Требование приобщать указанные
результаты оперативно – розыскной
деятельности в качестве вещественных
доказательств к уголовному делу,
после того как будет установлена достоверность
содержащейся в них информации, ошибочно
потому, что оно не учитывает особенностей
уголовно – процессуальной природы данного
вида доказательств и, в частности, роли
постановления, в форме которого принимается
решение о признании предмета вещественным
доказательством и его приобщении к уголовному
делу (ч. 1 ст. 81 УПК РФ). Содержание вещественных
доказательств образуют те свойства и
состояния предметов, связанные с обстоятельствами
предмета доказывания и побочными фактами,
которые неотделимы от них и доступны
непосредственному восприятию органов
чувств человека в условиях осмотра12.
Утрата, изменение этих свойств и состояний
или утрата самого предмета, являющихся
их носителем, ведет к невозможности установления
их связи с преступлением, а, следовательно,
и утрате вещественного доказательства.
На сохранение в неизменном виде указанных
свойств и состояний и направлено вынесение
постановления о признании предметов
вещественными доказательствами и их
приобщении к уголовному делу. Данным
постановлением создается особый правовой
режим для обращения с ними в уголовном
процессе. По этой причине приобщать материалы,
в качестве вещественных доказательств
необходимо сразу же после того как будет
установлена их относимость (вероятная
связь с преступлением), до решения вопроса
о достоверности. В противном случае в
силу изменения или утраты указанных выше
свойств и состояний (предмета) проверять,
оценивать и использовать в качестве вещественных
доказательств может оказаться просто
нечего.
Заключение эксперта как самостоятельный
вид доказательств нельзя подменять
результатами исследований предметов
и документов, проводимых в ходе оперативно
– розыскных мероприятий (п. 5 ч. 1 ст. 6 закона
об оперативно – розыскной деятельности).
Несмотря на то, что их содержание образуют
выводные знания специалистов, правовая
природа данных действий различна, как
и их результаты. Оперативно – розыскные
мероприятия, связанные с исследованием
предметов и документов, проводятся за
рамками уголовного процесса, вне предусмотренных
уголовно-процессуальным законом форм.
В производстве данных оперативно – розыскных
мероприятий не принимает участия обвиняемый.
Он не может повлиять на круг и содержание
вопросов, которые устанавливаются путем
производства таких исследований. Результаты
данных исследований не являются доказательствами
в уголовно – процессуальном смысле.
Результаты оперативно – розыскной
деятельности, полученные в ходе
производства оперативно – розыскных
мероприятий, связанных с проверочными
закупками, наблюдением, обследованием
помещений, зданий, сооружений, участков
местности и транспортных средств, контролем
почтовых отправлений, телеграфных и иных
сообщений, прослушиванием телефонных
переговоров, контролируемым поставкам,
оперативным экспериментом (пп. 4, 6, 8-10,
13, 14 закона об оперативно-розыскной
деятельности) могут быть использованы
и в тактических целях – для повышения
эффективности подготовки и производства
следственных действий, направленных
на формирование в уголовном процессе
такого вида доказательств как протоколы
следственных и судебных действий (ст.
83 УПК РФ). Указанные результаты могут
быть учтены при выборе наиболее оптимальной
методики расследования уголовных дел.
Протоколы оперативно – розыскных
мероприятий нельзя использовать
в доказывании и в качестве
такого самостоятельного вида
доказательств, предусмотренного ст.
74, 84 УПК РФ, как иные документы. Результаты
оперативно-розыскных мероприятий могут
войти в уголовный процесс через данный
вид доказательств, но лишь при соблюдении
свойственного ему процессуального режима
получения и использования.
Прав Н.П. Кузнецов, когда утверждает,
что акты, справки, составленные
в ходе оперативно – розыскных мероприятий,
не являются доказательствами, поскольку
порядок их производства не содержит необходимых
гарантий достоверности получаемой информации.13
Оперативно – служебные документы,
составленные по результатам
наблюдения за действиями лиц, замышляющих
совершение преступления, контрольных
закупок, отбора образцов, применения
фотосъемки, видеозаписи и т.п. могут быть
использованы для формирования в уголовном
процессе такого вида доказательств как
протоколы следственных и судебных действий,
однако иными документами их признавать
нельзя.
