Понятие уголовного процесса, его сущность и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 22:36, лекция

Краткое описание

Процесс (лат. procedere) – продвигаться, т.е. процесс – это деятельность.
Уголовный процесс как сложное правовое и социальное явление представляет собой основанную на нормах уголовно-процессуального права деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (судьи), направленную на установление события преступления, лиц, виновных в его совершении, и их наказание на основе норм уголовного права.

Оглавление

1. Понятие и задачи уголовного процесса.
2. Исторические типы (формы) уголовного процесса.
3. Система стадий и система производств российского уголовного процесса.
4. Процессуальная форма. Уголовно-процессуальные документы.
5. Уголовно-процессуальное право и другие отрасли права.

Файлы: 1 файл

Лекции по УПП.doc

— 526.00 Кб (Скачать)

   Не  проводятся экспертизы по вопросам, требующим  правовой оценки, так как следователь, орган дознания, прокурор и суд сами являются специалистами в области права и обязаны самостоятельно принять решение. Таким образом, предметом экспертизы являются любые специальные познания кроме собственно правовых.

   Указанное положение, однако, не бесспорно, так как вопросы о том, нарушались ли, какие именно и кем специальные нормы, обеспечивающие, в частности, безопасность дорожного движения, могут ставиться перед экспертом.

   Виды  экспертиз (по предмету исследования):

  • криминалистические (баллистическая, дактилоскопическая, трасологическая, почерковедческая и т.д.);
  • судебно-медицинские (экспертиза трупа, экспертиза живых лиц, экспертиза по установлению возраста и т.д.);
  • судебно-психологические;
  • судебно-автотехнические;
  • судебно-строительные;
  • судебно-биологические;
  • судебно-транспортные;
  • судебно-искусствоведческие;
  • товароведческие.

   Экспертом может быть любое лицо, обладающее специальными познаниями, как работающее в экспертном учреждении, так и  не работающее в нем. Специальные  экспертные учреждения существуют в системе Минюста, МВД, Минобороны, Минздрава, ФСБ, Международного авиационного комитета.

   Требования  к заключению эксперта:

  • экспертиза в уголовном процессе проводится только в рамках возбужденного уголовного дела и по соответствующему постановлению либо определению;
  • эксперту должны быть разъяснены их права и обязанности, он должен быть до начала экспертизы предупрежден об уголовной ответственности за отказ от дачи заключения и за дачу заведомо ложного заключения (ст.ст. 308, 307 УК РФ);
  • заключение эксперта носит личный характер, эксперты несут персональную ответственность за правильность использованных методик и достоверность выводов;
  • заключение эксперта основывается только на непосредственно проведенных им исследованиях;
  • заключение эксперта должно носить категорический характер:

   а) категорический вывод о наличии / отсутствии каких либо обстоятельств;

   б) категорический вывод о возможности / невозможности выполнения каких-либо действий;

   в) вывод о невозможности дачи заключения на поставленный вопрос.

  • эксперт вправе выйти за рамки поставленных в постановлении или определении вопросов, если считает это необходимым для обеспечения полноты и достоверности заключения;
  • заключение эксперта – это всегда письменный индивидуально-определенный документ, имеющий самостоятельную структуру:

   а) вводная часть (когда, где, кто, на каком  основании произвел экспертизу и  т.д.);

   б) исследовательская часть (указываются  вопросы и описывается процесс  исследования);

   в) выводы (ответы на поставленные вопросы).

   Виды  экспертиз (по порядку производства):

  • простая, т.е. впервые проводимая экспертиза, порученная одному эксперту;
  • комиссионная – экспертиза, порученная нескольким экспертам, обладающим специальными познаниями в одной или нескольких близких отраслях знания;
  • комплексная, т.е. экспертиза, порученная нескольким экспертам, обладающим специальными познаниями в различных отраслях знания;
  • дополнительная экспертиза назначается в случаях недостаточной ясности или полноты первоначального заключения эксперта; может быть поручена как тому же эксперту, так и другому;
  • повторная экспертиза назначается в случае необоснованности либо сомнений в обоснованности первоначального заключения; такая экспертиза всегда поручается другому эксперту.

   Вещественные  доказательства – это предметы, которые служили орудиями преступления, или сохранили на себе следы преступления, или были объектами преступных действий обвиняемого, а также деньги и иные ценности, нажитые преступным путем, и все другие предметы, которые могут служить средствами к обнаружению преступления, установлению фактических обстоятельств дела, выявлению виновных либо к опровержению обвинения или смягчению ответственности. (ст. 83 УПК).

   Виды  вещественных доказательств:

  • предметы, служившие орудием преступления (оружие, транспортные средства и т.д.);
  • предметы, которые сохранили на себе следы преступления;
  • предметы, которые были объектами преступления действий обвиняемого;
  • деньги и ценности, нажитые преступным путем;
  • все другие предметы, которые могут быть средствами доказывания.

   Этапы введения вещественных доказательств в уголовный процесс:

  • предмет должен быть обнаружен во время предусмотренного законом процессуального действия (осмотр, обыск, выемка и т.д.);
  • обнаруженный предмет должен быть подвергнут осмотру;
  • предмет должен быть по возможности изъят и упакован с соблюдением гарантий сохранности его доказательственных средств и качеств;
  • в случае установления относимости к делу предмет должен быть приобщен к нему специальным постановлением.

