Оперативно – розыскная деятельность и уголовный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Создание высокоэффективной системы уголовного судопроизводства – одна из важнейших задач нынешней правовой реформы, проводимой в России. В этой связи особое значение приобретает вопрос формирования в структуре действующего уголовно – процессуального законодательства механизма реализации оперативной информации, добываемой соответствующими подразделениями органа дознания.

Файлы: 1 файл

Текст.docx

— 76.20 Кб (Скачать)

          Если взглянуть на процесс  документирования с содержательной  стороны и сравнить с уголовно  – процессуальным доказыванием, то становится очевидным, что,  во-первых, при оперативном документировании  используются те же общенаучные  методы исследования различных  вещественных объектов с использованием  специалистов. С другой стороны,  документирование тоже является  определённым информационным процессом,  состоящим из собирания, проверки  и оценки, но уже оперативной  информации.

          В свою очередь, собирание вообще, собирание чего бы то ни  было, предполагает использование  субъектами этой деятельности  определённых средств, в связи  с чем встаёт задача отыскания  различий прежде всего этих  элементов оперативно – розыскной деятельности и доказывания, поскольку именно они обуславливают последующие отличие их результатов.

          Учитывая специфику познания  в области уголовного судопроизводства, можно утверждать, что интересующая  органы расследования информация  будет поступать к ним в  основном в результате их активного  воздействия на  материальные  и идеальные “следы”.

        Основными способами собирания доказательств и оперативных данных являются, как известно, следственные и оперативно – розыскные действия соответственно, поэтому именно их и надо рассматривать в качестве основных средств доказывания и документирования.

        Правда, для расширения познавательных  возможностей названных выше  действий правоохранительных органов закон разрешает им использовать различные технические и иные средства. Для следователя это всевозможные предметы и приспособления, предназначенные для обнаружения и сохранения выявленных следов. Для оперативных подразделений органов дознания – соответствующие оперативно-технические средства. Сюда же следует, по всей видимости, включить ещё представителей общественности, специалистов, привлекаемых для проведения следственных и оперативно-розыскных действий, конфиденциальных помощников органов дознания, служебно – розыскных собак, а также методы использования всех перечисленных лиц, предметов и животных, поскольку все они тоже стоят "между" субъектами и предметом познания, а в конечном счёте способствуют достижению истины.

       Несмотря на несомненную важность всех перечисленных средств, главное место в их ряду всё же занимают следственные и оперативные действия, поскольку все иные средства применяются в ходе этих действий и самостоятельного значения не имеют.

       В свете сказанного встаёт  задача отыскания наиболее существенных  различий упомянутых действий  органов следствия и оперативных  подразделений. По всей видимости,  ключевым моментом которые уже  заложены законодателем в их  определении. Так, в соответствии  со ст.74 УПК РФ любые сведения, являющиеся информационным ядром  доказательств, должны добываться  только в установленном законом  порядке ( ч.1 ст.74) и из определённых  источников (ч.2 ст.74).

        При этом выражение "в установленном законом порядке" означает, что действия, допустимые для сбора доказательств, порядок и условия их проведения четко регулируются УПК РФ.

        В связи с изложенным можно  говорить, что доказательства и  оперативная информация имеют  разный уровень достоверности  содержащегося в них знания в силу различия формы результатов оперативно – розыскной деятельности и доказательств.

        Сведения, заключённые в доказательствах, предназначены, как известно, для всех заинтересованных в исходе дела лиц и даже для общества в целом. Оперативная же информация, тоже будучи «знанием не только для себя», поначалу адресована в основном субъектам, олицетворяющим в уголовном процессе функцию обвинения, что позволяет сделать вывод о менее высокой степени её удостоверенности.

          Сказанное не означает, что оперативная  информация должна быть менее  объективной, чем доказательства. Напротив, она тоже должна содержать  полноценное и истинное знание, но временно предназначенное  только для узкого круга специалистов. При этом специализированность  оперативных данных обеспечивается  их особой формой, квалифицированно  дешифровать которую может только  профессионал. Наличие у оперативной  информации такой формы объективно  обусловлено необходимостью быстрейшего обнаружения сведений о готовящемся или совершенном преступлении и надёжного их сохранения в интересах расследования. Последнее из названных обстоятельств обеспечивает возможность последующего физического контакта следователя со "следами преступления", что не всегда бывает возможным при проведении только следственных (судебных) действий в силу ограниченности их поискового компонента.

           Несмотря на действительное отсутствие в законе прямого перечисления тех источников, в которых может содержаться оперативная информация, они сравнительно легко угадываются "между строк" закона об оперативно – розыскной деятельности, исходя из приведенного в нём перечня разрешённых оперативно-розыскных действий и мероприятий.

     Таковыми  являются:

     - оформленные соответствующим образом сообщения конфидентов;

      - рапорта, справки, иные документы,  составленные должностными  лицами  органов,  непосредственно проводившими  оперативно – розыскные мероприятия;

      - результаты применения оперативной  техники;

     - вещественные объекты, добытые  в ходе оперативно – розыскных мероприятий , и т.д.

             Как видим, в приведенном перечне  усматривается некоторая аналогия  с соответствующими процессуальными  источниками, названными ст.74 УПК  РФ, однако главная особенность  носителей оперативной информации  состоит, очевидно, в том, что при известности перечня возможных источников оперативной информации в принципе конкретный источник ее получения в том или ином случае не всегда может выть раскрыт всем участникам уголовного судопроизводства.

