Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:07, реферат
Налоговые преступления для государств с рыночной экономикой – явление типичное и имеющее массовый характер. Сегодня в России идет становление современной налоговой системы, налаживание работы органов, призванных контролировать поступления налоговых средств в бюджет. Наряду с этим организованный характер приобретает и уклонение от налогообложения, превращающееся в одно из направлений криминальной деятельности.
Введение 3
1 Уклонение от уплаты таможенных платежей как преступление 5
1.1 Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика уклонения от уплаты таможенных платежей 5
1.2 Способы подготовки, совершения и сокрытия уклонения от уплаты таможенных платежей 30
2 Борьба с преступлениями, связанными с уклонением от уплаты таможенных платежей 38
2.1 Проблемы расследования преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей 38
2.2 Правоохранительная деятельность таможенных органов по линии дознания в 2003 – 2005 годах 45
Заключение 67
Список использованной литературы 71
По товарному аспекту за 9 месяцев 2004 года показатели распределились следующим образом:
По статье 188 УК РФ – «Контрабанда»:
- иностранной валюты – 168 уголовных дел;
- автомобилей – 329 уголовных дел;
- наркотических средств – 403 уголовных дела;
- товаров народного потребления – 234 уголовных дела;
- культурных, исторических ценностей – 91 уголовное дело;
- сильнодействующих веществ – 68 уголовных дел.
По статье 194 УК РФ – «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»:
- продуктов питания – 13 уголовных дел;
- автомобилей – 161 уголовное дело;
- товаров народного потребления – 15 уголовных дел;
- иные товары – 39 уголовных дел.
Общая стоимость товаров и
Сумма уклонений от уплаты таможенных платежей по преступлениям, квалифицируемым по ст.194 УК РФ за 9 месяцев 2004 года составила 965, 2 млн. рублей.
Сумма невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте по преступлениям, квалифицируемым по ст. 193 УК РФ составила 494, 6 млн. рублей.
По возбужденным уголовным делам изъято:
- иностранной валюты – 6,35 млн. долларов США;
- валюты РФ – 4,93 млн. рублей;
- драгоценных металлов 50 кг.;
- черных металлов – 84 тонны;
- цветных металлов – 18 тонн;
- продуктов питания – на 68,5 млн. рублей;
- автомобилей – на 218,6 млн. рублей;
- товаров народного потребления – на 305,2 млн. рублей;
- наркотических средств 373 кг.;
- сильнодействующих веществ – 19,9 кг.;
- культурных, исторических ценностей - 1708 шт.;
- леса и лесоматериалов – на 400,2 тыс. рублей;
- военной техники и вооружения – 19 666 шт.;[2]
- взрывчатых веществ – 31,6 кг.;
- боеприпасов и патронов к гражданскому оружию – 698 шт.
С января по сентябрь 2004 года таможенными органами Российской Федерации было возбуждено 58 445 дел об административных правонарушениях.
