Оперативно – розыскная деятельность и уголовный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Создание высокоэффективной системы уголовного судопроизводства – одна из важнейших задач нынешней правовой реформы, проводимой в России. В этой связи особое значение приобретает вопрос формирования в структуре действующего уголовно – процессуального законодательства механизма реализации оперативной информации, добываемой соответствующими подразделениями органа дознания.

Файлы: 1 файл

Текст.docx

— 76.20 Кб (Скачать)

         Требование приобщать указанные  результаты оперативно – розыскной  деятельности в качестве вещественных  доказательств к уголовному делу, после того как будет установлена достоверность содержащейся в них информации, ошибочно потому, что оно не учитывает особенностей уголовно – процессуальной природы данного вида доказательств и, в частности, роли постановления, в форме которого принимается решение о признании предмета вещественным доказательством и его приобщении к уголовному делу (ч. 1 ст. 81 УПК РФ). Содержание вещественных доказательств образуют те свойства и состояния предметов, связанные с обстоятельствами предмета доказывания и побочными фактами, которые неотделимы от них и доступны непосредственному восприятию органов чувств человека в условиях осмотра12. Утрата, изменение этих свойств и состояний или утрата самого предмета, являющихся их носителем, ведет к невозможности установления их связи с преступлением, а, следовательно, и утрате вещественного доказательства. На сохранение в неизменном виде указанных свойств и состояний и направлено вынесение постановления о признании предметов вещественными доказательствами и их приобщении к уголовному делу. Данным постановлением создается особый правовой режим для обращения с ними в уголовном процессе. По этой причине приобщать материалы,  в качестве вещественных доказательств необходимо сразу же после того как будет установлена их относимость (вероятная связь с преступлением), до решения вопроса о достоверности. В противном случае в силу изменения или утраты указанных выше свойств и состояний (предмета) проверять, оценивать и использовать в качестве вещественных доказательств может оказаться просто нечего.

         Заключение эксперта как самостоятельный  вид доказательств нельзя подменять  результатами исследований предметов  и документов, проводимых в ходе оперативно – розыскных мероприятий (п. 5 ч. 1 ст. 6 закона об оперативно – розыскной деятельности). Несмотря на то, что их содержание образуют выводные знания специалистов, правовая природа данных действий различна, как и их результаты. Оперативно – розыскные мероприятия, связанные с исследованием предметов и документов, проводятся за рамками уголовного процесса, вне предусмотренных уголовно-процессуальным законом форм. В производстве данных оперативно – розыскных мероприятий не принимает участия обвиняемый. Он не может повлиять на круг и содержание вопросов, которые устанавливаются путем производства таких исследований. Результаты данных исследований не являются доказательствами в уголовно – процессуальном смысле.

          Результаты оперативно – розыскной  деятельности, полученные в ходе  производства оперативно – розыскных  мероприятий, связанных с проверочными закупками, наблюдением, обследованием помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров, контролируемым поставкам, оперативным экспериментом (пп. 4, 6, 8-10, 13, 14 закона об оперативно-розыскной деятельности) могут быть использованы и в тактических целях – для повышения эффективности подготовки и производства следственных действий, направленных на формирование в уголовном процессе такого вида доказательств как протоколы следственных и судебных действий (ст. 83 УПК РФ). Указанные результаты могут быть учтены при выборе наиболее оптимальной методики расследования уголовных дел.

         Протоколы оперативно – розыскных  мероприятий нельзя использовать  в доказывании и в качестве  такого самостоятельного вида  доказательств, предусмотренного ст. 74, 84 УПК РФ, как иные документы. Результаты оперативно-розыскных мероприятий могут войти в уголовный процесс через данный вид доказательств, но лишь при соблюдении свойственного ему процессуального режима получения и использования.

          Прав Н.П. Кузнецов, когда утверждает, что акты, справки, составленные в ходе оперативно – розыскных мероприятий, не являются доказательствами, поскольку порядок их производства не содержит необходимых гарантий достоверности получаемой информации.13 

          Оперативно – служебные документы,  составленные по результатам  наблюдения за действиями лиц, замышляющих совершение преступления, контрольных закупок, отбора образцов, применения фотосъемки, видеозаписи и т.п. могут быть использованы для формирования в уголовном процессе такого вида доказательств как протоколы следственных и судебных действий, однако иными документами их признавать нельзя.

      Иной документ, исходящий от органа, осуществляющего оперативно –  розыскную деятельность, хотя и  должен быть связан с преступлением,  но только текстом, содержащим  сведения об обстоятельствах  предмета доказывания и побочных фактах. Он не порождается преступлением. Как уже отмечалось, документ создается в процессе закономерной деятельности данного органа, и его содержание, и это необходимо подчеркнуть особо, всегда составляют сведения о фактах, имеющих правовое значение. Одним их обязательных признаков документа является его предназначенность фиксировать или удостоверять факты в пределах той компетенции, которой обладает автор документа. Поэтому содержание документа не может выходить за пределы компетенции должностного лица, его подписавшего. Документ должен быть исполнен буквенным .текстом и составлен по установленной форме.

          Сама возможность использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам еще не означает, что в любом случае они могут войти в уголовный процесс через такой вид доказательств как иные документы. Так, сведения о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела, воспринятых в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия гражданином, привлеченным на конфиденциальной основе к оказанию содействия органам, осуществляющим оперативно – розыскную деятельность, не могут войти в уголовный процесс в виде документа, исходящего от данных органов. При необходимости они должны быть получены только посредством допроса этого гражданина в качестве свидетеля в соответствии с правовым режимом, предназначенным для формирования показаний свидетеля.

