Органы дознания в уголовном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть органы дознания и их функции в уголовном процессе.
Задачами работы является определение полномочий органов дознания, процессуального положения дознавателя и начальника подразделения дознания, а также рассмотрение порядка дознания.
Объектом данного исследования выступает деятельность органов дознания.
Предметом исследования служат нормативно-правовые акты РФ, регулирующие вышеуказанную деятельность, а также правоприменительная деятельность органов дознания.

Оглавление

Введение 3
Понятие и перечень органов дознания 5
Полномочия органов дознания 16
Полномочия и правовое положение дознавателя 18
Новеллы в области дознания в уголовном процессе 23
Заключение 32
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

органы дознания в уголовном процессе.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

В случае прекращения дознания в сокращенной форме и продолжения производства по уголовному делу в общем порядке срок дознания в сокращенной форме засчитывается в общий срок предварительного расследования.

 

 

Признав, что необходимые следственные действия произведены и объем собранных доказательств достаточен для обоснованного вывода о совершении преступления подозреваемым, дознаватель составляет обвинительное постановление. Обвинительное постановление подписывается дознавателем и утверждается начальником органа дознания.

Обвинительное постановление должно быть составлено не позднее 10 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме. Если составить обвинительное постановление в этот срок не представляется возможным вследствие большого объема следственных и иных процессуальных действий, дознание по истечении этого срока продолжается в общем порядке, о чем дознаватель выносит соответствующее постановление.

Не позднее 3 суток со дня составления обвинительного постановления обвиняемый и его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела, о чем в протоколе ознакомления участников уголовного судопроизводства с материалами уголовного дела делается соответствующая отметка. При наличии ходатайства потерпевшего и (или) его представителя указанные лица знакомятся с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела в этот же срок, о чем в протоколе ознакомления участников уголовного судопроизводства с материалами уголовного дела также делается отметка. В случае невозможности завершить ознакомление обвиняемого, его защитника, потерпевшего и (или) его представителя с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела в установленный срок производство дознания на основании постановления дознавателя продолжается в общем порядке.

 

Обвиняемый, его защитник, потерпевший и (или) его представитель до окончания ознакомления с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела вправе заявить следующие ходатайства:

1) о признании доказательства, указанного в обвинительном постановлении, недопустимым в связи с нарушением закона, допущенным при получении такого доказательства;

2) о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий, направленных на восполнение пробела в доказательствах по уголовному делу, собранных в объеме, достаточном для обоснованного вывода о событии преступления, характере и размере причиненного им вреда, а также о виновности обвиняемого в совершении преступления;

3) о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий, направленных на проверку доказательств, достоверность которых вызывает сомнение, что может повлиять на законность итогового судебного решения по уголовному делу;

4) о пересоставлении обвинительного постановления.

После ознакомления обвиняемого, его защитника, потерпевшего и (или) его представителя с обвинительным заключением, уголовное дело с обвинительным постановлением незамедлительно направляется прокурору.

 

Решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным постановлением

 

Прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным постановлением, и в течение 3 суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного  постановления и о направлении  уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного постановления в случае его несоответствия требованиям ч.1 ст. 226.7 УПК РФ, устанавливая для этого срок не более 2 суток;

3) о направлении уголовного дела  дознавателю для производства  дознания в общем порядке в  следующих случаях:

а) наличие обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 226.2 УПК РФ;

б) если при производстве по уголовному делу были допущены существенные нарушения требований УПК РФ, повлекшие ущемление прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства;

 

 

в) если собранных доказательств в совокупности недостаточно для обоснованного вывода о событии преступления, характере и размере причиненного им вреда, а также о виновности лица в совершении преступления;

г) наличие достаточных оснований полагать самооговор обвиняемого;

4) о прекращении поступившего  от дознавателя уголовного дела  по основаниям, предусмотренным статьями 24, 25, 27, 28 и 28.1 УПК РФ.

При утверждении обвинительного постановления прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

Копия обвинительного постановления с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику, потерпевшему и (или) его представителю. После вручения копий обвинительного постановления прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего и (или) его представителя.

 

Особенности судебного производства по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме

 

По уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, судебное производство осуществляется в порядке, установленном статьями 316 и 317 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными главой 32.1 Кодекса.

Приговор постановляется на основании исследования и оценки только тех доказательств, которые указаны в обвинительном постановлении, а также дополнительных данных о личности подсудимого.

По ходатайству стороны защиты судья вправе приобщить к уголовному делу и учесть при определении меры наказания надлежащим образом оформленные документы, содержащие дополнительные данные о личности подсудимого, в том числе о наличии у него иждивенцев, а также иные данные, которые могут быть учтены в качестве обстоятельств, смягчающих наказание.

При поступлении возражения какой-либо из сторон против дальнейшего производства по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, с применением особого порядка судебного разбирательства, а равно по собственной инициативе в случае установления обстоятельств, препятствующих постановлению законного, обоснованного и справедливого приговора, в том числе при наличии достаточных оснований полагать самооговор подсудимого, судья выносит постановление о возвращении уголовного дела прокурору для передачи его по подследственности и производства дознания в общем порядке.

