Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 19:37, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть особенности международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
Введение
Глава 1. Общая характеристика международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
1.1 Понятие, значение и правовая основа осуществления международного сотрудничества
1.2 Общая характеристика и особенности международного сотрудничества в уголовном процессе некоторых зарубежных стран
Глава 2. Особенности взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями
2.1 Запрос о правовой помощи: его форма и особенности исполнения
2.2 Рассмотрение жалоб, порядок выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора
Заключение
Список использованных источников
К
запросу прилагается заверенная
выписка из законодательного акта,
необходимого для выполнения запроса,
в том числе из уголовного закона
- с изложением тех статей, по которым
квалифицируется расследуемое преступление.
При необходимости выполнения запроса
о производстве следственного действия
(выемки, обыска, наложения ареста на
имущество или почтово-
Запрос,
направляемый в страны СНГ, составляется
на русском языке, а при возможности
- на государственном языке
Государствам
- участникам европейских конвенций
запрос и прилагаемые к нему документы
направляются в переводе на государственный
язык запрашивающего (запрашиваемого)
государства, который заверяется подписью
и печатью. В соответствии со ст.23
Конвенции о выдаче 1957 г. "запрашиваемая
Сторона может потребовать
Запросы
исполняются в сроки, непосредственно
указанные в нем или в
Международными договорами предусмотрены дополнительные требования, предъявляемые к отдельным видам правовой помощи.
Например, Минская конвенция содержит требование об указании в поручении о взятии под стражу или задержании подозреваемого или обвиняемого до получения требования о выдаче сведений о вынесенном постановлении об аресте либо задержании или приговоре, вступившем в законную силу, а также обязательства о том, что требование о выдаче будет представлено дополнительно,. Данное требование указано в ст.61.
Поручение о передаче на время свидетеля или потерпевшего, содержащегося под стражей или отбывающего наказание в виде лишения свободы на территории запрашиваемого государства, должно дополнительно содержать указание на время, в течение которого требуется присутствие лица в запрашивающем государстве, согласно ст.7 Минской конвенции 1993 г. Поручение, содержащее ходатайство о вызове свидетеля или эксперта, проживающего на территории запрашиваемого государства, должно содержать обязательства запрашивающего государства о том, что его не привлекут к уголовной ответственности, не арестуют и не подвергнут наказанию за деяния, совершенные до пересечения границы, а также в связи со свидетельскими показаниями или заключением в качестве эксперта по уголовному делу, являющемуся предметом разбирательства. Наряду с этим должно быть указано, какие выплаты вправе получить вызванные лица в счет возмещения расходов, связанных с проездом и пребыванием в запрашиваемой стране. Вызов таких лиц не должен содержать угрозы применения средств принуждения в случае неявки.
Содержание
поручения об осуществлении уголовного
преследования должно содержать
в соответствии со ст.73 Минской конвенции
1993 г., кроме вышеуказанных положений,
возможно более точное указание времени
и места совершения деяния. К поручению
прилагаются имеющиеся в
В поручении о вручении документа должны быть также указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа. А в поручении об осуществлении уголовного преследования, наряду с указанием фамилии и имени подозреваемого лица, сведений о его гражданстве и других сведений о личности, необходимо дополнительно описать его внешность или приложить (по возможности) фотографию и отпечатки пальцев. Такое требование прямо указано в ряде двусторонних договоров.
Нарушение требований, предъявляемых к оформлению поручения влечет его неисполнение.
Минской
конвенцией 1993 г. предусмотрено производство
следующих следственных действий в
порядке оказания правовой помощи:
составление и пересылка
Европейская
конвенция о правовой помощи 1959 г.
предусматривает выполнение в рамках
взаимной правовой помощи любых поручений,
касающихся уголовных дел, которые
направлены ей юридическими органами
запрашивающего государства в целях
получения свидетельских
При выполнении международных поручений о производстве следственных действий (далее - международные следственные поручения) применяется законодательство запрашиваемого государства. Однако по просьбе запрашивающего государства могут быть применены и процессуальные нормы запрашивающей стороны, если они не противоречат законодательству последней.
Полученные в результате выполнения международных следственных поручений материалы приобщаются к уголовному делу в качестве доказательств, о чем следователь, орган дознания или прокурор (далее - следователь) выносит постановление.
Эти доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами или принципом взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями ст.455 УПК.
В соответствии с Минской конвенцией каждый лист протокола следственного действия, произведенного в соответствии с международным поручением, должен быть заверен гербовой печатью. В противном случае такой протокол теряет юридическую силу.
В
необходимых случаях возможно присутствие
представителей правоохранительных органов
запрашивающей стороны при
Выполнение отдельных следственных действий в порядке оказания правовой помощи по уголовным делам имеет свои особенности.
Согласно ст.9 Минской конвенции 1993 г. следователь может вызвать для дачи показаний свидетеля, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, а также эксперта для дачи заключения по уголовному делу. В таком случае им вручается повестка учреждением запрашиваемого государства с просьбой явиться в учреждение юстиции запрашивающего государства.
Вызываемые
для дачи показаний участники
уголовного процесса имеют следующие
гарантии: они не могут быть независимо
от своего гражданства привлечены на
территории запрашивающего государства
к уголовной или
Свидетелю, эксперту, а также потерпевшему и его законному представителю должны быть возмещены расходы, связанные с проездом и пребыванием в запрашивающем государстве, как и неполученная заработная плата за дни отвлечения от работы; эксперт имеет также право на вознаграждение за проведение экспертизы. В вызове должно быть указано, какие выплаты вправе получить указанные лица. По их ходатайству учреждение юстиции запрашивающего государства выплачивает аванс на покрытие соответствующих расходов.
Явка
названных участников уголовного процесса
из другого государства в органы
расследования стран СНГ
При
необходимости допросить в
Передача на время лица не производится:
Сделаем вывод, что запрос иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию, рассматривается Генеральной прокуратурой Российской Федерации. При наличии оснований в отношении данного лица возбуждается уголовное дело и производится расследование в общем порядке.
Таким образом, тенденции развития современной преступности предопределяют необходимость создания эффективных механизмов международного сотрудничества в сфере уголовного процесса.
Для
достижения этой цели важно, используя
опыт России в практике осуществления
международных связей по борьбе с
преступностью, обеспечить их правовое
регулирование, с учетом национальных
интересов, как на международном
уровне, так и внутреннем законодательстве
страны.
2.2
Рассмотрение жалоб,
порядок выдачи
лиц для уголовного
преследования или
исполнения приговора
Под
выдачей (экстрадицией) понимается возвращение
лица, совершившего преступление, государством,
на территории которого он находится,
государству, на территории которого этим
лицом было совершено преступление
или гражданином которого он является,
в целях осуществления в
Рассматриваемый
правовой институт включает в себя
не только сам факт выдачи, но и комплекс
процессуальных действий, предусмотренных
гл.54 УПК, в том числе направленных
на то, чтобы воспрепятствовать
При
выполнении мероприятий по экстрадиции
граждан стран - участниц Минской
конвенции 1993 г. российские органы расследования
руководствуются положениями
Информация о работе Особенности международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства