Требование приобщать указанные 
результаты оперативно – розыскной 
деятельности в качестве вещественных 
доказательств к уголовному делу, 
после того как будет установлена достоверность 
содержащейся в них информации, ошибочно 
потому, что оно не учитывает особенностей 
уголовно – процессуальной природы данного 
вида доказательств и, в частности, роли 
постановления, в форме которого принимается 
решение о признании предмета вещественным 
доказательством и его приобщении к уголовному 
делу (ч. 1 ст. 81 УПК РФ). Содержание вещественных 
доказательств образуют те свойства и 
состояния предметов, связанные с обстоятельствами 
предмета доказывания и побочными фактами, 
которые неотделимы от них и доступны 
непосредственному восприятию органов 
чувств человека в условиях осмотра12. 
Утрата, изменение этих свойств и состояний 
или утрата самого предмета, являющихся 
их носителем, ведет к невозможности установления 
их связи с преступлением, а, следовательно, 
и утрате вещественного доказательства. 
На сохранение в неизменном виде указанных 
свойств и состояний и направлено вынесение 
постановления о признании предметов 
вещественными доказательствами и их 
приобщении к уголовному делу. Данным 
постановлением создается особый правовой 
режим для обращения с ними в уголовном 
процессе. По этой причине приобщать материалы,  
в качестве вещественных доказательств 
необходимо сразу же после того как будет 
установлена их относимость (вероятная 
связь с преступлением), до решения вопроса 
о достоверности. В противном случае в 
силу изменения или утраты указанных выше 
свойств и состояний (предмета) проверять, 
оценивать и использовать в качестве вещественных 
доказательств может оказаться просто 
нечего. 
         
Заключение эксперта как самостоятельный 
вид доказательств нельзя подменять 
результатами исследований предметов 
и документов, проводимых в ходе оперативно 
– розыскных мероприятий (п. 5 ч. 1 ст. 6 закона 
об оперативно – розыскной деятельности). 
Несмотря на то, что их содержание образуют 
выводные знания специалистов, правовая 
природа данных действий различна, как 
и их результаты. Оперативно – розыскные 
мероприятия, связанные с исследованием 
предметов и документов, проводятся за 
рамками уголовного процесса, вне предусмотренных 
уголовно-процессуальным законом форм. 
В производстве данных оперативно – розыскных 
мероприятий не принимает участия обвиняемый. 
Он не может повлиять на круг и содержание 
вопросов, которые устанавливаются путем 
производства таких исследований. Результаты 
данных исследований не являются доказательствами 
в уголовно – процессуальном смысле.
          
Результаты оперативно – розыскной 
деятельности, полученные в ходе 
производства оперативно – розыскных 
мероприятий, связанных с проверочными 
закупками, наблюдением, обследованием 
помещений, зданий, сооружений, участков 
местности и транспортных средств, контролем 
почтовых отправлений, телеграфных и иных 
сообщений, прослушиванием телефонных 
переговоров, контролируемым поставкам, 
оперативным экспериментом (пп. 4, 6, 8-10, 
13, 14 закона об оперативно-розыскной 
деятельности) могут быть использованы 
и в тактических целях – для повышения 
эффективности подготовки и производства 
следственных действий, направленных 
на формирование в уголовном процессе 
такого вида доказательств как протоколы 
следственных и судебных действий (ст. 
83 УПК РФ). Указанные результаты могут 
быть учтены при выборе наиболее оптимальной 
методики расследования уголовных дел.
         
Протоколы оперативно – розыскных 
мероприятий нельзя использовать 
в доказывании и в качестве 
такого самостоятельного вида 
доказательств, предусмотренного ст. 
74, 84 УПК РФ, как иные документы. Результаты 
оперативно-розыскных мероприятий могут 
войти в уголовный процесс через данный 
вид доказательств, но лишь при соблюдении 
свойственного ему процессуального режима 
получения и использования.
          
Прав Н.П. Кузнецов, когда утверждает, 
что акты, справки, составленные 
в ходе оперативно – розыскных мероприятий, 
не являются доказательствами, поскольку 
порядок их производства не содержит необходимых 
гарантий достоверности получаемой информации.13  
          
Оперативно – служебные документы, 
составленные по результатам 
наблюдения за действиями лиц, замышляющих 
совершение преступления, контрольных 
закупок, отбора образцов, применения 
фотосъемки, видеозаписи и т.п. могут быть 
использованы для формирования в уголовном 
процессе такого вида доказательств как 
протоколы следственных и судебных действий, 
однако иными документами их признавать 
нельзя.
      
Иной документ, исходящий от органа, 
осуществляющего оперативно – 
розыскную деятельность, хотя и 
должен быть связан с преступлением, 
но только текстом, содержащим 
сведения об обстоятельствах 
предмета доказывания и побочных фактах. 
Он не порождается преступлением. Как 
уже отмечалось, документ создается в 
процессе закономерной деятельности данного 
органа, и его содержание, и это необходимо 
подчеркнуть особо, всегда составляют 
сведения о фактах, имеющих правовое значение. 
Одним их обязательных признаков документа 
является его предназначенность фиксировать 
или удостоверять факты в пределах той 
компетенции, которой обладает автор документа. 
Поэтому содержание документа не может 
выходить за пределы компетенции должностного 
лица, его подписавшего. Документ должен 
быть исполнен буквенным .текстом и составлен 
по установленной форме.  
          
Сама возможность использования результатов 
оперативно-розыскной деятельности в 
доказывании по уголовным делам еще не 
означает, что в любом случае они могут 
войти в уголовный процесс через такой 
вид доказательств как иные документы. 
Так, сведения о фактах и обстоятельствах, 
имеющих значение для уголовного дела, 
воспринятых в ходе проведения оперативно-розыскного 
мероприятия гражданином, привлеченным 
на конфиденциальной основе к оказанию 
содействия органам, осуществляющим оперативно 
– розыскную деятельность, не могут войти 
в уголовный процесс в виде документа, 
исходящего от данных органов. При необходимости 
они должны быть получены только посредством 
допроса этого гражданина в качестве свидетеля 
в соответствии с правовым режимом, предназначенным 
для формирования показаний свидетеля.
           
В качестве основы для формирования 
в уголовном процессе свидетельских 
показаний могут быть использованы и результаты 
оперативно-розыскной деятельности, полученные, 
например, в ходе осуществления оперативно 
– розыскного мероприятия по конспиративному 
наблюдению за обнаруженным помещением, 
приспособленным организованной преступной 
группой для хранения предметов и ценностей, 
полученных преступным путем. Оперативный 
работник, визуально воспринявший в рамках 
данного действия факты доставки в помещение 
предметов и ценностей, в случае необходимости 
может быть допрошен по соответствующему 
уголовному делу в качестве свидетеля. 
Содержание его показаний составят сведения 
о фактах и обстоятельствах, имеющих значение 
для уголовного дела, воспринятых им лично 
в условиях указанного оперативно-розыскного 
мероприятия: о лицах, посещавших помещение, 
о времени посещения, о предметах, которые 
они имели при себе, другие сведения.
         
К предмету допроса могут относиться 
и другие обстоятельства, связанные 
с производством оперативно-розыскного 
мероприятия, если они необходимы для 
правильного формирования, проверки и 
оценки получаемых показаний. Так, в ходе 
допроса у свидетеля обязательно должны 
быть выяснены технические данные оптических 
приборов (условия и порядок их применения), 
использованных при конспиративном наблюдении 
в целях установления фактов и обстоятельств, 
о которых он сообщил на допросе.
         
В рассмотренных двух случаях 
допроса в качестве свидетелей 
субъектов оперативно – розыскной деятельности 
на практике возникают вопросы, связанные 
с правомерностью выяснения у них сведений, 
связанных с такой существенной стороной 
данного вида деятельности как конспиративность.
        
Закон об ОРД устанавливает, 
что сведения об использованных 
при проведении негласных оперативно 
– розыскных мероприятий силах, 
средствах, источниках, методах, о планах 
и результатах оперативно – розыскной 
деятельности, о лицах, внедренных в организованные 
преступные группы, о штатных негласных 
сотрудниках органов, осуществляющих 
оперативно - розыскную деятельность, 
и о лицах, оказывающих им содействие на 
конфиденциальной основе, а также сведения 
об организации и тактике проведения оперативно-розыскных 
мероприятий составляют государственную 
тайну и подлежат рассекречиванию только 
на основании постановления руководителя 
органа, осуществляющего оперативно – 
розыскную деятельность (ч. 1 ст. 12). Согласно 
ч. 2 этой статьи предание гласности сведений 
о лицах, внедренных в организованные 
преступные группы, о штатных негласных 
сотрудниках органов, осуществляющих 
оперативно – розыскную деятельность, 
а также о лицах, оказывающих или оказывавших 
им содействие на конфиденциальной основе, 
допускается лишь с их согласия в письменной 
форме и в случаях, предусмотренных Федеральным 
законом. Сведения, перечисленные в ч. 
2 ст. 12, могут быть представлены прокурору 
и без согласия указанных в ней лиц в случаях, 
требующих их привлечения к уголовной 
ответственности (ч. 3 ст. 21). 
        
