Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:07, реферат
Налоговые преступления для государств с рыночной экономикой – явление типичное и имеющее массовый характер. Сегодня в России идет становление современной налоговой системы, налаживание работы органов, призванных контролировать поступления налоговых средств в бюджет. Наряду с этим организованный характер приобретает и уклонение от налогообложения, превращающееся в одно из направлений криминальной деятельности.
Введение 3
1 Уклонение от уплаты таможенных платежей как преступление 5
1.1 Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика уклонения от уплаты таможенных платежей 5
1.2 Способы подготовки, совершения и сокрытия уклонения от уплаты таможенных платежей 30
2 Борьба с преступлениями, связанными с уклонением от уплаты таможенных платежей 38
2.1 Проблемы расследования преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей 38
2.2 Правоохранительная деятельность таможенных органов по линии дознания в 2003 – 2005 годах 45
Заключение 67
Список использованной литературы 71
Для реализации вышеназванных пунктов Концепции в первую очередь необходимо правовое обеспечение. Как сообщили нам в Главном управлении организации таможенного контроля (ГУОТК), Федеральная таможенная служба принимает участие в подготовке законодательных и нормативных правовых актов, направленных на совершенствование государственного контроля в пунктах пропуска. Так, в рамках этой работы ФСБ России и Минэкономразвития с участием ФТС России были разработаны предложения по совершенствованию государственного контроля в пунктах пропуска. С участием Федеральной таможенной службы был подготовлен и согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации». Еще в августе 2005 года он был внесен в Правительство РФ. В настоящее время он проходит дополнительные согласования с Минсельхозом, Минздравсоцразвития и Минтрансом.
Наверно, это не случайно, потому что указанный законопроект предусматривает внесение изменений в ряд действующих законов, затрагивающих сферу деятельности ряда министерств и ведомств, в том числе и вышеназванных. Предусматриваемые им изменения касаются Воздушного и Таможенного кодексов Российской Федерации, а также Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и федеральных законов: «О беженцах», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О Государственной границе Российской Федерации», «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», а также «О карантине растений». Одна из новелл – Правительство РФ предполагается наделить полномочиями устанавливать порядок осуществления таможенными органами отдельных действий по обеспечению карантина растений, санитарно-эпидемиологическому надзору, государственному надзору и контролю в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, а также государственного контроля за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска. Как пояснили нам в ГУОТК, выполнение указанных функций таможенными органами возможно только после установления правительством соответствующего порядка и при условии создания и внедрения МИАИС.
Конечно же, данный законопроект – одно из возможных решений, которое должно пройти этапы законотворческого процесса, прежде чем стать реальностью. Есть и другие точки зрения, например, – контрольные органы должны исполнять свои функции, территориально располагаясь либо в непосредственной близости от пункта пропуска, либо находясь в «нережимной» зоне его территории.
С учетом положений законопроекта, экспертами ФСБ России, Минэкономразвития и ФТС России были разработаны проекты принципиальных решений по организации государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска (далее - Порядок), обустроенных и принятых в эксплуатацию в установленном порядке, и схема автомобильного пункта пропуска, которые согласованы ФТС России и ФСБ России. Порядок в соответствии с проектом предусматривает упорядочение системы государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска в части проведения пограничного и таможенного контроля совместно и одновременно («одно окно»), создания и внедрения МИАИС. Помимо этого, порядок предусматривает также оптимизацию количества государственных контрольных органов в режимной зоне и сокращение времени нахождения подконтрольных объектов в пунктах пропуска. Это, в свою очередь, потребует изменения расположения объектов и инфраструктуры в автомобильных пунктах пропуска, разработки заданий на их проектирование и их проектно-сметной документации с учетом изменений.
О том, что с пунктами пропуска есть проблемы, признается на всех уровнях. Правовое оформление, обустройство и техническое оснащение многих из них далеки от совершенства. Федеральная целевая программа «Государственная граница (2003-2010)» предусматривает осуществление ряда мер по улучшению сложившейся ситуации, но, как признал глава Минэкономразвития Герман Греф, уже очевидно, что всю проблему обустройства государственной границы эта программа не решит. Так, с учетом заложенных в нее средств, только 35 автомобильных пунктов пропуска будут обустроены и технически оснащены в соответствии с современными требованиями.
По сведениям ГУОТК, в настоящее время в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и СССР, международными договорами РФ с сопредельными государствами установлены 317 пунктов пропуска. В том числе, 191 автомобильный, 59 железнодорожных, 29 морских, 7 речных, 2 озерных, 8 смешанных, 18 воздушных, 2 пешеходных и 1 паромный. Однако из этого общего числа комплексно обустроены, приняты в эксплуатацию и открыты в установленном порядке лишь 33 автомобильных, 5 железнодорожных, 6 морских и 3 воздушных пунктов пропуска. Кроме того, еще 56 морских и 3 речных порта, а также 65 аэропортов (аэродромов) на территории нашей страны открыты для международного сообщения (международных полетов) в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и СССР. Но пункты пропуска на территории этих 124 транспортных узлах до настоящего времени не установлены и поэтому они не могут быть обустроены, технически оснащены и открыты в установленном порядке.