Иной документ, исходящий от органа,
осуществляющего оперативно –
розыскную деятельность, хотя и
должен быть связан с преступлением,
но только текстом, содержащим
сведения об обстоятельствах
предмета доказывания и побочных фактах.
Он не порождается преступлением. Как
уже отмечалось, документ создается в
процессе закономерной деятельности данного
органа, и его содержание, и это необходимо
подчеркнуть особо, всегда составляют
сведения о фактах, имеющих правовое значение.
Одним их обязательных признаков документа
является его предназначенность фиксировать
или удостоверять факты в пределах той
компетенции, которой обладает автор документа.
Поэтому содержание документа не может
выходить за пределы компетенции должностного
лица, его подписавшего. Документ должен
быть исполнен буквенным .текстом и составлен
по установленной форме.
Сама возможность использования результатов
оперативно-розыскной деятельности в
доказывании по уголовным делам еще не
означает, что в любом случае они могут
войти в уголовный процесс через такой
вид доказательств как иные документы.
Так, сведения о фактах и обстоятельствах,
имеющих значение для уголовного дела,
воспринятых в ходе проведения оперативно-розыскного
мероприятия гражданином, привлеченным
на конфиденциальной основе к оказанию
содействия органам, осуществляющим оперативно
– розыскную деятельность, не могут войти
в уголовный процесс в виде документа,
исходящего от данных органов. При необходимости
они должны быть получены только посредством
допроса этого гражданина в качестве свидетеля
в соответствии с правовым режимом, предназначенным
для формирования показаний свидетеля.
В качестве основы для формирования
в уголовном процессе свидетельских
показаний могут быть использованы и результаты
оперативно-розыскной деятельности, полученные,
например, в ходе осуществления оперативно
– розыскного мероприятия по конспиративному
наблюдению за обнаруженным помещением,
приспособленным организованной преступной
группой для хранения предметов и ценностей,
полученных преступным путем. Оперативный
работник, визуально воспринявший в рамках
данного действия факты доставки в помещение
предметов и ценностей, в случае необходимости
может быть допрошен по соответствующему
уголовному делу в качестве свидетеля.
Содержание его показаний составят сведения
о фактах и обстоятельствах, имеющих значение
для уголовного дела, воспринятых им лично
в условиях указанного оперативно-розыскного
мероприятия: о лицах, посещавших помещение,
о времени посещения, о предметах, которые
они имели при себе, другие сведения.
К предмету допроса могут относиться
и другие обстоятельства, связанные
с производством оперативно-розыскного
мероприятия, если они необходимы для
правильного формирования, проверки и
оценки получаемых показаний. Так, в ходе
допроса у свидетеля обязательно должны
быть выяснены технические данные оптических
приборов (условия и порядок их применения),
использованных при конспиративном наблюдении
в целях установления фактов и обстоятельств,
о которых он сообщил на допросе.
В рассмотренных двух случаях
допроса в качестве свидетелей
субъектов оперативно – розыскной деятельности
на практике возникают вопросы, связанные
с правомерностью выяснения у них сведений,
связанных с такой существенной стороной
данного вида деятельности как конспиративность.
Закон об ОРД устанавливает,
что сведения об использованных
при проведении негласных оперативно
– розыскных мероприятий силах,
средствах, источниках, методах, о планах
и результатах оперативно – розыскной
деятельности, о лицах, внедренных в организованные
преступные группы, о штатных негласных
сотрудниках органов, осуществляющих
оперативно - розыскную деятельность,
и о лицах, оказывающих им содействие на
конфиденциальной основе, а также сведения
об организации и тактике проведения оперативно-розыскных
мероприятий составляют государственную
тайну и подлежат рассекречиванию только
на основании постановления руководителя
органа, осуществляющего оперативно –
розыскную деятельность (ч. 1 ст. 12). Согласно
ч. 2 этой статьи предание гласности сведений
о лицах, внедренных в организованные
преступные группы, о штатных негласных
сотрудниках органов, осуществляющих
оперативно – розыскную деятельность,
а также о лицах, оказывающих или оказывавших
им содействие на конфиденциальной основе,
допускается лишь с их согласия в письменной
форме и в случаях, предусмотренных Федеральным
законом. Сведения, перечисленные в ч.