Из них:
- без проведения
- с проведением
Таблица 2.4
Количество возбужденных таможенными органами дел об административных правонарушениях с распределением по регионам
Наименование таможенного органа |
Количество возбужденных дел об АП с января по сентябрь 2004 года |
1 |
2 |
Центральное ТУ |
12717 |
Северо-западное ТУ |
14871 |
Сибирское ТУ |
6617 |
Приволжское ТУ |
6534 |
Южное ТУ |
6146 |
Уральское ТУ |
5305 |
Дальневосточное ТУ |
5164 |
Шереметьевская таможня |
552 |
Домодедовская таможня |
431 |
Энергетическая таможня |
76 |
Внуковская таможня |
32 |
С января по сентябрь 2004 года наибольшее количество дел об административных правонарушениях возбуждено по следующим составам:
- ст. 16.2 КоАП РФ (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств) – 13 168 дел об АП;
- cт. 16.12 КоАП РФ (нарушение сроков представления таможенной декларации) – 9 321 дело об АП;
- cт . 16.17 КоАП РФ (неисполнение требований таможенного режима экспорт о зачислении на счета в уполномоченных банках валютной выручки) – 7 778 дел об АП;
- ст. 16.18 КоАП РФ (невывоз за пределы
таможенной территории
- cт. 16.10 КоАП РФ (несоблюдение срока или маршрута доставки товаров и (или) транспортных средств) – 4 980 дел об АП;
- cт. 16.1 КоАП РФ (незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации) – 4 703 дела об АП;
- cт. 16.3 КоАП РФ (перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации и других запретов и ограничений) – 2 516 дел об АП;
- cт. 16.16 КоАП РФ (непринятие мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств) – 2 441 дело об АП;
- cт. 16.9 КоАП РФ (выдача без разрешения таможенного органа, утрата либо недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них) – 2 103 дела об АП;
- cт. 16.21 КоАП РФ (приобретение ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил товаров и (или) транспортных средств) – 1 224 дела; об АП
- ст. 16.5 КоАП РФ (нарушение режима зоны таможенного контроля) – 1 058 дел об АП;
- ст. 16.15 КоАП РФ (непредставление в таможенный орган отчетности и несоблюдение порядка ведения учета) – 750 дел об АП.
Три четверти правонарушений были совершены
при ввозе товаров и
При этом наибольшее количество правонарушений
связано с недекларированием
или недостоверным
Предметами административных правонарушений чаще всего являлись автотранспортные средства, древесина и изделия из нее, текстильные материалы и текстильные изделия и машины и оборудование.
Таблица 2.5
Товарный аспект административных правонарушений за 9 месяцев 2004 года
Товарный аспект административных правонарушений |
Количество дел |
Группа 8703 -Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства |
9317 |
Раздел IX - Древесина и изделия из древесины |
3343 |
Раздел XI - Текстильные материалы и текстильные изделия |
3245 |
Раздел XVI -Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; и их части и т т.д. |
2817 |
Раздел XV - Недрагоценные металлы и изделия из них |
2468 |
Раздел II - Продукты растительного происхождения |
2163 |
Раздел XVII - Средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование |
1889 |
Раздел I – Живые животные; продукты животного происхождения |
1488 |
Группа 8704 - Автомобили грузовые |
1467 |
Раздел VI - Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности |
1368 |
Раздел VII - Полимерные материалы, пластмассы и изделия из них; каучук, резина и изделия из них |
1213 |
Раздел XIII – Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды и т.д. |
1114 |
Раздел IV - Готовые пищевые продукты; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; табак и его заменители |
1068 |
Раздел XX -Промышленные товары (мебель, постельные принадлежности и т.д.) |
1056 |
Раздел XII - Обувь, головные уборы, зонты, солнцезащитные зонты и т.д. |
1046 |
Группа 85 - Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука |
1028 |
Принято 52 264 решения по результатам рассмотрения дел об АП, из них должностными лицами таможенных органов 43 817 решений, судом 8 447 решений, в том числе в отношении:
- юридических лиц – 21 459 решений;
- физических лиц – 23 619 решений;
- должностных лиц – 7 150 решений;
- неустановленных лиц – 36 решений.
Назначено наказаний по 45 105 делам об АП, на сумму 3,26 млрд. рублей, из них должностными лицами таможенных органов по 38 030 делам об АП (на сумму 2,55 млрд. руб.), судом по 7 075 делам об АП (на сумму 711,1 млн. руб.), в том числе:
- 3 895 предупреждений;
- 37 057 административных штрафов, на сумму 2,84 млрд. рублей;
- 5 285 случаев конфискации орудий совершения или предметов АП, на сумму 421,5 млн. рублей.
