Уклонение от уплаты таможенных платежей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:07, реферат

Краткое описание

Налоговые преступления для государств с рыночной экономикой – явление типичное и имеющее массовый характер. Сегодня в России идет становление современной налоговой системы, налаживание работы органов, призванных контролировать поступления налоговых средств в бюджет. Наряду с этим организованный характер приобретает и уклонение от налогообложения, превращающееся в одно из направлений криминальной деятельности.

Оглавление

Введение 3
1 Уклонение от уплаты таможенных платежей как преступление 5
1.1 Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика уклонения от уплаты таможенных платежей 5
1.2 Способы подготовки, совершения и сокрытия уклонения от уплаты таможенных платежей 30
2 Борьба с преступлениями, связанными с уклонением от уплаты таможенных платежей 38
2.1 Проблемы расследования преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей 38
2.2 Правоохранительная деятельность таможенных органов по линии дознания в 2003 – 2005 годах 45
Заключение 67
Список использованной литературы 71

Файлы: 1 файл

Методика расследования преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей.doc

— 529.00 Кб (Скачать)

Таким образом, можно выделить следующие  элементы состава данного преступления:

Объектом преступления признается установленный российским государством порядок взимания налогов как составной части его финансовой системы.

Предметом преступления являются таможенные платежи, которые полежат уплате в установленном порядке при  перемещении товаров и иных транспортных средств через таможенную границу России и в иных предусмотренных Таможенным кодексом РФ случаях. Причем неуплаченные таможенные платежи признаются предметом преступления лишь в том случае, если имеют крупные размеры, т. е. когда их сумма превышает одну тысячу минимальных размеров труда.

Объективная сторона преступления характеризуется как совершением действий, направленных на уклонение от уплаты таможенных платежей, так и бездействием — неуплатой таможенных платежей в установленные сроки, и выражается, как правило:

  • в заявлении в документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений, дающих основание для неуплаты (как полной, так и частичной) таможенных платежей;
  • в предоставлении таможенным органам ненадлежащих финансовых документов, подтверждающих факт уплаты или являющихся обеспечением уплаты таможенных платежей;
  • в отзыве плательщиком платежных документов на перечисление банком денежных средств на счета таможенных органов;
  • в сокрытии плательщиком счетов в банках и других кредитных учреждениях, на которых имеются средства, необходимые для уплаты таможенных платежей;
  • в нарушении сроков уплаты таможенных платежей. Для привлечения лица к ответственности за совершение данного преступления не имеет значения, от уплаты одного или нескольких видов таможенных платежей уклонилось данное лицо. Важно лишь, чтобы сумма неуплаченных таможенных платежей в обоих случаях отвечала критерию крупного размера. Причем, если эта сумма образовалась в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, то для привлечения лица к ответственности необходимо доказать, что неуплата этих видов таможенных платежей охватывалась единым умыслом виновного.

Субъектом преступления может быть любое вменяемое достигшее 16-летнего возраста лицо, обязанное в соответствии с таможенным законодательством уплатить таможенные платежи. Лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные (без уплаты установленных таможенных платежей) товары и транспортные средства и которым было известно об этом в момент приобретения таких товаров или транспортных средств, подлежат ответственности за соучастие в совершении данного преступления. В то же время в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2001 г. №202-О «Об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 1999 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного Кодекса Российской Федерации» добросовестные покупатели, которые не знали и не должны были знать о незаконности ввоза товара на территорию Российской Федерации, ответственности за данное преступление не несут и товар у них не может быть конфискован, а также к ним не могут быть предприняты другие меры уголовного преследования.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины: лицо сознает общественную опасность своих действий (бездействия) и желает уклониться от уплаты таможенных платежей.

Неуплата таможенных платежей в установленные сроки по неосторожности состава преступления не образует, но при этом влечет административную ответственность за нарушение таможенных правил. Такая же ответственность наступает и в случае умышленного уклонения от уплаты таможенных платежей не в крупном размере.

Уклонение от уплаты таможенных платежей наказывается штрафом в размере  от 100 до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Иная ответственность установлена  за квалифицированный вид уклонения  от уплаты таможенных платежей, т. е. когда  оно совершено либо:

• группой лиц по предварительному сговору;

• либо если деяние совершено в  особо крупных размерах.

