Уголовно-процессуальная деятельность адвоката

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Адвокатура занимает важное место в системе правоохранительных органов и организаций. Однако она не является правоохранительным органом, т.к. у адвоката нет полномочий по принуждению за соблюдением чьих-либо прав, он действует на принципиально иной основе: он - защитник, т.е. защищает.

Файлы: 1 файл

Уголовно-процессуальная деятельность адвоката.docx

— 52.09 Кб (Скачать)

Уголовно-процессуальная деятельность адвоката

Введение.

Адвокатура  занимает важное место в системе  правоохранительных органов и организаций. Однако она не является правоохранительным органом, т.к. у адвоката нет полномочий по принуждению за соблюдением чьих-либо прав, он действует на принципиально  иной основе: он - защитник, т.е. защищает. Защита нужна для того, чтобы не допустить следственных и судебных ошибок особого рода: привлечения  к уголовной ответственности, предания суду и осуждения невинного либо осуждения виновного по закону, предусматривающему ответственность за более тяжкое преступление, чем в действительности им совершенное или назначения чрезмерно  сурового наказания, а также в  других случаях.

1.1. Юридическая помощь  и защита по  уголовным делам,  их содержание  и значение

Обеспечение граждан квалифицированной юридической  помощью в наши дни считается  важным конституционным положением. Ему посвящены ст. 48 Конституции  РФ и немало других законодательных  предписаний, в первую очередь тех, которые призваны гарантировать  рассмотренное выше (см. § 10 гл. IV учебника) право подозреваемого, обвиняемого  и подсудимого на защиту по уголовным  делам.

Внимание  законодателя к тому, чтобы гражданам  предоставлялась квалифицированная  юридическая помощь, объясняется  прежде всего широким признанием сравнительно простого исходного положения: реализация прав и свобод человека и гражданина возможна в полной мере, когда они отстаиваются со знанием  дела, квалифицированно.

Такую реализацию может осуществлять далеко не всякий. Для нее требуется не только умение читать законодательство, но и умение понимать его, а также навыки по быстрому отысканию того акта, который нужен  для решения возникшего вопроса, опыт ведения дел в правоохранительных органах и многое другое. Другими  словами, чтобы обеспечить эффективную  помощь, нужен специалист. Именно это  имеет в виду упомянутое конституционное  положение. «Каждому, — говорится  в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, — гарантируется  право на получение квалифицированной  юридической помощи. В случаях, предусмотренных  законом, юридическая помощь оказывается  бесплатно».

По своему содержанию юридическая помощь охватывает широкий круг действий: помощь в  поиске нужного нормативного акта, разъяснение его содержания, содействие в составлении заявления или  ходатайства, другого документа, подборе  аргументов, определении органа, который  наиболее эффективно может разрешить  возникшую проблему, осуществлении  представительства в суде или  ином органе, ведении защиты по уголовному делу или отстаивании законных интересов  гражданина, привлекаемого к административной ответственности, и т. д.

Как показывает многолетний опыт, такого рода деятельность в состоянии наиболее результативно  осуществлять специально создаваемое  учреждение — адвокатура.

1. 2. Адвокатура и ее  задачи

Под адвокатурой  принято понимать организованное особым образом объединение юристов-профессионалов, главной функцией которого является оказание квалифицированной юридической  помощи всем, кто в ней нуждается. В наши дни перед.. ней официально поставлены задачи содействия охране прав и законных интересов всех физических и юридических лиц, осуществлению  правосудия, соблюдению и укреплению законности, воспитанию граждан в  духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, свободам, чести и достоинству других лиц.

Осуществлению этих задач подчинены основные направления  деятельности адвокатуры:

дача консультаций и разъяснений по юридическим  вопросам, устных и письменных справок  по действующему законодательству;

осуществление представительства в судах и  других государственных органах  по гражданским и административным делам;

составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;

участие адвокатов  при производстве дознания и предварительного следствия, в суде по уголовным делам  в качестве защитников подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских  ответчиков;

оказание  правовой помощи трудовым коллективам  и другим органам, ведущим борьбу с правонарушениями;

участие в  правовой пропаганде и разъяснении  законодательства населению.