           В качестве основы для формирования  в уголовном процессе свидетельских показаний могут быть использованы и результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные, например, в ходе осуществления оперативно – розыскного мероприятия по конспиративному наблюдению за обнаруженным помещением, приспособленным организованной преступной группой для хранения предметов и ценностей, полученных преступным путем. Оперативный работник, визуально воспринявший в рамках данного действия факты доставки в помещение предметов и ценностей, в случае необходимости может быть допрошен по соответствующему уголовному делу в качестве свидетеля. Содержание его показаний составят сведения о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела, воспринятых им лично в условиях указанного оперативно-розыскного мероприятия: о лицах, посещавших помещение, о времени посещения, о предметах, которые они имели при себе, другие сведения.

         К предмету допроса могут относиться  и другие обстоятельства, связанные с производством оперативно-розыскного мероприятия, если они необходимы для правильного формирования, проверки и оценки получаемых показаний. Так, в ходе допроса у свидетеля обязательно должны быть выяснены технические данные оптических приборов (условия и порядок их применения), использованных при конспиративном наблюдении в целях установления фактов и обстоятельств, о которых он сообщил на допросе.

         В рассмотренных двух случаях  допроса в качестве свидетелей  субъектов оперативно – розыскной деятельности на практике возникают вопросы, связанные с правомерностью выяснения у них сведений, связанных с такой существенной стороной данного вида деятельности как конспиративность.

        Закон об ОРД устанавливает,  что сведения об использованных  при проведении негласных оперативно  – розыскных мероприятий силах,  средствах, источниках, методах, о планах и результатах оперативно – розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также сведения об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно – розыскную деятельность (ч. 1 ст. 12). Согласно ч. 2 этой статьи предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных Федеральным законом. Сведения, перечисленные в ч. 2 ст. 12, могут быть представлены прокурору и без согласия указанных в ней лиц в случаях, требующих их привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21).

        На практике к допросу свидетелей из числа лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, содействующих ее проведению, прибегают лишь в случаях крайней необходимости, когда исчерпаны традиционные способы доказывания. Такое ограничение обычно объясняется соображениями конспирации. Однако с позиции такого подхода невозможно объяснить существующую тенденцию к отказу от допроса в качестве свидетелей лиц этой категории даже и в тех случаях, когда их допрос не сопряжен с угрозой предания гласности факта их участия в оперативно – розыскной деятельности. Вскрыть причины данной тенденции невозможно без учета ее уголовно – процессуального аспекта.

При допросе  указанных лиц и в дальнейшем при проверке и оценке их показаний  органы расследования и суд лишены возможности учесть все факторы, могущие сказаться на доброкачественности  исходящих от них доказательств, поскольку подлинные обстоятельства, в связи с которыми они стали носителями доказательственной информации, им по существу остаются недоступными. Восприятие данной группой свидетелей имеющих значение для уголовного дела фактов и обстоятельств всегда связано с их конкретной деятельностью по решению оперативных задач. Это порождает у них определенную заинтересованность в ее результатах, вырабатывает их собственное отношение к своей деятельности, ее результатам и деятельности лиц, по отношению к которым осуществляются оперативно – розыскные мероприятия. Все это в дальнейшем может сказаться на содержании их показаний. Поэтому без учета конкретного характера и содержания этой деятельности и обусловленной ею заинтересованности этих лиц, органы расследования и суд не смогут правильно проверить и оценить их показания, что грозит ошибками в установлении истины по уголовным делам. Поэтому ограничение случаев допроса свидетелей из числа лиц указанной категории объясняется трудностями, связанными с проверкой и оценкой даваемых ими показаний, последовательное проведение которых в уголовном процессе может привести к раскрытию форм и методов оперативно-розыскной деятельности, ее сил и средств.14   

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Проведенное исследование позволяет сделать  следующие выводы.

      Оперативно  – розыскная деятельность соприкасается  с уголовным процессом лишь той  своей частью, которая призвана оказывать  помощь и содействие органам расследования  и прокуратуре в раскрытии  особо опасных преступлений и  изобличении опасных преступников.

     Оперативно  – розыскная деятельность, находясь за пределами уголовного судопроизводства, является самостоятельным видом  государственной деятельности.

      Оперативно  – розыскная деятельность может  предшествовать возбуждению уголовного дела и играть важную роль в обнаружении признаков  преступления и в подготовке условий для успешного раскрытия и расследования преступлений. Она может проводится параллельно с уголовно-процессуальными, следственными действиями, оказывая помощь и содействие в успешном проведении последних.

     Методологической  основой использования результатов  оперативно – розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам  должны служить положения теории познания, связанные  с такими категориями  как добывание и собирание, проверка и оценка оперативной информации, входящей в уголовный процесс  в качестве доказательств.

     В доказывании по уголовным делам  оперативно – розыскным формам   получения   информации   в   процессе   оперативно – розыскной  деятельности     должна     соответствовать     необходимая     уголовно – процесссуальная  форма  их  использования,   и   это  должно  получить законодательное  закрепление.

     Результаты  оперативно – розыскной деятельности, полученные в ходе   производства   таких   оперативно-розыскных   мероприятий   как проверочная  закупка, наблюдение, обследование помещений, зданий, сооружений,  участков местности  и транспортных  средств,  контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщении, прослушивание телефонных     и     иных     переговоров,     контролируемая     поставка, оперативный эксперимент (п.п. 4, 6, 8-10,  13,  14 Закона об ОРД) с применением необходимых технических средств и нашедшие отражение в оперативно – служебных документах,  могут быть  использованы  для формирования   вещественных доказательств, но при этом они должны войти  в  уголовный  процесс  в  соответствии  с  правовым  режимом, предназначенным для собирания данного вида доказательств.

Информация о работе Оперативно – розыскная деятельность и уголовный процесс