Уклонение от уплаты таможенных платежей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:07, реферат

Краткое описание

Налоговые преступления для государств с рыночной экономикой – явление типичное и имеющее массовый характер. Сегодня в России идет становление современной налоговой системы, налаживание работы органов, призванных контролировать поступления налоговых средств в бюджет. Наряду с этим организованный характер приобретает и уклонение от налогообложения, превращающееся в одно из направлений криминальной деятельности.

Оглавление

Введение 3
1 Уклонение от уплаты таможенных платежей как преступление 5
1.1 Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика уклонения от уплаты таможенных платежей 5
1.2 Способы подготовки, совершения и сокрытия уклонения от уплаты таможенных платежей 30
2 Борьба с преступлениями, связанными с уклонением от уплаты таможенных платежей 38
2.1 Проблемы расследования преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей 38
2.2 Правоохранительная деятельность таможенных органов по линии дознания в 2003 – 2005 годах 45
Заключение 67
Список использованной литературы 71

Файлы: 1 файл

Методика расследования преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей.doc

— 529.00 Кб (Скачать)

Для реализации вышеназванных пунктов  Концепции в первую очередь необходимо правовое обеспечение. Как сообщили нам в Главном управлении организации таможенного контроля (ГУОТК), Федеральная таможенная служба принимает участие в подготовке законодательных и нормативных правовых актов, направленных на совершенствование государственного контроля в пунктах пропуска. Так, в рамках этой работы ФСБ России и Минэкономразвития с участием ФТС России были разработаны предложения по совершенствованию государственного контроля в пунктах пропуска. С участием Федеральной таможенной службы был подготовлен и согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации». Еще в августе 2005 года он был внесен в Правительство РФ. В настоящее время он проходит дополнительные согласования с Минсельхозом, Минздравсоцразвития и Минтрансом.

Наверно, это не случайно, потому что  указанный законопроект предусматривает внесение изменений в ряд действующих законов, затрагивающих сферу деятельности ряда министерств и ведомств, в том числе и вышеназванных. Предусматриваемые им изменения касаются Воздушного и Таможенного кодексов Российской Федерации, а также Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и федеральных законов: «О беженцах», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О Государственной границе Российской Федерации», «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», а также «О карантине растений». Одна из новелл – Правительство РФ предполагается наделить полномочиями устанавливать порядок осуществления таможенными органами отдельных действий по обеспечению карантина растений, санитарно-эпидемиологическому надзору, государственному надзору и контролю в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, а также государственного контроля за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска. Как пояснили нам в ГУОТК, выполнение указанных функций таможенными органами возможно только после установления правительством соответствующего порядка и при условии создания и внедрения МИАИС.

Конечно же, данный законопроект –  одно из возможных решений, которое должно пройти этапы законотворческого процесса, прежде чем стать реальностью. Есть и другие точки зрения, например, – контрольные органы должны исполнять свои функции, территориально располагаясь либо в непосредственной близости от пункта пропуска, либо находясь в «нережимной» зоне его территории.

С учетом положений законопроекта, экспертами ФСБ России, Минэкономразвития и ФТС России были разработаны проекты принципиальных решений по организации государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска (далее - Порядок), обустроенных и принятых в эксплуатацию в установленном порядке, и схема автомобильного пункта пропуска, которые согласованы ФТС России и ФСБ России. Порядок в соответствии с проектом предусматривает упорядочение системы государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска в части проведения пограничного и таможенного контроля совместно и одновременно («одно окно»), создания и внедрения МИАИС. Помимо этого, порядок предусматривает также оптимизацию количества государственных контрольных органов в режимной зоне и сокращение времени нахождения подконтрольных объектов в пунктах пропуска. Это, в свою очередь, потребует изменения расположения объектов и инфраструктуры в автомобильных пунктах пропуска, разработки заданий на их проектирование и их проектно-сметной документации с учетом изменений.

О том, что с пунктами пропуска есть проблемы, признается на всех уровнях. Правовое оформление, обустройство и  техническое оснащение многих из них далеки от совершенства. Федеральная целевая программа «Государственная граница (2003-2010)» предусматривает осуществление ряда мер по улучшению сложившейся ситуации, но, как признал глава Минэкономразвития Герман Греф, уже очевидно, что всю проблему обустройства государственной границы эта программа не решит. Так, с учетом заложенных в нее средств, только 35 автомобильных пунктов пропуска будут обустроены и технически оснащены в соответствии с современными требованиями.

