Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 10:58, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть органы дознания и их функции в уголовном процессе.
Задачами работы является определение полномочий органов дознания, процессуального положения дознавателя и начальника подразделения дознания, а также рассмотрение порядка дознания.
Объектом данного исследования выступает деятельность органов дознания.
Предметом исследования служат нормативно-правовые акты РФ, регулирующие вышеуказанную деятельность, а также правоприменительная деятельность органов дознания.
Введение 3
Понятие и перечень органов дознания 5
Полномочия органов дознания 16
Полномочия и правовое положение дознавателя 18
Новеллы в области дознания в уголовном процессе 23
Заключение 32
Список использованной литературы 36
К органам государственного пожарного надзора относятся:
1) структурное подразделение
2) структурные подразделения
3) структурные подразделения
4) отделы (отделения, инспекции, группы)
государственного пожарного
Новым субъектом уголовного процесса стал руководитель подразделения дознания являющегося учреждением органа дознания. Его законодатель именует начальником подразделения дознания.
Согласно п. 17.1 ст. 5 УПК РФ начальник подразделения дознания – это должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Иначе говоря, процессуальным статусом начальника подразделения дознания наделен руководитель управления, отдела, отделения дознания, группы дознавателей органа внутренних дел, таможенного органа, органа по контролю за оборотом наркотиков и т.п., а равно каждый из имеющихся у него заместителей, действующие в пределах своей компетенции10.
Полномочиями начальника подразделения дознания не обладает выезжающий на место происшествия дознаватель - руководитель "следственно-оперативной группы", в которой следователь отсутствует. Заменивший следователя в такой группе дознаватель согласно закону не обладает полномочиями начальника подразделения дознания, несмотря на то, что и он в определенной степени занимается контролем над деятельностью входящих в рассматриваемое организационное образование сотрудников11. В такой ситуации дознаватель (старший дознаватель) по должности обладает лишь правами, обязанностями и ответственностью дознавателя, как субъекта уголовного процесса12.
Применительно к органам дознания системы МВД России, ФСБ РФ, Федеральной службы судебных приставов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, таможенных органов (ТО) и воинских частей (соединений и учреждений) иных ведомств, дознаватель - это аттестованный сотрудник государственного учреждения, уполномоченный на осуществление уголовно-процессуальной деятельности после констатации в материале проверки (заявлении, сообщении о преступлении) достаточных данных, указывающих на наличие в деянии признаков объективной стороны состава какого-либо преступления.
Полномочия конкретного дознавателя разнятся в зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наделенного правами органа дознания, или всего-навсего подчинен по службе должностному лицу, которое является органом дознания.
По общему правилу под понятием "орган внутренних дел", "орган федеральной службы безопасности", "орган по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" и т.д., как орган дознания, законодатель понимает сотрудников этого учреждения. Деятельность "служащего - частица деятельности органа, так как любой орган управления представляет собой коллектив (группу) лиц, объединенных задачами и организационной структурой данного органа. Компетенция служащего - частица компетенции органа, в котором он занимает должность"13.
Однако не у всех из них равные права и не все они могут в одинаковой мере осуществлять возложенные на орган дознания функции. Работники, наделенные правами учреждения (сотрудники полиции, органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ФСБ и т.п.), уже по должности в связи с исполнением своих служебных обязанностей в зависимости от вида уголовно-процессуальной деятельности обладают процессуальными правами дознавателя. По ряду учреждений, наделенных процессуальным статусом органа дознания, это положения прямо закреплено в законе.
Вот как выглядит данное положение применительно к статусу сотрудника органа внутренних дел. Сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане РФ, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел РФ, которым в установленном Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Сотрудником органа внутренних дел является любой и каждый сотрудник полиции.
Начальник органа дознания или его заместитель возложил на него уголовно-процессуальные полномочия одновременно с назначением на должность (определением его круга должностных прав и обязанностей).
В отличие от дознавателя некоторым работникам других служб учреждений, наделенных правами органа дознания, такие полномочия могут лишь делегироваться начальником органа дознания, его заместителем или должностным лицом, являющимся согласно п.п. 2, 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 40 УПК органом дознания14.
Налицо два вида отношений:
1) между руководителем
2) между руководителем
Таким образом, существует два вида дознавателей. Они в органах дознания могут обладать неодинаковым правовым статусом. Отличия таких одноименных субъектов уголовного процесса заключаются в следующем.