Положение части 6 статьи 316 УПК РФ не применяется при рассмотрении уголовных дел, дознание по которым производилось в сокращенной форме.

В случае постановления обвинительного приговора по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, назначенное подсудимому наказание не может превышать одну вторую максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

 

 Итак, в рамках настоящей курсовой работы рассмотрены органы дознания в уголовном процессе.   

Понятие органа дознания законодательно сформулировано в п. 24 ст. 5 УПК РФ, где определено, что под органами дознания понимаются государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. 

 

Исчерпывающий перечень органов дознания и их компетенция  определены в ст. 40 УПК РФ. В самом общем виде полномочия органов дознания различаются в зависимости от того, проводят ли они дознание в полном объеме по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ), либо выполняют неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ). 

 

Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником  органа дознания, в котором дознаватель  состоит в должности. Запрещается возложение полномочий по производству дознания на то должностное лицо, которое проводило или проводит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия. При производстве предварительного расследования по делам, отнесенным к подследственности органов дознания, дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением тех из них, на которые требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение. Дознаватель вправе осуществлять иные полномочия, предоставленные ему УПК. При этом указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для исполнения (см. ст. 41 УПК РФ). 

Дознание вправе производить  дознаватели только тех органов, которые указаны в ч. 3 ст. 151 УПК РФ. К ним относятся (ч. 3 ст. 151 УПК РФ):

1) дознаватели органов внутренних дел РФ;

2) дознаватели пограничных органов федеральной службы безопасности;

3) дознаватели органов Федеральной службы судебных приставов;

4) дознаватели органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

5) следователи Следственного комитета РФ ;

6) дознаватели (следователи) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

7) дознаватели таможенных органов РФ. 

 

Дознание рядом своих свойств отличается от предварительного следствия.

К наиболее существенным свойствам такого рода можно было бы отнести следующие.  

Во-первых, осуществление  предварительного расследования в форме дознания возлагается, как правило, на специально уполномоченные органы и должностных  лиц – дознавателей. Лишь в специально оговоренных в законе случаях его могут осуществлять следователи (например, следователи прокуратуры - по делам о преступлениях, совершенных некоторыми должностными лицами или против них (подп. "б" и "в" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК). 

Во-вторых, к дознанию как одной из форм предварительного расследования можно прибегать для раскрытия сравнительно ограниченного круга преступлений. К ним относятся, как правило, лишь те, что включены в перечень преступлений, содержащийся в ч. 3 ст. 150 УПК и насчитывающий более 100 составов, предусмотренных статьями Особенной части УК.  

В большинстве своем  - это преступления небольшой и средней  тяжести. В отношении преступлений небольшой и средней тяжести, не упомянутых в этом перечне, дознание допустимо лишь по письменному указанию прокурора. По делам же о тяжких и особо тяжких преступлениях оно недопустимо даже по такому указанию. 

 

Новым в сфере дознания является институт дознания в сокращенной форме, введенный в 2013 году. Его особенностью является возможность проведения дознания в ускоренные, сжатые сроки, при наличии достаточных доказательств, свидетельствующих о вине лица в конкретном уголовном деле, его признание вины и согласие на проведение дознания в сокращенной  форме.

При такой форме дознания законодатель устанавливает возможность не проведения дознавателем ряда следственных и процессуальных действий, что обуславливает ускорение сроков дознания и хода самого уголовного дела. При этом суд будет выносить приговор, основываясь на материалах уголовного дела в рамках положений ст. 316 УПК РФ (без проведения судебного разбирательства). Приговор, постановленный в соответствии со статьей 316 УПК РФ, не может быть обжалован в апелляционном порядке по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 389.15 УПК РФ, а именно по несоответствию выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции.

 

Однако, основным плюсом, на мой взгляд, для обвиняемого при проведении дознания в сокращенной форме и вынесения приговора без судебного разбирательства, будет то, назначенное подсудимому наказание не может превышать одну вторую максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

 

По проблемам, остающимся в сфере дознания, можно ответить, что не до конца  урегулированным остается вопрос о  соотношении полномочий начальника органа дознания и начальника подразделения  дознания, что отрицательным образом влияет на показатели работы по расследованию уголовных дел в форме дознания, поэтому анализ правого статуса последних представляет значительный интерес в научном и практическом отношениях. 

 

Подведя итог вышесказанному необходимо отметить, что несмотря на ряд мер, принятых законодателем по совершенствованию уголовно процессуального законодательства, многие из которых направлены на улучшение процессуальной регламентации и эффективности деятельности начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя (впервые определено понятие «начальник органа дознания», «начальник подразделения дознания», «дознаватель»), нуждаются в дальнейшем совершенствовании как сами определения, так и уголовно-процессуальный статус данных участников, что, безусловно, будет способствовать быстрому, полному, качественному расследованию преступлений.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Органы дознания в уголовном процессе