На практике к допросу свидетелей из числа 
лиц, осуществляющих оперативно-розыскную 
деятельность, содействующих ее проведению, 
прибегают лишь в случаях крайней необходимости, 
когда исчерпаны традиционные способы 
доказывания. Такое ограничение обычно 
объясняется соображениями конспирации. 
Однако с позиции такого подхода невозможно 
объяснить существующую тенденцию к отказу 
от допроса в качестве свидетелей лиц 
этой категории даже и в тех случаях, когда 
их допрос не сопряжен с угрозой предания 
гласности факта их участия в оперативно 
– розыскной деятельности. Вскрыть причины 
данной тенденции невозможно без учета 
ее уголовно – процессуального аспекта.
При допросе 
указанных лиц и в дальнейшем 
при проверке и оценке их показаний 
органы расследования и суд лишены 
возможности учесть все факторы, 
могущие сказаться на доброкачественности 
исходящих от них доказательств, 
поскольку подлинные обстоятельства, 
в связи с которыми они стали носителями 
доказательственной информации, им по 
существу остаются недоступными. Восприятие 
данной группой свидетелей имеющих значение 
для уголовного дела фактов и обстоятельств 
всегда связано с их конкретной деятельностью 
по решению оперативных задач. Это порождает 
у них определенную заинтересованность 
в ее результатах, вырабатывает их собственное 
отношение к своей деятельности, ее результатам 
и деятельности лиц, по отношению к которым 
осуществляются оперативно – розыскные 
мероприятия. Все это в дальнейшем может 
сказаться на содержании их показаний. 
Поэтому без учета конкретного характера 
и содержания этой деятельности и обусловленной 
ею заинтересованности этих лиц, органы 
расследования и суд не смогут правильно 
проверить и оценить их показания, что 
грозит ошибками в установлении истины 
по уголовным делам. Поэтому ограничение 
случаев допроса свидетелей из числа лиц 
указанной категории объясняется трудностями, 
связанными с проверкой и оценкой даваемых 
ими показаний, последовательное проведение 
которых в уголовном процессе может привести 
к раскрытию форм и методов оперативно-розыскной 
деятельности, ее сил и средств.14    
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
      Проведенное 
исследование позволяет сделать 
следующие выводы.
      Оперативно 
– розыскная деятельность соприкасается 
с уголовным процессом лишь той 
своей частью, которая призвана оказывать 
помощь и содействие органам расследования 
и прокуратуре в раскрытии 
особо опасных преступлений и 
изобличении опасных преступников.
     Оперативно 
– розыскная деятельность, находясь 
за пределами уголовного судопроизводства, 
является самостоятельным видом 
государственной деятельности. 
      Оперативно 
– розыскная деятельность может 
предшествовать возбуждению уголовного 
дела и играть важную роль в обнаружении 
признаков  преступления и в подготовке условий 
для успешного раскрытия и расследования 
преступлений. Она может проводится параллельно 
с уголовно-процессуальными, следственными 
действиями, оказывая помощь и содействие 
в успешном проведении последних.
     Методологической 
основой использования результатов 
оперативно – розыскной деятельности 
в доказывании по уголовным делам 
должны служить положения теории 
познания, связанные  с такими категориями 
как добывание и собирание, проверка 
и оценка оперативной информации, 
входящей в уголовный процесс 
в качестве доказательств.
     В 
доказывании по уголовным делам 
оперативно – розыскным формам   
получения   информации   в   
процессе   оперативно – розыскной 
деятельности     должна     
соответствовать     необходимая     
уголовно – процесссуальная  форма  
их  использования,   и   это  
должно  получить законодательное 
закрепление.
     Результаты 
оперативно – розыскной деятельности, 
полученные в ходе   производства   
таких   оперативно-розыскных   
мероприятий   как проверочная 
закупка, наблюдение, обследование помещений, 
зданий, сооружений,  участков местности  
и транспортных  средств,  контроль 
почтовых отправлений, телеграфных и иных 
сообщении, прослушивание телефонных     
и     иных     переговоров,     
контролируемая     поставка, 
оперативный эксперимент (п.п. 4, 6, 8-10,  
13,  14 Закона об ОРД) с применением необходимых 
технических средств и нашедшие отражение 
в оперативно – служебных документах,  
могут быть  использованы  для формирования   
вещественных доказательств, но при этом 
они должны войти  в  уголовный  
процесс  в  соответствии  с  
правовым  режимом, предназначенным 
для собирания данного вида доказательств.