Консультирование  по вопросам применения законодательства является важным участком работы адвокатов. Она чаще всего заключается в  разъяснении действующего гражданского, семейного, трудового, административного  и уголовного законодательства. Большое  место в этой работе занимают советы по судебным делам.

Другой участок  деятельности адвокатов — юридическое  обслуживание предприятий, учреждений, организаций, не имеющих юрисконсультов. Оно осуществляется на основании  договоров с юридическими консультациями, в которых предусматриваются  обязанности сторон. Адвокат, обслуживающий  предприятия, учреждения, все виды коммерческих структур, фермерских хозяйств и т. д., проверяет законность издаваемых ими приказов и других их решений, участвует в договорных кампаниях (оформляет преддоговорные документы  и договоры), ведет претензионную  работу и дела в судах, дает консультации по правовым вопросам административно-управленческому персоналу, рабочим и служащим и т. д.

Участие адвоката в уголовном судопроизводстве —  важная форма адвокатской деятельности. Общество заинтересовано в том, чтобы  ни один гражданин не был привлечен  к уголовной ответственности  и осужден без достаточных  оснований. Закон, как отмечалось выше, предусматривает обеспечение подозреваемым  и обвиняемым в совершении преступлений, подсудимым права на защиту. И оно  в значительной мере реализуется  адвокатами, которым для этого  предоставлены достаточно широкие  возможности. В частности, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает  широкий круг прав, предоставляемых  адвокату-защитнику как при судебном рассмотрении (в стадиях судебного  разбирательства и последующей  проверки законности и обоснованности вынесенных по конкретному делу приговоров), так и на предварительном следствии  или при производстве дознания.

Права такого рода постоянно совершенствуются. Например, в мае 1992 г. в УПК были внесены  существенные поправки, в соответствии с которыми адвокаты-защитники стали  допускаться к участию в деле с момента задержания подозреваемого, заключения под стражу или предъявления обвинения. При этом они могут  знакомиться с протоколом задержания или постановлением об избрании меры пресечения в виде заключения под  стражу (ареста), иметь свидания с  подзащитным без ограничения  их числа и продолжительности, участвовать  в его допросах и т.д. Тогда  же в УПК были включены положения  о праве защитника приносить  жалобы на неправомерность ареста лица, которое он защищает, или продления  срока такого ареста.

Во многих случаях, определенных в УПК, привлекаемое к уголовной ответственности  лицо обязательно должно иметь защитника. Если этот гражданин или его родственники почему-либо не проявляют инициативу по приглашению адвоката, то он должен быть назначен по предложению следователя, прокурора либо судьи. Такой адвокат  пользуется теми же правами, что и  адвокат, приглашенный обвиняемым или  его родственниками. Его труд должен полностью оплачиваться за счет средств  государственного бюджета.

Адвокат, участвующий  в рассмотрении уголовных дел, обязан использовать все указанные в  законе средства и способы защиты в целях выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или  смягчающих его ответственность, и  оказывать обвиняемому необходимую  юридическую помощь.

При рассмотрении уголовного дела адвокат может участвовать  в деле в качестве не только защитника  обвиняемого, но и представителя  интересов потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика.

Адвокат принимает  также участие в разбирательстве  гражданских дел в качестве представителя  истца, ответчика и третьих лиц.

1.3. Становление и  эволюция российской  адвокатуры

Появление профессиональной адвокатуры в России связано с  судебной реформой

1864 г. Получив  законодательное закрепление в  судебных уставах, она стала  новым юридическим учреждением  России.

В дореформенное  время на протяжении нескольких веков  роль адвокатов выполняли частные  лица — стряпчие или ходатаи по делам. Их функции не были законодательно регламентированы, каких-либо требований к ним (в виде наличия специального образования и иных) не предъявлялось. Как правило, их обязанности ограничивались составлением некоторых документов (бумаг), их подачей и т. д. И даже создание в 1832 г. института присяжных  стряпчих в силу сословного характера  их деятельности не могло гарантировать  новым социальным слоям России защиту их интересов в суде и других учреждениях.