2 ст. 12, могут быть представлены прокурору
и без согласия указанных в ней лиц в случаях,
требующих их привлечения к уголовной
ответственности (ч. 3 ст. 21).
На практике к допросу свидетелей из числа
лиц, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, содействующих ее проведению,
прибегают лишь в случаях крайней необходимости,
когда исчерпаны традиционные способы
доказывания. Такое ограничение обычно
объясняется соображениями конспирации.
Однако с позиции такого подхода невозможно
объяснить существующую тенденцию к отказу
от допроса в качестве свидетелей лиц
этой категории даже и в тех случаях, когда
их допрос не сопряжен с угрозой предания
гласности факта их участия в оперативно
– розыскной деятельности. Вскрыть причины
данной тенденции невозможно без учета
ее уголовно – процессуального аспекта.
При допросе
указанных лиц и в дальнейшем
при проверке и оценке их показаний
органы расследования и суд лишены
возможности учесть все факторы,
могущие сказаться на доброкачественности
исходящих от них доказательств,
поскольку подлинные обстоятельства,
в связи с которыми они стали носителями
доказательственной информации, им по
существу остаются недоступными. Восприятие
данной группой свидетелей имеющих значение
для уголовного дела фактов и обстоятельств
всегда связано с их конкретной деятельностью
по решению оперативных задач. Это порождает
у них определенную заинтересованность
в ее результатах, вырабатывает их собственное
отношение к своей деятельности, ее результатам
и деятельности лиц, по отношению к которым
осуществляются оперативно – розыскные
мероприятия. Все это в дальнейшем может
сказаться на содержании их показаний.
Поэтому без учета конкретного характера
и содержания этой деятельности и обусловленной
ею заинтересованности этих лиц, органы
расследования и суд не смогут правильно
проверить и оценить их показания, что
грозит ошибками в установлении истины
по уголовным делам. Поэтому ограничение
случаев допроса свидетелей из числа лиц
указанной категории объясняется трудностями,
связанными с проверкой и оценкой даваемых
ими показаний, последовательное проведение
которых в уголовном процессе может привести
к раскрытию форм и методов оперативно-розыскной
деятельности, ее сил и средств.14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное
исследование позволяет сделать
следующие выводы.
Оперативно
– розыскная деятельность соприкасается
с уголовным процессом лишь той
своей частью, которая призвана оказывать
помощь и содействие органам расследования
и прокуратуре в раскрытии
особо опасных преступлений и
изобличении опасных преступников.
Оперативно
– розыскная деятельность, находясь
за пределами уголовного судопроизводства,
является самостоятельным видом
государственной деятельности.
Оперативно
– розыскная деятельность может
предшествовать возбуждению уголовного
дела и играть важную роль в обнаружении
признаков преступления и в подготовке условий
для успешного раскрытия и расследования
преступлений. Она может проводится параллельно
с уголовно-процессуальными, следственными
действиями, оказывая помощь и содействие
в успешном проведении последних.
Методологической
основой использования результатов
оперативно – розыскной деятельности
в доказывании по уголовным делам
должны служить положения теории
познания, связанные с такими категориями
как добывание и собирание, проверка
и оценка оперативной информации,
входящей в уголовный процесс
в качестве доказательств.
В
доказывании по уголовным делам
оперативно – розыскным формам
получения информации в
процессе оперативно – розыскной
деятельности должна
соответствовать необходимая
уголовно – процесссуальная форма
их использования, и это
должно получить законодательное
закрепление.
Результаты
оперативно – розыскной деятельности,
полученные в ходе производства
таких оперативно-розыскных
мероприятий как проверочная
закупка, наблюдение, обследование помещений,
зданий, сооружений, участков местности
и транспортных средств, контроль
почтовых отправлений, телеграфных и иных
сообщении, прослушивание телефонных
и иных переговоров,
контролируемая поставка,
оперативный эксперимент (п.п. 4, 6, 8-10,
13, 14 Закона об ОРД) с применением необходимых
технических средств и нашедшие отражение
в оперативно – служебных документах,
могут быть использованы для формирования
вещественных доказательств, но при этом
они должны войти в уголовный
процесс в соответствии с
правовым режимом, предназначенным
для собирания данного вида доказательств.