследственность – это свойство уголовного дела. В связи с этим представляется неточным мнение о том, что подследственность  определяется через категорию компетенций, т.е. как свойство следственного  органа.

   Компетенция – это набор прав и обязанностей, а подследственность – это признаки уголовного дела, позволяющие определить право конкретного следователя его расследовать.

   Виды  подследственности:

  • предметная (родовая, или исключительная);
  • альтернативная (смешанная);
  • территориальная (местная);
  • персональная (личная, или специальная);
  • по связи дел.

   Предметный (родовой) признак позволяет определить подследственность уголовного дела в зависимости от характера совершенного преступления, его юридической квалификации, степени опасности и сложности расследования. По этому признаку подследственность распределяется между следователями различных ведомств (ст. 126 УПК).

   В тех случаях, когда закон устанавливает  возможность расследования тем  или иным органом в зависимости  от того, кем возбуждено уголовное дело, налицо альтернативный признак подследственности. Так, по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 150 УК РФ, предварительное следствие производится тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в совершение которого был вовлечен несовершеннолетний.

   Территориальный (местный) признак подследственности определяется местом (районом) совершения преступления (ст. 132 УПК). Однако в целях обеспечения наиболее быстрого, полного и объективного расследования оно может производиться также по месту обнаружения преступления, месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.

   Персональный (личный) признак определяет подследственность уголовных дел на основании конкретных признаков субъекта преступления, его возраста, состояния здоровья, служебного положения и других подобных обстоятельств. Так, дела о всех преступлениях несовершеннолетних расследуются следователями органов внутренних дел.

   При соединении в одно производство дел  по обвинению одного или нескольких лиц в совершении преступлений, подследственных разным органам предварительного следствия, подследственность определяется прокурором. Однако если хотя бы одно из этих дел подследственно следователям военной прокуратуры, все дело расследуется ими (так называемая подследственность по связи дел).

   5

   Следователем  является должностное лицо органов  прокуратуры, внутренних дел или ФСБ, осуществляющее предварительное следствие по уголовным делам в пределах своей компетенции (ст. 125 УПК).

   В соответствии с ч. 1 ст. 127 УПК, при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

   Указания  прокурора даются в письменной форме  и обязательны для следователя, однако, обеспечивая процессуальную независимость следователя, закон  предоставляет ему право не согласиться  с теми указаниями прокурора, которые касаются существа расследования:

  • о привлечении в качестве обвиняемого;
  • о квалификации преступления;
  • об объеме обвинения;
  • о направлении дела для предания суду или прекращении дела.

   Во  всех указанных случаях следователь  вправе не выполнить данные указания, предоставив дело со своими возражениями вышестоящему прокурору, который либо отменяет данные следователю указания, либо поручает производство следственных действий другому следователю.

   Широкая процессуальная самостоятельность следователя проявляется и в его взаимоотношениях с органами дознания. Он вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, а также привлекать работников органов дознания к участию в производстве следственных действий.

   Указания  начальника следственного подразделения  даются в письменной форме и обязательны  для следователя, который, однако, может  приостановить их исполнение и представить  дело на разрешение прокурора.

   6

   Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции (ст. 211 УПК):

   1) требует от органов дознания  и предварительного следствия  для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные  сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления; проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;

   2) отменяет незаконные и необоснованные  постановления следователей и  лиц, производящих дознание;

   3) дает письменные указания о  расследовании преступлений, об  избрании, изменении или отмене  меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;

   4) поручает органам дознания исполнение  постановлений о задержании, приводе,  заключении под стражу, производстве  обыска, выемки, розыске лиц, совершивших  преступления, выполнение других  следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры;

   5) участвует в производстве дознания  и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу;

   6) санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную  корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных УПК;

Информация о работе Понятие уголовного процесса, его сущность и задачи