При наличии хотя бы одного из указанных  выше признаков уклонение от уплаты таможенных платежей наказывается уже  по-другому: либо штрафом в размере  от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном  размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает пятьсот тысяч  рублей, а в особо крупном размере  – один миллион пятьсот тысяч рублей.

1.2 Способы подготовки, совершения и сокрытия уклонения от уплаты таможенных платежей

 

В статье 194 УК РФ законодатель не определил конкретные способы совершения налогового преступления в форме уклонения от уплаты таможенных платежей. Общий порядок уплаты таможенных платежей в настоящее время определен в разделе III ТК РФ. В связи с этим уклонением от уплаты таможенных платежей должно быть признано действие или бездействие, повлекшее нарушение установленной процедуры таможенного регулирования и ставшее причиной уклонения от уплаты таможенных платежей в установленном в разделе III ТК РФ порядке.

В частности, уклонение  от уплаты таможенных платежей может  выражаться:

- в заявлении  в таможенной декларации и  иных документах, необходимых для  таможенных целей, недостоверных  сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств;

- в заявлении  иных недостоверных сведений, дающих  основание для освобождения от  таможенных платежей или занижения  их размера;

- в недоставлении  товаров в таможенный орган  назначения;

- в недекларировании  или недостоверном декларировании  товаров;

- в выдаче  товаров без разрешения таможенного  органа, без оплаты за них таможенных  платежей;

- в предоставлении  в таможенный орган подложных  документов о якобы уплаченных  таможенных платежах25.

Имитация процедуры временного хранения товара на СВХ служит надежной ширмой для нарушителей таможенного  законодательства. Суть этого явления  заключается в том, что по документам товар числится на складе, а в  реальности он уже продан или используется по назначению, но таможенные платежи и налоги за него государству уплачены не были. Почему же много лет преступники безнаказанно пользуются этой уловкой?

Имитация процедуры  временного хранения на СВХ или складах  получателя товаров осуществляется с помощью оформления соответствующих этой процедуре недостоверных документов. Документы эти предъявляются в таможенные органы в качестве подтверждения, что груз находится на складе, хотя фактически он туда не был помещен.

Совершение указанных  обманных действий со стороны владельцев складов было достаточно широко распространено при действии старых таможенных правил. После вступления в силу нового Таможенного кодекса, особенно в связи с использованием недобросовестными участниками ВЭД положений 68-й («Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц») и 117-й («Временное хранение на складе получателя товаров») его статей, такого рода незаконные действия обещают стать массовыми.

Имитация процедуры временного хранения наносит большой вред государственным интересам, так как скрывает от таможенных органов фактическую недоставку товаров перевозчиком либо случаи обмана добросовестных перевозчиков, когда грузы незаконно захватывались у них на автостоянках, площадках и складских территориях (непосредственно примыкающих к складам временного хранения, но таковыми не являющимися) представителями получателя товаров или иными заинтересованными лицами, необоснованно выдававшими себя за работников СВХ или сотрудников соответствующего таможенного органа.

Имитация владельцами СВХ и  получателями товаров процедуры  временного хранения используется ими  для незаконной реализации товаров, фальсификации товаросопроводительных документов или их замены с целью  занижения размеров подлежащих уплате таможенных платежей при последующем недостоверном декларировании фактически уже отсутствующих товаров, а также с целью сокрытия действительных отправителей или получателей товаров, то есть лиц, совершивших контрабанду и уклонение от уплаты таможенных платежей.

В следственной практике возникают сложности как с квалификацией таких противоправных действий, так и с привлечением лиц, их совершивших, к уголовной ответственности.

Согласно пункту 5 статьи 33 Уголовного кодекса РФ, такие  действия, как имитация процедуры  временного хранения, должны квалифицироваться как пособничество совершению контрабанды и уклонению от уплаты таможенных платежей. Другими словами, «имитаторы» создают благоприятные условия для совершения преступлений и сокрытия их следов.

Если лица, организовавшие или непосредственно совершавшие контрабанду товаров или уклонение от уплаты таможенных платежей, сами занимались оформлением документов, имитирующих временное хранение, то они должны рассматриваться и относительно действий по имитации временного хранения как организаторы, либо как исполнители контрабанды или уклонений от уплаты таможенных платежей.