           Ведя речь о критериях разграничения оперативной и доказательственной информации, на мой взгляд, следует исходить также и из того, что добывание оперативных данных вообще-то не является самоцелью. Цель, поставленная перед сыском в ст. 1 закона об оперативно – розыскной деятельности  будет реализована лишь в том случае, если его результаты так или иначе будут использованы в уголовно-процессуальном доказывании или иной сфере.

          На основании сказанного, видимо, можно говорить о том, что доказательства и оперативная информация имеют различные возможности для их реализации в ходе доказывания. Первые могут напрямую использоваться для обоснования любых решении по делу. Вторые в этом отношении выглядят менее предпочтительно, хотя тоже "работают" на конечную цель судопроизводства.

           Таким образом, различные возможности использования доказательств  и оперативной информации в процессе доказывания является еще одним критерием для их разграничения.

            Кроме оперативного сопровождения уже возбужденных уголовных дел одной из промежуточных задач сыска является разведывательное проникновение в криминогенную среду в целях добывания упреждающей информации о ещё только готовящихся преступлениях и их предотвращение на указанной основе. Решение такой задачи становится возможным потому, что начало осуществления некоторых оперативно – розыскных мероприятий не связывается жёстко с моментом совершения преступления или возбуждением уголовного дела, как при уголовно-процессуальном доказывании.

         Следовательно, ещё одним возможным критерием для разграничения оперативной информации и доказательств является превентивный по отношению к факту совершения преступления характер первой и ретроспективный - во втором случае. При этом особая ценность оперативно – розыскной деятельности состоит в том, что в принципе она может вестись синхронно, в одном временном масштабе с процессом совершения преступления, а то и опережать его, в то время как доказывание  возможно лишь после совершения преступления. Соответственно, оперативная информация может содержать знание о ещё только замышляемом или готовящемся преступлении. Доказательства же – в основном сведения о прошлом событии.

       Наличие у оперативных подразделений  органов дознания разведывательных  позиций в преступной среде  даёт им возможность не только  добывать упреждающую информацию, но и фиксировать с помощью различных средств caм процесс подготовки и совершения преступления (если предупредить его не представляется возможным), активно влиять при этом в выгодном для правоохранительных органов направлении на процесс отражения обстоятельств, связанных с преступлением, в окружающем мире.

        С одной стороны, это создаёт  благоприятные условия для последующего  обнаружения, изъятия и фиксации  в соответствии с УПК РФ указанных следов. С другой – позволяет запечатлевать исследуемый процесс в его естественном развитии, минуя промежуточные стадии отражения, что обеспечивает меньшее искажение искомой информации. Более того, по ряду преступлений оперативно – розыскная деятельность, образно выражаясь, может быть вообще единственным "материалом", единственной "средой", в которой запечатлевается подготовка, совершение преступления и иные связанные с ним факты.

         При всей противоречивости и  неоднозначности такого варианта "отражения" криминала его несомненное преимущество по сравнению с другими состоит в том, что здесь оно идёт не стихийно, а управляемо, целенаправленно в том смысле, что при этом ,могут быть обеспечены соответствующие условия для наиболее полного запечатления следов преступления, своевременно предприняты меры по их сохранению до получения доступа к ним следователя или дознавателя. Сказанное позволяет, с одной стороны, согласиться с теми исследователями, которые обоснованно ведут речь о том, что оперативно – розыскная деятельность, "работая" на доказывание, не столько ориентирует его в нужном направлении, сколько "обеспечивает доказательства", т.е. делает процесс доказывания "вполне реальным и выполнимым"7. С другой – даёт возможность утверждать, что для субъекта доказывания результаты оперативно – розыскной деятельности могут являться одним из возможных "первоисточников" информации об исследуемых обстоятельствах. Следовательно, содержащееся в них информационное ядро для перехода в сферу собственно доказывания должно быть извлечено с помощью следственных и иных урегулированных УПК РФ действий, способных, ко всему прочему, устранить coмнение в истинности фактических данных, добытых оперативным путём.

        Проведенное сопоставление оперативной информации и доказательств позволяет  констатировать, что между ними нет непреодолимой стены, поскольку    они    имеют    единый    первоисточник – отражённые во вне обстоятельства преступления.

        Одновременно каждый из названных  видов информации имеет в сравнении  с другим определенные особенности. Оперативные данные в принципе должны быть более насыщенными с содержательной стороны, поскольку в идеальном варианте оперативно – розыскная деятельность может вестись параллельно с развитием события преступления или даже опережая его. Доказывание – это всегда ретросказание, связанное с промежуточными стадиями отражения, искажением информации и т.д. Зато доказательства, благодаря особой форме сосредоточенной в них информации, отличает более высокий уровень достоверности, что  позволяет на  их основе принимать  ключевые решения по делу.

       Отмеченные качества интересующих  нас видов информации объективно  требуют комплексного осуществления оперативно – розыскных и следственных действий по конкретным уголовным делам. Или, иными словами, предопределяют необходимость тесного взаимодействия оперативных подразделений органов дознания и следователя.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
 

    2.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО – РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 

       Результаты оперативно – розыскной деятельности представляются по инициативе органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность, либо при выполнении ими отдельных поручений органа дознания, следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве. Последующее их использование осуществляется в зависимости от особенности отражения в данных материалах обстоятельств и фактов, имеющих значение для уголовного дела, и на основе законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих эти отношения. Результаты оперативно – розыскной деятельности могут использоваться в следующих направлениях (ст.11 закона об оперативно – розыскной деятельности):

а) для  проведения оперативно – розыскных  мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих и совершающих, а  также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и  суда, уклоняющихся от исполнения наказания  и без вести пропавших;

Информация о работе Оперативно – розыскная деятельность и уголовный процесс