По сведениям ГУОТК, в настоящее  время в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и СССР, международными договорами РФ с сопредельными государствами установлены 317 пунктов пропуска. В том числе, 191 автомобильный, 59 железнодорожных, 29 морских, 7 речных, 2 озерных, 8 смешанных, 18 воздушных, 2 пешеходных и 1 паромный. Однако из этого общего числа комплексно обустроены, приняты в эксплуатацию и открыты в установленном порядке лишь 33 автомобильных, 5 железнодорожных, 6 морских и 3 воздушных пунктов пропуска. Кроме того, еще 56 морских и 3 речных порта, а также 65 аэропортов (аэродромов) на территории нашей страны открыты для международного сообщения (международных полетов) в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и СССР. Но пункты пропуска на территории этих 124 транспортных узлах до настоящего времени не установлены и поэтому они не могут быть обустроены, технически оснащены и открыты в установленном порядке.

Мероприятия по оптимизации количества пунктов пропуска, сообщили нам в ГУОТК, осуществляются в рамках реализации пунктов 2 и 3 раздела III заседания Государственной пограничной комиссии от 31 мая 2005 года. Минтранс России с участием ФТС России разработал проект постановления Правительства РФ «Об утверждении форм и порядков ведения паспортов пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации» и направил его на рассмотрение и согласование заинтересованным федеральным органам исполнительной власти. После завершения согласования документ будет внесен в правительство. Далее в течение 6 месяцев после вступления его в силу должна пройти паспортизация пунктов пропуска. Это необходимо для получения сведений о фактическом состоянии пунктов пропуска и мест, где осуществляется пропуск лиц, транспортных средств и товаров, но пункты пропуска не установлены, и их правовом оформлении. На основании этой информации будет проводиться: правовое оформление пунктов пропуска, открытие для международного сообщения (международных полетов) морских, речных портов, аэропортов, аэродромов; закрытие пунктов пропуска, дальнейшее функционирование которых будет признано нецелесообразным; а также открытие тех из них, которые уже существуют де-факто, но правовые акты об их установлении не принимались. Безусловно, этому будет предшествовать большая работа многих ведомств, в том числе Минтранса, Минэкономразвития, Минобороны, ФСБ России совместно с МИДом и МВД, Минсельхозом, Минздравсоцразвития. Им, в частности, необходимо будет выяснить фактическое состояние нормативного правового оформления пунктов пропуска, их обустройства, технического оснащения и кадрового обеспечения, имущества и его собственников (владельцы, балансодержатели), а также организации, осуществляющие хозяйственную и другую деятельность в пунктах пропуска.

Лишь после проведения всей этой работы будет сформирован перечень пунктов пропуска, которые установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Далее будут определены объемы финансирования на их обустройство, оборудование и техническое оснащение. По расчетам Минэкономразвития, общая стоимость мероприятий по реализации Концепции, в том числе и на вышеуказанные проекты, в течение пяти лет составляет порядка 130 миллиардов рублей, в том числе 25 миллиардов рублей уже выделенных под имеющиеся целевые программы. Это, безусловно, немалые средства, однако наличие современных пунктов пропуска – это настоятельная необходимость, к тому же быстро окупаемая и прибыльная для государства. Не стоит забывать и того, что таможенная служба в настоящее время обеспечивает 42 процента доходной части бюджета страны.

 

Заключение

 

Умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных и  особо крупных размерах признается преступлением и наказывается в  соответствии с уголовным законодательством  Российской Федерации. Ответственность  за это преступление предусмотрена ст. 194 УК РФ, целью которой является охрана финансовых интересов государства в сфере взимания таможенных платежей.

К таможенным платежам относятся платежи, уплачиваемые при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу России и в иных предусмотренных законом случаях. К ним относятся: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами и за возобновление действия лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалистов по таможенному оформлению и за возобновление действия аттестатов, таможенные сборы за таможенное оформление, таможенные сборы за хранение товаров, таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах, сборы за включение банков и иных кредитных учреждений в реестр ГГК России и таможенные платежи, взимаемые по единым ставкам.

В настоящее время таможенные платежи  составляют около одной трети всех налоговых поступлений в федеральный бюджет. В этой связи уголовно-правовая охрана интересов государства в части их уплаты является весьма актуальной.

Уклонение от уплаты таможенных платежей впервые было криминализировано в 1994 г. в УК РСФСР 1960 года Федеральным законом от 1 июля 1994 года, и с тех пор текст уголовного закона менялся трижды. Однако ст. 194 УК сформулирована излишне абстрактно: в ней почти нет описания признаков основного состава преступления, если не считать указаний на субъект оплаты и крупный размер неуплаты.

Преступление характеризуется  бездействием – неуплатой таможенных платежей в крупном размере. При пересечении таможенной границы любыми способами, в том числе при пересылке в международных почтовых отправлениях, использовании трубопровода и линий электропередач, законами и подзаконными актами РФ предусматривается обязательная уплата таможенных платежей в определенные сроки. Уклонение от исполнения этой обязанности образует признаки объективной стороны анализируемого преступления. Способы уклонения могут быть различными, например занижение таможенной стоимости перемещаемых товаров, сокрытие товаров, представление недостоверных сведений о стране, из которой импортируется товар, о льготах и т. д. Крупным размером считается сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая 500 тыс. руб. (примечание к ст. 194 УК). Неуплата таможенных платежей на меньшую сумму будет рассматриваться как административное правонарушение (ст. 16.22 КоАП). Преступление признается оконченным с момента истечения сроков, установленных для платежей.

