Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:07, реферат
Налоговые преступления для государств с рыночной экономикой – явление типичное и имеющее массовый характер. Сегодня в России идет становление современной налоговой системы, налаживание работы органов, призванных контролировать поступления налоговых средств в бюджет. Наряду с этим организованный характер приобретает и уклонение от налогообложения, превращающееся в одно из направлений криминальной деятельности.
Введение 3
1 Уклонение от уплаты таможенных платежей как преступление 5
1.1 Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика уклонения от уплаты таможенных платежей 5
1.2 Способы подготовки, совершения и сокрытия уклонения от уплаты таможенных платежей 30
2 Борьба с преступлениями, связанными с уклонением от уплаты таможенных платежей 38
2.1 Проблемы расследования преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей 38
2.2 Правоохранительная деятельность таможенных органов по линии дознания в 2003 – 2005 годах 45
Заключение 67
Список использованной литературы 71
Содержание
Налоговые преступления для государств с рыночной экономикой – явление типичное и имеющее массовый характер. Сегодня в России идет становление современной налоговой системы, налаживание работы органов, призванных контролировать поступления налоговых средств в бюджет. Наряду с этим организованный характер приобретает и уклонение от налогообложения, превращающееся в одно из направлений криминальной деятельности.
Несмотря на относительно небольшой удельный вес преступлений экономической направленности в общем числе зарегистрированных преступлений (около 15%), ущерб от их совершения многократно превышает совокупные материальные потери от общеуголовных преступлений и ежегодно достигает, по данным МВД России, более 60 млрд. рублей.
Преступные посягательства оказывают значительное влияние на дестабилизацию банковской, внешнеэкономической, торговой деятельности, инвестиционный климат и производство.
Умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных и особо крупных размерах признается преступлением и наказывается в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации. Ответственность за это преступление предусмотрена ст. 194 УК РФ, целью которой является охрана финансовых интересов государства в сфере взимания таможенных платежей.
Под таможенными платежами в соответствии со ст. 318 ТК РФ понимаются платежи, уплачиваемые при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу России и в иных предусмотренных законом случаях. К ним относятся: ввозная и вывозная таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, таможенные сборы. Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным Таможенным Кодексом Российской Федерации для взимания ввозной таможенной пошлины.
В настоящее время таможенные платежи составляют около одной трети всех налоговых поступлений в федеральный бюджет. В этой связи уголовно-правовая охрана интересов государства в части их уплаты является весьма актуальной.
Целью написания дипломной работы является анализ правоохранительной деятельности таможенных органов по линии дознания в 2005 г. Для достижения данной цели в дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, в котором сделаны выводы по работе и списка использованной литературы.
Уклонение от уплаты таможенных платежей – преступление в сфере таможенного дела; умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных и особо крупных размерах физическим лицом, должностным лицом либо лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; признается преступлением и наказывается в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.
Уклонение от уплаты таможенных платежей впервые было криминализировано в 1994 г. в УК РСФСР 1960 года Федеральным законом от 1 июля 1994 года1, и с тех пор текст уголовного закона менялся трижды. Однако ст. 194 УК сформулирована излишне абстрактно: в ней почти нет описания признаков основного состава преступления, если не считать указаний на субъект оплаты и крупный размер неуплаты.
Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей впервые была введена. Посвященная этому вопросу ст. 162.6 УК РСФСР была сформулирована следующим образом:
«Умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах наказывается лишением свободы на срок до одного года или штрафом от трехсот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда.
Умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в особо крупных размерах наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой или штрафом от пятисот до тысячи минимальных размеров оплаты труда.
Действия, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты таможенных платежей, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества».
В примечании к ст. 162.6 УК РСФСР было предусмотрено, что под уклонением от уплаты таможенных платежей в крупных размерах следует понимать уклонение, при котором сумма неуплаченных таможенных платежей превышает двести минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупных размерах – тысячу минимальных размеров оплаты труда.
В УК РФ 1996 г. этот состав преступления сохранен (ст. 194). В первоначальной редакции ст. 194 УК под наименованием «Уклонение от уплаты таможенных платежей» структурно состояла из двух частей: в части первой предусматривалась ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере, а в части второй – за то же деяние, совершенное неоднократно.