Обнаружить имитацию временного хранения груза на СВХ  и на складах получателя товара в  период совершения преступления не представляет большой сложности. При проведении таможенными органами оперативно-поисковых мероприятий и процедур таможенного контроля (инвентаризации, осмотра помещений, складов) фиксируется отсутствие товаров, которые по документам значатся как помещенные на склад для временного хранения.

Трудности в установлении фактов имитации процедуры временного хранения возникают при осуществлении последующего таможенного контроля, когда товары, по документам, уже выпущены для использования либо значатся помещенными под другой таможенный режим, при котором они не доступны для таможенного досмотра или таможенного осмотра.

В таких случаях  факты имитации процедуры временного хранения устанавливаются путем  проведения сложных таможенных ревизий, в ходе которых анализируются  документы пропускной системы складов, бухгалтерские и иные документы, отражающие перемещение товаров в складских помещениях, объемы заполнения этих помещений, а также документы внесистемного (неофициального) учета движения товаров на складах, товаросопроводительные документы перевозчиков, если таковые имеются.

Если в таможенный орган поступили сведения о действительных получателях импортных контрабандных  товаров (которые незаконно получали, обрабатывали и реализовывали не прошедшие таможенное оформление товары в период имитации их хранения на СВХ и на складах подставных получателей), то объектами таможенной ревизии назначаются именно эти юридические лица. Все обстоятельства имитации процедуры временного хранения товаров подлежат обязательному установлению в ходе расследования уголовных дел о контрабанде и об уклонении от уплаты таможенных платежей, так как они прямо касаются фактической стороны совершения этих преступлений и конкретных лиц в них участвующих.

Сложность привлечения  к уголовной ответственности  за имитацию процедуры временного хранения заключается в том, что без установления основных организаторов и исполнителей (контрабанды и преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей), в чьих интересах совершалось это правонарушение, и без их допросов с целью получения достоверных сведений, не возможно (или крайне сложно) определить реальную роль в преступлении руководителей и работников складов.

Учитывая, что  контрабанду и уклонение от уплаты таможенных платежей в торговом обороте  совершают организованные преступные группы, действующие с применением сложных приемов конспирации, у таможенных органов на начальном этапе (а в некоторых случаях и на всем протяжении) расследования объективной информации об организаторах и исполнителях указанных преступлений, как правило, не бывает.

В результате, выполнение следственных действий возможно лишь с руководителями и работниками  складов, имитировавшими процедуру  временного хранения товаров, то есть с лицами, представляющими, скорее всего, второстепенное (и последнее) звено  преступной группы. К тому же привлечение их к уголовной ответственности, по уже упомянутым причинам, в подавляющем большинстве случаев невозможно. Подобная безнаказанность провоцирует «имитаторов» на совершение иных, еще более тяжких таможенных правонарушений.

Единственный выход из создавшейся критической ситуации – установление специальной, весьма строгой уголовной ответственности за имитацию процедуры временного хранения, повлекшей за собой особо тяжкие последствия. Чтобы это осуществить, необходимо внести соответствующие дополнения и изменения в диспозицию норм части 1 статьи 188 УК РФ и статьи 194 УК РФ. Может быть также рассмотрен вопрос о дополнении Уголовного кодекса новой специальной нормой (статья 1941), в которой предусматривалась бы уголовная ответственность за имитацию таможенной процедуры временного хранения товаров.

Возбуждение таможенными  органами уголовных дел при обнаружении  в ходе таможенного контроля случаев  имитации процедуры временного хранения и проведение дознания по таким делам  будет являться логическим продолжением проводимых контрольных мероприятий.

Проведение дознания по таким делам не представляет сложности  и вполне укладывается в установленный  УПК РФ срок – тридцать суток. В то время как расследование уголовных дел, возбужденных по признакам преступлений, предусмотренных статьями 188 и 194 Уголовного кодекса РФ, длится несколько лет.

Противоправные  действия по имитации временного хранения товаров совершаются хорошо известными таможенным органам лицами. По таким  делам не потребуется проведение многоходовых и сложных оперативно-розыскных мероприятий по установлению личностей преступников. В ходе дознания в процессуальную форму будут в основном облекаться результаты ранее проведенного таможенного контроля, выявившего имитацию временного хранения, а не результаты оперативно-розыскной деятельности26.

Информация о работе Уклонение от уплаты таможенных платежей