Преступление совершается с прямым умыслом.

Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет, обязанное уплатить таможенные платежи: декларант (частное лицо или таможенный брокер) или иные лица (перевозчик товара, работники таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и т. д. - ст. 16 и 126 ТК).

В статье 194 УК РФ законодатель не определил  конкретные способы совершения налогового преступления в форме уклонения  от уплаты таможенных платежей. Общий порядок уплаты таможенных платежей в настоящее время определен в разделе III ТК РФ. В связи с этим уклонением от уплаты таможенных платежей должно быть признано действие или бездействие, повлекшее нарушение установленной процедуры таможенного регулирования и ставшее причиной уклонения от уплаты таможенных платежей в установленном в разделе III ТК РФ порядке.

В частности, уклонение от уплаты таможенных платежей может выражаться:

- в заявлении в таможенной  декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств;

- в заявлении иных недостоверных  сведений, дающих основание для  освобождения от таможенных платежей  или занижения их размера;

- в недоставлении товаров в  таможенный орган назначения;

- в недекларировании или недостоверном  декларировании товаров;

- в выдаче товаров без разрешения  таможенного органа, без оплаты  за них таможенных платежей;

- в предоставлении в таможенный  орган подложных документов о якобы уплаченных таможенных платежах.

После установления факта уклонения (вне зависимости от способа, которым  это посягательство было осуществлено) основные задачи следствия сводятся:

- к оценке размера ущерба  преступного посягательства;

- к определению состава участников  преступления и роли каждого  из них в совершенном деянии.

До момента установления в ходе расследования указанных обстоятельств  расследование производится согласно части первой статьи 194 УК РФ.

За 2005 год таможенными органами возбуждено 3 264 уголовных дела, что на 23 % больше показателя аналогичного периода 2004 года (возбуждено 2 653  уголовных дела).

Возбуждено по факту:

-  контрабанды -  2899 уголовных дел;

- незаконного экспорта или передачи  сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконного выполнения работ, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружений и военной техники - 1 уголовное дело;

-  уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц  - 356 уголовных дел;

- невозращения из-за границы  средств в иностранной валюте - 8 уголовных дел.

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция РФ
  2. Таможенный кодекс Российской Федерации. М., 2002
  3. Уголовный кодекс РФ
  4. Гражданский кодекс РФ
  5. Кодекс об административных правонарушениях РФ
  6. Налоговый кодекс РФ
  7. Об утверждении Инструкции: Приказ ГТК России от 04.12.2001 №1150
  8. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №23. Ст. 821
  9. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности // Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М., 1996.
  10. Волженкин Б.В. Экономические преступления. Спб., 1999
  11. Горелик А.С. и др. Преступление в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях / Горелик А.С., Шишко И.В., Хлупинаг И. Красноярск, 1998
  12. Дианова Т., Остапенко В. Ширма для нарушителей // Таможня, №21 от 09/11/04
  13. Жалинский А. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей // Законность, №1 – 2001
  14. Зрелов А.П., Краснов М.В. Налоговые преступления. М., Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2004
  15. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. 2-е изд. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997
  16. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Юристъ, 1996
  17. Кузнецов А.П. Уголовный кодекс России: ответственность за таможенные преступления // Следователь. 1998. №9
  18. Ларичев В.Д., Гильмутдинова. Таможенные преступления. М., 2001
  19. Лопашенко Н.А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1997
  20. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятие, проблемы квалификации и наказания. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1997
  21. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Н. Новгород, 1996
  22. Практический комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под общ. ред. Х.Д. Аликперова и Э.Ф. Побегайло. М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001
  23. Преступления в сфере экономической деятельности. СПб., 2002
  24. Российское уголовное право. Особенная часть. М.: Юристъ, 1997
  25. Словарь по уголовному праву / Отв. ред. Наумов А.В. М.: БЕК, 1997
  26. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. №11. Ст. 863; №16. Ст. 1279
  27. Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №10. Ст. 1109
  28. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №2. Ст. 148 и 162; №7. Ст. 546; №9. Ст. 748; №12. Ст. 1054; №20. Ст. 1806; 1997. №1. Ст. 182; №17. Ст. 2017; №46. Ст. 5314; 1998. №1. Ст. 126; №9. Ст. 1120; №35. Ст. 4398 и др.
  29. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №6 Ст. 709
  30. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №26. Ст. 3012
  31. Уголовное право. Особенная часть. Т. 2. М.: НОРМА, 1998
  32. Чучаев А.И., Иванова С.Ю. Таможенные преступления в новом УК РФ // Государство и право. 1998. №11
  33. Яцеленко Б.В. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. М.: ИМП, 1997

Информация о работе Уклонение от уплаты таможенных платежей