В примечании к ст. 194 УК было предусмотрено, что уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если стоимость неуплаченных таможенных платежей превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда. Федеральным законом от 25 июня 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации2» состав преступления, предусмотренного ст. 194 УК, получил другое наименование: «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица».
В ч. 1 ст. 194 УК РФ (в новой редакции) было установлено: «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до семи месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет».
В ч. 2 ст. 194 УК РФ предусматривалось:
«То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также статьями 198 или 199 настоящего Кодекса;
в) неоднократно;
г) в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
В примечании к ст. 194 УК указывалось, что уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере – три тысячи минимальных размеров оплаты труда.
Из анализа уголовного закона следует, что родовой и видовой объекты данного состава преступления те же, что и применительно к составам преступлений, предусмотренных ст. ст. 198 и 199 УК. По поводу непосредственного объекта данного состава преступления в литературе высказаны различные точки зрения3. С учетом места расположения этого состава преступления в главе 22 УК Горелик А.С. полагает, что объектом данного преступления являются охраняемые законом отношения по формированию внутреннего товарного рынка. При этом он ссылается как на основание такого подхода на ст. 1 Закона РФ «О таможенном тарифе»4. Чучаев А.И., Иванова С.Ю.5 объектом рассматриваемого состава преступления называют общественные отношения в сфере таможенного дела. Панченко П.Н.6 объектом данного деяния считает общественные отношения в определенной сфере таможенного дела, а Кузнецов А.П.7 и Волженкин Б.В.8 основным непосредственным объектом уклонения от уплаты таможенных платежей называют общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности государства по поводу регулирования бюджета, а дополнительным – общественные отношения, складывающиеся в сфере государственно-таможенного регулирования.
Представляется, что непосредственным объектом уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, является установленный федеральным законом порядок общественных отношений, складывающихся по поводу исчисления и уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц.
О том, что видовым объектом данного преступления является установленный федеральным законодательством порядок общественных отношений в сфере налогообложения, уплаты налогов, таможенных платежей и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, свидетельствуют следующие законодательные акты.
Во-первых, согласно ст. 13 Налогового кодекса РФ таможенная пошлина и таможенные сборы отнесены к федеральным налогам и сборам. Во-вторых, в соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса РФ таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи рассматриваются как самостоятельный вид налоговых доходов федерального бюджета. В-третьих, согласно ст. ст. 30 и 34 Налогового кодекса РФ таможенные органы обладают полномочиями налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Таможенные органы, как и налоговые органы, образуют организационно и функционально единую систему и входят в структуру федеральных органов исполнительной власти. Они осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством о налогах и сборах и взаимодействуют между собой в области контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов в бюджет страны.
Предметом рассматриваемого преступления являются таможенные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц. Предмет этого деяния характеризуется двумя признаками: качественными и количественными. Качественными признаками его являются виды таможенных платежей, определенные в п. п. 18 – 20 ст. 18 Таможенного кодекса РФ9. Количественный признак выражается в размере таможенных платежей. Согласно п. 18 ст. 18 Таможенного кодекса РФ таможенные платежи – это таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации. По смыслу п. 19 ст. 18 ТК РФ под таможенной пошлиной понимается платеж, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию России или при вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Под налогами понимаются налоги, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации (п. 20 ст. 18 ТК). Они уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. В соответствии со ст. 318 Таможенного кодекса РФ к таможенным платежам относятся: 1) таможенная пошлина; 2) налог на добавленную стоимость; 3) акцизы; 4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий; 5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновлению действия аттестата; 6) таможенные сборы за таможенное оформление; 7) таможенные сборы за хранение товаров; 8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; 9) плата за информирование и консультирование; 10) плата за принятие предварительного решения; 11) плата за участие в таможенных аукционах.
Таможенная пошлина взимается в размере, установленном Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе»10. Таможенный тариф выполняет роль инструмента налоговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимодействии с мировым рынком, а также устанавливает определенные правила обложения товаров пошлиной при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации. Таможенный тариф представляет собой перечень таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, и систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности11. Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации12.
Понятие таможенной пошлины раскрывается в ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»13 и в ст. 11 Таможенного кодекса РФ. Как уже говорилось выше, таможенная пошлина – это платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза и вывоза.