   Протоколы следственных и судебных действий – это перечисленные в ст. 87 УПК письменные акты, в которых лицо, производящее дознание, следователь, прокурор или суд в установленном законом порядке на основании непосредственного восприятия и наблюдения зафиксировали сведения о фактах, подлежащих доказыванию по делу.

   Перечень  протоколов-доказательств:

  • обыска;
  • осмотра;
  • освидетельствования;
  • выемки;
  • задержания;
  • предъявления для опознания;
  • следственного эксперимента;
  • судебного заседания;

   Акты  ревизий и документальных проверок специально в УПК не регламентируются. Ревизия и документальная проверка оформляются постановлениями (определениями) соответствующих контрольных органов, которые обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. В данном документе указываются обстоятельства, сделавшие необходимым производство ревизии (проверки), и какому органу она поручена, определяются вид ревизии, ее объем и порядок, формулируется задание и устанавливаются сроки ее проведения.

   Акт ревизии или документальной проверки приобщается к делу в качестве документа-доказательства. Он должен содержать:

  • описание и анализ использования данных;
  • ссылки на нормативные и справочные материалы;
  • оценку установленных фактов;
  • данные об участниках ревизии или документальной проверки.

   Отличие актов ревизий и документальных проверок от иных документов состоит  в том, что они составляются по поручению правоохранительных органов  и относятся лишь к финансово-хозяйственной  деятельности.

   Документы – справочные и удостоверительные данные, описания различных событий, процессов и лиц, данные о деловых операциях, клиентах и партнерах, статистические, учетные и отчетные данные, содержащиеся в банках компьютерной информации, независимо от материала их носителей.

   Говоря  о документах как о доказательствах, закон имеет в виду содержащиеся в них данные. Если документ имеет значение вещественного доказательства, его изъятие и приобщение осуществляются по правилам ст.ст. 70, 83–86, 170–179, 291 УПК.

   Документ  допустим как доказательство при  наличии:

   а) данных, указывающих на то, каким образом он попал в материалы дела (сопроводительное письмо, протокол в порядке ч. 2 ст. 70 УПК и т.д.);

   б) установленных реквизитов служебных  документов или данных о гражданине, от которого документ исходит;

   в) указаний на источник осведомленности составителя (ссылки на название нормативного акта, номер и дату архивного документа, лиц, от которых получены данные, и т.д.).

   При отсутствии таких данных его составитель  может быть допрошен в качестве свидетеля.

   Тема  № 5. Меры пресечения в уголовном процессе

   1. Меры пресечения в системе мер процессуального принуждения.

   2. Основания и порядок применения мер пресечения.

   3. Виды мер пресечения.

   1

   Меры  процессуального принуждения применяются  в качестве способов воздействия  на поведение участвующих в уголовном  деле лиц. Полностью дать исчерпывающий перечень мер процессуального принуждения очень сложно, но возможно вывести их основные признаки:

  • это всегда меры государственного принуждения;
  • принуждение всегда осуществляется в рамках возбужденного уголовного дела;
  • оно применяется только субъектами уголовного процесса, входящими в первую группу;
  • применяются в отношении лиц, которые могут создать препятствия для нормального хода уголовного судопроизводства;
  • цели мер процессуального принуждения вытекают из общих задач уголовного процесса;
  • меры процессуального принуждения применяются только на основаниях и в порядке, предусмотренных законом;
  • имеют особое содержание и характер, которые заключаются в ограничении в той или иной степени прав и свобод граждан.

   Обычно  меры процессуального принуждения  делят на две большие группы:

   – меры пресечения; – иные меры процессуального принуждения.

   Меры  пресечения четко сформулированы в  главе шестой УПК. Основы применения мер пресечения даны в Конституции  РФ (ст. 22, 25).

   Признаки  мер пресечения:

  • носят превентивный характер;
  • применяются только к обвиняемому или подозреваемому;
  • носят длящийся характер;
  • ограничивают права граждан на свободу и личную неприкосновенность;
  • дают возможность производства предварительного следствия и судебного разбирательства в нормальном порядке, без воздействия со стороны неуполномоченных лиц.

   Меры  пресечения – это установленные законом меры государственного принуждения, с помощью которых путем ограничения личных прав и свобод обвиняемого и подозреваемого, получения имущественных гарантий, личного или общественного поручительства, а также наблюдения со стороны ответственных лиц устраняется возможность привлекаемого лица скрыться от предварительного расследования и суда, отлучаться без разрешения с места жительства или временного нахождения, пресекается, нейтрализуется и устраняется неправомерное противодействие со стороны обвиняемого установлению истины по делу, а также создается возможность исполнения приговора.

   Вопрос  о виновности при применении мер  пресечения не решается. Эти меры носят  предварительный характер. Система мер пресечения включает и более жесткие, и менее строгие меры, что дает возможность применять их индивидуально.

   2

   При выборе меры пресечения учитываются  следующие обстоятельства:

  • тяжесть совершенного преступления;
  • юридическая квалификация обвинения;
  • род занятий обвиняемого;
  • возраст обвиняемого;
  • состояние здоровья обвиняемого;
  • семейное положение обвиняемого;
  • другие обстоятельства, имеющие отношение к преступлению и лицу, привлекаемому в качестве обвиняемого (наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств).

   Основания применения мер пресечения – это достаточные доказательства, подтверждающие вывод о том, что:

Информация о работе Понятие уголовного процесса, его сущность и задачи