Мероприятия по оптимизации количества пунктов пропуска, сообщили нам в ГУОТК, осуществляются в рамках реализации пунктов 2 и 3 раздела III заседания Государственной пограничной комиссии от 31 мая 2005 года. Минтранс России с участием ФТС России разработал проект постановления Правительства РФ «Об утверждении форм и порядков ведения паспортов пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации» и направил его на рассмотрение и согласование заинтересованным федеральным органам исполнительной власти. После завершения согласования документ будет внесен в правительство. Далее в течение 6 месяцев после вступления его в силу должна пройти паспортизация пунктов пропуска. Это необходимо для получения сведений о фактическом состоянии пунктов пропуска и мест, где осуществляется пропуск лиц, транспортных средств и товаров, но пункты пропуска не установлены, и их правовом оформлении. На основании этой информации будет проводиться: правовое оформление пунктов пропуска, открытие для международного сообщения (международных полетов) морских, речных портов, аэропортов, аэродромов; закрытие пунктов пропуска, дальнейшее функционирование которых будет признано нецелесообразным; а также открытие тех из них, которые уже существуют де-факто, но правовые акты об их установлении не принимались. Безусловно, этому будет предшествовать большая работа многих ведомств, в том числе Минтранса, Минэкономразвития, Минобороны, ФСБ России совместно с МИДом и МВД, Минсельхозом, Минздравсоцразвития. Им, в частности, необходимо будет выяснить фактическое состояние нормативного правового оформления пунктов пропуска, их обустройства, технического оснащения и кадрового обеспечения, имущества и его собственников (владельцы, балансодержатели), а также организации, осуществляющие хозяйственную и другую деятельность в пунктах пропуска.
Лишь после проведения всей этой работы будет сформирован перечень пунктов пропуска, которые установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Далее будут определены объемы финансирования на их обустройство, оборудование и техническое оснащение. По расчетам Минэкономразвития, общая стоимость мероприятий по реализации Концепции, в том числе и на вышеуказанные проекты, в течение пяти лет составляет порядка 130 миллиардов рублей, в том числе 25 миллиардов рублей уже выделенных под имеющиеся целевые программы. Это, безусловно, немалые средства, однако наличие современных пунктов пропуска – это настоятельная необходимость, к тому же быстро окупаемая и прибыльная для государства. Не стоит забывать и того, что таможенная служба в настоящее время обеспечивает 42 процента доходной части бюджета страны.
Умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных и особо крупных размерах признается преступлением и наказывается в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации. Ответственность за это преступление предусмотрена ст. 194 УК РФ, целью которой является охрана финансовых интересов государства в сфере взимания таможенных платежей.
К таможенным платежам относятся платежи, уплачиваемые при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу России и в иных предусмотренных законом случаях. К ним относятся: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами и за возобновление действия лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалистов по таможенному оформлению и за возобновление действия аттестатов, таможенные сборы за таможенное оформление, таможенные сборы за хранение товаров, таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах, сборы за включение банков и иных кредитных учреждений в реестр ГГК России и таможенные платежи, взимаемые по единым ставкам.
В настоящее время таможенные платежи составляют около одной трети всех налоговых поступлений в федеральный бюджет. В этой связи уголовно-правовая охрана интересов государства в части их уплаты является весьма актуальной.
Уклонение от уплаты таможенных платежей впервые было криминализировано в 1994 г. в УК РСФСР 1960 года Федеральным законом от 1 июля 1994 года, и с тех пор текст уголовного закона менялся трижды. Однако ст. 194 УК сформулирована излишне абстрактно: в ней почти нет описания признаков основного состава преступления, если не считать указаний на субъект оплаты и крупный размер неуплаты.
Преступление характеризуется бездействием – неуплатой таможенных платежей в крупном размере. При пересечении таможенной границы любыми способами, в том числе при пересылке в международных почтовых отправлениях, использовании трубопровода и линий электропередач, законами и подзаконными актами РФ предусматривается обязательная уплата таможенных платежей в определенные сроки. Уклонение от исполнения этой обязанности образует признаки объективной стороны анализируемого преступления. Способы уклонения могут быть различными, например занижение таможенной стоимости перемещаемых товаров, сокрытие товаров, представление недостоверных сведений о стране, из которой импортируется товар, о льготах и т. д. Крупным размером считается сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая 500 тыс. руб. (примечание к ст. 194 УК). Неуплата таможенных платежей на меньшую сумму будет рассматриваться как административное правонарушение (ст. 16.22 КоАП). Преступление признается оконченным с момента истечения сроков, установленных для платежей.
Преступление совершается с прямым умыслом.
Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет, обязанное уплатить таможенные платежи: декларант (частное лицо или таможенный брокер) или иные лица (перевозчик товара, работники таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и т. д. - ст. 16 и 126 ТК).
В статье 194 УК РФ законодатель не определил конкретные способы совершения налогового преступления в форме уклонения от уплаты таможенных платежей. Общий порядок уплаты таможенных платежей в настоящее время определен в разделе III ТК РФ. В связи с этим уклонением от уплаты таможенных платежей должно быть признано действие или бездействие, повлекшее нарушение установленной процедуры таможенного регулирования и ставшее причиной уклонения от уплаты таможенных платежей в установленном в разделе III ТК РФ порядке.
В частности, уклонение от уплаты таможенных платежей может выражаться:
- в заявлении в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств;
- в заявлении иных
- в недоставлении товаров в таможенный орган назначения;
- в недекларировании или
- в выдаче товаров без
- в предоставлении в таможенный орган подложных документов о якобы уплаченных таможенных платежах.
После установления факта уклонения (вне зависимости от способа, которым это посягательство было осуществлено) основные задачи следствия сводятся:
- к оценке размера ущерба преступного посягательства;
- к определению состава
До момента установления в ходе
расследования указанных
За 2005 год таможенными органами возбуждено 3 264 уголовных дела, что на 23 % больше показателя аналогичного периода 2004 года (возбуждено 2 653 уголовных дела).
Возбуждено по факту:
- контрабанды - 2899 уголовных дел;
- незаконного экспорта или
- уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц - 356 уголовных дел;
- невозращения из-за границы средств в иностранной валюте - 8 уголовных дел.