Наказания по делам об административных
правонарушениях были назначены
в отношении следующих субъекто
Таблица 2.6
Наказания по делам об административных правонарушениях
Субъект правонарушения |
Количество дел |
Сумма |
Должностные лица |
6 336 |
151,9 млн. рублей |
Физические лица |
21 630 |
303 млн. рублей |
Юридические лица |
17 139 |
2,8 млрд. рублей |
За 2005 год таможенными органами возбуждено 3 264 уголовных дела, что на 23 % больше показателя аналогичного периода 2004 года (возбуждено 2 653 уголовных дела).
Рис. 2.4 Поступления от таможенных платежей в 2004 – 2005 годах
Возбуждено по факту:
- контрабанды - 2899 уголовных дел;
- незаконного экспорта или
- уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц - 356 уголовных дел;
- невозращения из-за границы средств в иностранной валюте - 8 уголовных дел.
Рис. 2.5 Динамика возбуждения уголовных дел в период с января по декабрь 2005 года
Стоимость незаконно перемещенных товаров и транспортных средств составила 6,28 млрд. рублей, размер неуплаченных таможенных платежей – 1,83 млрд. рублей, сумма невозвращенной валютной выручки – 700,5 млн. рублей.
С января по декабрь 2005 года таможенными органами Российской Федерации было возбуждено 64 852 дела об административных правонарушениях.
В 2005 году наибольшее количество дел об административных правонарушениях возбуждено по следующим составам:
- недекларирование либо
- незаконное перемещение
- невывоз либо неосуществление
обратного ввоза товаров и
(или) транспортных средств
- нарушение сроков временного хранения товаров – 3 997 дел об АП;
- нарушение режима зоны таможенного контроля – 2 961 дело об АП;
- несоблюдение запретов и (или)
ограничений на ввоз товаров
на таможенную территорию
- недоставка, выдача без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них – 1525 дел об АП.
Назначено наказаний по 50 251 делу об АП, на сумму 11,3 млрд. рублей, из них должностным лицом таможенного органа по 40 612 делам об АП (на сумму 2,3 млрд. руб.), судом или уполномоченным органом по 9 639 делам об АП (на сумму 9,01 млрд. руб.).
Одобренную российским правительством в конце 2005 года Концепцию развития таможенных органов предполагается реализовать в два этапа. Первый этап (до 2008 года), в частности, включает в себя проведение мероприятий по оптимизации количества пунктов пропуска, а также совершенствование организации государственного контроля в пунктах пропуска.
Одобренную российским правительством в конце 2005 года Концепцию развития таможенных органов предполагается реализовать в два этапа. Первый этап (до 2008 года), в частности, включает в себя проведение мероприятий по оптимизации количества пунктов пропуска, а также совершенствование организации государственного контроля в пунктах пропуска.
О необходимости работы в пунктах пропуска по принципу «одна остановка» и «одно окно», как, впрочем, и о создании межведомственной интегрированной автоматизированной системы (МИАИС), говорилось давно. Такая система позволяет формировать базы данных контрольных органов и работать с ними. Она функционирует в режиме реального времени, позволяя осуществлять предоставление, сбор, обработку, хранение и использование информации о лицах, транспортных средствах и товарах, прибывающих или убывающих на территорию Российской Федерации, а также создает условия, необходимые для организации работы органов фитосанитарного, ветеринарного, транспортного и санитарно-карантинного надзора. При этом всегда подчеркивается, что вышеназванные контрольные органы никоим образом «не выпадут из обоймы». Вся информация, благодаря «одному окну», в режиме реального времени будет стекаться в МИАИС. Это, кстати, существенным образом сократит время таможенного оформления, а сами таможенники при этом перестанут работать вслепую. Не секрет, что сегодня нередко представляются липовые санитарные, фито- и ветеринарные сертификаты, просроченные лицензии и фальшивые разрешения, которые практически невозможно быстро проверить. А благодаря МИАИС каждая служба сможет получить необходимую информацию и принять решение, что делать с перемещаемым грузом, – досмотреть, запросить дополнительные данные и так далее.