По судебным уставам 1864 г. адвокаты разделялись  на две категории — присяжных  поверенных и частных поверенных. Присяжные поверенные объединялись в особую корпорацию — сословие присяжных поверенных. Для таких  корпораций было характерно внутреннее самоуправление в виде выборных ор-ганов (советов присяжных поверенных) и  надзор за их деятельностью со стороны  судебных органов. В задачи адвокатуры помимо защиты по уголовным делам  входило представительство сторон в гражданском процессе и оказание юридической помощи населению, включая  бесплатные консультации для бедных.

Присяжными  поверенными могли быть лица, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и пять лет судебной практики в качестве чиновника судебного ведомства  или помощника присяжного поверенного. В некоторых советах присяжных  поверенных (например, Петербургском) для кандидатов устраивались экзамены с целью проверки их практической подготовленности.

Определенное  распространение в это время  получил институт помощников присяжных  поверенных. К ним относились лица, получившие юридическое образование, но нигде не служившие.

В качестве органов самоуправления корпорации присяжных поверенных действовали (но далеко не во всех губерниях) советы присяжных поверенных. Они состояли из председателей, товарищей председателя и членов совета, чьи должности  были выборными. Выборы в совет проводились  отдельно на каждую должность простым  большинством голосов. Совет переизбирался  ежегодно на общем собрании присяжных  поверенных после отчета предыдущего  состава.

Совет осуществлял  свою деятельность по различным направлениям. Он принимал и увольнял .присяжных  поверенных, осуществлял дисциплинарную практику, распределял «бесплатные» дела среди присяжных поверенных, урегулировал различные споры между  ними и т. д. Свои решения он принимал большинством голосов. Деятельность совета контролировалась судебной палатой.

6 июня 1874 г.  был издан закон, учредивший  наряду с присяжной адвокатурой  институт частных поверенных. Основанием  утверждения в должности частного  поверенного и получения права  на участие в производстве  гражданских дел у мировых  судей и в общих судебных  установлениях было получение  особого свидетельства, выдававшегося теми судами, в округе которых частный поверенный осуществлял ходатайство по делам.

В подобном виде институт присяжной и частной  адвокатуры просуществовал до ноября 1917 г.

Декретом  о суде № 2 предусматривалась организация  коллегий правозаступников при Советах  рабочих, солдатских, крестьянских и  казачьих депутатов. Чтобы стать  членом такой коллегии, требовалась  рекомендация местного Совета. Право-заступничество осуществлялось в форме общественного  обвинения и общественной защиты. Коллегии были едиными для общественных обвинителей и общественных защитников. Кроме указанных обвинителей  и защитников в судебных прениях  могли принимать участие один обвинитель и один защитник из присутствующих на судебном заседании лиц.

Совершенствование судопроизводства изменило и деятельность правозаступников. Постепенно более  четко разделяются функции обвинения  и защиты, намечается урегулирование вопроса о заработной плате членов коллегии правозаступников, сужается, а затем и ликвидируется допущение  бесконтрольной защиты в судах.

Положение о  народном суде от 30 ноября 1918 г. устанавливало, что для содействия суду в деле наиболее полного выяснения всех обстоятельств, касающихся интересов  обвиняемого или сторон, участвующих  в гражданском процессе, при уездных  и губернских исполкомах Советов  должны учреждаться коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Члены  коллегии считались должностными лицами, им устанавливалась заработная плата  в размере оклада, выплачиваемого народным судьям.

Несмотря  на ряд мер по улучшению организации  коллегий правозаступников, деятельность последних не отвечала тем требованиям, которые государство к ним  предъявляло. Поэтому Положение  о народном суде от 21 октября 1920 г. упразднило коллегии правозаступников и установило новую форму судебной защиты. Осуществление  защиты рассматривалось как общественная повинность всех граждан, способных  выполнять эту обязанность. Граждане, могущие выполнять обязанности  защитника, включались в списки, составляемые в соответствии с Инструкцией  об организации обвинения и защиты на суде от 23 ноября 1920 г. Лица, привлекаемые в качестве защитников, освобождались  от основной работы на требуемый срок; за ними сохранялась заработная плата  на время участия в процессе или  выплачивались суточные из государственных  средств в размере минимума заработной платы. При недостатке защитников из числа указанных лиц суды привлекали в качестве таковых консультантов  отделов юстиции. Такая форма  организации защиты просуществовала  до судебно-правовой реформы 1922 — 1924 гг.

Информация о работе Уголовно-процессуальная деятельность адвоката