Дознаватель - сотрудник, обязанный осуществлять функцию органа дознания, вправе без каких-либо ограничений выполнять все действия, возложенные законом на дознавателя, а также часть действий органа дознания - самостоятельно, руководствуясь лишь своим внутренним убеждением. И только при наличии ведомственного положения о необходимости утверждения того или иного постановления у начальника органа дознания выполняет это требование. Тем не менее, отсутствие на вынесенном им постановлении не предусмотренной УПК визы начальника органа дознания (его заместителя) не может рассматриваться прокурором как нарушение законности, а тем более судом как основание признания полученных впоследствии доказательств недопустимыми.
Оперативно-розыскные меры применять уполномочены не все органы дознания. Этого права нет, например, у органов Федеральной службы судебных приставов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, командиров воинских частей, соединений и начальников военных учреждений или гарнизонов, капитанов морских и речных судов, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.
2. Полномочия органов дознания
Полномочия органов дознания определены статьей 40 УПК РФ, согласно которой на органы дознания возлагаются:
1) дознание по уголовным делам,
по которым производство
2) выполнение неотложных
3) осуществление иных полномочий.
Анализ ст. ст. 40, 151 УПК РФ показывает, что полномочия органов дознания неодинаковы. Все органы дознания, кроме капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, а также глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, наделены полномочиями по производству дознания по делам, по которым предварительное следствие необязательно в порядке главы 32 УПК РФ, и выполнению неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ.
Что же касается капитанов судов, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений, то эти органы дознания полномочны лишь возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия по делам о преступлениях, совершенных по месту их нахождения или в пределах их территории. Для них выполнение этих действий является эпизодическим и наделение их правами органа дознания вызвано отсутствием в месте их нахождения другого органа дознания.
Полномочия органов дознания по производству дознания в порядке главы 32 УПК РФ находятся в зависимости от основных функций, осуществляемых данным органом16. Как правило, государственный орган, наделяемый и функциями дознания, создается для выполнения других задач, поэтому функция дознания в его деятельности имеет производный характер и вытекает из основных функций. Это определяется либо тем, что в своей основной деятельности данный орган сталкивается с преступлениями, расследование которых он имеет возможность обеспечить наиболее оперативно и профессионально (например, органы государственной противопожарной службы по делам о пожарах, органы пограничной службы по делам, связанным с нарушением границы, полиция как основной орган дознания в системе органов внутренних дел).
Поскольку основными задачами полиции являются охрана общественного порядка, общественной безопасности и борьба с преступностью, она первая обнаруживает большую часть преступлений, поэтому закон (ст. 40, п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ) наделяет ее правом производства дознания по всем делам, кроме дел, отнесенных к компетенции других органов дознания (налоговой полиции, таможенных органов), которые расследуют преступления в ходе их основной деятельности.
Полномочия органов дознания неразрывно связаны с их полномочиями дознавателей.
3. Полномочия и правовое положение дознавателя
Определение дознавателя приводится в п. 7 ст. 5 УПК РФ – это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные Кодексом.
В сравнении с УПК РСФСР, в УПК РФ дознаватель наделен собственной процессуальной компетенцией, которая в общем виде закреплена в ст. 41 УПК РФ, а также специальных нормах Кодекса, регламентирующих порядок производства отдельных следственных действий17. В частности, ч. 3. ст. 41 УПК РФ предусматривает, что дознаватель уполномочен:
1) самостоятельно производить
1.1) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
2) осуществлять иные полномочия.
По решению начальника органа дознания или его заместителя на конкретного дознавателя могут быть возложены полномочия органа дознания, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40, по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно.
Под "возложением" процессуальных полномочий следует понимать момент делегирования этих полномочий начальником органа дознания, что делается обычно путем подготовки со ответствующей резолюции подчиненному сотруднику.
Аналогичным образом начальником органа дознания или его заместителем должен решаться вопрос о возложении полномочий дознавателя на то или иное должностное лицо для проведения неотложных следственных действий по уголовному делу, по которому предварительное следствие обязательно (п. 3 ст. 149, ст. 157 УПК).
Правовое положение дознавателя во многом сходно с правовым статусом следователя. Особенно это касается повышения процессуальной самостоятельности дознавателя. Дознаватель самостоятельно проводит предварительное расследование в форме дознания (в общем порядке и в сокращенной форме) и несет личную ответственность за правильность своих действий и решений. Он вправе производить все следственные действия и принимать любые процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствие с УПК на это требуется согласие начальника органа дознания, прокурора или судебное решение. Надзор за законностью процессуальной деятельности дознавателя осуществляет прокурор. Ведомственный контроль за ним осуществляют орган дознания и начальник подразделения дознания18.